Проведение научного исследования и его дальнейшее описание в диссертации дается аспиранту нелегко. Для полного и надежного раскрытия темы и обоснования выдвигаемой гипотезы ему необходимо обладать достаточной информационной базой. Но не всегда универсантам удается оперативно раздобыть качественные доказательства. Порой на фоне дефицита материалов им приходится «перестраиваться» и «перекраивать» свою работу, «подгоняя» данные под текущий контекст. Допустимо ли такое поведение и чем оно чревато? Давайте разбираться.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие фальсификации данных в научном исследовании
Под фальсификацией данных в диссертации понимают намеренное искажение сведений или результатов проведенного исследования с определенной целью. Цель может быть различной: обосновать конкретную идею без оглядки на внешние факторы и прочие нюансы, сакцентировать внимание на достоверных материалах и визуально показать состоятельность гипотезы, адаптировать материал под конкретную авторскую позицию или идею, собрать достаточный для раскрытия темы материал без учета его качества и пр.
Фальсификация данных в рамках научного исследования – процесс уникальный. Во-первых, он будет преднамеренным и целенаправленным. Индивид будет искажать или изменять. Добавлять непроверенные или недостоверные данные для получения определенного результата.

Во-вторых, эта процедура носит частичный характер. Невозможно полностью «подменить» всю информационную базу. Какие-то сведения должны остаться надежными и правдивыми, точными. Поэтому «подлог» затронет лишь конкретную часть НИР — чаще всего дефицитную, где готовых или доступных первоисточников недостаточно для всестороннего разбора ситуации.
В-третьих, основная задача фальсификации – адаптировать имеющийся материал под конкретный план, научный аппарат, идею, авторское мнение и пр. То есть данная часть исследования призвана «перестроить» ход исследования в интересуемое или желаемое русло, невзирая на реальный результат, его эффективность и пр. Автор любой ценой старается показать обоснованность собственных суждений и предложений, их пользу.
В-четвертых, рассматриваемое мероприятие порождают различные основания. То есть этот процесс будет осознанным и спланированным, обоснованным. Автор диссертации должен будет проработать конкретный участок научного труда, понять, чем он намерен его дополнить или восполнить, какие пробелы ликвидировать, что отметить и показать и пр.
Самая частая причина фальсифицирования материалов в составе кандидатской диссертации или аспирантской работы может быть следующей:
- Личная выгода: сокращение времени на подбор и переработку материалов, обоснование авторского мнения или конкретного результата (важного для дальнейшего исследования);
- Восполнение информационных пробелов в составе проекта, дополнение информационной базы;
- Конкретизация деталей по ходу исследования, акцент на определенных параметрах или моментах, сужение хода НИР;
- Давление внешних факторов: срочность выполнения диссертации и сдачи материала, приближающаяся дата защиты и пр.
Важно отметить, что любе научное исследование, основанное на фальсифицированных материалах, не может быть полезным, эффективным и достоверным. Использование искаженной или измененной и непроверенной информации приводи к научным результатам, погрешностям, может увести автора в иное русло и подвести к некорректным выводам.
Таким образом, фальсификация – это процесс использования ненадежной и некачественной информации в рамках диссертации. Такая информация призвана сфокусироваться на определенном моменте, обосновать конкретный результат или вывод, мнение, повысить привлекательность идеи и пр. Данное мероприятие приводит к снижению качества всего исследования.
Формы фальсификации данных в научной работе
Процесс фальсификации может разниться в зависимости от того, какой метод выбрал аспирант.
Способ |
Характеристика |
Основные действия |
Манипуляции с информацией, импровизация | Изменение или намеренное искажение, выдумывание недостающих или нужных для обоснования сведений | Перефразирование, дополнение, придумывание, присваивание чужих работ |
Изменение результатов исследования | Намеренное искажение данных с учетом текущей ситуации или располагаемой информации, плана НИР | Подлог, выдумывание данных по теме и конкретному разделу |
Изменение списка первоисточников | Отражение некорректных или неточных сведений об используемых первоисточниках, выдумывание источников информации | Актуализация списка литературы путем изменения даты публикации, придумывание первоисточника (заголовка, данных об авторах и др.), создание несуществующих отсылок в документе |
Подлог | Присваивание чужих результатов, достижений, материалов и их намеренный плагиат | Изменение ФИО автора первоисточника, некорректная библиографическая запись ресурса |
Техника импровизации предполагает, что аспирант будет отражать в своей научной работе только те данные, которые ему выгодны. То есть он может изменять некоторые показатели в нужную для него сторону для обоснования конкретных тенденций, придумывать сведений для обоснования или дополнения текущего проекта и пр. Такой подход призван быстро и легко дополнить материал, сделать акцент на определённых моментах и выводах, подчеркнуть авторскую позицию, результаты и пр.
Метод изменения результатов исследования предполагает намеренные правки данных для достижения желаемого эффекта. То есть индивид может изменять данные в отчётности, расчетных материалах, лишь бы доказать, что его гипотеза состоятельна. Но так ли это на самом деле, если обоснование будет построено на недостоверной информации? Чаще всего аспиранты изменяют лишь незначительные, второстепенные показатели, которые трудно перепроверить, но они помогут отметить определенные аспекты и параметры по теме.
Способ изменения списка первоисточников нацелена на «корректировку» при оформлении работы и подготовке к защите. Порой источников информации, отмеченных в библиографическом списке, оказывается слишком мало и недостаточно для полного обоснования идеи, результатов и выводов. Поэтому аспирант вынужден добавлять мнимые первоисточники. Он может просто пометить любой абзац и указать, то его автором был «вымышленный индивид», а затем отметить новый источник информации в списке литературы.
Техника подлога – одна из самых распространенных. Она предполагает, что аспирант намеренно или непреднамеренно (по собственной невнимательности или малоопытности) выдает чужие работы за свои, отказываясь от цитирования, заимствования, оформления ссылок и сносок на первоисточник. В этом случае информация будет присвоена, что нарушит нормы авторской этики.
Еще один популярный среди студентов и аспирантов способ – исправление или дополнение. Он предполагает, что суть и основные, базисные параметры остаются неизменными. Они будут точными и обоснованными. Но если для их логической увязки не хватает материала, то можно немного приукрасить главное – без фанатизма. Здесь лучше всего полагаться на «словесную игру» или отражение второстепенных параметров, которые с одной стороны не оказывают существенного давления на качество исследования, и с другой – помогают сделать тот или иной акцент, подчеркнуть основные тенденции и пр.
Любой тип фальсификации нацелен на изменение истинных материалов и их адаптацию под потребности автора. Важно помнить, что такие сведения – неточные, не всегда реалистичные, негативно сказываются на достоверности результатов НИР.
Допустима ли фальсификация в диссертации аспиранта?
Согласитесь, что ответ на поставленный вопрос очевиден и ясен. Фальсификация данных в составе аспирантской работы, диссертации, монографии и любой иной НИР недопустима.
Но авторы все же порой находят лазейку и «вставляют свои три копейки» для получения конкретного эффекта. В этом случае важно помнить, что фальсификация материалов – это прямое нарушение норм авторской культуры и этики, плагиата. Более того, она считается явным и грубым противоправным деянием исследователя, которое способно привести к некорректным, необоснованным и непроверенным результатам. Если Диссовет установит факт фальсификации, то НИР может быть дисквалифицирована.
Причина фальсификата в НИР |
Признаки |
Приемы |
Восполнение дефицита информации | Копирование материалов, использование данных из смежных или сторонних областей, чрезмерный анализ | Реферирование, рерайтинг, импровизация |
Личная выгода | Добавление информации или преднамеренное исправление материалов для достижения намеченной цели | Адаптация материалов, исправление показателей |
Акцентирование и конкретизация | Подробное описание одних моментов с сокращением анализа других | Описание, детализация, сравнение |
Внешние факторы | Замечания руководителя, требования рецензента по дополнению | Доработка рукописи |
Но многие аспиранты находят способы «допустимой фальсификации» при выполнении исследования и его оформления в виде научной работы. Одним из таких подходов выступает метод рассуждений. С одной стороны, он призван подробнее раскрыть конкретный этап или действие, показать, какой путь проделал автор и чего он достиг по итогу и пр. С другой стороны, посредством более точного и аргументированного рассуждения, исследователь может получить новые данные (в ходе переработки его озарит новая идея или он придет к конкретному выводу и пр.). В чем заключается фальсификация? Здесь она состоит в том, что автор может преподнести конкретный момент в нужном ему ракурсе, фокусе, масштабах или с определённым акцентом, притом этот акцент может быть не всегда корректным. То есть так или иначе качество информации может пострадать.
Второй подход – исправление незначительных параметров или добавление новых элементов в ход НИР. Здесь речь идет о работе с информационной базой. Индивид может выделить конкретные результаты исследования, а для их обоснования использовать так называемые «мнимые» или косвенные аргументы – скорректированные или приблизительные значения (которые сам он рассчитать не смог, но приблизительно оценил ситуацию и предположил).
Третий подход – копирование и рерайтинг. Всем известно, что копирование информации без отражения истинного первоисточника запрещено. Аспиранты нередко забывают или намеренно не отмечают заимствованный у малоизвестного автора материал. Данный ход – нарушение авторских прав. Но чаще всего он остается незамеченным, главное – грамотно преобразовать и перефразировать материал, сделать его уникальным.
Фальсифицирование информации при написании диссертации, монографии, научной статьи или иной исследовательской работы запрещена на законодательном уровне. Данный прием не должен использоваться при проведении исследования, так как он способен исказить материал и привести эксперта к неправильному итогу и выводу.
Таким образом, фальсификации в любом научном исследовании и проекте быть не должно.
Чем чревата фальсификация данных в аспирантской работе: риски и угрозы?
Согласитесь, что нарушение действующих правил – всегда приводит к определенным последствиям и наказанию. Фальсификация в составе диссертационных исследований – не исключение из правил.

Данный инструмент является нелегальным и может привести аспиранта к различным исходам:
- Академическая ответственность. Она предполагает, что автор может быть дисквалифицирован и лишен действующих ученых степеней, регалий, заслуг. Искаженные сведения подвергают его репутацию серьезным сомнениям и колебаниям, а присужденные ранее ученые степени – незаслуженными;
- Юридическая ответственность. В данном случае возможно несколько вариантов развития событий: административное наказание (оно чаще всего сводится к оплате штрафа), гражданская ответственность, уголовное наказание (от условного срока и вплоть до лишения свободы, запрета на осуществление профессиональной деятельности и пр.).
Фактически, фальсифицированные материалы в рамках диссертации демонстрируют низкую степень самостоятельности автора и его стремление к «лёгкому пути» на базе обмана, сокрытия истинных фактов и пр. Такого рода шаг может привести к различным последствиям:
- Карьерное разрушение. Аспирант в 80; случаев не просто учится или прикреплен к конкретной кафедре, вузу, но и является его работником – ассистентом педагога и пр. При нарушении авторских прав и «подделке» материалов, администрация может принять решение об увольнении, ограничении индивида в использовании лабораторий и инструментария, исключении из внутривузовского научного сообщества и пр.
- Репутационные последствия. Заработать авторитет – непросто. Притом этот процесс длительный. А вот «уронить» репутацию – дело секундное, легкое. По мере выявления фальсифицирования, авторитет аспиранта моментально падает «до плинтуса», степень доверия к его работам – аналогично. Авторитетные издания могут отказаться от сотрудничества с ним. Более того, научные центры и представители госвласти могут отказаться от финансирования его деятельности и потребность возместить затраты на текущее или последнее исследование.
- Социальные последствия. Они выражаются в том, что от соискателя ученой степени (после раскрытия его мошеннических действий) могут отвернуться наставники, коллеги, союзники и пр.
Самое заметное и существенное последствие от использования в кандидатской или иной диссертации фальсифицированных материалов – искажение научной литературы. Помните, что ваш труд в перспективе может стать опорой для новых НИР, его будут использовать в качестве первоисточника. Если в нем содержатся недостоверные сведения, то и результаты будут неточными. Значит и дальнейшие проекты, изыскания будут протекать по ошибочной или неточной траектории.
Таким образом, фальсификация не может положительно отразиться на работе аспиранта и его репутации. Даже если вам удастся сокрыть столь «нелестное деяние», ни к чему хорошему оно не приведет. Как минимум пострадает научная информационная база. Если же обман будет раскрыт, то последствия и риски для исследователя велики: начиная от ухудшения репутации и заканчивая лишением ученой степени, дисквалификации материала и соискателя, привлечением его к юридической ответственности.
Как избежать фальсификации сведений при написании диссертации?
Фальсификация в научном исследовании – мера больше вынужденная. Чаще всего к этому приему приходят на фоне дефицита информации. Чтобы миновать столько грубого нарушения, достаточно обеспечить себя максимум первоисточников, из которых можно почерпнуть полезную информацию. Поэтому даже при сортировке собранной информационной базы, не торопитесь удалять или выбрасывать «отсеянный материал». Не исключено, что он может пригодиться вам.

Чтобы подготовить качественное исследование и написать грамотную и достоверную диссертацию, монографию, можно следовать следующим приемам:
- Выделяйте проверенные и достоверные сведения, весомые тенденции и старайтесь подробно их анализировать. Анализ поможет «добрать» на логическом уровне недостающие сведения и преподнести их в «полезном цвете». Не бойтесь философствования, но обязательно опирайтесь только на точные сведения.
- Анализ собранных материалов, проведенных расчетов поможет определить связность ресурсов и определить пути восполнения текущих пробелов. Тотальный мониторинг поможет понять, как и чем можно заменить те или иные моменты, чем дополнить материал, подобрать рациональны способ интерпретации данных.
- Корректно оформляйте все заимствования и цитаты, чтобы избежать риск присваивания чужих трудов и достижений, нарушения их авторских прав. Обязательно сделайте отсылку в тексте или в виде ссылки/сноски на первоисточник и его автора.
- Самоцитирование и самоплагиат. Полагаясь на такой прием, важно помнить, что существуют определенные ограничения. Допустим, на долю цитирования и самоцитирования обычно приходится не более 5+15 %, а на долю употребления одного первоисточника – до 3-5% от общего объема информационной базы.
- Проводите глубокий литературный обзор и старайтесь тщательно разобраться в теме. Не торопитесь придумывать недостающий материал. Лучше повторно займитесь поиском дефицитных ресурсов или попытайтесь найти альтернативные пути (чем заменить, смести акцент и т.д.);
- Исключите противоречия по тексту и ходу исследования. Для этого следует грамотно и ответственно перераспределять информацию, тщательно группировать и структурировать сведения, подбирать эффективные способы интерпретации данных.
- Учитывайте рекомендации и советы научного руководителя, экспертов (рецензентов и пр.). Притом не стоит радоваться, если фальсификация попросту не была замечена. Данный факт может всплыть в любой момент (чаще всего в самый неподходящий – на защите).
- Полагайтесь на междисциплинарный подход. Порой информации из одной тематической области или науки оказывает недостаточно для описания и обоснования результатов, проведения расчетов и пр. Применение материалов из смежных тем помогает пересмотреть границы научного исследования, сместить акцент в нем, восполнить те или иные пробелы.
Таким образом, фальсификация данных – очень опасный «зверь», который может покуситься на аспиранта и подтолкнуть его к нарушению действующих норм, ошибкам и неточностям. Поэтому лучше всего не придумывать и искажать, а искать альтернативные пути и материалы на легальной основе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по профилактике фальсификации данных для аспирантов
Первый и самый важный совет – просто избегать фальсификационных действий. Фальсификаты – зло!
Исследователь должен понимать, что не нужно ничего придумывать. Достаточно полагаться на результаты эксперимента и проверенную научную литературу.
Определите проблемные участки в документе и постарайтесь понятью. Чего там не хватает, как лучше преподнести материал более связно и результативно. Возможно, дополнять ничего не нужно, а достаточно лишь перефразировать текст.
Прежде чем что-то откорректировать, изменить, дополнить – взвесьте все за и против, оцените ситуацию. Критический подход вам в помощь! Первым делом оцените, как повлияет новая информация на ход исследования. Не спешите вслепую корректировать показатели, отчетные материалы и пр.
Прибегайте к фальсификации материалов – в самых крайних и безнадежных случаях. Притом очень важно тщательно продумать, от вы будете отражать и как это делать, для чего. Оцените ситуацию, проведите общий и контекстуальный анализ. Проще всего создать текст-связки с малозначимыми посылами, фактами.
Прежде чем вносить те или иные информационные правки, оцените подготовленную рукопись. Возможно, все не так уж и плохо или достаточно просто дополнить выводы, добавить пару «переходов» или расширить спектр анализа.
Лучше всего полагайтесь на надёжные и достоверные труды. Проверяйте материал на плагиат.
Регулярно проверяйте подготовленный материал. Консультируйтесь с наставником по поводу доработок или хода выполнения НИР.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!