Обучение в любом образовательном заведении проходит по определенной траектории. Многие из вас наверняка не раз слышали такие термины как «образовательная программа» и «учебный план». Как показывают многочисленные социологические исследования, указанные категории зачастую пользователи воспринимают как синонимы. Но на самом деле это неправильно. Давайте же разбираться, что есть что.
Понятие образовательной программы и учебного плана
Обучение в школе, колледже или вузе проходит в рамках тщательно спланированной схеме с учетом действующих регламентов ФГОС. При поступлении в СУЗ или вуз абитуриенты не раз слышали об образовательной программе или специальности, по которой намерены подавать документы проходить конкурсный отбор.
Образовательная программа представляет собой комплексный документ, описывающий общее направление подготовки с акцентом на захватываемые научные знания и практические компетенции. Она носит более содержательный характер, позволяя оценить выбранный путь профессионального становления:
- На каких дисциплинах делается акцент;
- Каковы цели и задачи обучения;
- Какие методы преподавания и развития будут использоваться?
- Какая материально-техническая база задействована в подготовке специалиста?
- И пр.
То есть анализ образовательной программы помогает понять характер специализации (теоретический, исследовательский или прикладной), а также понять, какие умения, навыки и представления получат выпускники по мере завершения обучения.
К функциям образовательной программы можно отнести:
- Информационная, которая определяет основное направление для обучения, отмечая приверженность к конкретной научной или прикладной сфере;
- Содержательная. Она описывает набор предметов и их роль в рамках общей траектории;
- Уточняющая. Выделяет границы погружения в направление, устанавливает четкие ориентиры (цели и задачи), последовательность, определяет спектр обретаемых компетенций и пр.
В свою очередь, учебный план – это вспомогательный документ, упорядочивающий ход погружения в специальность. В нем наблюдается определенная хронология и распределение нагрузки на студентов согласно обозначенным целям. То есть этот формат носит больше организационный характер, помогая грамотно распределить соответствующие дисциплины, задания в течение всего периода обучения или на определенный промежуток времени (учебный год).
Среди основополагающих функций учебного плана можно выделить:
- Упорядочивающая. Она проявляется в том, что учебный план распределяет все предметы и выделяет порядок их изучения, воссоздавая последовательность погружения в профиль. С его помощью обучение становится поэтапным, логичным, связанным.
- Нормирующая. С помощью учебного плана происходит перераспределение дисциплин и заданий с учетом продолжительности обучения, роли научной парадигмы, необходимых знаний и полномочий и пр.
- Детализирующая. Учебный план помогает педагогам сосредоточиться и выделить конкретные моменты для освещения в рамках выделенного количества академических часов, характера специализации и пр.
Обратите внимание, что организация и реализация учебного процесса немыслима без образовательной программы и учебного плана. Указанные документы взаимосвязаны и помогают студентам добиться поставленной перед ними цели – освоить профессию, стать компетентным и дипломированным специалистом.
Таким образом, образовательная программа задает общее направление обучения, устанавливая общие сроки подготовки, намечая спектр предметов к освоению и роль каждого из них. Учебный план помогает детализировать логику и глубину погружения в каждую дисциплину, распределить количество академических часов на весь период и каждый учебный год /семестр. Вместе эти два документа регламентируют ход обучения.
Сходства и отличия образовательной программы и учебного плана
Указанные парадигмы имеют немало общих и специфичных черт. Сходства подчеркивают их роль в учебном процессе, а отличия – помогают понять предназначение и особенности.
Образовательная программа |
Учебный план |
Объемный комплексный документ, затрагивающий направление подготовки в целом | Комплексный документ, помогающий распределить нагрузку студентов и наметить последовательность изучения предметов |
Содержательный и целенаправляющий характер | Организационный и нормирующий характер |
Состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный | Является частью образовательной программы или ее дополнением |
Подлежит обновлению раз в 5 лет | Обновляется ежегодно или в каждом семестре, исходя из возможностей педагогического состава, материально-технической базы и пр. |
Ориентирован на потребности рынка труда и реформы в системе образования | Базируется на внутренних возможностях учебного центра |
Учитывает нормы ФГОС и особенности направления подготовки | Учитывает внутренние правила учебного заведения, принципы нормирования и тайм-менеджмента |
Ориентированы на погружение в определенном направлении, задают цель обучения и устанавливают этапы ее достижения |
|
Действуют в течение ограниченного периода времени |
|
Прорабатываются и действуют в стенах определенного учебного заведения |
Что же объединяет рассматриваемые понятия? Во-первых, оба документа регламентируют ход обучения и устанавливают определенную последовательность погружения в предметы, отмечая тематику, методологию, цели и иные границы погружения. Во-вторых, оба формата разрабатываются внутри образовательного заведения и подлежат утверждению. То есть при их подготовке разработчики учитывают не только формальные требования и нормативы, но и возможности по реализации со стороны педсостава, материально-технической базы и пр. В-третьих, оба варианта подлежат периодическому пересмотру и обновлению. В-четвертых, они затрагивают конкретную научную и/или прикладную отрасль, сферу деятельности.
То есть объединяет эти документы организационная составляющая, помогающая описать соответствующий набор предметов, траекторию погружения в намеченное направление.
Среди отличий между образовательной программой и учебным планом можно выделить:
- Образовательная программа устанавливает общий ход обучения, а учебный план – детализирует его по этапам, курсам, семестрам, часам, предметам и пр. То есть он выступает составной частью общей траектории и нормирует нагрузку на студентов и преподавателей;
- Образовательная программа – комплексный документ, формируется на общий курс подготовки (то есть весь период обучения). учебный план утверждается ежегодно и действует отдельно в отношении каждой специальности, затрагивая работу каждого преподавателя и группы учащихся.
- Скорость обновления актов разнится. В первом случае – актуализация происходит раз в 5 лет. Во втором – ежегодно или в рамках каждого семестра, согласно правилам учебного заведения. На основе учебного плана формируется расписание занятий для каждой группы и формируется график работы педсостава.
- Образовательная программа устанавливает, чему будут обучены слушатели, а учебный план – как, в какой последовательности, объеме, когда они будут изучать предметы.
- Визуально учебный план может быть представлен в виде таблицы, разбитой на группы и сроки реализации каждой части программы. Также допустим текстовый формат его описания.
- Образовательная программа базируется на нормах ФГОС и учитывает специфику конкретного научного направления. Здесь прослеживается именно логика обучения. Разработка учебного плана требует соблюдения принципа нормирования учебной нагрузки на каждого слушателя и работника, а также учета правил тайм-менеджмента (грамотного распределения времени и ресурсов).
- Порядок утверждения образовательной программы сложен. Он предполагает согласование с администрацией вуза, проведение заседания и обсуждение намеченной траектории, голосование за или против, выдвижение соответствующего документа на рассмотрение в МинОбрнауки и пр. Утверждение учебного плана происходит только в стенах учебного заведения на уроне деканата и ректората.
Таким образом, рассматриваемые документы применятся в образовательных заведениях и помогают упорядочить ход погружения в выбранное направление и грамотно распределить нагрузку на педсостав, учащихся, распределить имеющиеся ресурсы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Роль и применение образовательной программы и учебного плана
Стоит отметить, что ни одна образовательная программа не обходится без учебного плана, но при этом разработать учебный план без образовательной программы невозможно. Вот такая тесная связь этих документов. Но какова же роль каждого из них?
Итак, образовательная программа описывает общий подход к обучению, отмечая ключевые моменты:
- Цель обучения;
- Состав программы: набор предметов и краткая характеристика каждого из них (состав);
- Сроки обучения и пр.
То есть рассматриваемый формат выделяет основные параметры обучения. Именно ее анализ позволяет оценить характер подготовки: теоретический, исследовательский, прикладной и пр. Также ее оценка позволяет понять, какие навыки и компетенции обретут учащиеся, что им даст изучение отдельного предмета и в рамках комбинации.
Нет утвержденной образовательной программы – нет обучения, так как обучать будет нечему. Притом неутвержденная образовательная программа может быть реализована, но в этом случае выпускники будут осваивать неаккредитованную программу, а значит получат диплом негосударственного образца.
Притом состав образовательной программы напрямую зависит от действующих регламентов, нормативных актов и состояния отрасли (требований работодателей). То есть она ориентирована на насыщение рынка труда профессионалами с актуальными знаниями и навыками.
Учебный план – составной или вспомогательный документ, который опирается на образовательную программу. Его разработка предполагает перераспределение набор дисциплин по курсам, семестрам с учетом логики их изучения или состава рабочей программы (приложенной к образовательной программе). Здесь происходит уточнение академических часов на каждый предмет и тему, их нормирование с учетом нагрузки педагога и студента, возможностей учебного заведения. То есть основной ориентир в данном случае – внутренние ресурсы образовательного центра.
Скорректировать учебный план можно в любой момент (по мере необходимости или с учетом кадровых изменений внутри вуза). Но без утверждения со стороны администрации он не будет реализовываться.
То есть, очевидно, что учебный план помогает в реализации образовательной программы, упорядочивая ход погружения в нее и постепенно развивая у слушателей набор соответствующих компетенций. При этом существовать порознь указанные документы не могут.
Можно обозначить образовательную программу, как стратегию, а учебный план – тактику. Оба компонента в «одном флаконе» помогают добиться успеха и развить конкретный набор качеств, знаний и полномочий, пригодный в реалиях и научной деятельности в рамках освоенной специализации.
Таким образом, образовательная программа и учебный план играют ведущую роль в формировании всех направлений подготовки, их состава, характера. Без указанных документов невозможно подготовить квалифицированных специалистов. Вместе эти файлы устанавливают четкую последовательность мероприятий, комплекс предметов и заданий, призванных воспитать конкурентоспособных и востребованных профессионалов. Это первоочередные документы в системе образования.
Порой разобраться во всех тонкостях построения и утверждения образовательной программы, учебного плана непросто. Неопытным разработчикам приходятся крайне сложно маневрировать между этими документами. В таком случае можно обратиться за помощью к сторонним специалистам, которые смогут ответить на все вопросы и прояснить ситуацию.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
в целом, исходя из названия документа ясно, что программа – более комплексный и подробный формат-описание, а ученый план – упорядочивает изучение заявленных предметов. Но друг без друга они утрачивают эффективность и логику. Притом составлять что программу, что учебный план непросто.