Все тонкости разработки планов-конспектов уроков

Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.

Все тонкости разработки планов-конспектов уроков
Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.

Что это такое?

План-конспект занятий представляет собой документ, который помогает преподавателю донести до детей все необходимые сведения и материалы в рамках изучаемой дисциплины и темы. Он формируется для каждого занятия и учитывает определенные требования:

Из чего состоит план-конспект занятий?
Что учитывает педагог при разработке плана-конспекта занятий?
  • Продолжительность занятия: 45 или 90 минут;
  • Возможности учащихся: их возраст, навыки и умения, особенности в развитии, способности и таланты. Притом данные критерии познаются в ходе знакомства педагога с детьми на протяжении всего обучения.
  • Требования ГОСТ: цель занятия, методы и задачи, наличие основного и закрепляющего материалов, ход занятия (что должен сделать педагог и что будут выполнять дети) и пр.
  • Образовательная программа: учет выделенных часов и формирование годового плана занятий, определение количества занятий для прохождения и закрепления темы, подготовка заданий для самостоятельной работы учащихся и пр.

План-конспект занятия должен помочь учителю поэтапно привить детям должные знания и навыки. В ходе разработки этого документа важно продумать каждую мелочь: как заинтересовать ребенка, как донести до него информацию, как помочь ему выполнить задание, сколько времени на это потребуется, нужен ли раздаточный материал, вопросы для проверки усвоения информации и т.д.

Как разработать план-конспект занятия?

Для разработки плана занятия необходимо разобраться, что он должен содержать. Прежде всего, преподавателю следует отразить в документе следующие моменты:

Содержание плана-конспекта урока
Основные составляющие любого плана-конспекта занятия
  • Тема занятия: конкретизируется, что именно будут проходить дети, какой аспект и термин изучать;
  • Цель урока: формулируется, исходя из изучаемой дисциплины и конкретной темы. Важно, чтобы она включала в себя три функции: общеобразовательную, развивающую и воспитательную;
  • Ход занятия: что должен рассказать и показать учитель, какие задания выполнят дети, в какой последовательности. Здесь прописывается все: вплоть от приветствия и до объявления итогов занятия, поручения домашнего задания;
  • Подготовка домашнего задания и дополнительных заданий для закрепления пройденной темы;
  • Также допустимо повторение ранее пройденной темы (для закрепления).

Важно, чтобы план-конспект учитывал продолжительность занятия, а непосредственно на нем разобраны все основные и сложные моменты. Домашнее задание также должно способствовать закреплению пройденного материала, но при этом не перегружать учащихся.

При разработке план-конспекта урока педагог ориентируется на учебную программу, календарный план занятия (количество часов в год/триместр/четверть/месяц или неделю), уровень сложности заданий и их количество (от легкого к сложному) и т.д.

Оформление план-конспекта занятия

План-конспект уроков – это официальный документ, поэтому он должен быть оформлен в научном или деловом стиле, содержать исключительно важные моменты, подчеркивать мастерство педагога.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В составе файла должен быть титульный лист, оглавление, описание каждого раздела и заключение, список использованной литературы.

Оформление текста производится согласно общепринятым нормам ГОСТ: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал 1,0-1,5. Допустимо использование графических и табличных данных. Средний объем документа на каждое занятие достигает 3-5 страниц.

Педагог может отразить в план-конспекте занятия все примеры и их решения, домашнее задание с готовым ответом и пр.

Рекомендации экспертов по подготовке план-конспектов занятий

Формировать план занятия может только квалифицированный педагог. Доверять это дело учащимся или некомпетентным специалистам недопустимо.

Рекомендации по составлению плана-конспекта
На что обратить внимание при составлении плана-конспекта?

Важно изначально грамотно сформулировать тему занятия, определить цели и задачи. Далее следует выделить основные понятия, термины и формулы, которые подлежат обязательному рассмотрению и разбору. Важно учесть, какая часть материала может быть разобрана на текущем занятии, а какую часть можно перенести на следующее. На основе пройденной части необходимо правильно выдать домашнее задание для закрепления материала.

Чтобы заинтересовать детей, следует придумать небольшую «изюминку»: рассказать интересный факт, провести занятие в игровой форме и пр. Такой подход облегчит восприятие информации. Но при этом все формы взаимодействия с детьми должны быть подчеркнуты в план-конспекте.

Не менее важно в конце занятия провести небольшой опрос или «контроль», чтобы определить степень усвоения темы, необходимость доработки следующего урока.

Преподаватель также может использовать современные средства представления информации: презентации, короткие видео, схемы и пр.

Пример план-конспекта занятия по математике для учащихся 3 класса

Пример плана-конспекта
План-конспект для урока математики
План-конспект для учителя математики
Образец плана-конспекта урока
Ход урока
Составляем ход урока
Правила составления хода урока
Как составить ход урока в плане-конспекте занятия
Правила составления плана урока
Разработка хода урока по математике
Ход урока по математике
Заключительная часть плана-конспекта урока

Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Все тонкости разработки планов-конспектов уроков”

  • Здравствуйте! Мне нужно научиться составлять план-конспекты уроков по информатике. Но я не знаю с чего начать, ведь это так СЛОЖНО! Помогите мне, пожалуйста! 🙁

  • Давайте разберём это по шагам — и я вам гарантирую, что после этого «план-конспект» перестанет казаться монстром, который ест нервы на завтрак.

    1. Что такое план-конспект

    План-конспект — это не просто «план урока», а подробный сценарий того, что будет делать учитель и ученики на каждом этапе.
    Он нужен:

    Чтобы урок был логичным и структурированным.
    Чтобы не забыть ключевые моменты.
    Чтобы можно было передать материал другому педагогу.

    2. Обязательная структура (можно использовать как шаблон)
    1. Тема урока — чётко и понятно (например: «Алгоритмы и исполнители»).
    2. Цели
    Образовательные (чему научатся)
    Развивающие (какие умения и мышление разовьются)
    Воспитательные (какие ценности и качества формируем)
    3. Задачи урока — более конкретно, чем цели.
    4. Оборудование и материалы — ПК, проектор, презентация, рабочие листы.
    5. Тип урока — новый материал, закрепление, комбинированный и т. д.
    6. Ход урока:
    1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности, настрой).
    2. Актуализация знаний (вопросы, повторение, ввод в тему).
    3. Изучение нового материала (объяснение, демонстрация, примеры).
    4. Закрепление (упражнения, задания в парах, тесты).
    5. Рефлексия (что запомнили, что было сложно, самооценка).
    6. Домашнее задание (чётко и понятно).
    7. Приложения — презентации, рабочие листы, ссылки.

    3. Особенности именно по информатике
    Чередуйте теорию и практику (например, 5–7 минут объяснения → 10 минут работы на компьютере).
    Добавляйте жизненные примеры (связь с реальными задачами, гаджетами, интернетом).
    Используйте интерактив (онлайн-тесты, задания в Scratch, Python, Google Docs).
    Помните про время на технические задержки (компьютеры любят «подвиснуть»).

    4. Мини-пример (фрагмент)
    Тема: «Системы счисления: перевод из двоичной в десятичную»
    Цели:
    Образовательная:Научить переводить числа из двоичной системы в десятичную.
    Развивающая:Развивать логическое мышление.
    Воспитательная:Формировать внимательность и аккуратность в вычислениях.

    Ход урока (фрагмент):

    1. Актуализация знаний — устно: «Что такое система счисления?» (3 мин)
    2. Изучение нового материала — объяснение алгоритма перевода (10 мин)
    3. Практика — решить 5 примеров в тетради, затем на ПК в тренажёре (15 мин)
    4. Рефлексия — мини-викторина Kahoot (5 мин)

    5. Как тренироваться

    Начните с 1–2 тем, которые вам хорошо знакомы.
    Пишите план так, как будто им будет пользоваться другой человек.
    Пробуйте сначала краткий план, потом дополняйте деталями.

    Если все же возникнут сложности при составлении план-конспекта урока, вы всегда сможете обратиться за помощью к нашим экспертам и мы с радостью поможем составить для вас план-конспект

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *