Учимся формировать отчет аспиранта по педагогической практике или НИР

Обучение в аспирантуре предполагает не просто исследование проблемы в теоретическом плане, но и определении ее воздействия на практике. Данный метод особо популярен и действенен в педагогической сфере.

Учимся формировать отчет аспиранта по педагогической практике или НИР
Обучение в аспирантуре предполагает не просто исследование проблемы в теоретическом плане, но и определении ее воздействия на практике. Данный метод особо популярен и действенен в педагогической сфере.

Выпускники педагогических ВУЗов (не ниже магистратуры или специалитета) нередко приступают к трудовой деятельности, а позже принимают решение о поступлении в аспирантуру с целью выполнения научной работы, получения ученой степени «кандидат наук», а также внесения определенного вклада в развитие науки или образовательную деятельность, совершенствование работы педагога.

В ходе обучения в аспирантуре по педагогическому профилю учащиеся в обязательном порядке проходят практику. В большинстве случаев в ее счет идет трудовая деятельность, так как аспирантами или соискателями ученых степеней чаще всего становятся уже практикующие специалисты. Если же аспирант не трудоустроен, то он обращается в любое образовательное заведение с целью прохождения практики, которая послужит базой для дальнейшего исследования и написания кандидатской диссертации.

По результатам практики аспиранты обязаны сформировать и защитить соответствующий отчет. В этой статье Вы узнаете, что должен содержать этот документ и как его правильно оформить.

Какие виды практики бывают при обучении в аспирантуре?

Важно отметить, что в зависимости от курса обучения выделяют несколько видов практической деятельности аспирантов: педагогическая и научно-исследовательская.

Практика у аспирантов
Прохождение практики при обучении в аспирантуре

Педагогическая практика призвана усовершенствовать знания и навыки учащегося аспирантуры, определить актуальную проблему, которая в дальнейшем может лечь в основу будущей научной работы. Миссия данного направления подготовки аспирантов – получение реальных практических навыков в области преподавания, опыт работы с детьми (разных категорий), развитие навыков по грамотному подбору литературы, методических и иных материалов для обучения детей.

Научно-исследовательская практика призвана собрать доказательную базу, которая подтвердит актуальность темы исследования, необходимость решения поставленной изначально проблемы, выдвинуть и доказать/опровергнуть гипотезу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что должен содержать отчет по педагогической практике аспиранта?

Данный документ формируется строго после прохождения соответствующего вида практики. В ходе педагогической деятельности в образовательном заведении аспирант получает реальные представления, знания и навыки, вникает в проблемы, с которыми сталкиваются уже действующие педагоги и дети в процессе обучения.

Формирование отчета по педагогической практике предполагает:

  • Наличие титульного листа;
Как выглядит титульный лист отчета по практике?
Титульный лист отчета о прохождении практики
  • Написание вводной части, в которой будут пояснены актуальность и необходимость практики, цели и задачи предмет и объект методология, использованная литература и пр.
Введение в отчете по практике
Вводная часть
Вводная часть отчета
Введение при написании отчета о прохождении практики
  • Выполнение основной части: здесь важно дать краткую характеристику образовательной организации (где аспирант проходил практику), кратко описав ее историю появления и развития, текущее положение и рейтинг, преподавательский состав и пр. Для аспиранта важна именно «практика». В отчете он должен описать, в каком классе он преподавал или курировал, какие материалы подбирал, какие темы освещал детям с какими сложностями и проблемами он и они столкнулись. Также обязательным является выполнение индивидуального задания о кафедры ВУЗа.
Выполнение основной части
Основная часть отчета по практике
Что должно быть в основной части отчета
Пример написания основной части в отчете по практике аспиранта
  • Формирование заключения, где будут отражены основные моменты и результаты практики: чего достиг аспирант, какие проблемы увидел в трудовой деятельности педагога, какие сложности при обучении возникают у детей, какие методы использовал и пр.
Заключение научного руководителя
Заключительная часть отчета по практике аспиранта
  • Список литературы: здесь целесообразно отметить все труды, которые легли в основу практической деятельности: методические и учебные пособия, дидактические материалы, план-коспекты и пр.
  • Приложения. В данный раздел необходимо вынести готовый план-конспект занятия, результаты проверочных и иных работ учащихся.

Помимо отчета по педагогической практике, на защиту аспирант также должен предоставить дополнительные документы: дневник по педагогической практике (здесь должен быть расписан каждый день: чем занимался аспирант), задание на практику (подписанное научным руководителем), характеристика с места практики (формируется куратором от образовательной организации).

Отчет по научно-исследовательской практике аспиранта

Научно-исследовательская практика призвана стать основой для будущей кандидатской диссертации. Притом прохождение данного вида практики не будет засчитано до тех пор, пока аспирант не защитит соответствующий отчет.

В общей сложности прохождение научно-исследовательской практики занимает около 48-50 часов. На подготовку отчета отводится в среднем 7-10 дней, но заниматься формированием этого документа следует с первых дней прохождения практики: грамотно сортировать собранный материал, анализировать его и т.д.

Средний объем отчета по научно-исследовательской практике аспиранта достигает 15 страниц печатного текста. В структуре документа в обязательном порядке должны присутствовать следующие элементы:

  • Титульный лист;
  • Вводная часть: отражение актуальности, цели и задач, предмет и объект, значимость и новизна, методология;
  • Основная часть: предполагает сбор материалов согласно теме диссертации, анализ реальной проблемы и выдвижение гипотезы, подбор методов решения поставленной проблемы, оценка полученных результатов и пр.
  • Заключение: краткая характеристика проделанной работы с акцентом на полученные результаты, описание полученных и усовершенствованных знаний и навыков в ходе прохождения научно-исследовательской практики;
  • Список использованной литературы;
  • Приложения.

Образец отчета по научно-исследовательской практике

Образец отчета о практике
Как должен выглядеть готовый отчет по практике?
Готовый отчет по практике
Пример отчета по практике аспиранта

Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!