Виртуальная библиотека vs читальный зал: где искать источники, когда вуз закрыт

роектная деятельность в университете является обязательной частью обучения. Она не просто помогает углубить имеющиеся знания, но и развить базовые навыки по работе с источниками информации, а также параллельно этому развить и обрести профессиональные компетенции, качества. Выполнение курсовых, дипломных работ, отчетов и прочих видов исследований требует немало времени и сил. Больше всего времени занимает поиск подходящих первоисточников. Застать современного студента в библиотеке вуза становится все сложнее. Чаще всего они пользуются интернет-возможностями. Но бывают ситуации, когда без внутривузовской библиотеки не обойтись, а время ее работы ограничено (или вовсе истекло). В этом случае можно воспользоваться советами от ДиссХелп.

Виртуальная библиотека vs читальный зал: где искать источники, когда вуз закрыт

Проектная деятельность в университете является обязательной частью обучения. Она не просто помогает углубить имеющиеся знания, но и развить базовые навыки по работе с источниками информации, а также параллельно этому развить и обрести профессиональные компетенции, качества.

Выполнение курсовых, дипломных работ, отчетов и прочих видов исследований требует немало времени и сил. Больше всего времени занимает поиск подходящих первоисточников. Застать современного студента в библиотеке вуза становится все сложнее. Чаще всего они пользуются интернет-возможностями. Но бывают ситуации, когда без внутривузовской библиотеки не обойтись, а время ее работы ограничено (или вовсе истекло). В этом случае можно воспользоваться советами от ДиссХелп.

Когда удобнее работать в читальном зале?

Согласитесь, что в век информационных и компьютерных технологий трудно заметить студента, кропотливо копающегося в груде книг в читальном зале библиотеки. Но несмотря на цифровизацию систем, универсантам порой приходится посещать внутривузовские хранилища и работать с литературой «по-старинке» — в читальном зале.

Пребывание вузовца в читальном зале чаще всего – мера вынужденная. Она возникает лишь тогда, когда индивид не может найти важный первоисточник или собрать достаточны объем информации по теме исследования. Доступ к некоторым ресурсам может быть ограничен. Другие сайты могут требовать оформить платную подписку или купить целый сборник (в то время как автору нужна всего лишь одна статья и пр.).

Особенности пребывания в читальном зале
Особенности пребывания в читальном зале

Универсанту удобнее работать в читальном зале, если ему для раскрытия избранной темы исследования, требуется изучить раритетный или исторически, научно важный источник. Далеко не все книги и материалы оцифрованы. Старинные, уникальные документы бывает трудно найти в интернете. Некоторые из таких форматов даже невозможно оцифровать в силу ветхости, изношенности, плохой разборчивости текста. Поэтому в этом случае на помощь приходят различные архивы и читальные залы библиотек.

Если источник информации является малоэкземплярным или ограниченным в выпуске (например, их всего было издано единичное количество или небольшая партия), то получить доступ к такой литературе очно можно только в читальном зале. То есть в этом случае будут действовать определённые требования и правила применения ресурсов.

Работа в читальном зале для студента может стать самым настоящим приключением. Но здесь есть важное ограничение: посетить и работать с информацией в читальном зале можно только во время работы библиотеки. То есть сроки пребывания будут ограничены.

Большинство универсантов предпочитает работать с помощью онлайн-платформ, поисковика в Интернете. Но пребывание в читальном зале обладает рядом преимуществ:

  • Во-первых, индивид лучше фокусируется на теме, стараясь подобрать максимально близкую и полезную информацию для ее раскрытия. Зная, что время ограничено, он не будет отвлекаться по мелочам, а сразу же приступит к сути дела.
  • Во-вторых, обстановка в читальном зале тихая и стабильная, располагающая к серьёзным действиям, тотальному изучению материала;
  • В-третьих, для допуска к первоисточникам достаточно иметь читальный билет или удостоверение студента, пропуск посетителя. Лишь в исключительных случаях может потребоваться дополнительное разрешение на получение на руки книги.
  • В-четвертых, в читальном зале можно пользоваться доступным оборудованием – компьютером и пр. Даже здесь можно получить доступ к архивным, старинным и иным первоисточникам (по подписке вуза и пр.).
  • В-пятых, в поиске информации может помочь работник читального зала или библиотеки. Он поможет отыскать в хранилище подходящий материал, подскажет, на каких сайтах можно посмотреть рукопись и пр.

Таким образом, посещение читального зала – один из проверенных способов достать любой материал для раскрытия темы исследования. Но работать на его территории можно лишь согласно действующего графика.

Поиск литературы в виртуальной библиотеке: плюсы и минусы

Согласитесь, что с развитием интернет-технологий процесс подбора источников информации стал гораздо простым и быстрым. Редкий материал невозможно найти во «всемирной паутине». Даже библиотеки стали переводить книги и иные источники в цифровой вид, переходить на дистанционный формат взаимодействия с посетителями.

Виртуальные библиотеки и хранилища – не редкость в наше время. Для работы с ними неважно время суток. Именно поэтому студенты предпочитают взаимодействовать с ЭБС.

Достоинства ЭБС

Недостатки ЭБС

Действуют в любое время суток, без выходных и перерывов Могут быть сбои в интернет-соединении, что усложнит процесс поиска и скачивания данных
Быстрый доступ к нужным материалам или по запросу Отсутствие навыков по работе с фильтрами, регистрации на сайте или нарушение правил сайта спровоцируют блокировку аккаунта
Возможность быстро скачать и использовать нужный материал, хранить на ПК или гаджете и иметь полное библиографическое описание для оформления ссылок, сносок, писка литературы Не все ресурсы могут быть доступны к прочтению. На некоторые материалы может потребоваться дополнительный допуск или оформление дополнительных параметров (подписка и пр.)

Виртуальные библиотеки могут иметь широкий ассортимент данных. А также могут быть узкоспециализированными. В общем хранилище можно найти основную или базовую информацию по теме исследования, а в специализированных – собрать надежные доказательства, специфические сведения по проблематике, сузить ход НИР и пр.

Как правило, студент (особенно очного отделения) доминирующую часть дня проводит в вузе. Поэтому приступает к выполнению домашнего задания или написанию проекта в вечернее время, когда обычные библиотеки уже закрыты. Согласитесь, это серьезное преимущество ЭБС перед классическими архивами и библиотеками.

Еще одной положительной чертой является высокая скорость поиска информации. Студенту не придётся ждать, когда работник найдет нужную книгу и выдаст ее на определённых условиях (на дом или только в читальный зал). Грамотно настроив поисковый фильтр, можно найти нужную литературу за считанные минуты, а пользоваться ими – в удобное время на протяжении всего исследования (для этого достаточно положить материал в корзину или скачать его на устройство). Но это достоинство действует при условии, что пользователь знает автора и наименование нужного ему труда.

Но не всегда виртуальные хранилища оказываются столь эффективными и полезными. Многие их них начали свою деятельность относительно недавно и содержат в себе преимущественно современные работы. Архивные, старинные, ранние труды универсантам чаще приходится искать в очных библиотеках, а иногда для допуска к ним иметь специальное разрешение.

Некоторые ЭБС носят закрытый характер и предоставляют доступ к располагаемой информации определенным пользователям. Чаще всего это научные библиотеки, специализированные исследовательские центры и пр. В этом случае студенту придется работать через собственный университет, в читальном зале через университетскую сеть и подписку.

Таким образом, виртуальные библиотеки – это цифровые «клоны» очных библиотек и архивов, но они не всегда содержат все существующие источники информации по теме. ЭБС чаще всего основаны на свежих данных, реже содержат более ранние материалы. Универсанты на 80% выполняют свои курсовые работы, дипломы и НИР на основе виртуальных библиотек, а по мере необходимости обращаются в классические реальные заведения-хранилища с целью поиска специфических материалов или данных с ограниченным доступом.

Где искать литературу, когда вуз закрыт?

Ниже мы приведем список наиболее популярных среди студентов университетов электронных информационных систем, где можно найти материал по любой теме.

Основные информационные базы для студента
Основные информационные базы для студента
  1. Отечественные ЭБС.

Российские ученые не просто пишут диссертации и получают ученые степени. Их труды. Заметки, обзоры можно найти в электронных хранилищах. Таких отечественных платформ немало. Чаще всего ни носят междисциплинарный характер и предоставляют доступ к материалам из различных научных областей.

Чаще всего универсанты обращаются к следующим российским виртуальным библиотекам:

  • Национальная электронная библиотеки или НЭБ. Данное хранилище основано на ресурсах РГБ. Все книги этого очного отделения переведены в цифровой формат и предоставляются зарегистрированным пользователям бесплатно. Здесь можно найти учебные и научные работы, изоиздания, картографические материалы, ноты, периодическую литературу, патенты, старопечатные книги, рукописи и пр. Всего в хранилище находится свыше 5 миллионов изданий. Работать в нем можно через сайт или специальное приложение для гаджетов.
  • РИНЦ или elibrary. Это крупнейший цифровой информационный портал РФ, где собраны проверенные и завершённые работы отечественных исследователей в сфере медицины, образования, технологии и пр. Доминирующая часть публикаций – научные статьи, ВАК-статьи. Данная платформа сотрудничает с ведущими научными журналами.
  • Киберленинка. Она представляет собой российскую научную цифровую библиотеку, которая предоставляет открытый доступ к хранимым материалам для зарегистрированных посетителей. Здесь можно найти как статьи, так и целые журналы, учебники, научные работы, диссертации, монографии, обзоры и пр. Спектр доступных предметных областей: медицина, гуманитария, естественные науки, социальные дисциплины, технические исследования и пр.
  • Консультант студента. Электронная библиотека технического вуза. Данная платформа является узкоспециализированной и предоставляет доступ к материалам по техническим наукам, архитектуре, менеджменту в строительной отрасли. Здесь можно найти учебники и справочники, научные труды и статьи, практические пособия и пр.
  • Sochum. Этот сервис предлагает вниманию студентов материалы по социальным, политическим, гуманитарным наукам. Пользователи могут найти ответы на вопросы, связанные с архитектурой, культуроведением и культурологией, историей, педагогикой, психологией и пр. Здесь собраны как учебные пособия, так и научные статьи, диссертации, обзоры и пр.
  • Руконт. Данная платформа содержит более 150 тысяч электронных книг по точным и гуманитарным областям, IT, технике и пр. Пользователи могут изучить учебные и справочные пособия, методические издания, научные работы, обзоры и пр.

Указанные системы – не единственные в отечественной практике, но именно они демонстрируют высокий интерес студентов к ним.

  1. Международные платформы.

Виртуальные библиотеки действуют не только в одной конкретной стране. Российские студенты также могут искать необходимые первоисточники в международных базах данных. Они представляют собой объединение исследователей и их трудов на одной платформе. Чаще всего они носят мультидисциплинарный характер и затрагивают основные научные направления: технические науки, социальные, экономические, юридические, естественные и пр.

Такие «источниковые конгломераты» способствуют не только развитию молодых специалистов. Но и мировому обмену опытом, знаниями, достижениями. В числе наиболее популярных и приоритетных баз данных глобального масштаба можно выделить:

  • Scopus. Подробнее об этом сервисе мы уже писали в нашем блоге;
  • Wos. Статьи об этой платформе уже есть на нашем сайте: вы можете найти как обзор, так и инструкции по работе в этой сети;
  • Bentham Science Publishers. Этот сервис представляет книги, пособия, справочники и статьи по точным и естественным, техническим наукам: химия и физика, математика, фотоника, оптика, инженерия, IT, медицина, фармакология и пр.
  • World Scientific Publishing. Данная научная платформа содержит труды и пособия по точным, социальным и естественным наукам студенты могут изучить современные мировые исследования в области биологии, техники, различных отраслей физики и пр.
  • Академия Google. О работе на этом портале мы уже писали ранее.
  • JSTOR. Здесь располагаются полнотекстовые журналы и рукописи исследователей по самым разным направлениям, начиная от экономики и управления, гуманитарии, естественных и заканчивая медицинскими темами. Этот сервис сотрудничает с мировыми и авторитетными журналами, предоставляя пользователям качественные ресурсы.
  • Pubmed. Данный сервис предоставляет доступ к материалам из сферы медицины, естественных и биотехнических наук. Здесь собраны труды отечественных и иностранных авторов. Платформа появилась по инициативе США в 1997 году. О правилах работы на ней мы писали ранее.

Указанные платформы предоставляют доступ преимущественно к научной литературе. Но при выполнении простейших учебных работ, универсанты предпочитают также обращаться в поисках информации к сервисам готовых работ. Их сейчас огромное множество, на любой вкус, цвет и кошелек. Здесь важно быть предельно осторожным и внимательным, аккуратно перерабатывать материал.

Указанные информационные хранилища считаются самыми известными и популярными в студенческой и аспирантской среде. Но по необходимости пользователи могут работать и в других виртуальных глобальных хранилищах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по работе с виртуальной библиотекой и посещением читального зала

Виртуальные базы данных позволяют универсантам заниматься поиском материалов в любое время суток в удобном для них месте, с любого устройства, подключенного к сети Интернет. Чтобы ускорить поисковый процесс, достаточно грамотно настроить фильтр и указать основной запрос, ссылаясь на сведения о первоисточнике.

Перед тем как начать работать в цифровом хранилище, внимательно изучите правила сайта и поведения пользователей на платформе. Порой для регистрации требуется указать конфиденциальную информацию, приложить фотографии студенческого билета и пр. Тщательно следуйте установленным на сервисе правилам, чтобы в дальнейшем не возникало проблем в процессе работы.

Если не удается найти информацию с помощью интернет-технологий, то стоит задуматься о посещении классической библиотеки: городской, внутривузовской, архива и пр. Но перед отправкой туда, уточните график ее работы, список необходимых документов. Будьте готовы к диалогу и взаимодействию с сотрудником зала: постарайтесь доступно и просто объяснить, что вам нужно и для чего.

Работая в читальном зале, бережно относитесь к имуществу заведения и не отвлекайте других посетителей. Сосредоточьтесь на задании. По необходимости можно пользоваться библиотечным компьютером, а с разрешения сотрудника – посещать закрытые или специальные базы данных, получая доступ к ограниченной информации по подписке университета и пр.

Копируйте или сохраняйте важный материал на своем носителе. Это облегчит дальнейшую работу над своим проектом и подобранной информацией. Делайте заметки для себя, чтобы упростить ход НИР в дальнейшем и понять, как использовать подобранные ресурсы.

Планируйте время работы в библиотеке, будь то реальной или виртуальной. Обязательно удостоверьтесь в качестве собранной информации, фактчекинг в помощь.

 

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!