Выполнение курсовой работы предполагает обработку большого объема информации. Притом в этом проекте студенту важно не просто изучить, разобраться в теме и грамотно пересказать существующие подходы, методы, но и провести самостоятельное исследование – выдвинув идею, авторскую позицию и пр. Писать такой академический труд непросто, ведь нужно следить как за качеством текста, так и за его объемом. Если не контролировать объем перерабатываемой информации, то материал может превзойти по количеству страниц даже монографию или диссертацию. Поэтому студенту важно овладеть так называемой «техникой отсечения».
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и суть техники отсечения при работе с текстом
Написание курсовой работы, отчета о НИР или диплома требует от студента тотального погружения в выбранную тематику и проблематику. В данном случае ему предстоит отобрать достоверные источники информации и грамотно их переработать с учетом намеченного плана действий, формальных требований к структуре и содержанию проекта.
Нередко универсанты настолько увлекаются исследованием, что не контролируют объем получаемого документа. Курсовая становится настолько объемной и «раздутой», что после предварительной проверки она возвращается на доработку с целью оптимизации качества данных и объема проекта. В этом деле на помочь приходят всем известные методы свертывания данных и метод отсечения. О первом подходе мы писали в нашем блоге ранее, сегодня же предлагаем подробнее изучить тонкости техники отсечения.
Техника отсечения информации представляет собой инструмент по оптимизации материалов. Он делает акцент лишь на важных аспектах, отмечая вторичные, бесполезные и сомнительные данные. То есть с ее помощью автор избавляется от избыточных повествований и ориентируется сугубо на решение конкретного исследовательского вопроса.
Рассматриваемый инструмент выполнят ряд существенных функций в исследовательской деятельности:
- Тематическая. Автор устанавливает четкие тематические границы исследования, сужает его до минимума, повышая тем самым точность результатов, новизну и значимость;
- Оптимизационная. Происходит регулирование объема проекта с учетом действующих норм, а также повышение информативности текста при описании полученных результатов и выводов;
- Избирательная или сортирующая. Она проявляется в том, что маловажная, вторичная и ненужная парадигма убирается из документа в силу ее бессмысленности, негативного влияния на ход и качество исследования.
Техника отсечения имеет немало сходств с методом свертывания информации. Но при втором походе происходит больше реферирование текста с акцентом на его сжатие, а в рамках рассматриваемого подхода допускается полная ликвидация части информации из проекта.
В целом, можно отметить, что написание курсовой, дипломной работы или диссертации не обходится без техники отсечения. Данный инструмент помогает выделить ключевые моменты и качественно обосновать полученные результаты и выводы.
Базовые правила техники отсечения
Чтобы правильно «отсекать», нудно понимать основные принципы работы с информацией при выполнении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ.
Первым принципом отсечения является закон целенаправленности. То есть сортировать информацию и отбирать из нее наиболее важное, нужное, следует с определенной целью. То есть использование каждого первоисточника происходит с конкретной целью: для анализа, для обобщения, для обоснования, для уточнения и пр. Если он не несет серьезной смысловой и функциональной нагрузки, то лучше всего его отложить.
Более того, при использовании первоисточников важно ориентироваться на тему и цель исследования в целом, отмечая его роль в данном ракурсе.
Вторым принципом выступает контекстуальный подход и структурированность текста. Раздутый текст сразу бросается в глаза своими большими и сложными конструкциями, запутанностью, отклонениями и ненужными изречениями. Поэтому важно понимать смысл соответствующего фрагмента и выделить в нем суть, исключив малозначное и вторичное, намеренно увеличивающее объем и пр.
Третье правило отсечения гласит однозначность и релевантность. То есть лучше использовать проверенную информацию, которая точно и грамотно описывает интересуемые моменты, предоставляет конкретные факты по теме, чем полагаться на массу малоизвестных или недостоверных ресурсов с сомнительной информацией. То есть важен не объем располагаемых материалов, а их качество. В этой ситуации лучше меньше источников информации, чем больше «воды».
То есть применение техники отсечения при выполнении академических работ будет процессом целенаправленным, качественным, ограничивающим и конкретизирующим. Именно эти принципы подчеркивают достоинства рассматриваемого подхода.
Что можно отсекать при выполнении курсовой работы?
Для начала обратите внимание на такую особенность подхода: он применим только в отношении написанной, подготовленной рукописи. То есть должна быть определенная база, сформированная часть проекта, которую можно прочитать, проанализировать и оптимизировать.
Итак, что же можно «отсечь» из курсовой работы?
Первое, на что стоит обратить внимание – сложные предложения. Нет такого текста, который бы нельзя было максимально упростить и сократить. То есть в этом случае можно убрать всю «воду»: вводные конструкции, вторичные фразы и обороты для «усиления эффекта» и пр. Важно оперативно отреагировать на избыточность текста: исключите слишком детальное описание признаков или иных моментов, сконцентрируйтесь на проблеме и ее решении.
Второе – повторение информации. Дублирование данных не всегда требуется в проектной деятельности. Зачастую данный прием используется для обоснования выводов, установления связи между различными результатами и этапами исследования и пр. Исключать лучше те данные, которые употреблены в рамках одной и той же главы, параграфа несколько раз: в первом случае – для аргументации, а в последующие – для связности и обобщения. Важно выделить одну конкретную функцию и реализовать ее.
Третье – сомнительное и бесполезное. При выполнении курсовой работы или диплома акцент делается на конкретных фактах, авторитетных изданиях, качественной информации. Все что дополняет или визуально наращивает объем без существенного влияния на качество исследования, результаты можно исключить. Притом полностью избавиться нужно от сомнительных первоисточников, неактуальных данных, материалов, уводящих в смежную плоскость и пр.
Четвертое – сокращение анализа графических и табличных материалов. Нередко студенты увлекаются подробной расшифровкой каждого указанного параметра, отклонения. Чтобы оптимизироваться ход анализа, достаточно выделить существенные изменения и провоцирующие их факторы. Можно убрать их анализа вторичные параметры или незначительные изменения, не относящиеся к цели проекта.
Также из курсовой или дипломной работы можно убрать обобщения-связки. Метод обобщений лучше всего использовать при формулировании выводов. Притом даже здесь нужно быть осторожным и емко отметить суть. Связки и переходы между этапами исследования, результатами должны быть предельно емкими или логичными, очевидными по тексту. Не стоит подробно разъяснять причины перехода, условия применения результатов в последующих этапах. Достаточно четко отметить текущий результат и грамотно обосновать его.
Таким образом, техника отсечения затрагивает те моменты исследования, без которых можно обойтись: они не оказывают существенного воздействия на конечный результат и ход научной мысли, не подчеркивают те или иные характеристики и тенденции. То есть рассматриваемый инструмент помогает автору избавиться от лишней информации и упростить описание проделанной работы, полученных результатов.
Как правильно отсекать текст при выполнении академической работы?
Применение техники «отсечения» в проектной деятельности проходит по определенной схеме. То есть это не просто удаление непонравившегося или непонятного фрагмента. Здесь важна осмысленность и избирательность.
Первым делом необходимо внимательно прочитать подготовленный материал, изучить его контекст и выделить основные моменты: тема, цель, план работы, суть каждого раздела, ключевые и опорные слова, смысл каждого абзаца и пр. То есть важно понять, о чем писал автор и на что он опирался.
Второе – оценка роли первоисточников в составе курсовой или дипломной работы. В данном случае необходимо провести контекстуальный анализ и логический разбор каждой части исследования с выделением задействованных источников и их роли, предназначения. Особое внимание нужно уделить качеству информации, ее необходимости и уместности, пользе. Если материал носит вторичный характер и не оказывает влияния на дальнейший ход исследования, то от его применения можно отказаться. Аналогично, если данные невозможно перепроверить, сомнительны, вызывают дополнительные вопросы и пр. Также важно понять, как можно перефразировать или сократить те или иные моменты, сделать определенный акцент по тексту и упростить восприятие соответствующей идеи, посыла.
Третий шаг – переработка материала с акцентом на сжатие и ликвидацию малозначимых фрагментов. То есть здесь происходит тотальная переработка материала, где потребуется подключить критическое мышление, грамотное реферирование данных с учетом норм авторской этики и сжатия данных, соблюдение тематических границ. Важно не просто удалить из текущей рукописи ненужные или несущественные моменты, но и сделать новоиспеченный материал последовательным, связным, грамотным, логичным. То есть придется заново пересмотреть его состав, наполнение, связки, выводы и пр.
Четвёртый шаг – вычитка и оценка новой рукописи. В данном случае важно проанализировать не только качественный и логический состав исследования, но и соответствие проекта формальным требованиям: структура, тематичность, результативность и обоснованность и пр. То есть нужно в очередной раз внимательно изучить рукопись оценить степень ее ясности, информативности, раскрытости, аргументации. Особое внимание обратите на объем документа и плагиат.
На сегодняшний день студенты могут привлекать нейросети для оптимизации текста. Эти программы помогут переработать материал, перефразировать его. Главное – задать соответствующие ориентиры, параметры.
Все указанные варианты уместны при выполнении основной части проекта.
То есть использование техники отсечения при выполнении студенческих и научных трудов – важная мера, призванная конкретизировать ход исследования, точность результатов и доступность информации. Без его применения не обходится практически ни один серьезный проект. Чтобы правильно и эффективно им воспользоваться, необходимо понимать порядок действий и их специфику, тонкости.
Варианты применения техники отсечения в проектной деятельности студентов
Опытные авторы отмечают несколько наиболее популярных техник применения метода отсечения при выполнении любых исследований и письменных работ, которые будут весьма полезны для студентов. Каждая из них применима на определенном этапе исследовательской деятельности.
Техника 1. Выбор темы проекта. Первое, с чем сталкивается каждый универсант при выполнении любого проекта – выбор темы. И уже на этой начальной стадии он впадает в ступор, так как точно не знает: о чем лучше, можно писать, какую проблематику выбрать и рассматривать, какое направление дастся ему легче и пр. Выбрать тему поможет рассматриваемый подход. Здесь его суть будет состоять в следуем: сначала изучаем весь список тем для исследования, затем осекает из него непонятные и сложные для восприятия варианты. Из оставшегося перечня убираем те, которые вызывают дополнительные вопросы и требуют изучения большого объема информации. В конце концов останется 2-3 темы, посильные и наиболее интересные для студента. Далее останется лишь закрепить за собой один вариант и наметить основные ориентиры по нему: исследовательский вопрос и цель, задачи, границы.
Техника 2. Генерирование основной идеи. Не менее сложно оказывается предложить конкретную гипотезу, призванную решить исследовательский вопрос. В данном случае отсечение будет производиться на основе имеющихся знаний. То есть сначала нудно написать известные традиционные методы воздействия или выделить факторы, провоцирующие появление проблемы. То есть отсекать придется то, что уже кем-то разработано и проверено. Допустима разработка идеи на основе комбинирования нескольких подходов в единый механизм или с акцентом на наиболее сильный, акцентный фактор. То есть в рамках «факторного варианта» будут отсекаться менее значимые факторы.
Также допустимо отсечение идей если автор разработал несколько вариантов. В данном случае отсеивание будет происходить после сравнения с существующими подходами и теориями, последним разработками или на основе оценки эффективности каждой из них: останется лишь та, что быстрее приводит к положительному исходу.
Техника 3. Структурирование. В данном случае акцент делается не на общей структуре документа, а на составе предложений. Важно упростить интерпретацию данных и сократить текст, акцентировав внимание на ключевых моментах и проверенных фактах. То есть важно отсеять лишнюю и второстепенную информацию, обзорные моменты, сложные конструкции превратить в простые и пр.
Структурирование материалов поможет исключить дублирование информации, сомнительные моменты, убрать из текста общие сведения (которые не несут нагрузки на ход исследования и лишь дополняют его для общей картины). Благодаря такой тактике происходит повышение качества и информативности текста, избавление от избыточных и бесполезных данных.
Указанные варианты не единственные в своем роде, но очень полезны практически на каждом из этапов выполнения исследования. Их использование упростит ход выполнения курсовой или дипломной работы, облегчит работу над первоисточниками и процесс написания документа.
Тонкости применения техники отсечения в проектной деятельности студентов
Казалось бы, убирай лишнее, ненужное и незначимое – вот и весь секрет. Но на самом деле не каждый студент умеет грамотно пользоваться рассматриваемым инструментом.
Одной из сложностей в его применении выступает определение аспектов, которые можно и нужно убрать из курсовой или иной работы. То есть универсанту для применения рассматриваемой методы нужно уметь сортировать информацию на важную и второстепенную, полезную и бесполезную, основную и дополнительную и пр. В идеале следует оставить основную, важную и полезную базу, минимизировав долю остальных видов первоисточников.
Еще одним нюансом при использовании первоисточников становится их количество. Согласитесь, что разобраться в огромном изобилии материалов, понять, какой их них весомее, точнее, существеннее = не всегда простая задача. Более того, важно следить за объемом курсовой работы по мере ее написания. Если он превышает заявленные нормы, то придется в очередной раз использовать метод отсечений или свертывания информации. Повторно работать рад рукопись. Намного сложнее, чем писать ее с ноля, так как приходится снова отбирать важнейшее, полезное и надежное.
Также применять метод отсечений в курсовых и иных студенческих проектах сложно из-за необходимости сохранить логичность и связность повествования. То есть после того, как определенная часть текста была преобразована или вовсе удалена, важно внимательно изучить новоиспеченный вариант и восстановить связи между соответствующими моментами, результатами и этапами исследования. Не всегда бывает возможно сохранить целостность НИР на фоне «отсечения». В данном случае придется научиться тщательно и грамотно перерабатывать первоисточники, красиво их преподносить в общей связке, умело группировать и пр.
То есть использование техники отсечения требует не просто удаление и преобразования данных. Она привносит колоссальные изменения в состав исследования и требует доработки, чтобы сохранить логичность и последовательность описаний, аргументированность выводов и их ясность. То есть после реализации такого инструмента доработка неизбежна.
Метод отсечений имеет ряд достоинств и недостатков, подчеркивающих особенности его задействования в проектной деятельности студентов.
Плюсы |
Минусы |
Дополнительная проработка темы и основной части исследования, повышение качества исследования и текста | Доработки текста с акцентом на связность и логичность неизбежны |
Оптимизация объема проекта | Сужение исследования не всегда приводит к повышению качества |
Повышение новизны и значимости результатов | Сокращение доказательной базы |
Использование качественной информационной базы | Сложности в раскрытии темы |
Среди очевидных достоинств подхода можно отметить то, что благодаря повторной проработке рукописи, автор сможет заметить ошибки и оперативно внести соответствующие правки. Более того. Он глубже изучит тему проекта, тщательнее в ней разберётся и оставит лишь самое нужное и важное. На фоне таких преобразования будет отрегулирован объем текста.
Отсеивание вторичной и малозначимой информации повышает вклад автора, подчёркивая новизну и значимость результатов, специфику избранной траектории и умение перерабатывать первоисточники согласно цели исследования, собственной идее.
Благодаря этому подходу в основе курсовой будет лежать только качественная и надежная информация.
Но на фоне достоинств, есть и масса ограничений-недостатков. Например, метод отсечений сужает ход исследования, что приводит к проблемам в части поиска подходящей информации по проблематике.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по применению техники отсечения при написании курсовой и дипломной работы
Важно понимать, что метод отсечений необходимо далеко не всегда. Им нужно пользоваться в определенных случаях.
Во-первых, если имеются замечания, затрагивающие вопросы избыточной информационной массы и качества информации в проекте, необходимость оптимизации объема исследования и документа, более тщательной аргументации и отражения новизны, ценности.
Во-вторых, применение рассматриваемого подхода должно быть целенаправленным, то есть «отсекать» нужно определенные моменты, мешающие, усложняющие или не несущие никого смысла в тексте.
В-третьих, расставьте приоритеты и работайте над конкретными моментами и задачами. То есть выделите наиболее слабые и сомнительные фрагменты, отметьте непроверенные первоисточники, учтите замечания и советы научного руководителя. Наметьте спектр для работы, оцените роль каждого параметра в исследовании и вносите соответствующие правки.
В-четвертых, избегайте многозадачности. Лучше всего работать над конкретным моментом и затем переходить к следующему фрагменту.
В-пятых, удостоверьтесь, что после преобразования материала сохранилась логика, связность, обоснованность и ясность повествования, а качество результатов не ухудшилось.
При следовании указанным советам, техника отсечения повысить вашу продуктивность и результативность исследования.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!