Теоретические методы педагогического исследования: количественные и качественные методы

Каждое научное исследование призвано не просто изучить актуальную проблему, помочь в разработке достойного решения, но и реально оценить ситуацию, учесть все возможности ученого. В ходе выполнения научной работы автору предстоит погрузиться в тему и оценить как качественные, так и количественные показатели. Для этого необходимо грамотно подобрать соответствующие методы.

Теоретические методы педагогического исследования: количественные и качественные методы
Каждое научное исследование призвано не просто изучить актуальную проблему, помочь в разработке достойного решения, но и реально оценить ситуацию, учесть все возможности ученого. В ходе выполнения научной работы автору предстоит погрузиться в тему и оценить как качественные, так и количественные показатели. Для этого необходимо грамотно подобрать соответствующие методы.

Особенности качественных методов педагогического исследования

Педагогика относится к числу гуманитарных наук, но в то же время она имеет важное практическое значение. С ее помощью ученики и студенты получают знания и теоретические представления обо всем существующем (порой и о несуществующем тоже), а затем умело используют их в повседневной и профессиональной жизни.

В целом во всех науках (в том числе и педагогике) существуют качественные и количественные методы.

Что такое качественные методы?
Понятие качественных методов в педагогике

Качественные методы обладают определенными характеристиками:

  • Используются преимущественно в эмпирических исследованиях;
  • Обладают нестандартными параметрами: анализируют стороны, не поддающиеся количественному измерению, не имеют четких границ и стандартов, закономерностей и пр.;
  • Качественные методы основываются на «творческой основе» и фантазии исследователя: он сам выбирает, что будет изучать и анализировать, какими данными и приемами пользоваться, что с чем сравнивать. Данный подход позволяет понять суть вопроса, проникнуться темой и пр.;
  • Использует свободные и доступные данные по теме: мнение экспертов, результаты опроса объектов исследования, субъективные и объективные данные;
  • Качественные методы позволяют собрать максимум информации при помощи простейших приемов: наблюдение (оценка поведения индивидов), сравнение (создание идеала и сравнение реального персонажа и пр.);
  • Определяют особенности объекта исследования, которые не поддаются математическим, статистическим измерениям.

Качественные методы в педагогике позволяют определить незримые для «точных наук» стороны объекта исследования: эмоции, поведение, жесты, факторы, воздействующие на испытуемого и т.д. Также использование таких приемов предполагает создание специальных условий, но при этом не исключается проведение эксперимента в естественных условиях (банальное наблюдение).

Специфика использования качественных методов в педагогике
На чем основываются качественные методы исследования в педагогике

Качественные методы призваны описать частные случаи в педагогической практике. Лучше всего их применять к конкретному ученику или классу, чтобы выявить сильные и слабые стороны работы педагога, понять его отношения с коллективом детьми, как он достигает текущие результаты и пр.

Например, при помощи качественных методов исследования можно оценить: какие усилия прилагают ученики при изучении определенного предмета с разной успеваемостью, как себя ведут учащиеся в определенных условиях (на перемене, на занятиях, на типичном занятии или на контрольной работе и пр.). В частности, о компетентности педагога можно судить по имеющемуся у него образованию (СУЗ/ВУЗ), опыт работы (несколько лет или более 10 лет), наличие удостоверений о прохождении курсов по повышению квалификации и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В большинстве случаев качественные методы педагогического и иного исследования позволяют получить субъективное мнение о происходящих явлениях и процессах, объекте.

Особенности использования количественных методов в педагогическом исследовании

Количественные методы призваны оценить объект исследования с учетом статистических, математических и иных точных операций. Здесь приемлема конкретика: знание строгих законов, выявление четких закономерностей, анализ динамики системы показателей и пр.

Задача количественных методов
Понятие количественных методов в педагогике

Количественные методы педагогического исследования предполагают:

  • Графическое или табличное представление первичных данных;
  • Анализ деятельности испытуемых: улучшение или ухудшение общей картины, положения отдельных индивидов, попредметная оценка, ранжирование качественных и иных показателей;
  • Разработка рекомендаций, исходя из анализа количественных показателей, и прогнозирование результатов.

Количество + качество = залог успеха в педагогическом исследовании

В педагогических и психологических исследованиях целесообразно выявлять не только качественные характеристики испытуемых, но и полагаться на количественные данные. Недаром многочисленные параметрические и непараметрические приемы основываются на расчете показателей, сравнение с нормами, имеют определенные ограничения (по числу объектов, количеству наблюдений и пр.).

Количественные методы исследования считаются наиболее точными (по сравнению с качественными), но не всегда они способны отразить и подчеркнуть все особенности и стороны моделей. Не все сферы можно измерить математически и физически, порой для получения полной картины и разработки объективного и эффективного решения необходимо учесть и качественные характеристики.

Независимо от того, какие методы (качественные или количественные) использует автор исследования, алгоритм действий един: сбор и обработка информации, измерение испытуемых (качество и количество), анализ результатов оценки, рекомендации.

Автору педагогического или психологического исследования важно учитывать все факторы и стороны испытуемых. Такой подход позволит детально изучить проблему, сориентироваться на сильные и слабые стороны испытуемых, учесть возможности и риски, предрасположенности и пр.

При проведении педагогического исследования важно понимать, когда допустимо использование качественного, а когда количественного метода. Умелое сочетание количественных и качественных методов в педагогике гарантирует получение достойного результата. Поэтому опытные эксперты рекомендуют сначала оценить объект количественно, а затем, то, что не поддалось оценке измерить «качественно» (также допустим обратный порядок действий: сначала оценка качества, а потом количества). Важно на основе полученных данных сделать аргументированный вывод.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!