Образовательная деятельность — процесс целенаправленный. Каждое направление подготовки призвано научить студента определенным умениям, предоставив «теоретическую», научную пищу для ума и развив в них соответствующие компетенции. Притом набор дисциплин в рамках образовательно программы и каждого этапа обучения предполагает обретением учащимся определенных результатов. Сегодня мы расскажем о видах развиваемых и обретаемых учащимися компетенций.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое результаты обучения?
Обучение в любом образовательном заведении нацелено не просто на развитие индивида, но и обретение им конкретных знаний и навыков, которые в общей сложности объединяют в такую категорию, как «результаты обучения» или (как принято выражаться в системе профессионального образования) компетенции.
Под данной категорией принято понимать определенный набор теоретических, научно-исследовательских и практических достижений индивида с учетом действующего учебного плана. То есть становление и развитие подопечного предусмотрено не просто образовательной программой в целом, но и каждым включенным в нее отдельно стоящим предметом. Притом изучение каждой дисциплины может иметь различные цели, но все они так или иначе будут связаны с обучением, воспитанием, обретением конкретных навыков, необходимых для качественной повседневной (простой) и профессиональный жизни.
![Что призван оценить ФОС?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/09/word-image-29237-1.png)
Результаты обучения в школе, колледже или вузе модно представить в виде конечного итога постижения каждого отдельно стоящего предмета и комплекса дисциплин (например, по семестрам, триместрам, этапам программы и пр.) в целом. То есть это то, чему научился подопечный.
Результаты обучения утверждаются в рамках общей образовательной программы (п осваиваемой специальности в целом), а также в отношении каждого включенного в ее состав предмета. Данный параметр при проектировании траектории обучения студентов является прогнозируемым и ожидаемым и подлежит по мере освоения намеченного плана программы обязательной оценке.
Виды результатов обучения в рамках образовательных программ и предметов
Результаты обучения – это общая категория описывающая набор знаний и умений, развиваемых в процессе постижения новых границ теоретического, научного и практического плана. Характер и особенности данной категории напрямую зависит от особенностей специальности или «уклона класса»: если доминирует теория, то и компетенции будут соответствующими.
![Виды результатов обучения студентов](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/09/word-image-29237-2.png)
В образовательной нише принято выделять три основные группы результатов обучения в рамках каждой постигаемой дисциплины и программы: предметные, метапредметные и личностные. Давайте разбираться в каждой из них.
Сущность и особенности предметных результатов обучения
Под предметными компетенциями принято понимать те знания и умения, которые были развиты в рамках определенной дисциплины. То есть это специфические научные, практические, исследовательские границы, свойственные определенной области, но в узких масштабах – отдельно стоящей дисциплины, ее раздела.
Миссия предметных компетенций – развить минимально доступный и необходимый спектр знаний, представлений и умений по наиболее важным для индивида (или будущего квалифицированного специалиста) сторонам. Данная категория компетенция является оригинальной для каждой науки и осваиваемого дисциплина, а набор результатов ее постижении зависит от направления подготовки, осваиваемой ступени образования и пр.
Постижение предметных полномочий происходит на поэтапной основе по принципу «от простого к сложному», что вполне логично и обоснованно. Согласитесь, бессмысленно первокласснику объяснять правила теории вероятности или матстатистики, если он не имеет даже минимальных знаний об арифметике.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Освоение предметных результатов нацелено на развитие теоретических представлений в рамках конкретной науки, а также преобразование полученных знаний в практическое русло.
Предметным компетенциям свойственны следующие принципы:
- Точность, то есть каждая наука будет развивать индивида в определенном сегменте и русле, оттачивать конкретные знания и навыки, свойственные только ей. В этом проявляется ключевая особенности данной категории. Также принцип точности проявляется в том, что набор обязательных предметных компетенций утверждается ФГОС, рабочими программами и планами в рамках каждой образовательной ступени;
- Комплексность. Независимо от характера и вида предмета, он будет развивать целый комплекс компетенций и предполагать связь с иными науками. В частности, постижение математики учит не только считать, но и анализировать ситуацию. Освоение гуманитарных наук (философия, история, литература) также развивают аналитические способности и позволяют расширить кругозор.
- Специфичность, то есть отдельный набор обретаемых полномочий свойственен определенной науке или ее части.
В числе предметных результатов обучения принято выделять три основные группы развиваемых полномочий, каждая из которых характеризует вид достижений. Первый вид – знаниевый, то есть происходит развитие конкретных знаний в рамках осваиваемого предмета: получение общих представлений о дисциплине, изучение правил, свойственных ей и пр. Второй – деятельностный, который предполагает преобразование освоенной теории в новый опыт, то есть использование знаний при выполнении заданий, их преобразование для применения в повседневной жизни. Третий тип – компетентностные результаты. Они ориентированы на развитие научно-исследовательского типа мышления в рамках осваиваемой науки, а также поиск целевого и возможного применения полученных основ в жизни (при выполнении гдз, НИР, повседневных нуждах и пр.).
Предметные результаты обучения призваны не просто научить подопечного определенным знаниям и навыкам, но и развить способности по их адаптации согласно потребностям, обстоятельствам и пр.
Предметные итоги освоения программы носят с одной стороны узко ориентированный характер и ограничены рамками определенного предмета. С другой стороны, он позволяет развивать индивида в целом, расширяя его мировоззрение, кругозор и возможности дальнейшего становления. Ведь именно от склонности и интереса к определенной науке появляется желание стать профессионалом в конкретной отрасли.
Специфика метапредметных результатов обучения
Метапредметные результаты освоения программы или дисциплины – это такой вид итогов постижения новых границ, который свойственен не просто отдельно стоящему предмету, но и показывает его связь с иными областями, расширяя возможности применения освоенных горизонтов (знаний и навыков). К данному виду относят универсальные компетенции, которые могут применяться в рамках отдельно стоящей науки, а также в иных сферах деятельности с учетом необходимости и целесообразности.
![Из чего состоят личностные, метапредметные и предметные результаты обучения?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/09/word-image-29237-3.png)
Метапредметные компетенции подчеркивают не только междисциплинарность, но и связь отдельно стоящих канонов. Данный вид знаний выполняет следующие функции:
- Самостоятельное определение целей обучения, определение мотивов изучения программы ил предмета и констатаций его роли в общем развитии и пр.;
- Навыки по поиску оптимального решения для конкретной задачи или ситуации, умение пользоваться всеми полученными знаниями в комплексе;
- Поиск альтернативных и наиболее эффективных решений при выполнении любых задач;
- Задействование определенных знаний и умений с учетом особенностей ситуации, задания и пр. То есть выборочное применение компетенций из различных дисциплин с акцентом на их целесообразность, уместность и необходимость;
- Развитие навыков по выбору плана действий и его обоснования;
- Умение подбирать комплекс действий из смежных или кардинально разных дисциплин для решения проблемной ситуации. Повышение ориентации в информационном поле и адаптация полученных знаний под конкретные условия.
Все метапредметные результаты обучения принято классифицировать на несколько типов. Первый – регулятивный, который предполагает «регулирование» способов по достижению намеченной цели с учетом текущих возможностей индивида, основанных на знаниях и умениях. К данной нише относят умение планировать и реализовывать намеченный план действий, оценивать полученные итоги и делать выводы. Второй тип – познавательный, предполагающий изучение дополнительных моментов в рамках отдельно стоящих наук или направлений для решения поставленной перед учеником задачи. То есть в данном случае метапредметные результаты подстегивают студента к саморазвитию, более качественной переработке поученной информации. Третий тип метапредметных результатов – коммуникационный, который основан на разъяснении собственной «авторской позиции», ее обоснования и донесения до третьих лиц, поиске единомышленников, ведении дискуссии и пр.
Таким образом, метапредметные компетенции повышают мотивацию индивида к освоению новых горизонтов, содействуя при этом расширению полномочий и компетенций (в рамках науки, специальности и пр., а также помогают всестороннее обосновать собственную точку зрения в любой ситуации. Именно данная категория демонстрирует место осваиваемого предмета в системе наук, научной жизни и практике.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Особенности личностных результатов обучения
Данная группа полномочий носит чаще всего индивидуальный характер и зависит от заинтересованности учащегося предметом, его понимания, персональный характеристик (талантов, склонностей и способностей, увлечений и хобби и пр.).
Личностные результаты классифицируют на три основных блока, каждый из которых подчеркивает специфику компетенций и уровень подготовки не просто ученика, а именно личности. Первый модуль – самоопределение, которое предполагает наличие определенной внутренней позиции и отношения к предмету/теме со стороны учащегося. Он подчеркивает интерес или его отсутствие, мотивацию, особенности постижения предмета и применение конкретных умений и знаний. Второй блок – смыслообразование, то есть умение преобразовывать полученные знания в новый вид, их осмысление, осознание и распределение (где можно применять, для чего, чем полезны и пр.). Третий уровень – морально-этический. Он базируется на воспитании индивида и развитии в нем культурных, этических особенностей. В рамках последнего блока индивид развивает такие качества, как ответственность, добросовестность, моральные принципы и границы доступного/возможного/приемлемого, осознанность и пр.
Комбинация предметных, метапредметных и личностных результатов обучения представляет собой особую категорию – универсальные учебные действия.
Как оцениваются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения?
Каждый из обретаемых вышеописанных результатов подлежит обязательной проверке. Делается это в рамках реализации пакета ФОС и КОС с помощью выполнения специальных заданий. Притом педагог не выделяет отдельно упражнение для констатации степени развитости отдельных полномочий. Все задания будут носить комплексный характер и позволят рассмотреть и констатировать наличие и степень постижения каждого вида результатов обучения.
Самыми распространенными формами по диагностике развитых компетенций выступают:
- Решение задач или выполнение КСР, как промежуточная форма проверки степени усвоения темы/предмета;
- Устный опрос по теме или модулю;
- Тестирование;
- Проверка домашнего задания.
Каждое задание позволяет определить понимание предмета или отдельно взятой темы, его осознание и ориентацию в информации, умение подбирать при ответе нужные слова и методы работы (решение задач, подбор формул и алгоритмов, правил и норм и пр.), рассуждать и пр.
Притом непосредственная оценка качества и степени развитости обретенных компетенций производится на основе анализа текущих результатов каждого отдельного взятого подопечного и группы в целом с учетом требования ФГОС (то есть минимальные или обязательные полномочия в рамках каждого предмета и направления в целом), сравнение изначального уровня подготовки с текущим (определение изменений, тенденций и пр.).
Помимо этого, оценка результатов обучения позволяет педагогу определить наиболее сложные моменты в предмете, проблемы обучения и проблемы в освоении новых горизонтов среди учеников. По результатам данной диагностики на развитие каждой категории результатов обучения и диагностики проблем обучения педагог принимает решение о корректировке текущего плана: повторное разъяснение наиболее сложной темы (по которой показатели контроля оказались неудовлетворительными и большинства учеников и пр.), разработка дополнительных материалов для изучения темы, перераспределение академических часов на изучение последующих тем и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Сходства и отличия предметных, метапредметных и личностных результатов обучения
В таблице ниже рассмотрим ключевые совпадения и различия рассмотренных видов результатов обучения.
Предметные компетенции |
Метапредметные компетенции |
Личностные компетенции |
Утверждаются в каждой рабочей программе, план-конспекте и регулируются ФГОС |
||
Нацелены на всеобщее развитие индивида и расширение картины мира, кругозора |
||
Содействуют развитию аналитических, коммуникационных способностей и навыков |
||
Обретенные знания и навыки могут применяться пользователями повсеместно в удобной и подходящей ситуации |
||
Подлежат грамотной оценке с учетом действующих планов, требований ФГОС и индивидуальных особенностей учащихся |
||
Затрагивают конкретную научную область, ограниченную определенной дисциплиной | Затрагивают определенную дисциплину и позволяют выходить за ее рамки, на территорию «смежных наук» | Учитывают и развивают индивидуальные способности учащегося с акцентом на дисциплину |
Базируются на научных канонах: термины, правила, законы, упражнения и задачи и пр. | Развивают универсальные навыки | Допускает использование творческого подхода к выполнению поручаемых заданий, изучению темы |
Ориентированы на совместную работу педагоги и подопечного а также самообразование | Побуждает интерес к учебе, позволяет грамотно замотивировать учащегося к постижению новых горизонтов | |
Проверяются с помощью проверки ГДЗ, проведения самостоятельных и контрольных работ, устного опроса на занятиях | Проверяется посредством наблюдения, беседы, прохождения психолого-педагогического тестирования, успеваемости учащегося его поведения в социуме |
Таким образом, комбинация из предметных, метапредметных и личностных компетенций позволяет всесторонне развить школьника и студента, облегчить учебный процесс и расширить спектр возможностей индивида. Данная триада призвана подготовить не только первоклассного специалиста (с учетом осваиваемой ступени образования), но и психологически подготовленную личность.
Отсутствие любого блока не позволит сделать из вчерашнего абитуриента квалифицированного специалиста, так как одна из его черт будет «хромать». Поэтому при изучении любого предмета и выполнении задания важно выложить на все 100%, проявив владение дисциплинарными канонами, ориентируясь и пользуясь доступными приемами из смежных областей (облегчая тем самым ход выполнения задания), а также развивая в себе такие важные качество, как ответственность, мотивация и интерес к делу, целеполагание и целедостижение.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!