На сегодняшний день в России насчитывается свыше 200 вузов, каждый из которых предлагает целый набор специальностей на любой вкус и цвет. В одних случаях они могут принадлежать к одной конкретной отрасли – подобные направления подготовки предпочитают узкоспециализированные институты (экономические, технические, геологические, юридические вузы и пр.). В другом – ассортимент образовательных программ зашкаливает и превосходит десятки видов. Этот сценарий практикуется в многопрофильных заведениях.
Сегодня мы расскажем о существующих классификациях направлений подготовки при вузах.
СОДЕРЖАНИЕ
Образовательные программы согласно уровню образования
Самое первое и простое основание для классификации действующих специальностей в любом профессиональном учебном заведении – по ступеням образования. В рамках данной ниши можно выделить следующие разновидности:
- Образовательная программа бакалавра: считается самой простейшей, предназначено для подготовки базы (основных рабочих знаний и навыков) для выполнения простейших видов работ в определенном сегменте, на конкретной должности или профессии;
- Направление специалитета считается промежуточным звеном между бакалавриатом и магистратурой. Притом по финалу он приравнивается к первой ступени, а по возможностям продолжения обучения – и к бакалавриату, и к магистратуре. Уровень подготовки дипломантов средний с развитием базовых и исследовательских качеств;
![Варианты освоения образовательных программ на всех ступенях высшего образования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/08/word-image-28619-1.png)
- Магистерская программа. Данный комплекс дисциплин нацелен на подготовку преимущественно руководящих кадров (инженеров, управленцев). Основной акцент делается на научно-исследовательской деятельности с параллельным погружением в теоретические азы профильных предметов.
- Аспирантский уровень основывается на подготовке научных работников и ученых (кандидатов наук). Именно здесь происходит становление будущих инноваторов и реформаторов, способных не только пользоваться традиционными инструментами и подходами, но и изобретать новые.
Обратите внимание, что каждый уровень образования предполагает более глубокое погружение в профиль: постепенное увеличение роли профильных предметов, переход от учебной к исследовательской, а затем научной деятельности.
По мере освоения бакалаврской и специалитетской ступени дипломант обретает профессию и соответствующую ей квалификацию. В рамках магистерской ниши выпускник обретает профессию и статус «исследователь». Аспиранты, успешно прошедшие государственную аттестацию, обретают официальный статус ученого (кандидат наук) и могут заниматься, как профессиональной, так и научной деятельностью.
Также в рамках данной градации можно выделить еще два вида образовательных программ:
- Общеобразовательные. Данный комплекс дисциплин, заданий и занятий свойственен преимущественно в довузовской нише — школы, лицеи, гимназии, центры детского развития и творчества и пр.
- Профессиональные. Этот вид характерен сугубо для учебных центров, где занимаются становление дипломированных специалистов независимо от осваиваемой ступени: училища колледжи и техникумы, институты и университеты и пр.
Таким образом, все специальности, действующие в рамках среднего и высшего профессионального образования классифицируют согласно их принадлежности к конкретной ступени.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Образовательные программы согласно характеру и обретаемым знаниям, навыкам
Каждая специальность по-своему уникальна, но все их можно распределить на две большие группы.
Первая – гуманитарная. В данном случае студенты осваивают те направления подготовки где не требуется прикладывать существенных физических усилий. Здесь будет присутствовать освоение теоретических и научных канонов, определенной техники и методов работы. Обретаемые знания и навыки в данном случае будут сводиться к аналитической, учетной, организационной, социальной деятельности. К данной нише относят такие виды профессий, как экономические и управленческие, психологические, педагогические, юридические и пр. Здесь принято размышлять и разбираться в реалиях, оценивать содержание работы (образно).
![Общая классификация образовательных программ по характеру предметов и обретаемым навыкам](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/08/word-image-28619-2.png)
В рамках гуманитарных направлений подготовки будут доминировать теоретические, научные и исследовательские азы, а предметы будут изучать явления и процессы в социуме.
Нередко гуманитарные профили приравнивают к исследовательским видам деятельности.
Вторая – техническая. В данном случае студентам предстоит погружение преимущественно в технические, физико-математические и иные точные и естественные науки, оттачивание работы с промышленным или иным оборудованием и инвентарем и пр. Данная категория нацелена на разработки и внедрение инноваций, где важна точность, кропотливость. «Технари» предпочитаю оценивать суть в математической, физической и иной точной позиции.
Технические профессии приравнивают к прикладным видам обучения, где без НИР и ОКР практики не обойтись.
Образовательные программы по отраслям народного хозяйства
Данная классификация самая распространённая и обширная. Притом чащ всего абитуриенты выбирают интересующий их профиль в рамках этой ниши, разделяя все профессии на соответствующие им научные и отраслевые области:
- Экономические;
- Юридические;
- Педагогические: лингвистические спортивные, переводческие, филологические и пр.;
- Медицинские;
- IT-программы;
- Творческие: музыкальные, архитектурные, дизайнерские, танцевальные, актерские и режиссерские и пр.;
- Технические: строительные, промышленные и пр.;
- Агропромышленные;
- Естественно-научные: сельскохозяйственные, экологические, биологические, и пр.;
- Социальные: психологические, частично правовые и пр.
Продолжать данную градацию можно бесконечно.
![Виды образовательных программ по отраслям](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/08/word-image-28619-3.png)
Если подойти к классификации образовательных программ в рамках отраслевой принадлежности глобально, то можно распределить все специальности на две группы:
- Военные, призванные защищать родину, действовать в ЧС, помогать обществу в наведении порядка, оказывать содействие в сложных жизненных и финансовых ситуациях и пр.;
- Гражданские. К данному основанию относят все профессии не связанные с военной средой.
Обратите внимание, что освоение военных профилей и дальнейшая трудовая (профессиональная) деятельность в рамках освоенной ниши приносит дипломанту массу привилегий: досрочный выход на пенсию, льготы, дополнительные выплаты, социальная поддержка и пр.
Также в рамках данной категории можно выделить узкие и комбинированные направления профессиональной подготовки. Узкие ориентированы на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих тотальными знаниями и навыками, применимыми в конкретных условиях. Комбинированные профили призваны подготовить универсальных солдат» или специалистов с широкими полномочиями, способных трудиться в рамках отрасли, занимая при этом различные (смежные) должности и пр.
Образовательные программы в зависимости от формата обучения
Всем известно, что обучение в колледже или вузе возможно в рамках действующих форматов: очно, заочно, дистанционно. В данном случае целесообразно выделить соответствующую градацию образовательных программ, ведь в каждом случае методистам и руководству учебной организации предстоит сформировать соответствующий план подготовки дипломантов.
Очные программы считаются самыми масштабными и подробными. В данном случае все материалы разбиваются на лекционные семинарские, исследовательские и практические и пр. подготовка очников происходит в режиме реального времени, где наблюдается живой контакт с педагогами и одногруппниками, обязательное ежедневное посещение занятий при вузе согласно расписанию, выполнение домашнего задания и письменных проектов, сдачу зачетов и экзаменов и пр.
Заочные программы предполагают выделение основного материала на самоизучение, на долю лекций и аудиторной работы отводится минимум времени. В данном случае живой контакт с педагогами происходит в период сессии. Об особенностях заочного обучения мы уже писали ранее, поэтому данный момент пропустим.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Дистанционные образовательные программы предполагают полное самообразование согласно траектории и графику, утвержденному вузом. В данном случае все взаимодействие происходит с помощью интернет-технологий: электронные учебники, письменные проекты, онлайн-зачеты и экзамены, тестирования, онлайн-защита и пр. Подробнее о дистанционном обучении указано в одной из наших ранних статей.
На сегодняшний день появилась новая разновидность образовательных программ – с частичным применением дистанционных технологий. Данный формат уместен, как в очной, так и заочной трактовке. В этом случае часть программы переносится в дистанционный формат, а остальное – остается в ранее утвержденном (изначальном) режиме. Обратите внимание, что новый вариант освоения профессии позволяет комбинировать традиционную систему подготовки кадров с современными (техническими, IT возможностями).
Образовательные программы по степени легальности и проверки на качество
Каждый вуз осуществляет образовательную деятельность на основе специальной государственной лицензии. При этом он имеет право реализовывать образовательные программы аккредитованные и неаккредитованные.
Первая группа специальностей предполагает, что Минобрнауки или Рособрнадзор провел экспертизу заявленного набора дисциплин и комплекса практических, исследовательских заданий. Освоение подобных направлений чревато обретением ряда преимуществ: диплом государственного образца, гарантия качественного образования, действие всех причитающихся льгот и квот, возможности продолжения обучения и развития научной карьеры и пр.
![Виды образовательных программ в зависимости от аккредитации специальности](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/08/word-image-28619-4.png)
Неаккредитованные специальности носят частный характер: они были разработаны вузом, но не успели пройти аккредитацию (в виду отсутствия выпусков и возможности оценить качество подготовки дипломантов, вуз не направлял профиль на экспертизу и пр.). Отсутствие аккредитации не является помехой в реализации программы. В данном случае выпускникам будут вручены дипломных негосударственного образца.
Обратите внимание, что в одном и том же учебном заведении могут действовать как аккредитованные, так и неаккредитованные специальности. Данный момент целесообразно уточнять еще на момент поступления или выбора университета.
В зависимости от срока реализации и полноты специальности
В рамках данной категории принято выделять программы полного и сокращенного характера.
Полные образовательные программы предполагают полноценное обучение в рамках действующего формата согласно намеченному плану. Они действуют при получении первого профессионального образования. В их составе присутствуют все модули: общеразвивающий, базовый, профессиональный, вариативный и пр. Погружение в профессию происходит на поэтапной основе.
Сокращенные специальности действуют в рамках онлайн-обучения (интенсивы), курсов по переподготовке кадров, второго и последующего высшего образования и пр. В данном случае акцент делается на изначальном тотальном погружении в профильные дисциплины.
Первый вариант рекомендовано выбирать лицам, впервые осваивающим профессию. Второй вариант посилен подготовленным специалистам или лицам, готовым к резкому погружению в специальные дисциплины.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Образовательные программы в зависимости от целевой аудитории и выбранной траектории обучения
Согласно общепринятым нормам, в рамках профессионального образования реализуют классические (традиционные) направления подготовки, а также индивидуальные.
Традиционные программы предполагают точное соблюдение требованиям ФГОС и в большинстве случаев являются аккредитованными. Они основаны на четкой последовательности и изучении утвержденного набора предметов в самых разных формах. Траектория обучения тщательно спланирована заранее и проходит в групповом режиме.
![Классификация программ обучения по продолжительности и способу реализации](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/08/word-image-28619-5.png)
Индивидуальные программы учитывают ряд дополнительных факторов: персональные особенности студентов, предоставляют возможности выбора отдельных предметов или формата подготовки и пр.
Важно отметить, что любая классическая образовательная программа с легкостью может быть трансформирована в индивидуальную, но обратная операция допустима далеко не всегда.
Сходства и отличия образовательных программ
В рамках каждой градации есть свои особенности, схожие и отличительные черты, подчеркивающие уникальность специальности.
Среди очевидных сходств образовательных программ (независимо от их вида и предназначения) можно выделить:
- Все программы тщательно проектируются и планируются, утверждаются и реализуются в рамках каждого учебного заведения с учетом материально-технических возможностей, подготовки педагогического состава и пр.;
- Аккредитация – не является обязательной процедурой для допуска программы к реализации;
- Погружение в профессию будет постепенным по принципу «от простого к сложному»;
- Все программы содержат в себе аудиторную, исследовательскую, практическую, аттестационную части;
- Образовательные программы могут реализовываться строго по назначению в определенном формате, притом каждый из них будет прорабатываться отдельно и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Среди явных отличий образовательных программ следует отметить:
- Каждая программа акцентирована не просто на отрасли, а на развитии определенных навыков, профессиональных качеств и может содержать различные профильные предметы;
- Глубина погружения в специальность зависит от осваиваемой ступени образования, формата;
- Сроки реализации направления зависят от уровня образования и действующих регламентов, полноты и цели заявленного комплекса предметов и пр.;
- Студент может выбирать наиболее интересные и близкие ему предметы в рамках вариативного модуля, расширяя спектр профессиональных полномочий и собственных возможностей, уровень эрудиции и пр.
Обратите внимание, что сегодня вузов, реализующих один профиль или направления подготовки для одной отрасли крайне мало. Для повышения конкурентоспособности и привлечения абитуриентов учебные центры предпочитают реализовывать несколько различных направлений или комбинированные образовательные программы (очные бюджетные полные, очные платные сокращенные и пр.).
Таким образом, выбирая образовательную программу для освоения, важно учесть не просто ее состав и то, чему и как она учит, но и ее разновидность. Оценка данного критерия позволит понять сущность и предназначение профиля, его специфику и соответствие потребностям абитуриента, социума, рынка труда и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Оказывается у нас действует так много программ обучения при вузах?! Никогда ранее об этом не задумывалась как-то. Недаром большая часть университетов считается многопрофильными. Спасибо за классификацию и описание!
Добрый день, NikNike! Благодарим за ваш отзыв. Возможно вас также заинтересуют данные статьи: https://disshelp.ru/blog/pravila-prioritetnogo-zachisleniya-po-spetsialnosti-kak-vybrat-spetsialnost-chto-nuzhno-i-pr/
https://disshelp.ru/blog/tselevoj-nabor-v-vuzy-i-suzy-chto-eto-i-kak-rabotaet/