Дистанционный формат обучения стал все более распространенным на территории России благодаря развитию интернет-технологий и переходу университетов на новый формат подготовки кадров, освоить некоторые специальности можно, сидя дома.
Дистант предполагает самостоятельное освоение образовательной программы с периодическим и обязательным прохождением промежуточной аттестации. Также выпускникам предстоит защитить диплом. Делается это тоже «на расстоянии» с помощью онлайн-общения с аттестационной комиссией. Сегодня мы расскажем о 5 самых распространенных и грубых ошибках, которые допускают универсанты на дистанционной защите.
СОДЕРЖАНИЕ
5 общих проблем дистанционной защиты
дистанционная защита – это обязательная процедура по аттестации дипломанта в рамках освоенной им программы и специальности, выполненного итогового исследования. В целом, она предполагает дискуссию между выпускником и аттестационной комиссией по определенному направлению и теме, презентацию проекта и идеи студента.
Особенность ее проведения состоит в том, что участники данного процесса могут находиться на разных уголках планеты или страны. То есть дипломант может находиться в одном регионе, а вуз – в другом конце страны или планеты. Взаимодействие с членами аттестационной комиссии происходи по расписанию с помощью интернет=технологий.

Выпускники нередко допускают следующие общие огрехи во время «защиты на расстоянии»:
- Опоздание или своевременный выход на связь.
защита дипломной работы на дистанте проходит по заранее составленному графику. Каждый выпускник получает определенное время и дату для презентации своей работы (на которую он предварительно должен получить допуск и специальный логин, пароль для выхода через конкретное приложение на связь с аттестационной комиссией).
Самая частая огреха дипломантов проявляется в том, что они не учитывают разницу в часовых поясах (особенно если вуз находится в другом регионе или стране). Обычно при назначении даты и времени аттестации указывают конкретные параметры с отсылкой +4 мск (по московскому времени). Но студенты не всегда обращают внимание на данный параметр и пытаются выйти в чат в указанный промежуток времени по местному времени. В итоге, возникает либо слишком ранняя связь и отказ (с пояснением), либо дипломат «опаздывает» на защиту без уважительной причины. В этом случае его могут дисквалифицировать и отчислить или пойти на уступки и переназначить дату итоговой аттестации.
- Внешние факторы и организация защиты.
Защита – процедура индивидуальная, уникальная, строго регламентированная. Поэтому студенту необходимо тщательно к ней подготовиться. Ошибка в этом плане кроется в неумении создать подходящих условий для качественной аттестации.
Нередко во время выступления универсанта перед камерой открывается дверь в комнату с громкими речами близких людей, просьбами или мельканием посторонних на заднем фоне. Подобное – недопустимо. Индивиду важно не просо выбрать тихое место для общения с комиссией, но и очерти конкретные правила для окружающих на период аттестации.
Важно обеспечить тишину и покой, минимум (а лучше полное исключение) отвлекающих факторов.
- Документальные недостатки: отсутствие важных файлов.
Дистанционная защита – процедура, требующая не только наличия дипломной работы, научного доклада, вспомогательных материалов и презентации. В данном случае дипломанту предстоит пройти целый спектр процедур, начиная от идентификации, регистрации в системе и заканчивая выступлением и дискуссией.
Отсутствие любого их основных обязательных документов станет основанием для отклонения или переноса защиты проекта. Если индивид в ходе регистрации забыл логин или пароль, то он не сможет выйти на связь с членами комиссии. Если студент не имеет под рукой паспорт, то он не сможет пройти идентификацию и регистрацию в системе.
Отсутствие презентации или макетов, чертежей, иных вспомогательных документов усложнит ход защиты и пояснения деталей исследования, обоснование результатов и пр. Это тоже считается серьезной ошибкой. Способной снизить итоговую оценку или вовсе стать причиной фиаско.
- Качество и продолжительность защитной речи.
У дистанционщика время выступления будет строго ограниченным. Если универсант подготовил слишком развернутую речь, то ему важно качественно донести ее до собеседников, выделить лишь основные моменты и результаты, обосновать их.
Не всегда универсанты могут быстро адаптировать свое выступление под конкретные временные рамки и требования комиссии, сжать свой рассказ и показать самое важное «в двух словах». Затянувшаяся речь может вызвать чувство переутомления, малоинформативности выступления докладчика, слабые навыки по работе с информацией.
Более того, некоторые и вовсе стараются просто зачитать материал. Но это тоже недопустимо. Нужно рассказывать, описывать. Согласитесь, что есть разница: читать или рассказывать. Во втором случае очевидна подготовка, владение материалом, самостоятельность и пр.
Не учет выделенного времени и предварительная подготовка защитной речи важны на дистанционной защите. Пренебрежение этими факторами способно спровоцировать форс-мажор и оперативную адаптацию выступления (сжатие, сокращение и пр.).
- Презентация и связь с устройствами.
Бывают ситуации, когда универсант не может быстро вывести на экран свою презентацию, продолжить защиту проекта. Чаще всего такое возникает на фоне невнимательности или слабой технической подготовки. Не все устройства и программы бывают совместимы.
Отсутствие презентации или чертежей, макетов способно снизить итоговую оценку и испортить впечатление о новоиспеченном специалисте. Неумение пользоваться современными устройствами также негативно сказывается на репутации дипломанта.
Таким образом, общие аспекты по подготовке к защите напрямую сказываются на поведении дипломанта-дистанционщика. Пренебрежение указанными факторами способно негативно отразится на результатах обучения.
5 технических ошибок на дистанционной защите проекта
Дистанционная защита требует не только наличия аттестационной работы, соблюдения определенных условий, но и грамотного технического оснащения. Именно в этой части подготовки студенты чаще всего допускают промахи, которые способны существенно повялить на ход и качество итоговой аттестации.

Ошибка 1. Расположение камер или камеры.
Большинство универсантов полагает, что достаточно иметь под рукой 1 камеру, которая буде транслировать ход его выступления членам аттестационной комиссии. Но не всегда такой подход позволяет полноценно отрази все стороны подготовки. Во-первых, одна камера возьмет определенный момент: либо сугубо выступающего ( с его пламенной речью, рассказом, дискуссией), либо вспомогательный материал (и тогда будет закадровый голос докладчика).
Важно не просто включить камеру и начать выступление. Дипломанту нужно правильно и грамотно расположить техническое устройство, чтобы оно захватывало и выступающего, и подчеркивало хотя бы частично условия защиты, позволяло параллельно демонстрировать дополнительные моменты на макетах, презентациях и пр.
Обратите внимание, что дипломат должен быть постоянно на связи в день аттестации (особенно в назначенное ему время). Он не должен пропадать с поля зрения на протяжении всего выступления. Камера должна захватывать все: студента, вспомогательный материал, рабочее место. Ее задача – подчеркнуть прозрачность и честность дипломанта, умение преподнести собственные идеи и мысли.
Ошибка в данном случае чаще всего кроется в том, что на камере плохо видны материалы, вузовец пропадает с поля зрения (что может вызвать сомнения относительно его честности), не видны условия защиты и пр.
Ошибка 2. Освещение.
Студенты не всегда учитывают тонкости правильного освещения. Порой на фоне слишком яркого или наоборот тусклого света, возникают проблемы и вопросы относительно проекта: макеты и презентация из-за бликов или темноты становятся неразборчивыми, сам выпускник также виден нечетко или затемненно, могу возникнуть сложности с прохождением этапа идентификации личности и пр.
Освещение – один из важных параметров при подготовке к защите на дистанционной основе. Важно понять, как лучше настроить свет, какой оттенок подойдет, с какой стороны расположить камеру для сохранения четкости общей картины и на каком фоне выступать докладчику и пр.
Не стоит недооценивать освещение. Порой из-за него у аттестационной комиссии возникают дополнительные вопросы, так как они что-то не рассмотрели на презентации, макете, что-то пытаются перепроверить (например, уровень подготовки и владения материалом и пр.) И т.д.
Ошибка 3. Качество передачи звуков.
В данном случае важно правильно и грамотно настроить запись или качество передачи информации. Универсанты не всегда учитывают звуковые особенности. А зря! Ведь четкость и ясность речи во многом зависит от этого критерия.
Выпускники забывают или пренебрегают проверкой звука. Поэтому во время защиты иногда речь может казаться слишком тихой или наоборот чрезмерно громкой, обрывистой и пр. Более того, камера способна немного изменять голос. Поэтому у комиссии могут возникнуть сомнения относительно честности дипломанта. Процесс идентификации неминуем. А в подобных ситуациях могут попросить повторно предоставить документы и пр.
Поэтому очень важно убедиться, что звук передается четко, качественно, докладчика хорошо слышно (и видно). Для этого можно записать на камеру свое выступление и пересмотреть его или связаться с кем-то из знакомых, близких для оценки ситуации.
Ошибка 4. Функционал системы.
Универсанты не всегда учитываю возможности использования оборудования, то есть буквально недооценивают его потенциал. Такой поверхностный подход также может сыграть с ними злую шутку или снизить качество выступления.
Например, можно настроить яркость передачи камеры, громкость звукозаписи, четкость изображения и пр. Благодаря дополнительным опциям устройства, можно повысить качество связи и записи, создать более качественные условия для аттестации.
Но студенты нередко полностью не владеют предоставленным им устройством, оборудованием. Поэтому они предпочитают просто в нужный период его включить, выступить и выключить. Качество изображения, звукозаписи для них второстепенно. Но в случае возникновения спорной ситуации, наличие качественной записи поможет быстро урегулировать споры.
Ошибка 5. Качество IT-соединения.
Данный фактор больше относится ко внешним, но тоже способен повлиять на результаты дистанционной защиты. Универсанты редко проверяю качество интернет-услуг. А ведь в момент аттестации могут возникнуть различные сбои: прерывание связи, снижение качества звука или изображения и пр.
Не стоит полагать, что IT-соединение – проблема сугубо провайдера. Иногда требуется правильно настроить оборудование, учесть технические характеристики устройств, рекомендации провайдера и требования аттестационной комиссии и пр. Поэтому лучше всего следовать принципу: «доверяй, но проверяй».
Таким образом грамотная настройка технических параметров защиты способно профилактировать ряд проблем на защите и обеспечить бесперебойную связь дипломанта с аттестационной комиссией, повысить качество передачи информации и обеспечить высокую оценку за проект.
Почему камера должна быть включена на протяжении всей дистанционной защиты?
Дистанционная защита проходит в режиме онлайн. Но помимо обычной веб-камеры, транслирующей выступление дипломанта, стоит также включить дополнительную (классическую) камеру, чтобы записать ход аттестации.

Данная мера – не просто прихоть или «заскок» студента. Это своего рода «страховка от несчастного случая». Камера должна быть включена по следующим причинам:
- Во-первых, без включенной камеры не будет связи с аттестационной комиссией и трансляции. Поэтому ее работа – обязательное условие для прохождения итоговой аттестации;
- Во-вторых, запись дистанционной защиты диплома поможет выпускнику собрать доказательную базу на случай, если он буде не согласен с выставленной ему оценкой, для решения спорных ситуаций и пр.;
- В-третьих, включенная камера позволяет контролировать ситуацию: выпады со стороны аттестационной комиссии, «косяки» и ошибки со стороны докладчика. Благодаря технике происходит фиксация каждого момента, сбор общей информационной картины. Более того, если предупредить комиссию о том, что ведется запись, то количество вопросов, замечаний, неадекватное поведение будет минимизировано;
- В-четвертых, включить камеру во время дистанционной зашиты все-таки придется. Как минимум, это нужно, чтобы пройти идентификацию и получить допуск к итоговой аттестации.
- В-пятых, пользователю следует позаботиться о защите собственных интересов, прав, информации. Включенная камера зафиксирует все основные моменты, риски, поможет установить виновных лиц, обеспечить «следствие» информацией и фактами, грамотно выстроить тактику защиты и т.д.
Таким образом, работающая на протяжении дистанционной защиты диплома камера – основа успешной защиты или подход, гарантирующий качественную защиту прав, интересов, мнений и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по подготовке к дистанционной защите
Дистанционная защита требует основательной подготовки с каждой стороны: как организаторов, аттестационной комиссии, так и выпускника. Чтобы обеспечить полноценное сообщение между сторонами, рекомендуется придерживаться следующих советов:
- Обязательно перепроверьте состояние оборудования: его готовность к включению. Качество трансляции, связи и пр. По необходимости настройте технику.
- Порепетируйте свое выступление. Такой ход поможет оценить полноту речи, качество связи, корректность и достаточность передачи изображения, поведение дипломанта во время защиты и пр. Просмотр предварительной записи поможет понять, какие моменты следует усовершенствовать, на что обратить внимание и т.д.
- Создайте необходимые условия для аттестации. Заранее предупредите окружающих о том, что вам нудна тишина и покой. Никаких отвлекающих просьб, заглядываний и подсказок.
- Постарайтесь учесть все настройки техники и обеспечить локальное хранение записей.
- Позаботьтесь о резервном питании техники и совместимости используемых устройств. Резервное питание поможет сохранить стабильную связь на случай перебоев с подачей электроэнергии. Совместимость устройств поможет полноценно воспользоваться всеми заготовками, по и качественно раскрыть суть исследовательского вопроса, авторской идеи и позиции.
Будьте во всеоружии и успех на дистанционной защите вам гарантирован!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!