Виды научно-квалификационных работ

По мере преодоления определенной ступени или этапа обучения студенту или выпускнику предстоит подтвердить обретенные знания и навыки посредством выполнения научно-квалификационной работы. Данная миссия – очень ответственный этап, от которого может зависеть дальнейшая судьба и профессиональная жизнь индивида: возможность присвоения квалификации и доступ к трудовым будням полномочиям, карьерный рост и перспективы. Сегодня мы расскажем, какими бывают научно-квалификационные работы, и как их грамотно выполнять и оформлять.

Виды научно-квалификационных работ
По мере преодоления определенной ступени или этапа обучения студенту или выпускнику предстоит подтвердить обретенные знания и навыки посредством выполнения научно-квалификационной работы. Данная миссия – очень ответственный этап, от которого может зависеть дальнейшая судьба и профессиональная жизнь индивида: возможность присвоения квалификации и доступ к трудовым будням полномочиям, карьерный рост и перспективы. Сегодня мы расскажем, какими бывают научно-квалификационные работы, и как их грамотно выполнять и оформлять.

Понятие и специфика выполнения научно-квалификационной работы

Научно-квалификационная работа – это аттестационный проект, который в обязательном порядке носит научно-исследовательский характер. Столь важный критерий проявляется в следующих моментах:

  • Автору предстоит глубоко погрузиться в конкретную тему и проблему, всесторонне исследовать ее, начиная от теоретических представлений и заканчивая реальностью (текущим положением дел в отрасли и науке);
  • Наличие практической части, которая будет заключаться в анализе и научном обосновании, разъяснении происходящих тенденций. В 90% случаев проведение эксперимента неизбежно;
  • Исследователь должен доказать или опровергнуть конкретную гипотезу, собрав доказательную базу опытным путем, полагаясь преимущественно на научные труды предшественников и современников;
  • В заключении НКР должны присутствовать четкие, емкие и аргументированные выводы, подчеркивающие ключевые моменты исследований: актуальность темы, ход научной деятельности, полученные результаты и их весомость, новизну и ценность, прогнозные сценарии.

При выполнении научно-квалификационной работы проведения банального анализа материалов и ситуации недостаточно. Важно предоставить неопровержимые доказательства, разработать уникальный и эффективный план действий по решению или смягчению проблемы. Притом все факты и аргументы должны быть обоснованными с научной точки зрения.

Введение НКР
Обязательные элементы вводной части любой научно-квалификационной работы

В НКР обязательно будет присутствовать теоретический обзор темы с «научного ракурса», а также аналитический и рекомендательный раздел: прогнозы, апробирование результатов и пр.

Ключевой особенностью при написании НКР является использование специфической литературы: научные статьи, монографии, диссертации, обзоры критиков, достижения НТП, научные факты и пр. Использование учебной и справочной литературы сводится к минимуму (желательно до 3% от общего числа использованных первоисточников). Более того, все материалы должны быть актуальными – дата выход в свет не превышает 3-5 лет, архивные данные используются по аналогии с учебной литературой исключительно для подкрепления доказательной базы конкретными фактами.

Научно-квалификационные работы пишутся с учетом утверждённой структуры и содержания. К каждой разновидности предъявляются конкретные параметры, регламентирующие объем и последовательность глав и подпунктов, оформление текста и графических материалов, прошивку и пр.

Виды научно-квалификационных работ

В зависимости от осваиваемой ступени и программы, требований образовательного заведения НКР может принимать один из следующих видов:

  • Выпускная квалификационная работа (ВКР, дипломная работа);
  • Диссертация (магистерская, кандидатская, докторская);
  • Монография.

Разновидность выполняемого исследования зачастую зависит от осваиваемой образовательной программы и ступени. ВКР, дипломные работы свойственны выпускниками колледжей и вузов по программам бакалавриата. Здесь происходит глубокое погружение в выбранную тему/проблему, но глуби на погружения – незначительная (чуть больше, чем при выполнении курсовой работы). Достаточно кратко и емко описать основные теоретические моменты, проанализировать современное состояние дел на примере конкретного объекта, разработать план действий по решению проблемы с учетом возможностей объекта. Притом в качестве объекта исследования в 90% случаев берется конкретное предприятие или отдел.

Подготовка магистерской диссертации происходит по окончании магистратуры. Здесь границы исследования значительно расширяются: глубина погружения в изучаемое явление или вопрос – средняя. Автор детальнее изучает проблему, ее симптоматику, варианты проявления и воздействия в «глобальных масштабах» — на примере крупного холдинга, отрасли. Притом важно именно научное обоснование происходящих явлений. Присутствие практической части – обязательно. Рекомендательная глава сопровождается прогнозными сценариями с максимально приближенными к реальности расчетами или апробацией результатов.

Виды НКР
Разновидности научно=квалификационных работ

Кандидатская и докторская диссертация – это особый формат научно-квалификационной работы, которая расширяет рабочие полномочия и предоставляет возможность обретения ученой степени (кандидат или доктор наук соответственно). Глубина погружения в тему проекта – максимальная. Притом здесь допускаются незначительные отклонения в смежные сферы для всестороннего изучения проблематики, выработки эффективного решения. Практическая часть носит экспериментальный характер, а выводы автора подкрепляются результатами апробации (это обязательно!).

Монография – это утонченная версия диссертации, где глубоко исследуется конкретная проблема без лирических и иных отступлений. Все факты и действия обосновываются с конкретной точки зрения, ракурса и научной литературы в рамках профессии или научной области. Данная разновидность подлежит особенному оформлению в виде книги. Она также может быть защищена вместо диссертации, а значит, способна принести автору ученую степень.

Обратите внимание, что все виды научно-квалификационных исследования разнятся по глубине «погружения в тему». Чем серьезнее исследование, тем больше его масштабы и выше объем проекта. Притом требования к его выполнению и оформлению с каждым разом становятся все жестче: уникальность текста выше, цитирование – меньше, объем источников строго регламентирован (пописываются минимальные объемы), важны периодические публикации и самоплагиат/самоцитирование и т.д.

Сравнительная характеристика разновидностей НКР: сходства и отличия, требования

Выполнение каждого проекта предполагает соблюдение конкретных требований, параметров и ритуалов. Поэтому перед тем, как погрузиться в исследование и проблематику, важно уточнить основные критерии: объем, структура (сколько глав и подпунктов, объем и пр.), первоисточники (виды и количество), уникальность текста, оформление и пр.

Рассмотрим основные требования предъявляемые к НКР с учётом разновидности:

  • Объем исследования: чем глубже погружение в тему, тем масштабнее работа. Средний объем ВКР бакалавров достигает 4565 страниц, магистров – 70-90 страниц, диссертаций – от 9 до 180 страниц, монографий – до 250 страниц.
  • Глубина погружения в тему зависит от осваиваемой ступени образования и цели исследования. В ВКР достаточно подробно рассмотреть основные моменты, произвести общий обзор темы. В диссертации глубина погружения постепенно наращивается от средней до максимальной, в монографии важно досконально изучить проблему и феномены с точки зрения науки, определённого ракурса.
Алгоритм НКР студента
Основные этапы работы над научно-исследовательским проектом студента
  • Решение проблемы в ВКР представляется посредством рекомендаций автора и прогнозных сценариев (обычные расчеты), в диссертации и монографии они подкрепляются результатами апробации.
  • Составные элементы. При выполнении дипломной работы студент может опираться на научную и учебную литературу, данные преддипломной курсовой работы и отчета по практике. Выполнение диссертации и монографии в обязательном порядке сопровождается научными фактами, обзорами критиков-современников, проведением экспериментов и подготовкой научных статей.
  • Уникальность текста. Чем серьезнее исследование, тем выше оригинальность текста. У бакалавров она должна быть не менее 65%, магистров – от 75%, ученых – от 85%.

Выводы относительно НКР: роль, цель, качество

Научно-квалификационная работа – это особый проект, призванный продемонстрировать профессиональные качества и навыки выпускника/автора. Каждая разновидность выполняет определенную миссию:

  • Демонстрирует уровень самостоятельной работы автора, умение работать с большим объемом информации и научной литературой;
  • Подтверждает обретение конкретных компетенций и квалификации: бакалавр (минимальные навыки) магистр (практико-ориентированные качества), исследователь (ученая степень) и пр.
  • Проявление грамотности, проведение исследования с учетом заявленных стандартов, параметрам, унификацию;
  • Умения профессионально формулировать мысли, аргументировать предложения и решения, собственную точку зрения;
  • Решать намеченные задачи с практической и научной точек зрения.

Подготовка научно-квалификационной работы требует тотального погружения в тему и учет всех ГОСТов и рекомендаций. В противном случае материал не пройдет нормоконтроль и не будет допущен к защите. Притом для успешной аттестации важно подготовить сопутствующие документы: стендовый доклад или презентацию, раздаточный материал, оформить экспериментальные данные и результаты в виде приложений, иметь актуальные публикации по теме и пр.

Таким образом, выполнение НКР – процесс длительный, кропотливый и ответственный, требующий наличия определённых знаний и навыков, компетенций. Облегчить подготовку проекта помогут эксперты Дисхелп. Достаточно оформить заявку, указав в ней требования и рекомендация. Высокое качество услуг, соблюдение заявленных параметров и индивидуальный подход гарантированы каждому клиенту.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Виды научно-квалификационных работ”

  • не все понимают, что научно-квалификационные работы и аттестационные проекты по сути это одно и то же – они позволяют получить конкретную квалификацию. Студенты этого не понимают и причисляют к ним все свои исследования: о курсовых (она ведь тоже подлежит защите), отчеты по практике и пр. Спасибо автору за дельный и понятный текст: все просто, легко читается, разложено по полочкам.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *