Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.
Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.
Что учитывает педагог при разработке плана-конспекта занятий?
Продолжительность занятия: 45 или 90 минут;
Возможности учащихся: их возраст, навыки и умения, особенности в развитии, способности и таланты. Притом данные критерии познаются в ходе знакомства педагога с детьми на протяжении всего обучения.
Требования ГОСТ: цель занятия, методы и задачи, наличие основного и закрепляющего материалов, ход занятия (что должен сделать педагог и что будут выполнять дети) и пр.
Образовательная программа: учет выделенных часов и формирование годового плана занятий, определение количества занятий для прохождения и закрепления темы, подготовка заданий для самостоятельной работы учащихся и пр.
Для разработки плана занятия необходимо разобраться, что он должен содержать. Прежде всего, преподавателю следует отразить в документе следующие моменты:
Основные составляющие любого плана-конспекта занятия
Тема занятия: конкретизируется, что именно будут проходить дети, какой аспект и термин изучать;
Цель урока: формулируется, исходя из изучаемой дисциплины и конкретной темы. Важно, чтобы она включала в себя три функции: общеобразовательную, развивающую и воспитательную;
Ход занятия: что должен рассказать и показать учитель, какие задания выполнят дети, в какой последовательности. Здесь прописывается все: вплоть от приветствия и до объявления итогов занятия, поручения домашнего задания;
Подготовка домашнего задания и дополнительных заданий для закрепления пройденной темы;
Также допустимо повторение ранее пройденной темы (для закрепления).
Важно, чтобы план-конспект учитывал продолжительность занятия, а непосредственно на нем разобраны все основные и сложные моменты. Домашнее задание также должно способствовать закреплению пройденного материала, но при этом не перегружать учащихся.
При разработке план-конспекта урока педагог ориентируется на учебную программу, календарный план занятия (количество часов в год/триместр/четверть/месяц или неделю), уровень сложности заданий и их количество (от легкого к сложному) и т.д.
Оформление план-конспекта занятия
План-конспект уроков – это официальный документ, поэтому он должен быть оформлен в научном или деловом стиле, содержать исключительно важные моменты, подчеркивать мастерство педагога.
В составе файла должен быть титульный лист, оглавление, описание каждого раздела и заключение, список использованной литературы.
Оформление текста производится согласно общепринятым нормам ГОСТ: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал 1,0-1,5. Допустимо использование графических и табличных данных. Средний объем документа на каждое занятие достигает 3-5 страниц.
Педагог может отразить в план-конспекте занятия все примеры и их решения, домашнее задание с готовым ответом и пр.
Рекомендации экспертов по подготовке план-конспектов занятий
Формировать план занятия может только квалифицированный педагог. Доверять это дело учащимся или некомпетентным специалистам недопустимо.
На что обратить внимание при составлении плана-конспекта?
Важно изначально грамотно сформулировать тему занятия, определить цели и задачи. Далее следует выделить основные понятия, термины и формулы, которые подлежат обязательному рассмотрению и разбору. Важно учесть, какая часть материала может быть разобрана на текущем занятии, а какую часть можно перенести на следующее. На основе пройденной части необходимо правильно выдать домашнее задание для закрепления материала.
Чтобы заинтересовать детей, следует придумать небольшую «изюминку»: рассказать интересный факт, провести занятие в игровой форме и пр. Такой подход облегчит восприятие информации. Но при этом все формы взаимодействия с детьми должны быть подчеркнуты в план-конспекте.
Не менее важно в конце занятия провести небольшой опрос или «контроль», чтобы определить степень усвоения темы, необходимость доработки следующего урока.
Преподаватель также может использовать современные средства представления информации: презентации, короткие видео, схемы и пр.
Пример план-конспекта занятия по математике для учащихся 3 класса
План-конспект для урока математикиОбразец плана-конспекта урокаСоставляем ход урокаКак составить ход урока в плане-конспекте занятияРазработка хода урока по математикеЗаключительная часть плана-конспекта урока
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!
2 комментариев к “Все тонкости разработки планов-конспектов уроков”
Здравствуйте! Мне нужно научиться составлять план-конспекты уроков по информатике. Но я не знаю с чего начать, ведь это так СЛОЖНО! Помогите мне, пожалуйста! 🙁
Давайте разберём это по шагам — и я вам гарантирую, что после этого «план-конспект» перестанет казаться монстром, который ест нервы на завтрак.
1. Что такое план-конспект
План-конспект — это не просто «план урока», а подробный сценарий того, что будет делать учитель и ученики на каждом этапе.
Он нужен:
Чтобы урок был логичным и структурированным.
Чтобы не забыть ключевые моменты.
Чтобы можно было передать материал другому педагогу.
2. Обязательная структура (можно использовать как шаблон)
1. Тема урока — чётко и понятно (например: «Алгоритмы и исполнители»).
2. Цели
Образовательные (чему научатся)
Развивающие (какие умения и мышление разовьются)
Воспитательные (какие ценности и качества формируем)
3. Задачи урока — более конкретно, чем цели.
4. Оборудование и материалы — ПК, проектор, презентация, рабочие листы.
5. Тип урока — новый материал, закрепление, комбинированный и т. д.
6. Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности, настрой).
2. Актуализация знаний (вопросы, повторение, ввод в тему).
3. Изучение нового материала (объяснение, демонстрация, примеры).
4. Закрепление (упражнения, задания в парах, тесты).
5. Рефлексия (что запомнили, что было сложно, самооценка).
6. Домашнее задание (чётко и понятно).
7. Приложения — презентации, рабочие листы, ссылки.
3. Особенности именно по информатике
Чередуйте теорию и практику (например, 5–7 минут объяснения → 10 минут работы на компьютере).
Добавляйте жизненные примеры (связь с реальными задачами, гаджетами, интернетом).
Используйте интерактив (онлайн-тесты, задания в Scratch, Python, Google Docs).
Помните про время на технические задержки (компьютеры любят «подвиснуть»).
4. Мини-пример (фрагмент)
Тема: «Системы счисления: перевод из двоичной в десятичную»
Цели:
Образовательная:Научить переводить числа из двоичной системы в десятичную.
Развивающая:Развивать логическое мышление.
Воспитательная:Формировать внимательность и аккуратность в вычислениях.
Ход урока (фрагмент):
1. Актуализация знаний — устно: «Что такое система счисления?» (3 мин)
2. Изучение нового материала — объяснение алгоритма перевода (10 мин)
3. Практика — решить 5 примеров в тетради, затем на ПК в тренажёре (15 мин)
4. Рефлексия — мини-викторина Kahoot (5 мин)
5. Как тренироваться
Начните с 1–2 тем, которые вам хорошо знакомы.
Пишите план так, как будто им будет пользоваться другой человек.
Пробуйте сначала краткий план, потом дополняйте деталями.
Если все же возникнут сложности при составлении план-конспекта урока, вы всегда сможете обратиться за помощью к нашим экспертам и мы с радостью поможем составить для вас план-конспект
Здравствуйте! Мне нужно научиться составлять план-конспекты уроков по информатике. Но я не знаю с чего начать, ведь это так СЛОЖНО! Помогите мне, пожалуйста! 🙁
Давайте разберём это по шагам — и я вам гарантирую, что после этого «план-конспект» перестанет казаться монстром, который ест нервы на завтрак.
1. Что такое план-конспект
План-конспект — это не просто «план урока», а подробный сценарий того, что будет делать учитель и ученики на каждом этапе.
Он нужен:
Чтобы урок был логичным и структурированным.
Чтобы не забыть ключевые моменты.
Чтобы можно было передать материал другому педагогу.
2. Обязательная структура (можно использовать как шаблон)
1. Тема урока — чётко и понятно (например: «Алгоритмы и исполнители»).
2. Цели
Образовательные (чему научатся)
Развивающие (какие умения и мышление разовьются)
Воспитательные (какие ценности и качества формируем)
3. Задачи урока — более конкретно, чем цели.
4. Оборудование и материалы — ПК, проектор, презентация, рабочие листы.
5. Тип урока — новый материал, закрепление, комбинированный и т. д.
6. Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности, настрой).
2. Актуализация знаний (вопросы, повторение, ввод в тему).
3. Изучение нового материала (объяснение, демонстрация, примеры).
4. Закрепление (упражнения, задания в парах, тесты).
5. Рефлексия (что запомнили, что было сложно, самооценка).
6. Домашнее задание (чётко и понятно).
7. Приложения — презентации, рабочие листы, ссылки.
3. Особенности именно по информатике
Чередуйте теорию и практику (например, 5–7 минут объяснения → 10 минут работы на компьютере).
Добавляйте жизненные примеры (связь с реальными задачами, гаджетами, интернетом).
Используйте интерактив (онлайн-тесты, задания в Scratch, Python, Google Docs).
Помните про время на технические задержки (компьютеры любят «подвиснуть»).
4. Мини-пример (фрагмент)
Тема: «Системы счисления: перевод из двоичной в десятичную»
Цели:
Образовательная:Научить переводить числа из двоичной системы в десятичную.
Развивающая:Развивать логическое мышление.
Воспитательная:Формировать внимательность и аккуратность в вычислениях.
Ход урока (фрагмент):
1. Актуализация знаний — устно: «Что такое система счисления?» (3 мин)
2. Изучение нового материала — объяснение алгоритма перевода (10 мин)
3. Практика — решить 5 примеров в тетради, затем на ПК в тренажёре (15 мин)
4. Рефлексия — мини-викторина Kahoot (5 мин)
5. Как тренироваться
Начните с 1–2 тем, которые вам хорошо знакомы.
Пишите план так, как будто им будет пользоваться другой человек.
Пробуйте сначала краткий план, потом дополняйте деталями.
Если все же возникнут сложности при составлении план-конспекта урока, вы всегда сможете обратиться за помощью к нашим экспертам и мы с радостью поможем составить для вас план-конспект