Каждое научное исследование призвано не просто изучить актуальную проблему, помочь в разработке достойного решения, но и реально оценить ситуацию, учесть все возможности ученого. В ходе выполнения научной работы автору предстоит погрузиться в тему и оценить как качественные, так и количественные показатели. Для этого необходимо грамотно подобрать соответствующие методы.
Особенности качественных методов педагогического исследования
Педагогика относится к числу гуманитарных наук, но в то же время она имеет важное практическое значение. С ее помощью ученики и студенты получают знания и теоретические представления обо всем существующем (порой и о несуществующем тоже), а затем умело используют их в повседневной и профессиональной жизни.
В целом во всех науках (в том числе и педагогике) существуют качественные и количественные методы.
Качественные методы обладают определенными характеристиками:
- Используются преимущественно в эмпирических исследованиях;
- Обладают нестандартными параметрами: анализируют стороны, не поддающиеся количественному измерению, не имеют четких границ и стандартов, закономерностей и пр.;
- Качественные методы основываются на «творческой основе» и фантазии исследователя: он сам выбирает, что будет изучать и анализировать, какими данными и приемами пользоваться, что с чем сравнивать. Данный подход позволяет понять суть вопроса, проникнуться темой и пр.;
- Использует свободные и доступные данные по теме: мнение экспертов, результаты опроса объектов исследования, субъективные и объективные данные;
- Качественные методы позволяют собрать максимум информации при помощи простейших приемов: наблюдение (оценка поведения индивидов), сравнение (создание идеала и сравнение реального персонажа и пр.);
- Определяют особенности объекта исследования, которые не поддаются математическим, статистическим измерениям.
Качественные методы в педагогике позволяют определить незримые для «точных наук» стороны объекта исследования: эмоции, поведение, жесты, факторы, воздействующие на испытуемого и т.д. Также использование таких приемов предполагает создание специальных условий, но при этом не исключается проведение эксперимента в естественных условиях (банальное наблюдение).
Качественные методы призваны описать частные случаи в педагогической практике. Лучше всего их применять к конкретному ученику или классу, чтобы выявить сильные и слабые стороны работы педагога, понять его отношения с коллективом детьми, как он достигает текущие результаты и пр.
Например, при помощи качественных методов исследования можно оценить: какие усилия прилагают ученики при изучении определенного предмета с разной успеваемостью, как себя ведут учащиеся в определенных условиях (на перемене, на занятиях, на типичном занятии или на контрольной работе и пр.). В частности, о компетентности педагога можно судить по имеющемуся у него образованию (СУЗ/ВУЗ), опыт работы (несколько лет или более 10 лет), наличие удостоверений о прохождении курсов по повышению квалификации и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В большинстве случаев качественные методы педагогического и иного исследования позволяют получить субъективное мнение о происходящих явлениях и процессах, объекте.
Особенности использования количественных методов в педагогическом исследовании
Количественные методы призваны оценить объект исследования с учетом статистических, математических и иных точных операций. Здесь приемлема конкретика: знание строгих законов, выявление четких закономерностей, анализ динамики системы показателей и пр.
Количественные методы педагогического исследования предполагают:
- Графическое или табличное представление первичных данных;
- Анализ деятельности испытуемых: улучшение или ухудшение общей картины, положения отдельных индивидов, попредметная оценка, ранжирование качественных и иных показателей;
- Разработка рекомендаций, исходя из анализа количественных показателей, и прогнозирование результатов.
Количество + качество = залог успеха в педагогическом исследовании
В педагогических и психологических исследованиях целесообразно выявлять не только качественные характеристики испытуемых, но и полагаться на количественные данные. Недаром многочисленные параметрические и непараметрические приемы основываются на расчете показателей, сравнение с нормами, имеют определенные ограничения (по числу объектов, количеству наблюдений и пр.).
Количественные методы исследования считаются наиболее точными (по сравнению с качественными), но не всегда они способны отразить и подчеркнуть все особенности и стороны моделей. Не все сферы можно измерить математически и физически, порой для получения полной картины и разработки объективного и эффективного решения необходимо учесть и качественные характеристики.
Независимо от того, какие методы (качественные или количественные) использует автор исследования, алгоритм действий един: сбор и обработка информации, измерение испытуемых (качество и количество), анализ результатов оценки, рекомендации.
Автору педагогического или психологического исследования важно учитывать все факторы и стороны испытуемых. Такой подход позволит детально изучить проблему, сориентироваться на сильные и слабые стороны испытуемых, учесть возможности и риски, предрасположенности и пр.
При проведении педагогического исследования важно понимать, когда допустимо использование качественного, а когда количественного метода. Умелое сочетание количественных и качественных методов в педагогике гарантирует получение достойного результата. Поэтому опытные эксперты рекомендуют сначала оценить объект количественно, а затем, то, что не поддалось оценке измерить «качественно» (также допустим обратный порядок действий: сначала оценка качества, а потом количества). Важно на основе полученных данных сделать аргументированный вывод.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!