Что такое Сценарий учебного занятия? Понятие, правила составления

Несмотря на формализованный и тщательно спланированный ход обучения на каждой ступени образования в отношении всех заявленных дисциплин и тем, каждый преподаватель проектирует обучение с помощью разработки сценария учебного занятия.

Что такое Сценарий учебного занятия? Понятие, правила составления
Несмотря на формализованный и тщательно спланированный ход обучения на каждой ступени образования в отношении всех заявленных дисциплин и тем, каждый преподаватель проектирует обучение с помощью разработки сценария учебного занятия.

Что такое сценарий учебного занятия: понятие и функции?

Сценарий учебного занятия – это вспомогательный документ, формируемый преподавателем для оценки полноты освещения темы и максимальной мотивации, вовлечения учащихся в учебный процесс. Внешне он выглядит как отдельный документ, где отмечаются основные мероприятия и методы работы, распределяется нагрузка (в зависимости от выделенных академических часов, сложности темы и пр.), определяются роли и ключевые действия каждого участника и пр.

Сценарий учебного занятия не является обязательным документом при подготовке к работе с подопечными: школьниками, слушателями, студентами и пр. Но его наличие точно не будет лишним. Среди основополагающих функций сценарий учебного занятия можно выделить следующие.

Зачем нужен сценарий учебного занятия?
Зачем нужен сценарий учебного занятия?

Первая задача – проектировочная или моделирование ситуации, которая позволяет построить определенную схему проведения занятия и погружения в тему с учетом текущего уровня подготовки целевой аудитории, характера осваиваемой программы (общая, профессиональная), варианты освещения отдельных моментов, распределить теорию и практику и пр. То есть разработка рассматриваемого формата позволяет «примерить» и оценить логику тематического погружения, способы работы с подопечными, повысить мотивацию учащихся и результативность обучения.

Вторая функция сценария учебного занятия состоит в конкретизации отдельных моментов. Подготовка сценария заставляет преподавателя переосмыслить и переоценить ключевые параметры и ориентиры: выделить проблемные для освещения зоны, отметить узкие места, требующие особого внимания и проработки, подобрать наиболее понятные примеры и задания, проработать систему углублённого изучения темы, продумать задания и вопросы для самостоятельной работы и самоизучения и пр. То есть проработка сценария учебного занятия делает постижение темы и дисциплины посильной для учащегося, удобной для организатора.

Третья задача – оптимизационная или координационная, предполагающая подготовку хода освоения темы и выполнения заданий с учетом календарно-тематического плана, учебного плана, характера общей траектории обучения (специальность, курс обучения и пр.). То есть разработка сценария позволит «подогнать» подобранный тематический материал под формальные рамки, подобрать оптимальный набор инструментов и методов преподавания, задания для выполнения с целью максимального развития учащихся.

Таким образом, разработка сценария учебного занятия – ответственная и важная миссия, возлагаемая на преподавателя с целью повышения качества проведения занятия и подготовки учащихся. Данный процесс позволяет смоделировать ситуацию и оценить эффективность ее применения, «примерить» и усовершенствоваться с учетом всех нюансов: время для изучения темы, текущий уровень подготовки целевой аудитории, ресурсная база учебного заведения, опыт и методология работы преподавателя и пр. То есть подготовка этого документа позволяет оперативно выявить и устранить недостатки в учебном процессе.

Правила формирования сценария учебного занятия

Разработка сценария учебного занятия требует основательного подхода и тщательной проработки каждого шага. Опытные эксперты выделяют 4 основополагающих принципа по проектированию урока или пары.

Во-первых, необходимо придерживаться правила обоснованности. Данный постулат означает, что каждое занятие будет реализовываться на основе изначально намеченной общей траектории: образовательная программа и ее характер, учебный план, рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование.

Разработка сценария учебного занятия потребует всесторонней оценки заявленной темы и продумать каждый этап, шаг ее постижения, от есть важно обосновать каждое действие, термин правило и задание, определив его уместность целесообразность, необходимость и достаточность для развития конкретных профессиональных и иных качеств.

Во-вторых, реалистичность. Проведение занятия с целью раскрыть заявленную тему должно учитывать условия обучения. Разработка сценария позволяет оценить обстановку и подобрать наиболее эффективные инструменты, методы работы. В данном случае чтобы подготовить посильный план действий по погружению в предмет и тему, важно учесть следующие параметры: материально-техническая база учебного заведения или места обучения, ресурсная база (учебники, пособия и пр.), текущий уровень подготовки целевой аудитории и пр.

Принципы подготовки сценария учебного занятия
Принципы подготовки сценария учебного занятия

В-третьих, адекватность. Принцип адекватности предполагает совпадение изначально намеченной цели и результата обучения. В данном случае проектирование занятия с подробным описанием каждого шага поможет подобрать наиболее эффективные и приемлемые для каждой из сторон учебного процесса мероприятия, действия и этапы изучения темы. Каждый шаг, задание, правило или разъяснение, инструкция должны приводить к определенному итогу, приближающему индивида к цели.

При разработке сценария учебного занятия важно взвешивать каждое действие, чтобы в результате выработать достаточную и эффективную схему погружения.

В-четвертых, принцип формализованности. Этот параграф предполагает приверженность определенной системе ограничений: конкретная тема и ее роль в рамках образовательной программы, глубина и ширина темы, академические часы на ее освоение, формат занятия (лекция или семинар, лабораторная работа и пр.), разработка инструкций и пр. Приверженность текущему канону предполагает «укладывание» занятия в формальные рамки, регламентированные общими нормами и возможностями каждого участника (заведение, педагог, учащиеся).

В-пятых, правило креатива или творческого подхода. Разработка сценария учебного занятия позволяет педагогу проявить инициативу и воображение для разнообразия учебного процесса, повышения интереса учащихся к предмету или теме, повысить активность на занятии и углубить знания, навыки и пр.

Важно отметить, что проработка сценария учебного занятия должна учитывать все вышеописанные каноны. В противном случае эффективность обучения будет сомнительной или низкой.

Схема разработки сценария учебного занятия

Разработкой сценария учебного занятия чаще всего занимается непосредственно преподаватель, который будет обучать подопечных. Также допускается разработка сценария учебного занятия для других преподавателей (с меньшим опытом или более высокой занятостью). То есть данный шаг позволяет исключить ошибки и нестыковки, проблемные моменты и тщательно продумать ход пары, процесс изучения темы.

Процесс подготовки сценария учебного занятия реализуется по традиционной схеме.

Этап

Описание

Ключевые моменты

Первый шаг – формальное изучение требований к проведению занятия Исследование требований ФГОС, анализ образовательной программы и рабочей программы по дисциплине, изучение календарно-тематического плана Констатация темы занятия, постановка цели изучения, выделение базовых ориентиров и категорий
Второй шаг – детализация основных категорий по теме занятия Конкретизация хода занятия с выделением основных терминов, правил, формул и пр. Предварительное проектирование занятия, построение логики изучения темы, подбор информационной базы
Третий шаг – моделирование ситуации и диагностика уязвимых мест в сценарии Подробное описание хода занятия Разъяснение организационных моментов, описание хода изучения темы, подготовка пакетов ФОС и КОС, разработка сопутствующих материалов для проведения занятий и пр.
Четвертый шаг – оформление сценария ученого занятия

Подготовка документа к воспроизведению

Первый шаг – формальное изучение требований к проведению занятия. В данном случае необходимо выделить тему и предмет, их роль в подготовке учащегося и обозначить цель исследования: какие знания должны получить слушатели, какие навыки развить, степень соответствия намеченных ориентиров и требованиям ФГОС.

На данной стадии происходит проектирование общей траектории занятия с акцентом на заявленную тему.

Второй шаг – детализация основных категорий по теме занятия с акцентом на развитие знаний и навыков в рамках постигаемой образовательной программы. В данном случае необходимо учитывать уровень текущей подготовки целевой аудитории и выделить материал для закрепления и нового изучения: категории, правила, формулы и алгоритмы и пр. На основе этих параметров происходит подбор информационной и методологической базы для проведения занятия: подбор учебных материалов, разработка пакетов ФОС и КОС, особенности методологической работы (подбор методов взаимодействия и пр.).

Третий шаг – моделирование ситуации и диагностика уязвимых мест в сценарии. В данном случае необходимо оценить полноту и доступность темы для целевой аудитории, оценить или измерить ход освоения с формальными ограничениями (академические часы, формат занятия – лекция/семинар/практикум и пр.), определить потребность в доработке (разработка всевозможных инструкций, правил, макетов, раздаточного материала, презентации и прочих средств визуализации по теме и пр.).

Четвертый шаг – оформление сценария ученого занятия. В данном случае необходимо грамотно оформить проект занятия в виде план-конспекта или дополнить имеющийся под рукой план-конспект соответствующими новшествами с целью оптимизации учебного процесса и повышения качества подготовки слушателей. Суровых требований к сценарию нет. Чаще всего он оформляется в форме таблицы, которая будет основана на рабочей программе предмета и календарно-тематическом плане.

Сценарий учебного занятия облегчает работу педагога и позволяет актуализировать данные по дисциплине и теме, разнообразить монотонный учебный процесс, усовершенствовать педагогический подход и повысить мотивацию подопечных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по разработке сценария учебного занятия

Разработка сценария занятия возможна только при наличии основных документов – образовательная программа, учебный план, календарно-тематическое планирование предмета, рабочая программа по дисциплине. То есть перед тем, как детализировать ход освоения предмета или тему, важно иметь под рукой базовый путь – общие моменты: точное наименование темы, цель ее изучения и роль в составе дисциплины-программы обучения в целом, базовые категории и пр. На основе указанных документов производится всесторонний анализ и уточнение нюансов, построение логичной схемы изучения и погружения учащихся.

Проектировать сценарий можно в целом или отдельно по блокам с акцентом на организационные моменты, методологические аспекты, информационную базу (теоретическая часть занятия, практическая часть, оценочная и пр.). Проще подготовит каждый раздел отдельно, а затем воссоединить в единое целое в виде сценария или план-конспекта.

Не стоит путать сценарий учебного занятия и план-конспект. Первый документ носит уточняющий и больше описательный характер, облегчая деятельность педагога. Второй документ – обязательный формальный файл, освещающий существенные моменты, обязательные к освещению и изучению учащимися. План-конспект – краткое и емкое описание занятия с акцентом на формальные параметры.

Способ оформления и дизайн сценария учебного занятия выбирается проектировщиком или организатором (педагогом).ю он может быть подготовлен в текстовой форме (словесное описание с выделением существенных моментов), табличный вариант (по аналогии с рабочей программой предмета, календарно-тематическим планом занятий и пр.), комбинированный вариант. Последний способ считается самым оптимальным.

Разработка сценария учебного занятия должна упрощать ход обучения как для педагога, так и ля учащихся. Первому участнику учебного процесса он позволяет планомерно и интересно преподносить тему, ставить перед целевой аудиторией посильные задачи и вопросы, воссоздавать привлекательную ситуацию и обстановку для развития, оперативно координировать действия каждого подопечного. Слушатели же следуют четко очерченным правилам и плывут по течению, впитывая в себя все необходимое без лишней информации и нужности, монотонности.

Таким образом, разработка сценария учебного занятия позволяет актуализировать и оптимизировать ход изучения темы и дисциплины, упростить деятельность преподавателя и замотивировать целевую аудиторию. Формированием документа должен заниматься только квалифицированный специалист с педагогическим образованием и опытом работы в соответствующей нише.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!