Что даст абитуриенту изучение состава образовательных программ: на что обратить внимание и зачем?

Каждый выпускник школы или абитуриент, намеревающийся поступать в университет, задумывается о выборе подходящей для него профессии или специальности. Но вот дилемма: в отношении одной и той же профессии может быть предложено несколько программ обучения. Что же делать и какой из вариантов выбрать? В этом случае важно изучить состав образовательных программ.

Что даст абитуриенту изучение состава образовательных программ: на что обратить внимание и зачем?

Каждый выпускник школы или абитуриент, намеревающийся поступать в университет, задумывается о выборе подходящей для него профессии или специальности. Но вот дилемма: в отношении одной и той же профессии может быть предложено несколько программ обучения. Что же делать и какой из вариантов выбрать? В этом случае важно изучить состав образовательных программ.

Когда и зачем абитуриент анализирует состав образовательной программы?

Образовательная программа представляет собой тщательно проработанную систему теоретических, научных и практических подходов в рамках конкретного вида деятельности. То есть это спланированный комплекс знаний, методов и инструментов, призванный научить индивида выполнять конкретные виды работ.

Данная парадигма применяется на базе всех учебных заведений на всех уровнях подготовки: начиная от детских садов и школ и заканчивая колледжами и университетами. Но тщательному изучению состава образовательных программ занимаются преимущественно абитуриенты.

Когда?

Зачем?

Первичное поступление в колледж или вуз Профессиональное ориентирование, поиск подходящих направлений и программ
Смена профессии Поиск новых программ, соответствующих желаниям и потребностям в развитии, дальнейшему росту
Построение научной карьеры Подбор научной программы под имеющиеся наработки, образование

Чаще всего пользователи приступают к изучению и оценке образовательных программ в следующих случаях:

  • При поступлении или переводе в профильный класс с целью получения углубленных знаний по определенным дисциплинам;
  • При поступлении в колледж или университет с целью освоения желаемой профессии;
  • При смене направления подготовки на фоне разочарования (несовпадения ожиданий и реальности), отсутствия аккредитации по профилю, желание освоить иную профессию или иные навыки и пр.;
  • При выборе образовательного заведения и программы в рамках постдипломной подготовки: получение второго высшего образования, переподготовка кадров (освоение смежной или новой в той же области профессии) и пр.

То есть изучение и оценка состава образовательной программы – процесс целенаправленный и призванный утолить жажду знаний и развития со стороны пользователя.

Знакомство с данной парадигмой полезно для поступающих. С одной стороны, они разбираются в этапах обучения и выделяют основные моменты: что будут изучать, когда, как это будет происходить, какие формы и виды занятий будут реализовываться, что они смогут узнать и чему научиться и пр. С другой стороны, изучение образовательной программы поможет пользователю понять характер программы и основной акцент: базовый, научно-исследовательский, прикладной и пр. В зависимости от акцента в составе учебной траектории будет преобладать определенный цикл предметов, формат занятий и заданий и пр.

То есть анализ образовательной программы поможет абитуриенту разобраться в существующих направлениях подготовки при колледже или вузе и выбрать наиболее подходящий им вариант.

Важно отметить, что состав образовательных программ по одним и тем же направлениям подготовки в разных центрах подготовки может разниться: набор предметов, методов обучения, сроки прохождения практики, порядок аттестации по дисциплинам и пр. Поэтому не стоит удивляться, что специальность называется одинаково, но обретаемые выпускниками компетенции разнятся.

Таким образом, изучение и оценка состава образовательных программ со стороны поступающих – важнейшая процедура, которая помогает разобраться в действующих траекториях и учебных направлениях, осознанно выбрать СУЗ или вуз и будущую профессию.

Что должен знать абитуриент об образовательной программе?

Согласитесь, быстро провести исследование и оценить образовательную программу абитуриент без подготовки вряд ли сможет. Чтобы данный процесс принес положительные результаты и помог разобраться во всех тонкостях, важно иметь соответствующее понимание этой процедуры.

Ключевые параметры при анализе образовательной программы
Ключевые параметры при анализе образовательной программы

Для изучения образовательной программы абитуриенту следует иметь четкое понимание следующих моментов:

  • Образовательная программа и профессия – разные термины, но имеют связь с соответствующей областью деятельность: отрасль, основной род занятий и пр. То есть выбирая программу подготовки вы выбираете соответствующий набор знаний и умений в рамках профессиональной ниши. Притом одна и та же профессия может быть представлена десятками образовательных программ;
  • Чтобы оценить качество предлагаемой траектории обучения и набора дисциплин, нужно понимать роль и суть каждого предмета в ее составе. Для начала следует сопоставить цели описанной траектории и понять, какие компетенции будут освоены в рамках каждого предмета. Особое внимание следует уделить вариативной и профильной части. Вариативный модуль позволяет дополнить обязательную часть подготовки, а профильная – развить конкретные профессиональные навыки и качества для будущего трудоустройства и построения профессиональной карьеры.
  • Также стоит внимательно изучить действующие стандарты ФГОС и понять минимальные требования к составу траектории профподготовки, качества подготовки выпускников. То есть нужно выделить тот самый минимум, который гарантирует государство в процессе обучения по аккредитованным направлениям. Притом сравнение с этой базой поможет оценить уровень обучения и востребованность выпускников.
  • Не менее важно разобраться в базовых категориях. Образовательная программа пишется на профессионально-научной манере. Здесь могут преобладать непривычные и порой непонятные на первый взгляд термины. Поэтому все соответствующие неясности важно ликвидировать на корню.
  • Стоит обратить внимание на условия реализации. Важно понять, где будут проходить занятия, практика, в каких корпусах и пр. Такой ход поможет понять возможности развития соответствующих компетенций. Выделите для себя сроки обучения: общая продолжительность, период практики, продолжительность аттестации (сессии и пр.). Соотношение обучения и практики поможет понять уклон учебного процесса, общий характер подготовки.
  • Не менее важно выделить наиболее значимые для вас параметры, по которым вы будете оценивать программы подготовки, сравнивать их между собой. Чаще всего абитуриенты ориентируются на следующие критерии: востребованность на рынке труда, средний уровень доходов по профессии, отзывы выпускников, проходные баллы и испытания (конкурс) в учебном заведении, стоимость платного обучения и пр. Сопоставление состава программ уместно, если индивид заметил идентичные требования и условия подготовки.

Анализ состава образовательной программы требует от пользователя предварительной подготовки. Ему нужно как минимум разобраться во всех терминах и их значениях, параметрах оценки (что требует ФГОС, что требуют и ожидают работодатели), выделить собственные представления и ожидания от обучения и пр. То есть в рамках этой процедуры нужно ориентироваться на всевозможные или существенные факторы, отражающиеся на качестве подготовки выпускников и возможностях построения ими профессиональной, научной карьеры.

Фактически, без организационного этапа провести качественный анализ программы обучения невозможно. Важно понимать и владеть соответствующей терминологией, знать действующие регламенты и стандарты (минимальный набор знаний и компетенций), выделить наиболее важные критерии оценки личного характера и пр.

Что дает изучение состава образовательной программы абитуриенту?

Знакомство с образовательной программой – это не просто прихоть абитуриента или его неимоверный интерес к учебному процессу. Результаты этой процедуры не пропадают бесследно. В 90% случаев пользователи базируют на них свое решение о выборе соответствующего направления для постижения, а также о выборе колледжа или университета.

Исследование интересующего направления подготовки при СУЗе или вузе поможет ответить на следующие вопросы:

  • Аккредитована ли программа подготовки?
  • Как строится учебный процесс?
  • Какие дисциплины будут обязательны к изучению? Какие предметы можно выбрать дополнительно?
  • Какой минимум знаний и умений гарантирует учебное заведение в рамках образовательной программы?
  • Какова степень соответствия специальности нормам ФГОС и чем она отличается от них? Есть ли компетенции, выходящие з-а рамки базового набора?
  • Роль каждой дисциплины в составе избранной траектории: зачем она нужна? Чему учит?
  • Каков характер подготовки выпускника по данному профилю: теоретический или практический?
  • Можно ли продолжить обучение по специальности на вышестоящих уровнях: специалитет или магистратура, аспирантура и пр.?
  • Соответствует ли качество подготовки дипломантов требованиям современных работодателей? Каковы отзывы выпускников прошлых лет?

То есть знакомство со структурой и содержанием образовательной программы при учебном заведении поможет пользователю понять, чему его будут учить и как, оценить среднюю учебную нагрузку, понять актуальность знаний и полномочий и их достаточность для карьерного роста, оценить возможности дальнейшего совершенствования и пр.

Притом ответ на каждый из поставленных вопросов может быть судьбоносным. Далеко не каждый индивид решает обучаться по неаккредитованной специальности на фоне множества рисков. Не всем может оказаться посильным описанный учебный процесс и нагрузка в силу физического развития и пр. Более того, понимание минимального набора знаний и отличий (что дает программа) поможет пользователю понять степень соответствия его ожиданий и желаний в развитии с реалиями, трезво и адекватно оценить перспективы.

Фактически, оценка образовательной программы – это существенный фактор при выборе места обучения и направления профессиональной подготовки. Поэтому можно смело сказать, что именно от результатов этой процедуры зависит окончательное решение о поступлении.

Какие факторы следует учесть при выборе образовательной программы абитуриенту?

Конечно же, система оценивания образовательной программы у каждого абитуриента будет своя. Но в данном деле важно предусмотреть максимально посильные и доступные факторы, чтобы получить полную и достоверную картину относительно учебы по будущей профессии.

Факторы при анализе образовательных программ
Факторы при анализе образовательных программ

Итак, исследование образовательной программы должно учитывать несколько существенных факторов. Во-первых, важно учесть юридические моменты: аккредитация специальности, наличие соответствующих прав по набору абитуриентов по профилю, степень соответствия ФГОС и пр. Если правовые критерии полностью учтены, то опасаться за действие всевозможных льгот и отсрочек, диплома гособразца и пр. не придется. То есть первым делом следует учесть нормативно-правовую базу и соответствующие параметры.

Во-вторых, особое внимание делается содержательной стороне образовательной программы. В данном случае важно выделить предметный список, учебный процесс и формат занятий, оценить педсостав (который будет задействован при реализации траектории). Именно исследование содержания интересуемого профиля помогает понять, чему будут учить, как это будет проходить, что ожидать от обучения и пр. Притом именно в этом сегменте наблюдаются различия между одноименными направлениями подготовки при разных учебных центрах! То есть характер и результат обучения напрямую зависит от состава образовательной программы!

В-третьих, важно учесть ряд внешних факторов. Именно они порой помогают наиболее объективно взглянуть на результаты обучения и качество подготовки дипломантов. В данном случае следует изучить отзывы выпускников и работодателей помогут понять, насколько знания и навыки дипломантов позволяют им быстро приступить работе, что думают об уровне подготовке молодых специалистов работодатели, какие требования они предъявляют к соискателям и пр.

В-четвертых, абитуриенту следует выделить ряд личных параметров (иногда их относят ко внутренним факторам), которые важны именно для него и способны оказать серьезное влияние на решение по выбору вуза, специальности и пр. В данном спектре чаще всего рассматривают соответствие интересуемой профессии заявленной программе (что должен уметь специалист и чему учат в рамках данного направления), личные представления и ожидания от обучения (притом именно они зачастую расходятся с реалиями во время обучения), возможности выбора отдельных или дополнительных предметов, наличие определенных навыков и способностей (например, любовь к математическим наукам или хорошо развитые аналитические навыки и пр.), финансовые аспекты и т.д.

Как правило, указанные четыре поля достаточны для качественной оценки состава образовательной программы. Но каждый абитуриент вправе выделить для себя и дополнительные параметры разбора. Ими могут стать, например, обновление или актуальность текущей траектории (дата последней аккредитации), программы конкретного университета (изучение смежных направлений), продолжительность обучения или формат подготовки и его доступность, стоимость обучения, престиж профессии или программы и пр.

Таким образом, изучение и оценка состава образовательной программы должна производиться комплексно. Только так поступающий сможет получить более развернутые представления относительно интересуемой профессии и соответствующей ей специальности, оценить соответствие ожиданий и реальности, перспективы и пр. Только после тщательного знакомства с ключевыми факторами, пользователь сможет сделать осознанный, грамотный и правильный выбор программы для освоения.

Порядок и правила изучения состава образовательных программ для абитуриента

Если критерии изучения и оценивания образовательной программы могут разниться, то сама по себе процедура будет придерживаться традиционных принципов:

  • Последовательность. Это правило означает, что пользователь будет оценивать траекторию поэтапно, тщательно разбирая соответствующие моменты и элементы. То есть сам о себе процесс – логичный и связный, результативный;
  • Измеримость. Изучение соответствующей траектории и ее состава должно сопоставляться с конкретными параметрами, которые помогут понять соответствие целям, мотивам освоения, определить качество подготовки и пр. То есть должна быть выработана конкретная шкала и условия, которые помогут определиться с выбором в дальнейшем;
  • Объективность. Важно учитывать всевозможные факторы и параметры, чтобы получить достоверную картину относительно хода обучения, особенностей программы, требований к учащимся, конечным результатам, учебному процессу в целом и пр.;
  • Результативность. В данном случае следует обратить внимание на список обретаемых компетенций, их достаточность для трудоустройства и построения профессиональной/научной карьеры и пр.

Процедура изучения состава образовательной программы в целом несложная. Ее можно представить в виде нескольких этапов.

Этап

Характеристика

Результат

Подготовительный Выбор направления для освоения, организационная работа Формирование списка образовательных программ для изучения, разработка критериев оценки состава программы
Сравнительная Изучение и разбор образовательных программ согласно заданной системе оценки Оценка программ, выделение достоинств и недостатков, степень соответствия ожиданиям абитуриента и общим нормам
Результативный Выбор образовательной программы для освоения

Первый – подготовительный. Его суть состоит в отборе наиболее интересных для поступающего направлений подготовки при колледже или университете. Они могут реализовываться как в одном учреждении, так и в разных. Суть и логика их изучения не меняется. Разбираться досконально придется в каждой образовательной программе.

Также в рамках организационного этапа пользователю следует отметить критерии оценивания, на что обратить внимание, а также личные ориентиры и критерии. В идеале стоит подготовить небольшую таблицу, где будут учтены ключевые факторы для оценки состава программы подготовки, а также приведены все интересуемые профили.

То есть здесь абитуриенту нужно понять: что изучать и как оценивать состав программы?

Второй этап – сравнительный. Он предполагает учет соответствующих (ранее выделенных) параметров в отношении всех интересуемых направлений подготовки. То есть здесь пользователь фиксирует свои наблюдения по составу программы, опираясь на подготовленную им систему оценки. Важно отметить, что соответствующая техника будет действовать в отношении всех интересуемых профилей!

Для начала нужно выписать все соответствующие параметры, а затем соотнести их с заявленной системой оценки. Так нужно сделать в отношении всех образовательных программ, которые его интересуют. Далее он будет сравнивать их между собой, выделяя достоинства и недостатки, степень соответствия ожиданиям и параметрам учета.

По результатам сопоставления пользователь получит общее впечатление о профиле, его сильных и слабых сторонах.

Третий этап – заключительный. Он предполагает обобщение по результатам анализа и выделение наиболее привлекательных для него направлений подготовки. Напротив каждой траектории он пометит «приоритет привлекательности» или степень соответствия программы. На основе этого вердикта он сможет принять окончательное решение об освоении соответствующего профиля. Фактически, абитуриент принимает решение: куда поступать и на какую специальность, имея при этом соответствующие аргументы.

Таким образом, ход изучения и определения состава образовательной программы – процесс последовательный, продуманный, помогающий разобраться во всех особенностях и тонкостях освоения профессии на базе конкретного учебного заведения.

С какими сложностями сталкиваются абитуриенты при изучении состава образовательных программ?

Разбор и анализ образовательной программы сопровождается рядом сложностей и нюансов. Далеко не каждый абитуриент понимает, что и как делать. Чаще всего они соприкасаются со следующими особенностями.

Проблемы при оценке образовательных программ
Проблемы при оценке образовательных программ

Сложность 1. ФГОС и стандарты. Чаще всего пользователям трудно понять, какие регламенты и государственные стандарты координируют и контролируют порядок составления и реализации образовательной программы. То есть им трудно выделить базовые государственные стандарты и нормативы, гарантии и пр.

Сложность 2. Самоопределение. Абитуриенты, которые так и не смогли окончательно определиться, кем хотят стать и какую профессию освоить, сталкиваются с таким нюансом – как неопределенность. Они не знают, что им сравнивать и с чем, что ожидают сами от программы и пр. Основная загвоздка состоит в отсутствии четкого понимания целей обучения, мотивов выбора профессии и программы, отсутствии четких личных критериев оценки (ожиданий, ограничений, оценочных параметров и пр.).

Сложность 3. Отсутствие четкой шкалы для оценивания состава программы. В данном случае пользователь не имеет ясных представлений, что именно и как он будет изучать, сравнивать и оценивать. То есть на интуитивном и личностном уровне индивид не знает, что и с чем сопоставлять. Отсутствие четких представлений и параметров оценки усложняет ход разбора образовательной программы и не позволяет подойти к окончательному выводу, решению.

Данный нюанс тесным образом связан с предшествующим параметром. Но система оценки включает в себя не только личные параметры, но и учет остальных критериев. В данном деле важен комплексный подход.

Сложность 4. Принятие окончательного решения. Как правило, обзор и оценка состава образовательной программы призвана сделать конкретный выбор. Именно с этим у абитуриента могут возникнуть сложности. Чаще всего он мечется между интересующими его вузами или смежными профилями, которые по состав и качеству отличаются несущественно. Здесь спасти пользователя могут только интуиция, личное желание или мотивы, советы окружающих.

Чаще всего сложности в разборе и оценке состава образовательных программ возникают на фоне отсутствия четкого желания и стремления к развитию, непонимания действующих государственных стандартов и нормативов (минимальный набор компетенций и их достаточность для трудоустройства и дальнейшего роста), отсутствия навыков аналитической работы и пр. Но все эти преграды преодолимы при ответственном подходе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по проведению анализа и применению результатов изучения образовательных программ для абитуриентов

Чтобы изучение содержания образовательной программы принесло не только общее представление о направлении и уровне подготовки, но и помогло сориентироваться и сделать грамотный выбор учебной траектории, достаточно придерживаться следующих советов.

Для начала нужно определиться, какая из профессий вас интересует и какие образовательные программы ей соответствуют. Так пользователь поймет, какие именно профили ему нужно изучить, понять их отличия, а затем выбрать наиболее подходящий его ожиданиям и мотивам вариант.

Обязательно разберитесь с терминологией. Все образовательные программы – это нормативные документы при учебном центре. Им свойственна соответствующая лексика, форматирование, структура и пр. Притом разбираться придется не только в ней, но и во ФГОСах. Важно понимать, о чем идет речь, что ограничивает или контролирует акт, какой должна быть программа и пр.

Разбирая образовательную программу, нужно обратить внимание не только на предметный набор, но и особенности учебного процесса:

  • Учебный план поможет определить нагрузку на учащегося;
  • Формат занятий позволит понять характер обучения: теоретический, научно-исследовательский, практический. Здесь же станет ясно нацеленность дисциплины: расширение кругозора, развитие прикладных навыков, формирование определенных качеств и пр.;
  • Наличие практики по программе, ее продолжительность и требования;
  • Проектная деятельность и ее частота, тематическая приверженность и отношение к специальности, роль;
  • Форма аттестации по предметам и пр.

Столь тщательный анализ состава поможет выделить порядок обучения, особенности освоения отдельных предметов и тем, характер заданий, формат развития и пр.

Обязательно проводите сравнительный анализ. Он поможет выделить особенности, сходства и отличия, качество интересуемой траектории и профиля. Сравнивать можно аналогичные образовательные программы между собой (например, одна и та же специальность в разных университетах), смежные профили, действующие программы и ФГОСы (нормативы) и пр. То есть важно иметь базу для сравнения. Тогда понять степень соответствия и качество подготовки будет проще.

Если возникают вопросы при разборе и оценке состава образовательной программы, то лучше всего заручиться помощью квалифицированных или опытных консультантов ДиссХелп. Наша команда поможет разобраться во всех нюанса, сориентирует в действующих регламентах и законах, подчеркнет особенности интересуемой профессии и подходящие абитуриенту профили с учетом его представлений и параметров. Эксперты ДиссХелп помогут в разборке и анализе состава образовательных программ, определении их качества, уровня сложности, востребованности и перспективности.

Тщательный разбор и оценка состава образовательной программы помогает пользователям определиться с будущей профессией, местом обучения и программой подготовки. Также результаты аналитической работы помогут подготовиться к погружению в профиль. Без такой техники не обходится ни один абитуриент. Главное – проводить ее осознанно и обдуманно, а результатами пользоваться целенаправленно.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Что даст абитуриенту изучение состава образовательных программ: на что обратить внимание и зачем?”

  • многие абитуриенты полагают, что специальность везде называется одинаково, значит и учат также. на самом деле программы могут колоссально отличаться. поэтому очень важно не просто выбирать посильные вузы, но и сопоставлять интересующие направления подготовки. на сайте всегда размещают основную информацию. можно посмотреть состав образовательной программы. оценить ее характер, цели. именно этот анализ помогает корректно оценить ситуацию. и в дальнейшем при обучении не разочароваться в специальности.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *