Независимо от того, кем Вы являетесь на текущий момент: учащимся или уже дипломированным и практикующим специалистом, учиться и проходить различные проверки придется каждому. В первом случае аттестация позволит определить качество знаний и навыков студентов, а во втором – оценить соответствие требованиям работодателя и текущей ситуации (достаточно ли теоретического багажа и навыков или необходимо дополнительно обучиться, пройти специальные курсы).
Аттестация учащихся и работников – один из важнейших этапов, предполагающий проверку их подготовки сегодня мы расскажем об особенностях аттестации студентов и уже дипломированных специалистов.
СОДЕРЖАНИЕ
Аттестации студентов: понятие, виды, предназначение
В процессе профессионального становления учащиеся СУЗов и ВУЗов посещают различные занятия: лекции, семинары, практикумы. В повседневной жизни они изучают новый материал, тренируются над его закреплением и освоением соответствующих навыков, но в определенный момент настает так называемая аттестация, предполагающая проверку качества знаний и степени усвоения пройденного курса.
Аттестация у студентов может проходить в разных формах:
- Промежуточная, предполагающая проведение в течение семестра контрольных и проверочных, лабораторных работ, а также зачетов и сессий;
- Итоговая, подразумевающая сдачу государственных экзаменов и защиту дипломной работы.
Независимо от того, какой вид аттестации настиг студента, важно по максимуму выложиться и продемонстрировать все полученные им знания и навыки.
О подготовке и определенных профессиональных качествах учащегося педагог судит не только во время промежуточной или итоговой аттестации. Преподаватель наблюдает за каждым студентом на протяжении всего учебного процесса, отмечая его активность/пассивность, заинтересованность и погруженность в предмет, понимание пройденного материала (на лекции и практикуме) и пр. На протяжении семестра учащийся формирует свою «репутацию» в глазах педагога, а во время непосредственной аттестации должен продемонстрировать все, чему он научился.
Притом важно, чтобы студент самостоятельно продемонстрировал глубину своих знаний и навыков, самостоятельно ответил на вопросы, решил задачи, справился с заданием. Преподаватель, если убежден, что студент не может ответить из-за волнения, поможет ему с помощью наводящих или дополнительных вопросов выйти на «заслуженный уровень» (отметку).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Порядок проведения аттестации у студентов
В зависимости от того, в какой форме проходит проверка знаний, можно выделить следующие разновидности аттестации:
- Письменная.
Она предполагает выполнение небольшой проверки (тестирования, развернутый ответ и т.п.) учащихся. Студенты должны в течение определенного времени предоставить письменный ответ на поставленный перед ними вопрос. Подобная проверка чаще всего проходит во время пары (семинарского занятия) после прохождения модуля или объемной темы.
- Устная.
Данная проверка знаний проходит практически повсеместно. На лекции преподаватель может задавать вопросы по предыдущим темам, а на семинарском занятии опрашивать в целях проверки домашнего задания, как студенты разобрались в теме или конкретном вопросе, получили ли они должные представления и навыки.
- Зачеты и сессия.
Зачеты и экзамены по итогам семестра — самая страшная пора для всех студентов. Именно на данном этапе решается их судьба: смогут ли они перейти на следующий курс в полном составе? Здесь действуют обе вышеуказанные формы аттестации. Преподаватель может проводить зачет по билетам или в виде коллоквиума, оценивая каждого студента. Экзамен же предполагает ответ на билет и решение практического задания (если предмет носит прикладной характер).
Зачетные и экзаменационные вопросы учащиеся получают заранее. При полноценном посещении всех занятий студенты очного отделения имеют на руках более 70% ответов на билеты. Им остается лишь повторить пройденный курс, освоить вопросы для самостоятельного изучения.
На зачете выносится вердикт «зачтено/не зачтено», на экзамене студент получает определенную оценку своим знаниями по 5-балльной шкале.
- ГОСы и защита ВКР.
Это финальный и самый ответственный рубеж, от которого зависит присвоение квалификации и получение диплома об образовании, подтверждающего уровень профессионализма и компетентности выпускника.
ГОСы могут проходить в устной или письменной форме. Вопросы (около 200) к данному рубежу выпускники получают за 1,5-2 месяца.
Защита ВКР проходит в определенном порядке: готовый и допущенный к защите проект сдается на кафедру, в назначенный день и время выпускники являются в ВУЗ, выступают перед аттестационной комиссией, отвечают на их вопросы. «Пытка» длится около 10-15 минут. По окончании данного мероприятия им объявляют результаты. Во время защиты ВКР экзаменаторы оценивают не только непосредственно выступление выпускника, но и уровень его знаний, навыки, ораторские способности, умение отстаивать свою позицию, качество материала ВКР, оформление и пр.
О проведении любой аттестации (независимо от формы и вида) студентов оповещают заранее.
Результаты аттестации влияют на дальнейшую судьбу учащихся: они могут быть отчислены за прогулы и неуспеваемость, неявку на зачет или экзамен по неуважительной причине, наличие неликвидированной в установленные сроки академической задолженности. Также аттестация может сказаться на выплатах, причитающихся студентам: при ухудшении успеваемости учащийся может полностью либо частично (снижен размер) лишиться стипендии.
Особенности аттестации педагогов
Все работники образовательной деятельности обязаны раз в несколько лет проходить курсы по повышению квалификации или аттестации. Данная мера очень актуальна: ежедневно в мире происходят новые открытия, свершения, внедрение новых методик и способов преподавания, повышения качества образования и пр. Педагог должен учитывать современные требования, использовать новейшие методики обучения с целью повышения интереса у учащихся.
Работа педагога непростая. Она предполагает не только ведение определенной документации, но и прямой контакт с детьми и их родителями. От профессиональных знаний, навыков и качеств учителя зависит будущее поколений: чему он сможет их обучить, качество подготовки, возможности и перспективы индивида и пр. Поэтому деятельность педагога подергается «периодической оценке» в форме аттестации.
Аттестация работников педагогической отрасли позволяет решить следующие задачи:
- Определить уровень и качество профессиональной подготовки: методы преподавания, умение наладить контакт с аудиторией и пр.;
- Оценить качество работы: проведение «открытых» занятий, анализ успеваемости учащихся, отношения педагога и детей и пр.
Проверка уровня подготовки и оценка эффективности работы педагога проводится в разных целях:
- Для подтверждения соответствия занимаемой должности. Этот вид аттестации обязателен для каждого педагога раз в пять лет. Здесь формируется специальная комиссия, которая буде присутствовать на занятиях, оценивать письменные работы учащихся, документацию педагога (план-конспекты и пр.).
- Для присвоения определенной квалификации. Существует 2 квалификации первая и высшая. Эта разновидность аттестации проводится исключительно на добровольной основе.
Прохождение аттестации непосредственно сказывается на работе педагога. Успешное преодоление проверок положительно сказывается на оплате труда: чем выше квалификация, тем выше зарплата. Более того, аттестация позволяет определить профессионализм и достаточность знаний и навыков преподавателя, его соответствие актуальным требованиям и реальности. Педагог, не прошедший аттестацию, не может работать в образовательном заведении.
Аттестация педагогов проводится в определенные сроки. К этому времени преподаватель должен подготовить нужные материалы, спланировать занятия, подготовить учащихся к проверочным работам и пр.
Роль аттестации в жизни студентов, педагогов и работников других отраслей
Важно отметить, что аттестация может проходить в любой организации. Работодатель может инициировать проверку работников с целью определения необходимости отправления их на дополнительное обучение (переаттестации, переквалификации и пр.) для повышения эффективности использования ресурсов и производительности труда.
Таким образом, аттестация призвана установить соответствие знаний и навыков реалиям, готовность специалистов к практике и трудовой деятельности, оценить качество образования и необходимость его совершенствования, способы оптимизации образовательного процесса. Оценке подвергается не только учебная деятельность студентов, но и профессионализм педагогов, так как о них зависит: чему обучатся подопечные, какие знания и навыки они обретут.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в преодолении аттестации студентам и преподавателям. Наши высококвалифицированные специалисты выполнят любое задание: о выполнения письменных проектов до планирования занятий, формирования соответствующих отчетов. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход, соблюдение намеченных сроков исполнения заказа. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!