Чек-лист по быстрому и эффективному поиску информации для курсовых, дипломных и научных работ

Написание любых проектов сводится в тотальной обработке информации. Притом важно, чтобы данная обработка сводилась не к банальному копированию, а поддавалась переосмыслению и изложению в новом виде (но обязательно с сохранением изначального смысла).

Чек-лист по быстрому и эффективному поиску информации для курсовых, дипломных и научных работ

Написание любых проектов сводится в тотальной обработке информации. Притом важно, чтобы данная обработка сводилась не к банальному копированию, а поддавалась переосмыслению и изложению в новом виде (но обязательно с сохранением изначального смысла).

Студенты, сталкиваясь с выполнением курсовых и дипломных работ, мгновенно теряются. Первое, что приходит им на ум: «Что писать? Где искать? Как излагать?». Ответ на эти вопросы позволит моментально решить ключевые проблемы: определить цель исследования, источники информации и способы ее представления в проекте (пересказ, цитирование и копирование, графические материалы и их анализ и пр.).

Самый длительный процесс при выполнении любого научного исследования или студенческого проекта — это сбор и обработка информации. Порой он занимает до нескольких месяцев. Сегодня специалисты ОЦ Дисхелп расскажут, как ускорить реализацию данной процедуры и повысить ее эффективность.

Процедура «поиска информации»: что этого такое и из каких этапов состоит?

Тема курсовой/дипломной/научной работы выбрана и закреплена. Автору остается лишь найти подходящую литературу. В основу исследования должны лечь исключительно надежные, достоверные и обоснованные сведения, проверенные ресурсы. Поэтому к подбору информационной базы необходимо подходить с особой тщательностью и вниманием.

Поиск ресурсов для студенческой и научной работы представляет собой процесс изучения литературы, соответствующей теме исследования. От «качества» источников в дальнейшем будет зависеть и качество проекта.

Процедура поиска информации
Как правильно искать информацию?

Процедура подбора информационной базы для курсовой/дипломной или научной работы состоит из следующих этапов:

  • Закрепление темы исследования, определение цели и задач, выделение ключевых слов и моментов согласно плану проекта;
  • Согласование действий с научным руководителем: подбор авторов или трудов, которые позволят максимально раскрыть тему и пр.
  • Поиск информации всеми возможными способами: действующие (реальные) библиотеки, электронные библиотеки, платформы научных работ, научные журналы, архив и пр.
  • Обработка источников: предполагает перечитывание материалов, проверку их на подлинность и достоверность, сортировка данных с учетом их важности, значимости, целесообразности использования в проекте;
  • Систематизация данных, которая предполагает упорядочивание информации с учетом принципов логичности, связности, поэтапного раскрытия темы, четкости и ясности, краткости и емкости.

Чтобы упростить процедуру поиска и обработки информации, важно изначально использовать только качественные материалы. Для этого (еще на этапе поиска и первого изучения, знакомства) необходимо все источники анализировать на соответствие следующим критериями «качества»:

  • Опыт предшественников. Каждый труд (независимо о давности его рождения и публикации) всегда опирается на более ранних работах, опыте ученых минувших лет и столетий. Чтобы удостовериться в этом, достаточно взглянуть бегло на текст, найти в нем ссылки и сноски. Если данных параметров в тексте нет, то следует насторожиться.
  • Системность знаний, изложенных данных. Обратите внимание, что все исследования представлены в виде логичного и последовательного текста, а не обрывков и отдельных фактов. Если в используемом источнике наблюдается неуместное употребление цитат, двусмысленность фраз и оборотов, «скачки» с одного понятия на другое, то лучше его не использовать. Опытный автор должен поэтапно разложить все нюансы по полочкам, аккуратно раскрыв суть изучаемого вопроса. Лирические отступления в науке недопустимы.
  • Рациональность и доказательная база. Любое суждение в исследовании должно быть подкреплено весомыми аргументами. Не верьте никому на слово. Всегда перепроверяйте материалы, используйте лишь те, что доказаны.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Проверяемость и сопоставимость. Залог успешной научной или студенческой работы – использование проверенной информации. Не торопитесь включать мысли даже ученого с международным именем в свой проект без перепроверки его суждений и теорий. Если удостовериться в правильности мыслей, точности и достоверности информации невозможно – оказываемся от ресурса. Все сведения должны быть сопоставимыми и проверяемыми!
  • Методы исследования. Каждый автор обязан отразить данный параметр в аннотации и введении, заключении проекта. Как правило, при написании курсовых, дипломных и научных работ пользуются признанными, доказанными и эффективными приемами. Но если их описание или конкретизация не нашла отражения в указанных частях проекта, то качество материала будет сомнительным, а профессионализм автора встанет «под вопросом».

Разновидности источников информации, применяемых при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ

В простом виде все информационные ресурсы можно разбить на две группы: белые и черные.

Белые представлены в виде доказанных и популярных работ, оформленных в виде научных статей, учебных пособий, справочников и энциклопедий, монографий и диссертаций. Они соответствуют принятым нормам (ГОСТам), имеют точную доказательную основу, признаны научным и мировым сообществом. Эти сведения легко перепроверяются и сопоставляются, а их авторы имеют определенную репутацию.

Основные источники информации
Откуда можно черпать информацию?

Черные данные представлены в виде сомнительных публикаций, фейковых «новостей», сомнительные интернет-источники (малоизвестные или неизвестные сайты, новые авторы и пр.). В них практически всегда отсутствуют ссылки на первоисточники, автор руководствуется преимущественно собственными суждениями доказательная база слабая или сомнительная, перепроверить факты невозможно.

Также информационную базу любого исследования можно разбить на следующие блоки:

  • Учебная и справочная, энциклопедическая литературы: используется преимущественно для раскрытия основных понятий, определений методик и пр.
  • Научная литература: представлена в виде актуальных проектов ученых-предшественников, изложенных в виде научных статей, монографий диссертаций, отчетов по НИР, НИР и пр. Здесь преобладает доказательная база, изучение конкретных явлений, проведение экспериментов, следование стандартам и т.д. Все материалы данного формата тщательно перепроверяются ВАК и Минобрнауки.
  • Архивные данные: используется для более глубоко освещения проблемы, анализа ее «реформирования и решения», определения актуальности и нерешенности.
  • И пр.

Согласно текущим требованиям, предъявляемым к курсовым, дипломным и научным работам, текст новых проектов должен быть читабельным, логичным и последовательным, уникальным (оригинальность зависит от вида работ и варьируется в среднем от 65% до 85%), достоверным и проверяемым.

Как и где искать информацию для научно-исследовательского проекта?

Поиск информационной базы для студенческой или научной работы целесообразно начинать по следующему плану:

Шаг №1. Конкретизируем тему: цель, объект, предмет, задачи, методы, ключевые слова.

Шаг №2. Советуемся с научным руководителем: авторы, виды материалов, где искать.

Шаг №3. Поиск информации всеми возможными способами: библиотеки, интернет с учетом темы (шаг №1), точно формулируем поисковый запрос и пр.

Шаг №4. Обработка найденных источников: читаем, анализируем по «критериям качества», оставляем лишь проверенные и обоснованные достоверные данные. В дальнейшем перечитываем их и сортируем с учетом плана научной работы (кой фрагмент де уместен и пригоден) обязательно помечая первоисточник.

Процедура поиска информации
Алгоритм поиска информации

Шаг №5. Систематизация материалов. Формируем грамотный, логичный и последовательный текст, опираясь на конкретные факты и материалы.

Искать информацию нужно правильно: создайте список вопросов, которые помогут вам раскрыть, как отдельные моменты, так и тему в целом. Здесь можно ориентироваться на цель и задачи, план работы.

Искать материалы, которые в дальнейшем лягут в основу научно-исследовательского проекта, нужно исключительно на проверенных базах: научные журналы, сайты ВУЗов (там публикуют научные труды студентов и аспирантов), научные площадки (например, Google Scholar, Scopus, WoS, РИНЦ, КиберЛинка и пр.).

Не торопитесь скачивать и покупать готовые работы. По сути, данный вариант равносилен «коту в мешке». Полномасштабный текст будет доступен только после оплаты, а возврату он подлежать уже не будет. Поэтому лучше всего доверять только себе и/или проверенным исполнителям, которые помогут в подборе информационной базы для научного исследования или готовы выполнить проект за отдельную плату.

Найти таких профессионалов можно в образовательном центре DissHelp. Наши специалисты готовы сформировать список литературы, которая позволит глубоко изучить и раскрыть тему с учетом актуальности, достоверности и надежности данных. Также мы готовы выполнить любой проект «под ключ»: независимо от направления деятельности, ступени образования и уровня сложности. У нас трудятся высококвалифицированные эксперты, которым посильно все: педагоги ведущих ВУЗов страны кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, практикующие специалисты.

Мы гарантируем высокое качество услуг, безопасность сделки, конфиденциальность данных и индивидуальный подход каждому клиенту. Убедиться в нашей легальности и честности можно, изучив многочисленные отзывы наших клиентов. Оформить заявку можно здесь и сейчас.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!