Социологический профиль – один из самых интересных, немыслимый без проведения НИР и экспериментов. Тесного взаимодействия с людьми и выявления их мнения по конкретному поводу ли теме/проблеме. Начальные практические навыки по профессии студенты обретают в ходе прохождения практики.
Суть и миссия социологической практики
Прохождение практики по профилю «Социология» — один из обязательных и важнейших этапов профессионального становления студентов, позволяющий ими увидеть «трудовую деятельность» собственными глазами, окунуться в нее и понять, чем же им предстоит заниматься. Более того, именно данный блок обучения позволяет им обрести реальные «рабочие компетенции» и навыки.
Основная задача практической подготовки студентов социологического профиля сводится к реализации следующих задач:
- Углубленное погружение в теоретические аспекты социологии и адаптация имеющихся знаний на практике, в реалиях: студенты должны хорошо владеть профессиональной терминологией, понимать ее значение и умело пользоваться в трудовой деятельности, подбирать соответствующие и необходимые для них инструменты и приемы и пр.;
- Развитие навыков по организации, планированию и реализации экспериментальной части НИР: выработка конкретных действий в рамках темы или задания, определение основных параметров исследования, планирование (подготовка вопросов, анкет, определение выборки и масштабов исследования), конкретизация оценочной шкалы и использование современной техники в процессе обработки собранных первоисточников и результатов;
- Определение приоритетных направлений исследования с учетом специфики отрасли и деятельности базы/объекта практики, потребностей и проблем объекта и пр.;
- Закрепление пройденного теоретического материала и развитие профессиональных качеств и навыков, способностей по его применению в профессиональной жизни;
знакомство с трудовыми реалиями: банальное наблюдение за специалистами, выполнение отдельных поручений с постепенным погружением в профиль и самостоятельным выполнением НИР, экспериментов и пр. - Ведение и оформление документооборота, отчетов, графиков и планов, анкет и пр.
Как правило, социологическая практика проходит на базе действующих социологических центров при вузе или на территории предприятий-партнеров, в различных информационных центрах, исследовательских компаниях, рекламных агентствах, СМИ, госструктурах и пр.
Чаще всего место для прохождения практики выбирается студентом самостоятельно, но при этом при учебном центре могут действовать базовые кафедры или внутренние договора на организацию и проведение практики для учащихся. Данные моменты целесообразно уточнять непосредственно в вузе, на кафедре или у научного руководителя.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виды практики по программе «Социология» в рамках бакалавриата и магистратуры
В зависимости от осваиваемой ступени образования продолжительность и структура практической программы может разниться. Также она будет учитывать «характер социологической профессии» и сферу профессиональной пригодности выпускника: политика, экономика, право и пр.
Чаще всего прохождение практики планируется на конец учебного года, когда студент прошел определенную полноценную часть программы и обрел какие-либо представления и начальные навыки на теоретическом или исследовательском уровне. Средняя продолжительность данного этапа профессионального становления на бакалавриате достигает 3-4 недели, в магистратуре – 2-3 недели.
В целом разновидности практической подготовки студентов-социологов в рамках бакалавриата и магистратуры совпадают. Только в первом случае – это постоянно первичный процесс совершенствования с постепенным углублением и оттачиванием конкретных навыков (по мере прохождения программы, обретения начальных знаний и представлений), а во втором случае – это погружение именно в самостоятельное исследование и выполнение эксперимента, его оформление не только в виде отчета или НИР, но и отражение в магистерской диссертации.
В ходе обучения студентов по программе «Социология» принято выделять три вида практики:
- Учебная.
Миссия данного этапа состоит в обретении первичных представлений о работе практикующих социологов, оценке условий их трудовой деятельности и активности, получение первичных навыков по проведению социологических исследований. Реализация данного этапа проходи под остальным контролем со стороны руководителей: непосредственно на месте практики и от вуза.
Здесь студенты учатся применять имеющиеся знания на практике, закрепляют пройденный материал, пытаются адаптировать собственные познания под реалии и научится ими грамотно пользоваться.
Учебная практика позволяет молодым специалистам расширит собственный кругозор, понять основные обязанности и функции социологов, получить первый простейший практический опыт (выполнение простых поручений, непосредственное участие в социологическом исследовании), развитие навыков по сбору и обработке информации, оформление соответствующей документации согласно действующим регламентам и стандартам и пр.
Как правило, серьезных заданий практикантам в рамках учебной подготовки не поручается. Они лишь анализируют деятельность практиков, изучают особенности объекта исследования, выполняют задние от кафедры, собирают информацию, необходимую им преимущественно для формирования отчета. Здесь студент чаще всего бывает «на подхвате», помогая в отдельных моментах практикам. Зачастую в рамках учебной практики студенты выступают в качестве интервьюеров или «обработчиков» (сортировщик) полученной информации и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Производственная.
Производственная социологическая практика – более серьёзный этап, призванный развить минимальный набор профессиональных качество исследователя в соответствующей среде.
Здесь студент-практикант поступает в распоряжение объекта практики и выполняет конкретные задания и поручения: начиная от сбора информации по текущей ситуации в рамках определенной темы/проблемы, набросками (планирование) исследования (основные этапы или список основных вопросов) до участия в эксперименте в качестве интервьюера или аналитика поученных результатов.
В рамках производственной социологической практики учащиеся вырабатывают ключевые навыки: проектирование исследования и эксперимента, разработка методологической и методической основы НИР, организация и проведение полевого исследования, оттачивание навыков по взаимодействию с респондентами, использовании современных средств по обработке данных, совершенствование навыков индивидуальной и командной работы.
В ходе производственной практики будущие социологи более свободны и самостоятельные в действиях, но при этом должны согласовывать каждый шаг или этап с руководителем, корректировать намеченную траекторию с учетом потребностей объекта и собственных возможностей.
- Преддипломная практика.
Данная вид действует на старших курсах обучения, когда студенты уже обладают достаточной базой данных и знаний. Полномочий для самостоятельной работы. Миссия преддипломной практики – совершенствование компетенций исследователя специалиста, сбор первоисточников для выполнения дипломного проекта.
Здесь студент самостоятельно определяет траекторию практического становления: тема, проблема отчета по практике и ВКР будут совпадать. Основные этапы текущей подготовки состоят в следующем:
- Определение основного ориентира исследования: тема, научный и методологический аппарат;
- Самостоятельное проектирование мероприятий и определение ключевых моментов: масштабы социологического исследования, выборка, перечень вопросов, способ проведения, обработка результатов;
- Сбор первичной информации для подготовки ВКР и отчета по практике: проведение полевого исследования и фиксация полушечного результата;
- Констатация текущих проблем, возникших в ходе планирование проведения социологического исследования;
- Грамотное оформление результатов НИР и их отражение в отчете, подведение общих выводов и констатация выявленных тенденций.
Фактически на данном этапе практикант самостоятельно подготавливает и реализует социологическое исследование, а затем подробно его описывает и оформляет в отчете.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Отчет по социологической практике: структура, содержание, нюансы
В целом, независимо от этапа практической подготовки и вида практики, каждый студент по мере преодоления «практической подготовки» должен сформировать соответствующий отчет. Требования к документу будут стандартными:
- Наличие четкой структуры: текст излагается строго в научном стиле, разбит на главы и подпункты, оформлен согласно традиционным канонам (шрифт, поля, отступы, нумерация страниц, графические и текстовые материалы и пр.);
- Содержание отчета по практике должно отражать основные мероприятия и действия, которые практикант предпринимал в ходе стажировки: что изучал, какие задания выполнял, какие результаты получил, с какими проблемами столкнулся и как их решил и пр.;
- Логичность и лаконичность исследования, аргументированность выводов и предложений.
Отчет по учебной практике призван предоставить краткое и емкое описание объекта исследования, научив тем самым практиканта собирать и проверять первоисточники, устанавливать связи и контакт с людьми, систематизировать материалы с учетом заявленных требований.
Отчет по производственной практике должен описывать ход мероприятий, выполненных студентом самостоятельно (под контролем куратора): проектирование или участие в опросе, обработка результатов и пр.
Отчет по преддипломной практике будет содержать ключевую информацию, которая в перспективе может быть включена в состав ВКР (практический раздел). Здесь будут содержаться ключевые характеристики реализованного социологического эксперимента: научная и методологическая основа НИР, план социологической программы, анкеты или опросные листы (или как минимум список основных вопросов), результаты исследования с их обработкой и выводами по ним.
Отчет по социологической практике будет состоять из текста, графиков, диаграмм, таблиц схем и пр. в конце каждого этапа или промежуточного результата практиканту предстоит сформулировать аргументированный вывод, подчеркивающий проблему, ее значимость и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В структуре данного документа будут присутствовать следующие разделы:
- Титульный лист;
- Введение с констатацией актуальности НИР, цели, задач, проблематики и гипотезы, а также описанием хода исследования (какую работу проделал автор);
- Общая характеристика объекта исследования;
- Программа социологического исследования: научный аппарат, методология, ключевые вопросы, выборка (целевая аудитория) и масштабы, сроки проведения и способ;
- Результаты эксперимента с аргументированными выводами;
- Заключение: емкое подытоживание всего исследования с акцентом на полученный результат;
- Приложения: здесь уместно прикрепит анкетные листы, проспект программы НИР, инструментарий, первичная информация (результаты опросов и пр.).;
- Список литературы, где должны быть отражены все задействованные первоисточники.
Помимо этого, к отчету по социологической практике должны быть прикреплены сопутствующие документы: дневник практиканта, характеристика с места практика, задание на практику (нацелено на углубление в изучении проблемы или темы с конкретного ракурса, позиции и пр., учитывает специфику объекта НИР).
Подготовка отчета по социологической практике фактически предполагает выполнение социологического исследования на определённой стадии: учебная – сбор материалов, производственная – полевое исследование, преддипломная – тотальный эксперимент с описанием полученных итогов. Поэтому будьте готовы к проектированию и организации изыскания, непосредственной реализации намеченных мероприятий и обработке данных — полностью аналитическая работа. Помочь в реализации столь непростой миссии готовы специалисты Disshelp.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!