Структура научно-практической работы студента и аспиранта

Обучение в университете предполагает не только освоение теории, проведение различных исследований, но и развитие практических навыков. Как известно, прохождение практики – довольно ограниченная часть учебного процесса. Согласитесь, что освоить, закрепить и автоматизировать отдельные компетенции за 2-3 недели, 1 раз в год невозможно. Поэтому в рамках обучения предусмотрены дополнительные инструменты для прикладного развития. Одним из них является выполнение научно-практической работы.

Структура научно-практической работы студента и аспиранта

Обучение в университете предполагает не только освоение теории, проведение различных исследований, но и развитие практических навыков. Как известно, прохождение практики – довольно ограниченная часть учебного процесса. Согласитесь, что освоить, закрепить и автоматизировать отдельные компетенции за 2-3 недели, 1 раз в год невозможно. Поэтому в рамках обучения предусмотрены дополнительные инструменты для прикладного развития. Одним из них является выполнение научно-практической работы.

Понятие и особенности научно-практической работы универсанта

Под научно-практической работой понимают особый формат учебно-исследовательской деятельности студента или аспиранта, захватывающий выполнение прикладных задач. Миссия такого проекта состоит в воссоединении имеющихся представлений и знаний с практикой, то есть реалиями.

Подготовка научно-практической работы (сокращенно НПР) позволяет решать массу полезных задач. Во-первых, информационная. Эта парадигма предполагает, что индивид будет владеть темой на определенном уровне. Без знания теории невозможно предпринимать каких-либо действий, решений и т.п. Поэтому выполнение такого исследования предполагает предварительную информационную оснащенность, подготовку, а также ее расширение с акцентом на цель, особенности объекта и пр.

Информационная основа научно-практической работы студента
Информационная основа научно-практической работы студента

Во-вторых, прикладная и преобразовательная функция она состоит в преобразовании полученных теоретических представлений и знаний в конкретные умения, навыки, компетенции, действия. То есть автору предстоит не просто описать потенциальное решение, но и показать все нюансы его воспроизведения, результаты, оценить и пр. Поэтому здесь имеет место именно практическая направленность: эксперимент, проведение определенных мероприятий в реалиях и оценка полученных результатов и пр.

В-третьих, инновационная задача. Выполнение любого исследования (будь то сугубо теоретического, эмпирического или прикладного) требует внесения вклада, новых предложений по ситуации и пр. Поэтому студенту или аспиранту важно показать, что он готов участвовать в отрасли, среде, профессии, совершенствовать ее, оптимизировать отдельные процессы и действия, развивать и внедрять инновации. Реализация этой функции происходит посредством выработки современных решений, рекомендаций, которые ранее не воспроизводились на объекте и т.п. То есть такие работы подчеркивают научную и практическую значимость.

Среди особенностей научно-практической работы универсанта можно выделить следующие черты:

  • Междисциплинарный характер. Исследование определенной проблемы не всегда укладывается в сугубо предметные рамки одной области. Выработка нового решения нередко требует сочетания различных парадигм, правил, инструментов из смежных областей.
  • Комбинированный характер. Он проявляется в тесном сплетении и сочетании теории, практики и исследовательской деятельности. Частично творческий или креативный подход в выработке решения. Без знания теории невозможно разобраться в сложившейся тематической ситуации, без разработки четкого плана действий — не решить проблему. Поэтому для выполнения такого проекта важно уметь пользоваться научными фактами, инструментами, правилами, адаптируя их под располагаемые условия и факторы.
  • Тематическая узость и целенаправленность, проблемо ориентированность. Научно-прикладная работа будет нацелена на решение определенной, существенной в реалиях на объекте проблеме. Основные мероприятия будут сосредоточены вокруг нее и призваны смягчить воздействие или полностью ликвидировать «очаг негатива». Притом при выработке решения придется учитывать не только правила, но и возможности объекта.

Таким образом, научно-практическая работа студента или аспиранта представляет собой комплексное исследование, призванное отметить существующие подходы и инструменты в решении обозначенной проблемы и требующей от автора выработки четкой траектории, плана по воздействию на нее с учетом возможностей и особенностей функционирования объекта. Она сочетает в себе теорию, научную парадигму и практику.

НПР – это промежуточное звено между академическим и прикладным форматом подготовки универсанта, помогающий разобраться во всех профессиональных нюансах и тонкостях, постичь теорию и развить прикладные компетенции.

Правила подготовки научно-практической работы

Выполнение научно-практической работы требует от студиоза соблюдения определенных правил, призванных обеспечить наиболее точное, достоверное и качественное решение и результат прикладного исследования.

Принципы выполнения научно-практической работы
Принципы выполнения научно-практической работы

Первый принцип – тематичность и ограниченность. Он предполагает, что исследование будет проводиться в рамках конкретной тематической области (предметной и реальной) в целях решения определённого вопроса. Автору предстоит ввести ряд критериев-ограничителей, чтобы разобраться в ситуации и предложить рациональное решение. НПР чаще всего узко ориентированы, сегментированы в проблемном сегменте и учитывают факторы воздействия, возможности объекта.

Второй принцип – планомерность. Он предполагает, что такое исследование будет тщательно продуманным и спланированным. Автору предстоит обозначить четкую цель и поставить конкретные задачи, установить четкие границы НПР. То есть предложение студента будет не просто творческим порывом, а грамотным и взвешенным решением.

Третий принцип – логика и последовательность. Эти параметры предполагают, что исследователь будет поэтапно раскрывать суть и разбираться в определенной ситуации, выдвигать конкретные действия, обосновывать их, подчеркивая значимость и результативность. Между всеми мероприятиями будет наблюдаться определённая связь, переходы, роль.

Четвертый принцип – обоснованность и прикладной характер. Согласно этому правилу, исследователь должен подчеркивать корректность, правильность выбора того или иного инструмента, положения, вывода с помощью опоры на надежные первоисточники. Каждое предложение, действие, результат и заключение должно быть покреплено аргументами. Обоснование производится всеми посильными способами: расчеты, аналитика, статистический анализ, моделирование, эксперимент или апробация.

Пятый принцип – изобретательность. Он предполагает, что автор будет при выработке решения или способа воздействия на проблему учитывать не только теоретические положения и основы, но и особенности текущей ситуации: воздействующие факторы, специфику объекта, его возможности и пр. Поэтому при разработке тактики ему пригодится критическое мышление, умение сочетать несочетаемое или неординарность. При этом изобретательность тесным образом контактирует с расчетливостью.

Шестой принцип – оригинальность. Сама по себе НПР – работа индивидуальная. Притом она требует не просто реферирования материалов, а именно разработки конкретной траектории (решения, инструмента, способа и пр.). То есть здесь важен авторский вклад и уникальность идеи, текста в целом. Поэтому будьте готовы как к технической, так и логической проверке оригинальности. Соблюдение норм авторской этики, академической честности – также обязательная мера.

Седьмой принцип – комплексный подход, системность. Согласно этому завету, исследователь должен учитывать все доступные для него варианты, форматы инструменты, информацию при оценке темы, ситуации, проблемы. Будьте готовы использовать не только предметные особенности, но и междисциплинарные связи тонкости при выборе и обосновании решения, авторской идеи и позиции.

Таким образом, процесс выполнения НПР регламентирован массой правил. Их знание и понимание облегчит ход реализации прикладного исследования и упростит его оформление.

Виды научно-практической работы

НПР студента бывает разных форматов и видов. Каждый из них обладает своими особенностями выполнения и оформления. Чтобы правильно выполнить его, важно понимать соответствующую специфику и тонкости.

По цели проведения прикладного исследования можно выделить следующие типы НПР.

Тип

Общая характеристика

Особенности

Теоретико-прикладной Требует умения пользоваться теоретическими знаниями и походами на практике Основан преимущественно на анализе существующих правил, теорий, подходов и их адаптации к реалиям
Опытно-конструкторский (сокращенно ОКР) Основан на сочетании творческого подхода, науки и практики. Требует разработки новшеств и их апробации Предполагает разработку определённых деталей, логотипов, моделей, прототипов
Экспериментально-практический Прикладной проект на основе проведения опыта или моделирования ситуации В центре внимания апробация выдвинутого решения с помощью эксперимента, моделирования, прогнозирования
Аналитико-прогностический Свойственен преимущественно финансовой, управленческой среде Опирается на различные тактики анализа и выработки управленческих решений, просчитывается экономическая эффективность решений

В теоретико-прикладных работах студентам предстоит «протестировать» и оценить эффективность, усовершенствовать те или иные научные положения, приемы, правила и пр. То есть они нацелены на диагностику и оптимизацию теоретических положений, регламентов и инструкций.

ОКР призваны решать прикладные проблемы, связанные с технологическими и техническим процессами воспроизведения. То есть они нацелены на создание новых моделей, техники, технологического процесса. Чаще всего студентам приходится проектировать те или иные процедуры, методики и приемы, подробно расписывая и оценивая каждый шаг и результат, подчеркивая оригинальность идеи и ее значимость в производстве.

Экспериментально-практические труды универсантов ориентированы ена проверку гипотезы вузовца в условиях эксперимента (лабораторный или естественный), а также посредством моделирования. В этом случае модернизации подвергается подход, метод, инструмент и т.п.

Аналитико-прогностические проекты опираются на основные технико-экономические показатели. Нормы, регламенты, современные экономические и финансовые, управленческие парадигмы. Такие материалы затрагивают политику ценообразования, управление ресурсами, процесс принятия решения и пр.

НПР, согласно учебному плану универсанта, можно представить в следующих форматах:

Об особенностях каждого из указанных проектов мы писали в нашем блоге ранее.

В зависимости от того, кто и как будет выполнять научно-практическую работу, можно выделить индивидуальный и командный тип, индустриальный (когда проекта выполняется по заказу определённой компании для решения ее проблем), грантовый (когда финансирование на реализацию идеи выделяется в рамках соответствующей программы).

Сфера применения НПР обширна. Она затрагивает как инженерно-технические, медико-биологические, эколого-природные, так и гуманитарные (экономические, социальные) направления.

Структура научно-практической работы универсанта

НПР — это официальный проект выполняемый студентом. В нем он излагает ход и результаты проведенного прикладного исследования. Согласно общим правилам, у такого документа будет прослеживаться четкая структура и содержание. Что же писать, какие разделы должны присутствовать в документе? Давайте разбираться.

Состав научно-практической работы
Состав научно-практической работы

Начнем с того, что научно-практическая работа – это официальный акт. Поэтому он буде начинаться с традиционного титульного листа. Призванного представить основную информацию об исследователе. Его работе, месте проведения и пр. Поэтому на первой странице автору предстоит отметить следующие сведения:

  • Сведения о вузе и кафедре (при которой предусмотрено исследование);
  • Формат НПР (вид) и тема исследования;
  • Данные об авторе: ФИО, специальность, группа, квалификация (ученая степень и иные регалии если они имеются);
  • Дата и место выполнения (чаще всего город и год выполнения).

Следующим разделом является содержание или оглавление, где будет прослеживаться общая структура исследования и документа в целом. В этой части документа автору предстоит указать все разделы и параграфы с и постраничным началом. Очень важно обеспечить корректные и емкие, понятные заголовки. Все элементы должны находиться на одном и том же уровне. Стиль оформления уточняйте в вузе у научного руководителя или в методичке.

Далее последует введение. В нем студенту или аспиранту предстоит кратко представить ход исследования, подчеркнув его особенности и границы: цель, задачи, актуальность, проблематика, объект и предмет исследования, методологический аппарат, новизну и значимость. Также допустимо общая характеристика структуры документа (краткое описание глав с отражением числа задействованных графических, табличных элементов).

Затем наступает самая важная и детализированная часть НПР – основная. Она разделяется на несколько глав, каждая из которых призвана представить ситуацию с определённого ракурса.

Раздел

Общая характеристика

Основные моменты, отражаемые в разделе

Теоретический Научное описание темы и ситуации. Литературный обзор по теме Описание терминов, правил, подходов и приемов (классических и современных)
Аналитический Разбор и описание объекта исследования согласно тематическим ориентирам и тонкостям Общее положение дел, диагностика проблемы на основе располагаемой информации об объекте

Обоснование проблемы

Практический Разработка решения и его проверка, описание, обоснование Изложение авторской идеи, ее подробное описание (пошаговое), оценка возможностей по ее реализации, апробация (или моделирование, прогнозирование), оценка эффективности
Рекомендательный Оценка перспектив и возможностей по внедрению идеи Подготовка рекомендаций по внедрению идеи, ее применению в иных областях, условий реализации

После основной части последует заключение. В нем автор должен отразить основные результаты и выводы, к которым он пришел. Для этого важно выделить идею, полученные результаты и соотнести их с поставленной целью. Затем важно показать перспективы применения предложений и емко описать основные рекомендации.

Далее список литературы и раздел Приложения.

В целом, структура научно-практической работы студента классическая, требующая грамотного описания прикладного исследования и умелого обоснования полученных результатов. Ход выполнения такого проекта в целом не отличается от написания курсовой или дипломной работы: потребуется предварительная подготовка, осмотрительное проведение практических мероприятий, разбор и анализ результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по подготовке научно-практической работы студента и аспиранта

Подготовка НПР потребует именно прикладной характер. Поэтому подумайте, что вам интересно, в каком направлении и на что вы готовы: моделирование, эксперимент, анализ и прогнозирование, опыт, опрос и пр. Вам так или иначе придется проявлять инициативу и предпринимать определённые действия.

Постарайтесь продумать ход исследования и составить четкий план мероприятий. Учитывайте действующие тематические и иные ограничения (предметная область, специальность, тема и пр.).

Легче выполнять исследование по той теме и объекту, по которым уже имеются наработки в рамках ранее проделанной проектной работы (курсовые, отчеты по практике и пр.).

Будьте готовы к тщательному обоснованию проблемы, результатов и выводов. Используйте достоверные и качественные материалы. Не пренебрегайте фактчекингом.

При возникновении любых вопросов и проблем, консультируйтесь с научным руководителем.

Оформление данных полностью зависит от типа и вида НПР (курсовая работа, диплом, диссертация и пр.). Уточняйте этот критерий и следуйте гостам, методическим рекомендациям. Не забудьте проверить рукопись на плагиат.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!