
Учебный процесс требует полной отдачи каждой из участвующих в нем сторон. Студенту недостаточно просто прослушать лекции и посетить семинары, практикумы для закрепления материала. Чтобы выработать конкретное умение или навык, требуется регулярное применение полученной информации. Но самым проверенным способом автоматизации и развития считается выполнение домашнего задания.
Как показывает практика, оно бывает разных видов. Притом каждый из них обладает рядом специфических черт. Предлагаем подробнее рассмотреть наиболее популярные форматы.
СОДЕРЖАНИЕ
Устное задание, теоретическая подготовка
Наиболее частым и объемным типом домашней работы считается устное задание или теоретическая подготовка к предстоящему занятию.
Устное задание представляет собой требование по изучению конкретного тематического материала. То есть студенту нужно самостоятельно найти, изучить, разобраться в доступной литературе по определенным вопросам.

Выполнение устного здания может носить как частный (индивидуальный), так и групповой (командный) характер. В первом случае универсант самостоятельно занимается подбором материалов, их вычиткой, сортировкой, систематизацией и т.д. То есть всю работу над источниками от начала их прочтения и до завершения, получения знаний и умений вузовце выполняет один, сам.
Командный подход предполагает делегирование части полномочий при работе с первоисточниками или перераспределение работы с материалами по теме. То есть каждый член команды будет прорабатывать отдельный вопрос или работать с определенным материалом, а затем усилия будут объединены и т.д.
Суть устного задания состоит в следующих функциях:
- Просвещение по определенной дисциплине или вопросу, расширение кругозора;
- Закрепление ранее изученного на лекциях материала;
- Выработка навыков по работе с информацией и ее преобразованием, применением;
- Развитие концентрации внимания, памяти;
- И т.д.
Выполнение устного задания предполагает изучение определенного текста. В ходе вычитки и студент разбирается в теме, вопросе, предмете, выделяет опорные моменты, термины, факты, результаты и выводы, формулы, пытается понять возможности их дальнейшего применения в профессии, науке, жизни.
Очень важно именно переработать собранную литературу. Переработка предполагает пересказ, усвоение и запоминание данных.
В результате выполнения устного задания студиоз поучает новые знания, развивает новые компетенции, пополняет лексикон и развивает речь, повышает шансы на успешное продвижение в карьере (как профессиональной, так и научной).
Практическое задание (решение задач, кейсов)
Второй тип домашнего задание – практический. Он предполагает, что универсанту нужно выполнить определенные действия для получения результата: решить задачу, кейс, провести эксперимент и описать его, выполнить лабораторную работу и обосновать полученный результат и пр. В этом случае происходит преобразование теоретического материала в умения и навыки. В результате студент получает конкретный результат: ответ, продукт, отчет, проект и др.

Данный формат предполагает четкое целеполагание и тотальное погружение в определенную тему. То есть оно призвано помочь универсанту в развитии и обретении определенных компетенций. Чаще всего он сводится к следующим формам:
- Решение задачи. такой подход носит тематический или предметный характер и призван углубить знания в соответствующей области, выработать определённые алгоритмы, тактики, научить применять формулы, нормы и пр.
в данном случае важно отметить, что задачи могут быть разными: математическими, исследовательскими, творческими, практические, информационные и пр. - Решение кейса. Кейс представляет собой «усложненную» задачу, требующую пояснения и обоснования каждого действия, результата. Он основывается на самостоятельном выборе методов решения и построения соответствующей стратегии, ее проверке.
- Творческая задача. В данном случае задание предполагает выдвижение креативной идеи, подготовку неординарных вопросов и заданий по теме, разработку кроссвордов и т.п. здесь происходит «обратная переработка» материала: на основе изученной информации студент готовит вопросы по ней (обратная реакция).
Решение задач предусмотрено в рамках каждого предмета. Они будут отличаться по цели, содержанию, результативности.
Выполнение задач в рамках домашнего задания предполагает реализацию следующих функций. Во-первых, закрепляющая. Благодаря таким действиям студент повторяет пройденное и по необходимости углубляет свои знания, восполняет пробелы и пр. во-вторых, развивающая. Эта функция призвана развить конкретные знания или компетенции. в-третьих, интегрирующая функция. Она помогает универсанту быстро адаптировать имеющиеся знания и умения под конкретную ситуацию, развить междисциплинарный подход.
практические домашние задания требуют от универсанта владения материалом: он должен знать, что и как делать, чего ожидать и т.п. Без теории в этом деле никуда.
Таким образом, практические задания в рамках домашней работы помогает студенту самостоятельно разобраться в теме и преобразовать теоретические знания в реальные умения и навыки.
Проектное задание (письменное задание, конспект, доклад, реферат, проект)
Проектное задание как домашнее задание – еще один формат обучения, призванный не только углубить текущие знания, но и развить самодисциплину, самостоятельность, индивидуальность, умение работать с источниками информации и полагаться на собственный опыт.

Такой формат чаще всего выполняется на долгосрочной основе. На его подготовку выделяется от нескольких дней до нескольких месяцев. К особенностям такого формата ДЗ можно отнести следующие характеристики:
- Выполняется универсантом по определённому предмету, теме и требует глубокого анализа ситуации;
- Формируется согласно определённому плану, графику, в строго очерченные сроки;
- Выполняется самостоятельно или в команде (согласно изначальным условиям задания);
- Чаще всего носит проблемо ориентированный характер и требует проведения научного исследования, определения четких границ НИР;
- Всегда завершается конкретно: определённый конечный результат, вывод, обоснование, рекомендации;
- Требует соблюдения формальных правил, оформляется по ГОСТ.
Чаще всего студенты сталкиваются с такими типами проектного задания, как написание курсовой работы, реферата ли доклада, научной статьи, отчета о НИР, отчета по лабораторной работе и пр. Каждый из вариантов имеет свои тонкости подготовки, о которых мы писали ранее в нашем блоге.
Цифровое ДЗ
Под цифровым домашним заданием понимают такой вариант, когда универсанту необходимо выполнить то или иное поручение, задание в электронном виде. Оно может носить сугубо поисковый или аналитический характер, а также предполагать решение задач или прохождение различных тестов, интерактивных упражнений и пр.
Чаще всего такие ДЗ выполняются на специализированных онлайн-площадках или посредством виртуального сообщения между педагогом и студентом: по электронной почте, через личный кабинет студента на официальном сайте вуза, через сторонние образовательных сервисы и т.п.

Для выполнения такого формата требуется иметь личный кабинет или учетную запись на соответствующих платформах. Без этого получить доступ к материалам невозможно.
Цифровые задания могут иметь ограничения по времени для их выполнения. Также они могут быть как общими (для всех студентов группы), так и персонализированными. Обычно после оправки ответа, универсант моментально (или оперативно, в кратчайшие сроки) узнает результаты. Задания такого рода могут быть комбинированными, сочетая в себе текстовые, графические, табличные, аудио и видео материалы.
Для выполнения таких типов ДЗ требуется не только знание предмета, но и хорошее владение ПК, доступ к сети Интернет.
Цифровое домашнее задание – это современный онлайн-инструмент по проверке уровня подготовки учащихся, который может быть реализован независимо от местоположения испытуемого, в конкретные сроки.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по выполнению ДЗ в вузе
Учитывайте вид и формат ДЗ. Если это решение задачи, то следуйте привычному плану. Если прохождение теста – ориентируйтесь на вопросы, дисциплину, ограничения и пр.
Тщательно планируйте ход выполнения ДЗ. Предварительно разберитесь в теории, затем составьте план действий и приступайте к его реализации.
Делите крупные или сложные задачи на более мелкие. Это упростит их решение.
Пользуйтесь проверенными материалами. Оперативно восполняйте пробелы.
Проверяйте все расчеты, результаты. Грамотно их оформляйте с учетом специфики полученного задания.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





