Анализ дидактических материалов: как понять, что учебник действительно работает?

В рамках учебного процессам педагоги и пользуют специальную литературу, которая помогает им правильно и грамотно выстроить ход занятия, подготовить практическую базу для развития учащихся в виде задач и примеров. Но не стоит думать, что все учебники равноценны и одинаково полезны, эффективны. Преподаватели очень избирательны в отношении дидактических материалов и проводят так называемый анализ учебных пособий на предмет их эффективности.

Анализ дидактических материалов: как понять, что учебник действительно работает?

В рамках учебного процессам педагоги и пользуют специальную литературу, которая помогает им правильно и грамотно выстроить ход занятия, подготовить практическую базу для развития учащихся в виде задач и примеров. Но не стоит думать, что все учебники равноценны и одинаково полезны, эффективны. Преподаватели очень избирательны в отношении дидактических материалов и проводят так называемый анализ учебных пособий на предмет их эффективности.

Анализ дидактических и учебных материалов: понятие и функции

Изучение и оценка учебных и дидактических материалов – процесс определения их качества, уместности и необходимости в рамках учебного процесса или конкретной дисциплины. Данная процедура проводится сугубо квалифицированными кадрами – преподавателями, руководителями образовательных организаций, внешними экспертами и пр.

Учебники, дидактические материалы помогают педагогу грамотно выстроить ход изучения предмета и каждого занятия с акцентом на соответствующие темы, особенности осваиваемого профиля, глубину погружения в те или иные аспекты и пр. Их умелая комбинация предполагает подборку теоретического материала и соответствующих ему практических заданий для закрепления и развития умений. Далеко не каждый учебник будет полезным в этом процессе. Поэтому важно проводить анализ дидактических и учебных ресурсов.

Основа для проведения анализа учебника
Основа для проведения анализа учебника

Эта процедура выполняет массу полезных функций:

  • Информационная. С помощью внимательного изучения и разбора используемых пособий можно понять, какие темы и термины, правила затрагивает автор, какие стороны науки освещены, степень ясности и развернутости материалов и пр. То есть преподаватель может использовать соответствующий материал полностью или частично, комбинируя с иными рукописями и текстами;
  • Развивающая. По результатам анализа учебника можно понять набор общих представлений по предмету и навыки, которые они смогут развить. То есть оценка материалов поможет понять объем и достаточность компетенций, степень их соответствия требования образовательной программы и пр.;
  • Качественная. Вычитка пособий помогает понять качество описываемых материалов, их достоверность, доступность для целевой аудитории. Если в материалах отмечается доля сомнений, противоречия, ошибки или описки, то лучше отдать предпочтение более надежным вариантам.
  • Мотивационная и стимулирующая. Если материал преподносится нестандартно. Ярко, основывается на реальных фактах и актуальной информации, разборе примеров, то это привлекает педагогов и повышает продуктивность на занятии среди учащихся.
  • Координирующая. Анализ текста учебника помогает педагогу отобрать и систематизировать основной материал по предмету и конкретной теме, сделать ее понятной и интересной для учащихся с учетом их интересов, потребностей в развитии, требований ФГОС и пр.

Без анализа дидактических материалов невозможно определить его пригодность и эффективность в учебном процессе. Поэтому, прежде чем разрабатывать педагогические документы, педагогам предстоит сначала изучить и оценить пособия, а затем грамотно скооперировать и систематизировать.

Критерии оценки дидактических материалов

Диагностика эффективности учебных материалов проводится с акцентом на конкретные параметры и критерии, которые помогают установить их качество, уместность и необходимость в учебном процессе.

Среди базовых параметров, по которым производится оценка учебников и иных пособий для обучения можно выделить следующие.

Критерии оценки учебника
Критерии оценки учебника

Во-первых, педагог должен соотносить содержание учебника или описанной в нем темы с темой занятия, его целью и планом проведения. Важно понять, достаточно ли использовать только этот первоисточник для проведения урока, какие аспекты с его помощью можно осветить и какие навыки развить и пр.

Во-вторых, нужно отметить доступность и ясность материалов. Прежде всего, работать с учебниками и дидактическими материалами придется учащимся определенного возраста важно, чтобы преподносимая информация и задания были посильны и доступны для них с учетом возрастных особенностей, а также их текущего развития и уровня подготовки.

В-третьих, не менее важна актуальность и достоверность освещаемых моментов. Все сведения должны подчеркивать значимые для учащихся моменты, необходимые им для развития в соответствующем русле, профиле или общей траектории. Более того, описываемые явления, процессы, правила должны быть однозначными, точными и проверенными. В них не должно быть ошибок.

В-четвертых, не менее важно разнообразие информации и заданий. Данный аспект затрагивает не только границы темы и особенности ее раскрытия в лексическом плане, но и особенности в их интерпретации. Учебное пособие должно привлекать пользователей. Тема и ее отдельные категории должны быть раскрыты наиболее информативным способом: с помощью графиков и схем, таблиц, текстового описания и пр. Также принцип разнообразия должен затрагивать и типы практических заданий. Они могут быть представлены в виде вопросов для самоконтроля, задач, кейсов, проектов, тестов и пр. Притом разнообразие также должно проявляться и в формулировке задания: открытый вопрос, практическая работа, сопоставление данных и пр.

В-пятых, качественное и востребованное пособие будет содержать рекомендательные моменты, которые помогут учащимся и педагогам углубить свои знания с помощью выполнения дополнительных заданий, самоизучения вспомогательной литературы, содержать интерактивные ресурсы и пр.

Таким образом, проводить анализ дидактических материалов и учебных пособий на предмет их эффективности в учебном процессе следует, опираясь на ряд существенных параметров и принципов (описанных нами выше) с их помощью можно определить степень уместности, целесообразности и важности соответствующих материалов и грамотно проработать ход занятий, спектр теоретического и практического материала, повысить продуктивность слушателей.

Как правильно анализировать учебник и определять его «работоспособность» и эффективность?

Единой инструкции или алгоритма по проведению мониторинга качества учебников нет. Каждый преподаватель и даже ученик самостоятельно определяет, как он будет пользоваться материалом, насколько он полезен и необходим для него и пр. Наши эксперты подготовили стандартную схему проведения анализ учебников и методических пособий, которая поможет отобрать и использовать наиболее эффективные варианты.

Этапы анализа учебника
Этапы анализа учебника

Первый шаг – получение общих первичных впечатлений о книге. Для этого достаточно взять ее в руки, изучить оглавление, бегло пролистать страницы и зацепиться взглядом за основные темы, термины, правила и пр. На данной стадии важно понять, о чем и какие темы раскрывает материал, полнота и глубина погружения в предмет, степень соответствия содержимого требованиям учебной программы, ее целям, планам и пр.

Второй шаг – оценка языка. Важно понять, смогут ли учащиеся самостоятельно работать с этим пособием, насколько просто и понятно изложена информация, требуется и дополнительное изучение других учебников, терминологические особенности и сложности в повествовании и раскрытии темы, сложности в формулировке заданий и пр. Преподаватели не просто выбирают серьезные издания и учебники с глубоким изучением тем, но и обращают внимание на ясность языка. Студентам зачастую приходится самостоятельно разбираться в теории и выполнять домашнее задание, проходить различные проверки. Поэтому важно, чтобы лексические характеристики были посильными для них.

Третий шаг – оценка комплектации пособия. На практике чаще всего пользуются комплексными изданиями, когда в одном учебнике собрана и необходимая теория, и соответствующая ей практическая часть с заданиями, вопросами, примерами и пр. Бывают ситуации, когда теоретический материал преподается в одной книге, а набор заданий представлен в виде отдельного дидактического пособия. Оба варианта хороши в применении, но во втором – темы раскрываются более развернуто, а задания представлены в более широком ассортименте, вариантах, разного уровня подготовки и пр.

Четвертый этап – оценка сезонности использования литературы. В учебной практике (особенно в рамках школьной программы) учебные пособия могут быть представлены в нескольких частях (чаще всего в 2 – по полугодиям или в 4 — по четвертям). Педагогам также важно учитывать и эти особенности, так как годовая программа будет разбита на части по темам. От этого будет зависеть скорость изучения предмета, глубина погружения в него, количество заданий для выполнения и пр.

Пятый шаг – оценка качественных характеристик, которые призван развить используемый материал. Важно понимать не только тематическое развитие и учитывать цели проведения занятий, особенности обучения по конкретной профессии или системе, но и оценивать качественные результаты. Эффективное пособие будет содействовать развитию аналитических навыков, критического мышления, внимательности и осознанности, расширению общего кругозора и пополнении лексикона и пр.

Шестой этап – определение доступности ресурса. В данном случае определяется не только лексическая ясность текста, но и возможности по работе с конкретным материалом: возможности его скачивания или онлайн-просмотра, покупки в книжном магазине или приобретении в библиотеке и пр. Учебная литература должна быть доступна для целевой аудитории.

Указанные этапы являются самыми распространёнными в педагогической практике при подборе учебной литературы для проведения занятия. Но каждый преподаватель может дополнить эту схему новыми действиям уточняющего или замещающего характера.

Техники анализа учебных и дидактических материалов

Исследование пособий для применения в ходе обучения школьников и студентов – процедура комплексная. Определить пользу и значимость материалов с первого взгляда практически невозможно. Поэтому чаще всего в ходе мониторинга первоисточников для проведения пары используют следующие подходы.

Подход

Суть

Ключевые моменты

Структурно-содержательный Анализ структуры учебного пособия, изучение содержимого с акцентом на основные моменты Состав учебника, ключевые термины и правила, приемы, соотношение теории и практики
Методологический Оценка методов повествования и интерпретации данных, формулировка заданий Способы пояснения материалов и раскрытия темы, инструкции по выполнению заданий, разбор примеров
Нормативно-правовой Определение возможностей применения литературы с учетом требований ФГОС и учебного заведения Сравнение пособия и норм ФГОС и ГОСТ, целей рабочей программы по предмету и профилю
Сравнительный Сравнение нескольких пособий по теме или дисциплине Определение сходств и отличий, подборка теоретических и практических материалов для занятия, сортировка данных при планировании занятия или в рамках календарно-тематического планирования
Экспериментальный Использование пособия на практике с оценкой результатов обучения Ясность тем, сложность заданий, академическая успеваемость, результаты опроса учащихся

Структурно-содержательный метод призван оценить состав учебника и наполнение каждой темы, раздела. Здесь акцент делается на связности тем и последовательности их освещения, составе каждого пункта с акцентом на затрагиваемую терминологию, научную базу, практику, приемы и пр.

Методологическая оценка пособия предполагает выделение основных приемов, на основе которых автор раскрывает материал или представляет спектр заданий для выполнения. Важно именно разнообразие подходов и их эффективность в описании материала. Обратите внимание, как автор разъясняет значение терминов, отмечает особенности теорий и подходов, описывает алгоритм решения и пр. Чаще всего методологическая основа пособия состоит из сравнительного анализа, графических материалов, разбор примеров и пр.

Нормативно-правовой анализ поможет определить степень соответствия учебников требования ФГОС, МинПросвещения и МинОбразования. Но для проведения такого типа исследования важно понимать и знать соответствующие критерии.

Сравнительный подход поможет выделить особенности конкретного автора, издания, дидактического пособия. С его помощью пользователь сможет наметить направления для дополнительного изучения и подходящую литературу, подобрать новые типы заданий для развития, определить роль издания в учебном процессе и возможности его применения.

Экспериментальный подход позволяет оценить все нюансы использования учебника лично. В этом случае преподаватель обучает подопечных на базе соответствующего материала. Задает его изучение и выполнение заданий, а затем оценивает качество подготовки и правильность выполнения поручений, степень освоения темы и пр. Этот метод считается наиболее объективным.

Обратите внимание, что объективно и корректно оценить качество методического пособия или дидактического материала с помощью одного метода не удастся. Придется рассматривать материал комплексно и учитывать особенности целевой аудитории. Но самым надежным и достоверным способом является педагогический эксперимент, где будут пересекаться фактически все вышеперечисленные приемы и личный опыт учителя.

На что обратить внимание при оценке эффективности учебника?

Оценить эффективность учебного пособия без его вычитки или как минимум структурно-содержательного анализа невозможно. Но дале вышеописанные техники и этапы порой не позволяют объективно взглянуть на ситуацию. Ниже мы выделим несколько аспектов, на которые также важно обратить внимание.

Параметр

Критерии оценки

Оглавление О чем пособие? Связны ли темы?
Содержимое книги Как и о чем пишет автор? Соответствует ли тема и содержание раздела? Глубина погружения и ясность информации
Методические рекомендации Есть ли пояснения? Предоставлен ли список литературы для самоизучения? Есть ли вопросы для самоконтроля?

Обязательно оцените оглавление. С его помощью можно понять, какие темы будут затронуты в ходе изучения предмета. Здесь важно обратить внимание на связность и последовательность тем. Изучение данного раздела поможет грамотно спланировать ход погружения в предмет, включить отдельные моменты в рабочую программу или дополнить ее новыми фактами, выдержками.

Пролистайте учебник и обратите внимание на терминологию и особенности повествования. Как правило. Учебные и дидактические материалы пишутся нейтральным научным языком. В них встречаются специальные термины, правила, которые можно понять либо из контекста, либо при наличии развернутого описания-характеристики. Эффективное пособие не будет загромождено узкими терминами и сокращениями. В нем изложение тем ведется на простом языке. Также плюсом является наличие глоссария, где будет дана расшифровка употребленных категорий. Лексический анализ поможет понять доступность и посильность описываемых моментов.

Обратите внимание на наличие методических рекомендаций при писании темы или в конце учебника. Если автор предоставляет емкие рекомендации, инструкции, подборку дополнительной литературы для самоизучения, то это существенный плюс. Такой ход поможет углубить знания, облегчить ход освоения отдельных инструментов и методик, лучше понять материал и повысить качество подготовки.

Также при первичном изучении материалов из конкретного учебника обратите внимание на наличие описаний формул. Важно, чтобы предоставлялось развернутое описание всех аргументов, переменных и описывались условия применения соответствующих приемов, техник. Немаловажно наличие задач и иных практических заданий для их освоения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по выбору и анализу учебника

Учтите, что учебное или дидактическое пособие может быть нацелено не на изучение предмета в целом, а на освоение конкретной темы или развитие определенных компетенций. Чтобы понять спектр его действия, достаточно взглянуть на оглавление и понять, какая предметная область и границы затронуты, степень разнообразия и связности тем и пр.

Подбирая литературу для изучения, обратите внимание на дату публикации и издательство. Лучше всего отдавать предпочтение свежим учебникам, одобренным МинОбразования и МинПросвещения. Чаще всего педагоги используют в своей профессиональной практике книги от издательских домов Просвещение, Дрофа, Легион, Юнити и пр.

Обратите внимание также на автора. Если вы выбираете теоретический материал, то предпочтение стоит отдавать известным исследователям, опытным преподавателям. Если же подбирается материал для практической подготовки, то лучше всего отдавать предпочтение авторитетным специалистам, известным разработчикам и писателям учебно-методической литературы, практикующим педагогам и разработчиками аттестационных заданий ОГЭ, ЕГЭ, ГИА и пр.

Обязательно изучите отзывы пользователей. Среди них могут быть как преподаватели, так и учащиеся. Обратите внимание на мнение педагогов относительно качества информации, разнообразия и уровня сложности заданий. Взгляните на текст со стороны учащихся: как они отзываются о материале со стороны ясности текста, достаточности теории для выполнения практических заданий, формулировке задач и пр.

В конце каждого пособия приводится список использованной литературы. Обязательно взгляните на нее. Во-первых, так можно определить актуальность излагаемой информации. Во-вторых, некоторые ресурсы могут быть полезными для использования и уточнения отдельных моментов.

Результаты анализа учебной и дидактической литературы позволяют понять и определить роль и место материалов в учебном процессе, возможности его применения и пользу, тонкости сочетания с иными первоисточниками. Чтобы итоги этой манипуляции были надежными, следует грамотно организовать ее ход и учитывать тонкости реализуемой программы.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!