Топ запретных слов и клише в защитной речи: чего стоит избегать на защите в ходе доклада и ответа на вопросы?

Защита диплома или защита курсовой работы, защита диссертации — это стандартная, традиционная процедура, призванная автору продемонстрировать полученные им знания и компетенции, а также помочь ему отстоять собственное мнение или идею. В решении определённой проблемы или вопроса. Данная часть будет напрямую совпадать с подготовленным проектом, но не дублировать его полностью.

Топ запретных слов и клише в защитной речи: чего стоит избегать на защите в ходе доклада и ответа на вопросы?

Защита диплома или защита курсовой работы, защита диссертации — это стандартная, традиционная процедура, призванная автору продемонстрировать полученные им знания и компетенции, а также помочь ему отстоять собственное мнение или идею. В решении определённой проблемы или вопроса. Данная часть будет напрямую совпадать с подготовленным проектом, но не дублировать его полностью.

Ошибки при формировании защитной речи

Защита студенческого проекта или научной работы – финальный, серьезный и довольно ответственный этап в жизни автора. Именно от этого мероприятия порой зависит успех и дальнейшая судьба как исследователя, так и его материала.

Рассматриваемая процедура предполагает грамотное преподнесение и интерпретацию результатов проведённого исследования в устной форме, допускается сопровождение в виде презентации, чертежей и макетов, на основе которых будет происходить пояснение, уточнение, визуализация и пр.

Основа защитной речи
Основа защитной речи

Чтобы речь была связной, четкой, информативной, важно ее тщательно продумать и подготовить. Но даже на этом этапе выпускники и авторы курсовых, дипломных или научных работ допускают некоторые погрешности, недочеты и ошибки, которые способы как минимум исказить или ухудшить впечатления о проекте или вовсе довести до дисквалификации.

В числе наиболее распространенных ошибок в защитной речи на этапе ее написания и подготовки к аттестации академической работы можно выделить:

  • Чрезмерная раздутость в описании исследования. В этом случае автор старается максимально подробно описать и обосновать каждый шаг, результат и вывод либо использует неоднозначные фразы и обороты в разъяснении, что усложняет восприятие сути, деталей, результатов. При таком подходе также могут наблюдаться отклонения от темы или углубление во вторичные аспекты исследования, частое употребление вспомогательных слов, частое цитирование и пр.
  • Отсутствие связности и логики в описании результатов исследования. При таком раскладе выпускник старается максимально сжато рассказать о собственных достижениях. Показав лишь конечный результат и его обоснование, оценку. Также при данном подходе может наблюдаться точечный обзор каждого этапа, без каких-либо переходов и связок, подчеркивающих логичность и обусловленность следующего действия, вывода и пр. Такая защита протекает сложно с массой дополнительных, уточняющих вопросов.
  • Слабая аргументация результатов и выводов. В этом случае автор старается просто описать ход проделанной работы и выделить полученные итоги, но четкого обоснования и оценки их эффективности, перспективности не приводит. Он старается лишь выделить сам результат и показать его новизну, ценность, но четких фактов и аргументов не приводит или приводит, но в слишком малом количестве.
  • Подготовка защитной речи основана на частом употреблении сложных категорий: специализированных терминов, научных законов без их пояснения и уточнения. В данном случае такой доклад становится довольно сложным для восприятия, вызывающим массу вопросов. Более того, не всегда подобранные лексемы бывают уместными и необходимыми для освещения.
  • Отсутствие четкой структуры и логики в описании исследования. Данная ошибка чаще всего проявляется тогда, когда выпускник просто пересказывает ход выполненной работы и не структурирует материал на введение, основу, заключение. То есть доклад не имеет соответствующих разграничений и носит больше обзорный характер. В нем могут присутствовать излишние доводы, рассуждения, промежуточные второстепенные результаты и пр.

То есть в числе наиболее распространённых недочетов при проектировании и написании защитной речи по студенческой работе или диссертации, статье является сугубо описательный характер без конкретики, аргументации. Размытость, чрезмерная обобщенность и отсутствие связности и логики, отказ от планирования доклада считаются самыми грубыми нарушениями, демонстрирующими не просто волнение, а именно низкий уровень профессионализма в рамках обозреваемого вопроса.

Ошибки в речи выступающего на защите

Непосредственно на защите проекта аттестуемое лицо не просто зачитывает подготовленный им научный доклад или реферат по диплому, диссертации. Ему предстоит рассказать и показать особенности проведенного исследования, специфику и обоснованность. Эффективность полученных результаты и перспективы их применения.

В данном случае в речи докладчика могут появиться (порой неожиданно для него самого) определённые недочеты или ошибки.

Базовые ошибки в защитной речи?
Базовые ошибки в защитной речи?

Чаще всего в устном сообщении исследователя встречаются бесполезные слова и обороты: междометия, лишние предлоги или вводные слова. Их употребление не портит качество исследования, но ухудшает общую картину и умение автора грамотно выстраивать речь перед публикой, целевой аудиторией.

Не менее очевидной огрехой в защитной речи становится употребление слов с некорректным ударением или контекстуально не соответствующую лексему и пр. Как правило, студенты стараются оставить узкие термины, непривычные в повседневном употреблении лексемы, полагая. Что именно они подчеркнут разборчивость и умение оперировать данными. Но на самом деле, не всегда такие приемы оказываются уместными и необходимыми. Лучше писать просто и ясно, чтобы было легче ориентироваться в тексте самому.

Частое употребление иноязычных или пришедших в наш обиход иностранных терминов, транспонированного сленга также может стать камнем преткновения. Такие приемы зачастую не просто упрощают речь, а делают ее более разговорной и непрофессиональной. Если возникла необходимость в применении подобного рода категорий, то лучше 100 раз подумать и 1 раз отрезать, оценить контекст. Притом современные термины не всегда оказываются известны аттестационной комиссией, что усложнит ход дискуссии, вызовет дополнительные вопросы и пр.

Непосредственно во время выступления в речи докладчика также могут возникнуть ситуация, когда человек сбился с пути или затрудняется продолжить повествование, ответить на поступивший от комиссии вопрос. При таком раскладе нередко возникает такая погрешность, как повторение или дублирование материала. Если это возникло единожды, то ничего страшного не произойдет. Но частое повторение тех или иных фрагментов, цитат, результатов вызовет сомнение относительно владения материалом, самостоятельного выполнения исследования и пр.

Также в ходе устного выступления ошибкой является долгое молчание. Сама по себе аттестационная процедура ограничена по времени и в среднем занимает около 10-15 минут на каждого докладчика, в случае с диссертаций – до 20-25 минут. В столь небольшой промежуток времени нужно изложить суть, основные мероприятий, результаты факты и авторскую идею, позицию. Если докладчик сбивается, то возникает секунда или минута молчания. Главное – быстро сориентироваться по ходу. Если же молчание затягивается, то это свидетельствует о слабом владении материалом, вызывая сомнения относительно компетентности и самостоятельности НИР.

Список нежелательных фраз и слов в защитной речи

Среди наиболее грубых нарушений в защитной речи стоит отметить ряд слов, словосочетаний и прочих оборотов, которые допускаются к употреблению, но все же их стоит ограничить или минимизировать. Ниже мы приведем список условно запретных категорий.

  1. Слова и обороты, вызывающие сомнения или снижающие точность ответа. К данной категории относят такие парадигмы, как: может быть. Скорее всего, возможно и пр. Употребление таких конструкций моментально подчеркивает незнание точного и однозначного ответа на поставленный вопрос, снижают его конкретику и пр.
  2. Слишком громоздкие вводные конструкции. К данной категории относят такие выражения, как: На сегодняшний день, На современном этапе развития, В век современных технологий, Как известно, Сегодня… Подобные фразы не могут подчеркнуть актуальность темы или проблемы. Они сами по себе пространственны и не несут никакой серьезной смысловой нагрузки на текст, лишь загромождая его.
  3. Междометия, чрезмерные описания и восклицания, эмоциональные выражения и пр. Защита – процесс регламентированный, научно-исследовательского характера. Здесь важен нейтралитет по тону повествования. Употребление «ахов и охов», жаргона, простого разговорного сленга неуместно и недопустимо.
  4. Обобщенная аргументация, нет конкретики. В этом случае происходит включение размытых формулировок или слишком общих аргументов. Докладчики при таком раскладе употребляют слова «широкие перспективы», «очень важно», «необходимо или уместно», «странно, но факт» и пр. Подобные выражения подчеркивают неуверенность и вносят размытость в текст, делая его неубедительным, рассеянным, ненаучным.
  5. Типичные шаблоны для связки или воссоздания логики в повествовании: без сомнения, в целом, по факту и пр. Такие пустые лексемы лишь раздувают текст, упрощают его до повседневного уровня, на фоне чего теряется научность и качество доклада, защиты.
  6. Канцеляризмы и клише. Данного рода выражения уместны в ограниченном количестве лишь в дипломе. Диссертации, но в защитной речи их лучше всего исключить, так как они лишь усложняют понимание материала, рассказа, порой режут слух на фоне более простой трактовки особенностей исследования и полученных результатов и пр.;
  7. Не спешите при описании хода исследования «Якать». Описание исследования проводится в нейтральной форме. Поэтому слова «Я считаю», «Я получил», «Мне кажется, что» будут явно лишними. Более того, такие выражения также неубедительны и подчеркивают сомнения и неуверенность автора.
  8. И пр.

Указанные варианты слов и конструкций лучше всего исключить или минимизировать в рамках защитной речи. При таком подходе докладчик будет более точен и корректен в выражениях, лаконичен, точен и обоснован и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по профилактике недочетов и ошибок в защитной речи

Подготовка и воспроизведение защитной речи – два разных процесса. Но нацеленных на одно и то же – демонстрация компетентности. Профессионализма автора в рамках постигаемой им профессии, направления и пр. Но в любом случае к данной процедуре важна предварительная подготовка. Поэтому по мере выполнения основной части проекта уже можно приступать к написанию защитной речи с выделением основных положений, результатов и их обоснования.

Старайтесь н употреблять слишком обобщенные обороты, просторечные или повседневные сленговые выражения, чрезмерные описания и художественные приёмы. На аттестации проекта важна конкретика, точность, емкость, информативность.

Проведите контекстуальный анализ подготовленной защитной речи. Оцените ее качество и состав. Постарайтесь минимизировать вводные конструкции, клише, шаблоны, сложные термины. Важно писать просто, но грамотно с акцентом на тему. Раскрытие темы должно быть последовательным и умеренным.

Не отклоняйтесь от основной части проекта. В защитной речи должно присутствовать все то же, что и в документе. Доработки, дополнения только научного доклада недопустимы.

Старайтесь не употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Речь должна быть четкой, строгой, официальной.

Постарайтесь не использовать фразы, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Они уместны лишь в качестве связующего элемента. Но тогда не должны бросаться в глаза. Обобщенные формулировки, подводки лучше всего делать при отражении выводов.

Старайтесь не повторяться. Перечитайте подготовленный текст и оцените его информативность. Исключите дублирование материалов, сделайте его последовательным и результативным.

Не менее важно психологически настроиться на защиту: усмирить панику, истерику, волнение и достойно представить свой проект.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!