Проектная деятельность в университете является обязательной частью обучения. Она не просто помогает углубить имеющиеся знания, но и развить базовые навыки по работе с источниками информации, а также параллельно этому развить и обрести профессиональные компетенции, качества.
Выполнение курсовых, дипломных работ, отчетов и прочих видов исследований требует немало времени и сил. Больше всего времени занимает поиск подходящих первоисточников. Застать современного студента в библиотеке вуза становится все сложнее. Чаще всего они пользуются интернет-возможностями. Но бывают ситуации, когда без внутривузовской библиотеки не обойтись, а время ее работы ограничено (или вовсе истекло). В этом случае можно воспользоваться советами от ДиссХелп.
СОДЕРЖАНИЕ
Когда удобнее работать в читальном зале?
Согласитесь, что в век информационных и компьютерных технологий трудно заметить студента, кропотливо копающегося в груде книг в читальном зале библиотеки. Но несмотря на цифровизацию систем, универсантам порой приходится посещать внутривузовские хранилища и работать с литературой «по-старинке» — в читальном зале.
Пребывание вузовца в читальном зале чаще всего – мера вынужденная. Она возникает лишь тогда, когда индивид не может найти важный первоисточник или собрать достаточны объем информации по теме исследования. Доступ к некоторым ресурсам может быть ограничен. Другие сайты могут требовать оформить платную подписку или купить целый сборник (в то время как автору нужна всего лишь одна статья и пр.).

Универсанту удобнее работать в читальном зале, если ему для раскрытия избранной темы исследования, требуется изучить раритетный или исторически, научно важный источник. Далеко не все книги и материалы оцифрованы. Старинные, уникальные документы бывает трудно найти в интернете. Некоторые из таких форматов даже невозможно оцифровать в силу ветхости, изношенности, плохой разборчивости текста. Поэтому в этом случае на помощь приходят различные архивы и читальные залы библиотек.
Если источник информации является малоэкземплярным или ограниченным в выпуске (например, их всего было издано единичное количество или небольшая партия), то получить доступ к такой литературе очно можно только в читальном зале. То есть в этом случае будут действовать определённые требования и правила применения ресурсов.
Работа в читальном зале для студента может стать самым настоящим приключением. Но здесь есть важное ограничение: посетить и работать с информацией в читальном зале можно только во время работы библиотеки. То есть сроки пребывания будут ограничены.
Большинство универсантов предпочитает работать с помощью онлайн-платформ, поисковика в Интернете. Но пребывание в читальном зале обладает рядом преимуществ:
- Во-первых, индивид лучше фокусируется на теме, стараясь подобрать максимально близкую и полезную информацию для ее раскрытия. Зная, что время ограничено, он не будет отвлекаться по мелочам, а сразу же приступит к сути дела.
- Во-вторых, обстановка в читальном зале тихая и стабильная, располагающая к серьёзным действиям, тотальному изучению материала;
- В-третьих, для допуска к первоисточникам достаточно иметь читальный билет или удостоверение студента, пропуск посетителя. Лишь в исключительных случаях может потребоваться дополнительное разрешение на получение на руки книги.
- В-четвертых, в читальном зале можно пользоваться доступным оборудованием – компьютером и пр. Даже здесь можно получить доступ к архивным, старинным и иным первоисточникам (по подписке вуза и пр.).
- В-пятых, в поиске информации может помочь работник читального зала или библиотеки. Он поможет отыскать в хранилище подходящий материал, подскажет, на каких сайтах можно посмотреть рукопись и пр.
Таким образом, посещение читального зала – один из проверенных способов достать любой материал для раскрытия темы исследования. Но работать на его территории можно лишь согласно действующего графика.
Поиск литературы в виртуальной библиотеке: плюсы и минусы
Согласитесь, что с развитием интернет-технологий процесс подбора источников информации стал гораздо простым и быстрым. Редкий материал невозможно найти во «всемирной паутине». Даже библиотеки стали переводить книги и иные источники в цифровой вид, переходить на дистанционный формат взаимодействия с посетителями.
Виртуальные библиотеки и хранилища – не редкость в наше время. Для работы с ними неважно время суток. Именно поэтому студенты предпочитают взаимодействовать с ЭБС.
Достоинства ЭБС |
Недостатки ЭБС |
Действуют в любое время суток, без выходных и перерывов | Могут быть сбои в интернет-соединении, что усложнит процесс поиска и скачивания данных |
Быстрый доступ к нужным материалам или по запросу | Отсутствие навыков по работе с фильтрами, регистрации на сайте или нарушение правил сайта спровоцируют блокировку аккаунта |
Возможность быстро скачать и использовать нужный материал, хранить на ПК или гаджете и иметь полное библиографическое описание для оформления ссылок, сносок, писка литературы | Не все ресурсы могут быть доступны к прочтению. На некоторые материалы может потребоваться дополнительный допуск или оформление дополнительных параметров (подписка и пр.) |
Виртуальные библиотеки могут иметь широкий ассортимент данных. А также могут быть узкоспециализированными. В общем хранилище можно найти основную или базовую информацию по теме исследования, а в специализированных – собрать надежные доказательства, специфические сведения по проблематике, сузить ход НИР и пр.
Как правило, студент (особенно очного отделения) доминирующую часть дня проводит в вузе. Поэтому приступает к выполнению домашнего задания или написанию проекта в вечернее время, когда обычные библиотеки уже закрыты. Согласитесь, это серьезное преимущество ЭБС перед классическими архивами и библиотеками.
Еще одной положительной чертой является высокая скорость поиска информации. Студенту не придётся ждать, когда работник найдет нужную книгу и выдаст ее на определённых условиях (на дом или только в читальный зал). Грамотно настроив поисковый фильтр, можно найти нужную литературу за считанные минуты, а пользоваться ими – в удобное время на протяжении всего исследования (для этого достаточно положить материал в корзину или скачать его на устройство). Но это достоинство действует при условии, что пользователь знает автора и наименование нужного ему труда.
Но не всегда виртуальные хранилища оказываются столь эффективными и полезными. Многие их них начали свою деятельность относительно недавно и содержат в себе преимущественно современные работы. Архивные, старинные, ранние труды универсантам чаще приходится искать в очных библиотеках, а иногда для допуска к ним иметь специальное разрешение.
Некоторые ЭБС носят закрытый характер и предоставляют доступ к располагаемой информации определенным пользователям. Чаще всего это научные библиотеки, специализированные исследовательские центры и пр. В этом случае студенту придется работать через собственный университет, в читальном зале через университетскую сеть и подписку.
Таким образом, виртуальные библиотеки – это цифровые «клоны» очных библиотек и архивов, но они не всегда содержат все существующие источники информации по теме. ЭБС чаще всего основаны на свежих данных, реже содержат более ранние материалы. Универсанты на 80% выполняют свои курсовые работы, дипломы и НИР на основе виртуальных библиотек, а по мере необходимости обращаются в классические реальные заведения-хранилища с целью поиска специфических материалов или данных с ограниченным доступом.
Где искать литературу, когда вуз закрыт?
Ниже мы приведем список наиболее популярных среди студентов университетов электронных информационных систем, где можно найти материал по любой теме.

- Отечественные ЭБС.
Российские ученые не просто пишут диссертации и получают ученые степени. Их труды. Заметки, обзоры можно найти в электронных хранилищах. Таких отечественных платформ немало. Чаще всего ни носят междисциплинарный характер и предоставляют доступ к материалам из различных научных областей.
Чаще всего универсанты обращаются к следующим российским виртуальным библиотекам:
- Национальная электронная библиотеки или НЭБ. Данное хранилище основано на ресурсах РГБ. Все книги этого очного отделения переведены в цифровой формат и предоставляются зарегистрированным пользователям бесплатно. Здесь можно найти учебные и научные работы, изоиздания, картографические материалы, ноты, периодическую литературу, патенты, старопечатные книги, рукописи и пр. Всего в хранилище находится свыше 5 миллионов изданий. Работать в нем можно через сайт или специальное приложение для гаджетов.
- РИНЦ или elibrary. Это крупнейший цифровой информационный портал РФ, где собраны проверенные и завершённые работы отечественных исследователей в сфере медицины, образования, технологии и пр. Доминирующая часть публикаций – научные статьи, ВАК-статьи. Данная платформа сотрудничает с ведущими научными журналами.
- Киберленинка. Она представляет собой российскую научную цифровую библиотеку, которая предоставляет открытый доступ к хранимым материалам для зарегистрированных посетителей. Здесь можно найти как статьи, так и целые журналы, учебники, научные работы, диссертации, монографии, обзоры и пр. Спектр доступных предметных областей: медицина, гуманитария, естественные науки, социальные дисциплины, технические исследования и пр.
- Консультант студента. Электронная библиотека технического вуза. Данная платформа является узкоспециализированной и предоставляет доступ к материалам по техническим наукам, архитектуре, менеджменту в строительной отрасли. Здесь можно найти учебники и справочники, научные труды и статьи, практические пособия и пр.
- Sochum. Этот сервис предлагает вниманию студентов материалы по социальным, политическим, гуманитарным наукам. Пользователи могут найти ответы на вопросы, связанные с архитектурой, культуроведением и культурологией, историей, педагогикой, психологией и пр. Здесь собраны как учебные пособия, так и научные статьи, диссертации, обзоры и пр.
- Руконт. Данная платформа содержит более 150 тысяч электронных книг по точным и гуманитарным областям, IT, технике и пр. Пользователи могут изучить учебные и справочные пособия, методические издания, научные работы, обзоры и пр.
Указанные системы – не единственные в отечественной практике, но именно они демонстрируют высокий интерес студентов к ним.
- Международные платформы.
Виртуальные библиотеки действуют не только в одной конкретной стране. Российские студенты также могут искать необходимые первоисточники в международных базах данных. Они представляют собой объединение исследователей и их трудов на одной платформе. Чаще всего они носят мультидисциплинарный характер и затрагивают основные научные направления: технические науки, социальные, экономические, юридические, естественные и пр.
Такие «источниковые конгломераты» способствуют не только развитию молодых специалистов. Но и мировому обмену опытом, знаниями, достижениями. В числе наиболее популярных и приоритетных баз данных глобального масштаба можно выделить:
- Scopus. Подробнее об этом сервисе мы уже писали в нашем блоге;
- Wos. Статьи об этой платформе уже есть на нашем сайте: вы можете найти как обзор, так и инструкции по работе в этой сети;
- Bentham Science Publishers. Этот сервис представляет книги, пособия, справочники и статьи по точным и естественным, техническим наукам: химия и физика, математика, фотоника, оптика, инженерия, IT, медицина, фармакология и пр.
- World Scientific Publishing. Данная научная платформа содержит труды и пособия по точным, социальным и естественным наукам студенты могут изучить современные мировые исследования в области биологии, техники, различных отраслей физики и пр.
- Академия Google. О работе на этом портале мы уже писали ранее.
- JSTOR. Здесь располагаются полнотекстовые журналы и рукописи исследователей по самым разным направлениям, начиная от экономики и управления, гуманитарии, естественных и заканчивая медицинскими темами. Этот сервис сотрудничает с мировыми и авторитетными журналами, предоставляя пользователям качественные ресурсы.
- Pubmed. Данный сервис предоставляет доступ к материалам из сферы медицины, естественных и биотехнических наук. Здесь собраны труды отечественных и иностранных авторов. Платформа появилась по инициативе США в 1997 году. О правилах работы на ней мы писали ранее.
Указанные платформы предоставляют доступ преимущественно к научной литературе. Но при выполнении простейших учебных работ, универсанты предпочитают также обращаться в поисках информации к сервисам готовых работ. Их сейчас огромное множество, на любой вкус, цвет и кошелек. Здесь важно быть предельно осторожным и внимательным, аккуратно перерабатывать материал.
Указанные информационные хранилища считаются самыми известными и популярными в студенческой и аспирантской среде. Но по необходимости пользователи могут работать и в других виртуальных глобальных хранилищах.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по работе с виртуальной библиотекой и посещением читального зала
Виртуальные базы данных позволяют универсантам заниматься поиском материалов в любое время суток в удобном для них месте, с любого устройства, подключенного к сети Интернет. Чтобы ускорить поисковый процесс, достаточно грамотно настроить фильтр и указать основной запрос, ссылаясь на сведения о первоисточнике.
Перед тем как начать работать в цифровом хранилище, внимательно изучите правила сайта и поведения пользователей на платформе. Порой для регистрации требуется указать конфиденциальную информацию, приложить фотографии студенческого билета и пр. Тщательно следуйте установленным на сервисе правилам, чтобы в дальнейшем не возникало проблем в процессе работы.
Если не удается найти информацию с помощью интернет-технологий, то стоит задуматься о посещении классической библиотеки: городской, внутривузовской, архива и пр. Но перед отправкой туда, уточните график ее работы, список необходимых документов. Будьте готовы к диалогу и взаимодействию с сотрудником зала: постарайтесь доступно и просто объяснить, что вам нужно и для чего.
Работая в читальном зале, бережно относитесь к имуществу заведения и не отвлекайте других посетителей. Сосредоточьтесь на задании. По необходимости можно пользоваться библиотечным компьютером, а с разрешения сотрудника – посещать закрытые или специальные базы данных, получая доступ к ограниченной информации по подписке университета и пр.
Копируйте или сохраняйте важный материал на своем носителе. Это облегчит дальнейшую работу над своим проектом и подобранной информацией. Делайте заметки для себя, чтобы упростить ход НИР в дальнейшем и понять, как использовать подобранные ресурсы.
Планируйте время работы в библиотеке, будь то реальной или виртуальной. Обязательно удостоверьтесь в качестве собранной информации, фактчекинг в помощь.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!