С развитием технологий в мире появилось больше патологий, требующих незамедлительного или оперативного лечения. Все чаще у детей дошкольного и школьного возраста встречаются отклонения в развитии речи, проблемы с произношением отдельных звуков или слов. Чем раньше будет замечен дефект, тем легче его исправить. Согласитесь, отказываться от многолетней привычки, куда сложнее, чем от недавней. В постановке звуков и речи квалифицированную помощь оказывают логопеды и дефектологи, о профессиональном становлении которых мы поговорим в этой статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные направления деятельности логопеда и дефектолога
Логопедическое направление предполагает подготовку специалистов, способных диагностировать и корректировать речь индивида с учетом его возможностей и способностей, особенностей развития и пр. здесь можно выделить множество узких специалистов каждый из которых специализируется на исправлении конкретной проблемы:
- Логопед (общий профиль). Занимается постановкой звуков с детьми и взрослыми, помогает справиться с различными недугами (например, заикание) с помощью специальных артикуляционных упражнений, логопедического массажа и т.п. Как правило, этот дипломированный специалист занимается с обычными, развитыми детьми, не имеющими серьезных медицинских отклонений;
- Логопед-дефектолог. Этот эксперт помогает индивиду делать речь внятной и правильной, понятной, правильно поставить искажаемые звуки и слова и пр. Профессионал может помогать всем без исключений, в том числе детям с ОВЗ, ДЦП и пр.
- Логопед-психолог, который учитывает особенности психологического и эмоционального климата подопечного, использует соответствующие приемы для воздействия на него побуждения к занятиям, воспитанию и пр.
- И пр.
Независимо от того, на какой проблеме специализируется логопед, он сначала устанавливает причину отклонения, а затем исправляет его и автоматизирует правильную речь. Данный эксперт востребован в самых разных отраслях и учреждениях: поликлиники, реабилитационные центры, детские сады и школы, детские лагеря, развивающие центры и пр. В последнее время логопеды стали часто оказывать услуги «репетитора» (домашнее обучение). Средний доход квалифицированного специалиста достигает 25-45 тысяч рублей ежемесячно.
Особенности профессиональной подготовки логопедов и дефектологов
Освоить данную специальность (а порой 2 в 1) можно практически в каждом втором ВУЗе, где функционирует факультете педагогики и психологии, дошкольного образования и пр. Также логопедическое направление предусмотрено в рамках медицинского образования (ВУЗ), где обучают работе со «сложными» пациентами, имеющими ряд отклонений в развитии и требующими особого подхода, ухода и пр.
Для поступления абитуриентам потребуется преодолеть ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии. В некоторых случаях возможно прохождение дополнительного испытания – психологического тестирования.
Обучение по логопедическому профилю предполагает изучение трех модулей:
- Базовый, который включает в вой состав общеразвивающие предметы, а также вводные дисциплины: история, философия, физическая культура, техника речи, иностранный язык, логопедия, логоритмика, анатомия, логопедические технологии, психология и пр. Выпускники бакалавриата могут работать во всех учреждениях, но круг их обязанностей и возможностей будет ограничен. Как правило основная работа логопедов в этом случае заключается в постановке звуков коррекции речи с незначительным нарушениями у лиц без осложнений и сопутствующих отклонений, заболеваний. Прохождение базовой подготовки занимает 4 года.
- Профильный. Данный модуль включен в программу магистратуры и позволяет получить более глубокие знания и навыки для работы в более узкой области: клиника интеллектуальных нарушений, особенности работы с детьми с ОВЗ, правила работы в дошкольных и школьных учреждениях, психолингвистика, дефектология, невропатология, общая и специальная педагогика, коррекционная работа с детьми с психическими отклонениями, развитие мелкой моторики, речевые зоны, возрастная анатомия, особенности работы с лицами с ДЦП и пр. Освоение столь специализированных навыков отнимает 2 года.
- Практический, научно-исследовательский. Данный модуль включен в каждый из предыдущих. Он предполагает обретение реальных навыков и представлений о работе. Здесь студент прикрепляется к конкретному учреждению и под кураторством опытного наставника учится работать: диагностировать отклонения, определять варианты исправления проблем, объем занятий и сложность заданий и пр. Практикант учится находить общий язык с каждым пациентом, подопечным, стремится к его развитию, совершенствованию. Для этого необходимо грамотно подобрать материалы и инструменты коррекции, учесть особенности и способности ребенка. Притом результаты работы логопеда становятся очевидными для окружающих.
По мере прохождения каждого этапа подготовки студент проходит аттестацию в виде написания и защиты курсовых, научно-исследовательских работ, отчетов по практике, а также сдаче зачетов и экзаменов. Допуском к трудовой деятельности является защита ВКР.
Особенности выполнения дипломной работы по логопедии и дефектологии
Логопедия и дефектология – практическая отрасль, которая основывается на научных знаниях и опыте предшественников, различных технологиях и тактиках, методиках постановки речи. В выпускной аттестационной работе студент должен изложить научные представления по выбранной теме, а также оценить современные проблемы, с которыми сталкиваются логопеды и дефектологи.
ВКР новоиспеченного специалиста в сфере логопедии и дефектологии носит научно-исследовательский и практический характер. С одной стороны, автору предстоит изучить ключевые понятия и стандартные методы работы приемы и инструменты, доказанные и проверенные технологии. С другой – важно выделить актуальную проблему на практике или в теории, которая требует решения и позволит достигать лучших результатов упрощать или улучшать результаты работы логопеда.
В структуре дипломной работы логопеда, дефектолога будут присутствовать три основных раздела: теоретический (обзор существующих теорий, правил, концепций, решений, понятий и пр.), практический (анализ реальной ситуации, объекта, определение проблемы и разработка нового или индивидуального способа решения).
Работа логопедов уникальна по своей природе. Во-первых, каждый индивид обладает набором определенных черт и способностей, поэтому специалисту предстоит определить возможные пути решения с учетом возможностей подопечного. Во-вторых, далеко не всегда стандартные методы приносят достойный результат. Логопедам и дефектологам приходится корректировать или «миксовать» различные методики, инструменты для поучения более эффективных результатов. Именно это должно быть отражено в ВКР.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В дипломной работе выпускнику предстоит продемонстрировать свой профессионализм, готовность к работе: умение анализировать ситуацию находить общий язык с людьми, диагностировать проблему, предлагать оптимальные вариант ее решения. Притом при создании мероприятий по устранению поставленной проблемы автор должен не просто описать их, но и показать действенность: спрогнозировать, проанализировать статистические данные за последние года и определить частоту положительных исходов апробировать их лично и пр. Главное разработать такой механизм, который не был ранее никем упомянут. Тогда ВКР будет особо значимой и ценной, как в теоретическом, так и практическом аспектах.
Практическая часть ВКР логопеда или дефектолога предполагает описание все процедур и действий автор: кто является объектом (конкретный индивид или группа), какими качествами и навыками он обладает, диагностика проблемы или отклонения, разработка рекомендаций по ее решению. Фактически здесь описывается самый настоящий эксперимент, который был тщательно спланирован и организован.
Рекомендательная глава призвана описать мероприятия по профилактике нарушений, отклонений и автоматизации полученных результатов. Притом важно показать их необходимость и целесообразность, эффективность, приведя соответствующие аргументы.
Для описания экспериментальной и рекомендательной частей можно использовать как текстовую, так и табличную или графические формы, схемы, рисунки и пр. Важно грамотно аргументировать позицию автора, делать соответствующие обоснованные выводы.
Топ-10 тем ВКР по логопедии и дефектологии
Список актуальных тем аттестационных исследования меняется ежегодно с учетом потребностей общества, сферы деятельности и специфики подготовки специалистов. Изменения происходят ежедневно, каждый человек уникален, поэтому логопедические приемы нуждаются в оперативном корректировании и совершенствовании.
По результатам 2019-2020 года студенты выбирали чаще темы ВКР прикладного характера. Самыми популярными из них стали:
- Особенности работы с детьми ЗПР;
- Методика постановки звуков Ш и Щ у детей дошкольного возраста;
- Варианты развития мелкой моторики у детей с ДЦП;
- Роль логопедического массажа при постановке речи;
- Особенности коррекции письменной речи у детей дошкольного/школьного возраста;
- Методы работы со слабовидящими пациентами;
- Особенности постановки речи у детей с синдромом Дауна;
- Коррекция речи и интонации у заикающихся людей;
- Игровая форма как способ лечения логопедических отклонений;
- Устранение нарушения чтения у учащихся начальных классов.
Логопед должен не только грамотно диагностировать проблему и решить ее с учетом современных технологий, возможностей подопечного, но и проводить научные изыскания, оформлять соответствующую документацию (планы занятий, готовить вспомогательный материал, вести определенную отчетность и пр.).
Подготовить информационную базу или аргументы, разработать уникальный способ решения актуальной проблемы, грамотно оформить любую студенческую или научно-исследовательскую работу помогут высококвалифицированные специалисты Дисхелп. Обращайтесь в любое время суток, и мы обязательно придем на помощь, гарантируя индивидуальный подход, конфиденциальность данных и высокое качество услуг.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!