Изучение любой литературы сводится не просто к вычитке, но и тщательной переработке. Порой для выделения деталей, тенденций пользователям предстоит сравнивать литературные источники. Притом они могут относиться к разным периодам и веяниям. Чтобы правильно и грамотно сличать такие творения, важно понимать и следовать принципам сравнительного литературоведения.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки сопоставления произведений
Сравнительное литературоведение представляет собой особую научную плоскость, которая находится на стыке истории и литературы. С ее помощью люди могут глубже проникать в любой материал. Изучая избранную тематику с ретроспективной точки зрения, а также с творческой позиции.
Эта парадигма призвана помогать пользователям в выделении сути изучаемого материала, а также подчеркивать специфические черты, основные характеристики во временном пространстве, между различными нациями и культурами, странами. Благодаря более глубокому погружению в информацию, пользователи получают более точные сведения об описанных явлениях, могут определить влияние первоисточников друг на друга и др.

Студенты филологических и лингвистических специальностей изучают классические и современные литературные произведения. Чтобы лучше проникнуть в их суть, выделить особенности каждого из творений, им приходится сопоставлять их между собой. Притом нередко универсантам предстоит сравнивать труды, написанные в разные периоды времени, эпохи или из различных культурных и духовных миров. Данной манипуляции посвящен целый раздел сравнительного литературоведения.
Он изучает тонкости и правила соотнесения различных художественных текстов с целью определения сходств и отличий между ними, проследить за жизнью главных героев и отметить пересечение с иными трудами аналогичного или текущего времени.
Миссия литературного сопоставления материалов заключается в обобщении данных, основанном на рассмотрении идеи, жанровых особенностей, сюжетной линии и главных героев, мотивов и др. Благодаря сравнению можно заметить языковые, культурные, духовные, политические, исторические и иные изменения.
Соотнесение художественных трудов выполняет несколько существенных функций:
- Сравнительная. Она состоит в выделении уникальности конкретного материала. С помощью этой функции исследователь устанавливает индивидуальность текста, сходства и отличия с аналогичными или схожими «картинами» и т.д.
- Информационная. В ходе сличения исследователь изучает непосредственно текст-объект, а также знакомится с историей его создания, оценивая внутренние и внешние факторы, специфики авторской задумки и развития сюжета и т.д.;
- Описательная. Читатель получает определенные представления по описываемой ситуации, сюжету, авторской манере повествования, истории создания материала и др. То есть метод сравнения помогает выделить особенности «творческого продукта» и грамотно их представить;
- Аргументационная. Сопоставление литературных источников помогает собрать качественную доказательную базу, факты, подчёркивающие специфику или схожесть трудов одного и того же или разных периодов времени и т.д.;
- Воспитательная. Посредством соотнесения тех или иных моментов, параметров текста, пользователь может выделить эмоциональный и поведенческий аспект у главных действующих лиц, оценить их поступки, выделить особенности, оценить эффективность, показать причины таких действий и пр. Фактически, разноэпохальное сличение помогает тщательнее исследовать суть худкартины, привить чувство стиля, этики, а также позволяет разобраться в легальности, грамотности, эффективности действий главных героев и т.д.;
- Развивающая. Она состоит в том, что при изучении материалов разных эпох читатель сталкивается с устаревшими или новейшими терминами, категориями, которые требуют пояснения, запоминания. Изучение «полотен» различных культур подчеркнет соответствующие мотивы, действия, традиции и др. Благодаря сравнению он лучше ориентируется в информационном поле, расширяет свой лексикон, кругозор и т.п.
Сравнительное литературоведение помогает читателям лучше разобраться в значении, сути и особенностях каждой «картины», выделить специфические черты и общие характеристики каждой из них, показать и обосновать собственную авторскую позицию.
Правила сравнения произведений разных эпох и культур
Далеко не всегда студенту удается легко и быстро соотнести два художественных текста и определить совпадения/различия, идейное или историческое сходство, их «родство» или разнообразие и пр. Притом стоит отметить такой факт: не все рукописи можно сравнивать.
Поэтому, чтобы не тратить время и силы впустую, важно знать и понимать определённые принципы сравнительного литературоведения:
- Целенаправленность. Данный канон помогает определить объекты исследования и понять, зачем и как нужно проводить соотнесение художественных трудов, чем будут полезны полученные результаты и выводы.
- Избирательность. Важно соотносить лишь те литературные материалы, которые лежат в одной плоскости или имеют определенные сходства. Посредством сличения можно установить взаимосвязанность рукописей, а также установить их оригинальные черты, особенности в авторской манере повествования, влияние внешних факторов на ход описанных событий и пр.
- Планирование. Это правило предполагает, что пользователь будет выделять определённые критерии и параметры, на основе которых он намерен соотносить тексты, анализировать их и выделять те или иные черты.
- Последовательность. Сравнение будет проводиться поэтапно, с разбивкой на части или определенные аспекты, а не только в общем русле. Важно наметить логичную траекторию и составные части для качественного сличения рукописей.
- Межкультурный подход. Он предполагает, что исследователь будет учитывать временные и исторические, культурные и иные тенденции текста (с учетом периода его создания), проводить параллель с современными тенденциями и подчёркивать совпадения и отличия, восприятие материала и пр.
- Историзм. Он предполагает тщательное изучение истории создания каждого труда и оценку исторических факторов, влияющих на зарождение и развитие идеи. Более того, данный канон помогает установить общие тенденции в литературном развитии, воздействии текста на читателей (эмоциональное, поведенческое и пр.), языковые и жанровые особенности конкретной эпохи и т.д.
- Обоснованность и результативность. Каждый результат и умозаключение пользователя должно быть аргументированным. Сравнение помогает собрать доказательную базу и выделить существенные тенденции, специфику, имея при этом неоспоримые доказательства.
Таким образом, сравнительный процесс в отношении литературных произведений – процедура регламентированная и индивидуальная. Ее результаты во многом зависят от восприятия текста пользователем и умением проводить классический сравнительный анализ. Чтобы такой процесс принес определенный результат, важно знать и владеть вышеописанными правилами.
Критерии и способы сравнения произведений разных эпох и культур
Соотнесение художественных работ разных эпох и культур может проходить по разным основаниям.

Чаще всего студенты филологических и лингвистических профилей оценивают рукописи по следующим критериям:
- Период создания и исторические особенности. Данный критерий предполагает изучение истории зарождения и специфики периода, в рамках которого создавался документ. В этом случае оценивают условия и факторы, которые оказали влияние на автора, пересечение сюжетной линии с реальностью и т.п.
определение временных рамок и их особенностей позволяет глубже понять суть произведения, выделить его уместность и необходимость в соответствующий период. Также можно оценить воздействие рукописи на целевую аудиторию: призывы, восприятие, дальнейшее творчество автора и др. - Жанр. Сопоставление на основе данного признака призвано подчеркнуть приверженность автора к определенному стилю, манерам в повествовании, нетематическим предпочтениям. При оценке двух и более рукописей, особое внимание уделяется языковым характеристикам, сюжетной линии и поведению главных героев, соотнесению с преобладающими в соответствующий период времени жанрами, выделение сходств и отличий в произведениях и пр.
- Авторский путь. В данном случае оценке подвергается творчество конкретного автора или нескольких писателей одной и той же эпохи, также может быть прослежено сходство и отличие в творчестве авторов разных эпох. При помощи такого критерия происходит выделение творческого пути конкретного исполнителя, с акцентом на его «авторские манеры» и привычки, неординарность, языковые и т.д. То есть благодаря такому разбору пользователь определяет черты, свойственные конкретному писателю, которые его выделяют.
- Сюжет. Этот критерий для сравнения предполагает соотнесение логики источника, происходящих в нем событий и следствий, поведение главных героев, мотивы и пр. Студенты обращают внимание на общую последовательность событий и действий, сравнивают характер действующих лиц и их поступки, соотносят общий сюжет и выделяют совпадения и разницу, тонкости в развитии темы и т.д.
- Повествование. Такой параметр предполагает проведение комплексного лингвистического анализа каждой рукописи с целью определить языковые особенности в повествовании.
Критерии сравнительного анализа литературных произведений разных периодов времени и культур определяются исследователем самостоятельно. Они могут затрагивать любую часть материала: будь то правила написания, исторические моменты, лингвистические особенности и т.п. Именно такие параметры определяют дальнейший план действий, задавая конкретную цель и параметры для сличения.
Существует масса способов сравнительного анализа литературных работ.
Вид |
Краткая характеристика |
Инструменты |
Внутритекстовый | Разбор одного конкретного источника с учетом временных факторов, культурных ценностей того периода | Внутренний анализ «картины», оценка сюжетной линии, лексическая оценка и пр. |
Межтекстовый | Сравнение нескольких произведений одной или отличной эпох | Сравнение текстов различных писателей, лексический мониторинг, сюжетная инспекция |
Интерпретационный | Оценка авторских приемов и способов отражения информации, поступков, результатов и эмоций и т.д. | Лексический разбор, структурная оценка произведений, логический мониторинг, сравнительный анализ образов, стилистический мониторинг и др. |
Интеграционный | Сравнение текстов из разных наук, жанров с целью более глубокого погружения в тему | Исторический анализ, сюжетный разбор рукописи, оценка авторского пути и роли произведения и т.п. |
Идейно-тематический | Тематическая оценка, выделение и разбор идеи | Сравнение темы и сюжета, героев и мотивов, действий и следствий |
Исторический | Внешнее исследование истории создания и творческого пути автора, оценка эпохи и культурных ценностей на момент написания и выхода в свет источника, его влияние на социум | Изучение творческого пути автора, оценка эпохи, культурный анализ текста и периода его создания, исторический мониторинг, культурная оценка |
Лингвистический | Исследование «картины» с точки зрения базовой и корпусной лингвистики | Смысловой и структурный разбор, лексический анализ, синтаксическая оценка и т.д. |
Каждый способ нацелен на исследование художественного труда с определенной позиции, задействуя конкретный набор инструментов.
Таким образом, каждый из способов анализа ориентирован на ее разбор, полагаясь на конкретный инструментарий и делая акценты на определенных фрагментах. Чтобы правильно ими пользоваться, важно понимать требования и возможности каждого подхода.
Порядок сопоставления произведений
Каждый исследователь или студент самостоятельно определяет порядок проведения сравнительного литературного анализа. Мы предлагаем вашему внимаю «шаблонную схему», которую можно с лёгкостью адаптировать под собственные потребности и быстро организовать работу над любым художественным и иным творением.

Прежде всего нужно выбрать произведения (или одно конкретное произведение) для сравнения и определить, по каким именно параметрам буде производиться сопоставление. То есть в рамках подготовительной стадии нужно понять:
- что сравнивать и с чем,
- как это делать,
- задать «систему координат» (критерии) и выделить наиболее подходящий целям инструментарий.
В данном случае важно опираться на полученное задание (обычно в нем прописывается что сравнивать, как это делать, как представить результаты и пр.).
Первый шаг – вычитка. Она предполагает полное и максимально глубокое ознакомление с объектом исследования. Важно тщательно изучить первоисточник и ответить на базовые вопросы: о чем он, кто является главными героями, основная сюжетная линия (что произошло, к чему привело, с чего началось и чем закончилось), итоги и выводы по сюжету и материалу.
Если объектов несколько, то важно тщательно ознакомиться с каждым из них.
Второй этап – выбор способов и инструментов, критериев для соотношения. Здесь студенту предстоит понять, как он будет анализировать и оценивать труды, какие параметры будут положены в центр внимания. Ключевой вопрос, на который предстоит ответить: что и с чем сравнивать? Как производить оценку рукописей? Какие результаты должны быть получены?
Здесь отмечается стадия проектирования и планирования.
Третий этап – сопоставление материалов и их анализ. То есть исследователь разбирается во всех тонкостях изученных произведений и использует намеченный план действий, опираясь на критерии и параметры сличения, доступный инструментарий и др.
Далее по результатам разбора литературной картины или нескольких «текстовых полотен» студент должен сформулировать вывод. В нем он отмечает результаты сравнительного инспектирования и подчеркивает ключевые моменты, предоставляя ответ на основной вопрос (ради которого проводилось сопоставление).
Финальная стадия – это интерпретация результатов. Здесь все зависит от ситуации. Если индивид сравнивал рукописи в рамках выполнения домашнего задания, то можно представить в виде письменного ответа или таблицы. Если же, согласно заданию, нужно подготовить развернутый ответ в виде эссе, доклада, то придется детальнее изложить ход исследования и обосновать полученный итог и вывод.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по соотнесению произведений разных эпох и культур
Тщательно подбирайте объекты для сравнительного анализа. Это могут быть источники из различных эпох и культур или одной и той же. Следуйте целям проведения такого исследования.
Между сопоставляемыми трудами должна прослеживаться связь. В противном случае оценка ни к чему не приведет.
Старайтесь проводить литературное исследование поэтапно. Расценивайте ситуацию или текст расчлененно: отдельно каждого героя, действие и затем в общей тематической картине (как он влияет, на чем сказывается и др.). полагайтесь на классические общенаучные методы: индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование и пр.
Тщетно исследуйте внутреннюю композицию работы и внешние факторы, влияющие на ход ее построения. Изучите творческий путь автора, исторические моменты той эпохи, культурные ценности описываемого героя и др.
Не оставляйте без внимания эмоциональную и моральную составляющую. Учитывайте контекст. Постарайтесь определить влияние произведения на социум (по собственному опыту, ассоциациям и т.п.).
Старайтесь четко, емко описать результаты соотнесения рукописей, без лишней воды.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!