Теоретические методы педагогического исследования: моделирование, построение идеализированных объектов (идеализация)

Организация и проведение педагогического исследования – процесс трудоемкий, важный и очень интересный. Он предполагает не просто выбор темы, конкретизацию проблемы и выдвижение гипотезы, но и подбор грамотных и эффективных методов по сбору, обработке информации, работе с объектом исследования. Одним из таких инструментов выступает метод моделирования или метод идеализации.

Теоретические методы педагогического исследования: моделирование, построение идеализированных объектов (идеализация)

Организация и проведение педагогического исследования – процесс трудоемкий, важный и очень интересный. Он предполагает не просто выбор темы, конкретизацию проблемы и выдвижение гипотезы, но и подбор грамотных и эффективных методов по сбору, обработке информации, работе с объектом исследования. Одним из таких инструментов выступает метод моделирования или метод идеализации.

Сущность метода моделирования

Замечали ли Вы, что зачастую в различных научных испытаниях используют не непосредственно объект исследования, а его «аналог»? Данная вариация, в первую очередь, важна именно там, где апробируются новейшие разработки с целью оценки их эффективности и возможности использования в естественных условиях, на реальных людях.

Виды методов педагогической деятельности
Какие бывают методы педагогической деятельности?

Например, при оценке действия новых медикаментозных препаратов или их разработке сначала изучают их действие на животных (мышах). Полученный результат уже «переносят» на человека, моделируя ситуацию: прогнозируя возможные побочные и положительные эффекты, протекание «внедрения вируса» и дальнейшую выработку иммунитета и пр.

Указанный принцип действует не только в медицине, но и иных отраслях: психологии, педагогике, экономике и пр. В науке его называют методом моделирования.

Функции моделирования
Виды моделей в педагогике

Этот инструмент позволяет сопоставить желаемый результат с получаемым, но не на реальном объекте исследования, а его аналоге. Использование метода моделирования предполагает, что исследователь воспроизводит все необходимые действия и махинации на другом схожем объекте, который был привлечен или создан непосредственно для этого опыта/эксперимента. «Заменитель» основного объекта называют моделью. Притом важно, чтобы модель и непосредственно испытуемый обладали максимально возможными сходствами, притом количество и характер этих сходств не должны быть строго тождественными.

Например, для апробации новой вакцины медикам достаточно испытать ее на живом существе, которое можно легко уместить в рамках эксперимента, наблюдать за ним. Также важно, чтобы модель обладала хотя бы частью способностей и регенерации, как у человека. Поэтому на первой стадии апробации вакцины выбор чаще падает на мышей. При изучении потоков воздуха можно пользоваться не настоящим самолетом (пассажирским), а фюзеляжем. То есть достаточно создать «миниатюрный аналог» и проверить действие гипотезы на нем.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Метод моделирования позволяет детально исследовать интересующий вопрос, проверить действие гипотезы, получить достоверные результаты исследования и использовать их во благо в дальнейшем. Он помогает решить следующие задачи:

  • Изучение отдельных сторон объекта исследования, его особенностей в конкретных или интересуемых исследователя условиях;
  • Визуализация представлений и ассоциаций о поведении, структуре и особенностях объекта;
  • Проведение диагностики, выявление достоинств и недостатков, отклонений от запланированных действий, погрешности, эффект и пр.
  • Установление причинно-следственных связей: что происходит, когда и почему, что получает исследователь в результате;
  • Прогнозирование результатов: возможность использования всех процедур и приемов на реальном объекте исследования.

Важно отметить, что метод моделирования в педагогическом исследовании используется в связке с другими инструментами: наблюдение или эксперимент, анализ, сравнение и пр.

Специфика метода идеализации (построения идеализированных объектов)

Обратите внимание, использование метода моделирования в педагогическом исследовании целесообразно и эффективно с учетом неких идеалов и стандартов. Исследователь не может сразу же взять и проверить свою гипотезу или разработку на прямом объекте, так как точно не может знать, как она на нем отразится: на его успеваемости качестве образования, психике и пр. Поэтому он должен сначала тщательно спланировать все действия и проверить их на модели.

Как применяют педагогические методы?
Алгоритм использования метода идеализации

Нередко в целях установления эффективности выдвинутой гипотезы авторы прибегают к так называемому методу идеализации, когда объект исследования «идеализируют», представляя его с полным набором наиболее подходящих качеств, характеристик и умений. Идеализированная модель возникает в ходе проведения эксперимента, когда ученый осмысливает каждое действие, что и как должно быть (сугубо по его личному мнению). В этом случае формируется тот самый «идеальный прототип», который в дальнейшем будет сравниваться с полученным результатом.

Метод идеализации предполагает, что исследователь параллельно проведению опыта формирует «мысленную модель» того, как это все должно быть. По результатам исследования он сравнивает свои представления и полученный результат, отмечая все сходства и расхождения, причинно-следственные связи расхождений и результатов.

Особенности метода идеализации
Что такое метод идеализации?

Важно отметить, что метод идеализации не всегда эффективен, так как исследователь точно не может точно и достоверно знать, как должен протекать тот и иной процесс, как лучше всего «миксовать» приемы, какими должны быть достоверные и точные результаты. Это больше «мнимый» эффект, желаемый, недели реальный. Но именно этот инструмент позволяет усовершенствовать разработки и сделать их более качественными и важными, обоснованными.

Метод построения идеализированных объектов не всегда учитывает все стороны и характеристики реального объекта исследования. Например, идеальный ученик предстает в глазах преподавателя только с лучшей позиции: отличник, спокойный и трудолюбивый, самостоятельный и пр. Далеко не всегда такими качествами обладает учащийся. В реальности ему могут помогать родители при выполнении домашнего задания, он может лениться или с трудом вникать в некоторые дисциплины, он вспыльчив и неусидчив и пр. У каждой медали две стороны. Но идеализация изначально учитывает только положительные моменты и то, что подходит исследователю, опуская все недостатки.

Идеализация и моделирование как эффективное сочетание методов исследования

Что нужно для достижения максимальной эффективности исследования?
Взаимодействие двух педагогических методов

Зачастую указанные приемы используются в одной упряжке. Метод идеализации помогает исследователю понять, к чему он стремится, что хочет получить, как он видит объект исследования, ход эксперимента и потенциальные результаты. Метод моделирования же позволяет установить, возможен ли перенос всех процедур и действий с модели на объект, спрогнозировать потенциальный результат и исход, возможность плодотворного использования разработки в реальности без причинения вреда окружающему миру.

Таким образом, метод идеализации позволяет составить «идеальную теоретическую модель», а моделирование – проверить ее в действии на модели, а затем перенести эффект на реальный объект.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!