Разработка образовательных программ предполагает тщательное проектирование и планирование ученого процесса, которое сочетается не просто подбором наиболее подходящих направлению дисциплин, форм занятий, методов преподавания. Немаловажную роль в формировании программ обучения играет календарное и тематическое планирование.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Календарно-тематическое планирование представляет собой особую часть разработки образовательной программы и учебного плана, которое позволяет сочетать изучение предметов с учетом выделенного на каждый из них времени. Если к этой категории подходить с точки зрения разработчика, т календарное и тематическое планирование представляет собой учебно-методический документ, который будет регламентировать ход занятий и устанавливать определенные ограничения:
- Количество часов, выделенный на каждый предмет и изучаемую в его пределах тему;
- Количество заданий, которые посильно выполнить среднестатистическому учащемуся в рамках предусмотренного периода (на каждую тему, предмет и пр.);
- Распределяет темы на весь заявленный период времени, устанавливая их последовательность и глубину погружения в каждую из них.
Таким образом, календарно-тематическое планирование учебной деятельности направлено на подготовку целенаправленного учебного процесса на протяжении всего учебного года. Его миссия состоит в грамотном распределении времени и тем. Притом в конце учебного года данная траектория должна быть полностью покорена учащимися.
![Сущность календарно-тематического планирования программ обучения](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/09/word-image-29244-1.png)
Выполнение календарного и тематического плана – процесс непрерывный и независящий от внешних факторов. Данная аксиома нашла дополнительное подтверждение даже в период пандемии, когда все школьники и студенты разом перешли на дистант.
Миссия календарно-тематического проектирования нацелена на грамотную и эффективную реализацию программы обучения. Основной акцент делается на качественном распределении тем и времени на их постижение.
Принципы календарно-тематического планирования
Подготовка образовательной программы ориентируется на определенный набор предметов (с акцентом на осваиваемую специальность и ступень образования) и время обучения (как правило, в расчет берется учебный год в целом, а в дальнейшем он разбивается на более мелкие этапы – четверти, триместры, семестры и пр.).
Календарно-тематическое планирование (сокращенно КТП) основано на следующих принципах:
- Равносильность, которая предполагает равномерное распределение всех дисциплин в течение учебного года, а также аналогичное распределение тем внутри них. Реализация данного канона позволяет отрегулировать учебную нагрузку и избежать эмоционального психологического и учебного выгорания;
- Систематичность и интеграция, которая предполагает изучение дисциплин в определенном комплексе, увязке, в рамках единого целенаправленного процесса развития и воспитания. Объединение предметов в пределах одного учебного года позволяет показать их взаимосвязь и разницу, возможности применения, а также развивает с разных сторон ключевые навыки: анализ, сравнение, вычисление и пр.;
- Полнота, предполагающая предельно емкое, но понятное и в меру подробное разъяснение каждого предмета и темы, полное раскрытие всех базовых и дополнительных моментов (минимум – п ФГОС, максимум – ограничен возможностями учебного заведения и способностями учащихся);
- Точность, предполагающая четкий расчет времени на каждый предмет, тему, количество заданий для понимания, закрепления и пр. в течение всего учебного года;
- Поэтапность, основывающаяся на постепенном освоении учебного плана и каждого предмета с плавным переходом от темы к теме, одного уровня сложности к следующему и пр.;
- Гибкость. Тематическое и календарное планирование является перспективным планом обучения, который может поддаваться коррективам в случае необходимости: при выявлении проблем в освоении отдельных тем, обновлении требований ФГОС к составу образовательной программы или изменении объема академических часов и пр.
Реализация всех вышеуказанных принципов подчеркивает предназначение КТП: выработка поурочных планов с акцентом на роль, важность каждого предмета и тем внутри него, всестороннее и своевременное развитие учащихся.
При проектировании адаптированных образовательных программ будет добавлен еще один базовый канон – индивидуальность, которая будет ориентироваться на личностные качества учащегося.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Виды календарного и тематического планирования образовательных программ
КТП можно классифицировать на 2 основные парадигмы: календарное и тематическое планирование.
Первый вид — календарное проектирование программы будет основываться строго на временном отрезке, выделенного на образовательную программу в целом (начальная школа – 4 года, средняя неполная школа – 5-9 классы, средняя полная школа – 10-11 классы, бакалавриат, магистратура и пр.), а также объем академических часов на каждый включенный в ее состав предмет.
Второй вид – распределение предметов и тем согласно намеченному календарному графику.
![Классификация календарного и тематического планирования обучения](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/09/word-image-29244-2.png)
Притом оба вида планирования образовательной программы можно разделить на общее и поурочное. Общий план предполагает примерную градацию предметов и часов на весь учебный год, а поурочная проработка будет опираться на детализацию занятий в рамках каждого предусмотренного учебным планом предмета.
В зависимости от способа подачи намеченного плана можно выделить текстовый и схематический вид КТП. Первый предполагает подробное описание каждого шага в словесной форме, а второй – краткое и емкое отображение каждого этапа обучения в виде таблицы.
Также целесообразно выделить общий КТП – то есть общее описание списка дисциплин и полного объема часов на весь год в отношении каждой. Второй вид – предметный, когда происходит детализация внутри каждой включенной в программу обучения дисциплины.
Таким образом календарно-тематическое планирование позволяет упорядочить образовательный процесс и сделать его посильным для учащегося. Анализ данного документа призван ответить на ряд существенных вопросов: что будет изучать индивид, когда он будет это изучать, как будет закреплять материал, когда и как будет проводиться аттестация или проверка знаний и пр.
Исследование календарно-тематического плана позволяет определить, на каких предметах делается особый акцент и сопоставить данный нюанс с целью освоения программы, уклоном специальности или направления подготовки, ступени образования и пр.
Этапы календарно-тематического планирования образовательной программы
Проектирование и разработка учебного процесса (как на весь период, так и на отдельно взятый этап) будет ориентировано на целевую аудиторию, цель обучения, а также материально-технические, педагогические и иные возможности образовательного заведения.
Процесс планирования учебного процесса с учетом календарных и тематических особенностей можно представить в виде следующей схемы.
Этап №1. Подготовительный. Он основывается на изучении требования ФГОС к составу дисциплин, а также тотальному изучению действующей в учреждении образовательной программы. В данное случае важно выделить список предметов, необходимых к изучению.
В рамках календарного аспекта целесообразно выделить общее количество часов выделенных на освоение каждого предмета, а также учесть особенности и построения годового учебного процесса: по семестрам, триместрам, четвертям и пр.
Тематическое планирование в данном случае будет производиться с учетом каждого заявленного предмета и выделенного на него объема часов. Притом важно уделить чуть больше времени наиболее важным и/или сложным темам, не забыв оставить небольшой процент времени на доработку, корректировку, дополнительные занятия и разъяснение сложностей, решение проблем подопечных.
Также в рамках подготовительного этапа целесообразно полагаться на результаты самоанализа педагогической деятельности, которые позволят выделить уязвимые места в учебном процессе (например, какие темы вызывали сложности учащихся в прошлом, на чем следует заострить внимание и пр.). Итоги самоанализа позволят проработать КТП и минимизировать необходимость его корректировки по ходу реализации.
Основа КТП |
|
Тематическое проектирование |
Календарное проектирование |
Ход и логика изучения предмета: список тем на весь учебный год | Общее количество академических часов на учебный год, предназначенных для изучения дисциплины |
Распределение тем с учетом календарного графика обучения: по семестрам/триместрам/четвертям, формирование расписания занятий | Распределение часов согласно расписанию занятий |
Уточнение видов и формата занятий по дисциплине: лекционная часть, практика, проверочная работа и пр. | Уточнение часов на каждый вид деятельности, список заданий и количество проводимых срезов, примерная дата проведения каждого занятия |
Определение запланированных тем и реализованных (количество может разниться) | Констатация проведенных академических часов в течение учебного года или запланированного периода (объем должен быть выполнен полностью) |
Этап №2. Предварительное планирование учебной деятельности. В данном случае разработчику предстоит «раскидать» список предметов на весь учебный год и распределить общее количество часов на все периоды обучения (семестры, триместры, четверти и пр.), а затем произвести детализацию: утверждение списка тем, заданий формат занятия, методы преподавания, способ и количество проверок знаний.
Второй этап проектирования рабочей программы в рамках КТП предполагает получение общей тематической картины: что будут изучать слушатели, в какой последовательности и пр.
Этап №3. Календарное распределение времени на каждую дисциплину, тему и пр. В данном случае происходит уточнение сколько времени (занятий, академических часов) будет затрачено на изучение, закрепление, повторение каждой темы. также не стоит забывать о выделении отдельного времени на проверку знаний: контрольные работы и пр. Здесь следует ориентироваться на принцип равномерности и поэтапности: на сложные темы нужно уделить больше времени, сэкономив его наиболее легких или второстепенных моментах.
Также следует учесть часть часов предназначенных для самостоятельной работы учащихся (задания для данного блока также прорабатываются педагогом и указываются в рабочей программе).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Этап №4. Оформление КИП в виде официального документа. Обратите внимание, что строгих и жестких регламентов по оформлению календарного и тематического плана обучения нет. Важно, чтобы весь ход обучения был детализирован и описан на научном языке, структурирован по смыслу и точен по характеру.
КТП в обязательном порядке прикладывается к рабочим программам. Притом данный документ разрабатывается и утверждается ежегодно, так как в нем будут учтены «плавающие» праздничные и выходные дни, каникулы и пр.
Этап №5. Утверждение и реализация. Данная стадия предполагает предоставление подготовленного КТП на оценку руководству образовательного заведения, проверку на соответствие общим принципам ФГОС, внутренним правилам учреждения и пр. В случае выявления недостатков проект будет направлен доработку. Реализация КТП происходит только после его одобрения.
Структура и содержание календарного и тематического плана как официального документа
Самым удобным способом преподнесения календарно-тематического распределения учебных единиц в течение года считается табличная форма, которая позволяет кратко и емко констатировать ход и логику, скорость образовательного процесса.
Общая характеристика КТП: структура и содержание разделов |
||
Титульный лист |
Основная часть |
Примечания, заключение |
Сведения о контрольно-надзорных органах | Общая характеристика учебного заведения и целевой аудитории | Анализ результатов учебной деятельности: успеваемость учащихся, работа с родителями, результаты наблюдений за подопечными, самоанализ педагогической деятельности и пр. |
Сведения об образовательной организации, где планируется реализация КТП и учебной программы | Общее описание дисциплины и ее место в образовательной программе | Определение проблем по ходу реализации КТП, необходимость корректив и результат их внедрения |
Наименование документа с указанием дисциплины | Список тем на весь учебный год с распределением по датам или периоду проведения/изучения | Рекомендации по использованию КТП в будущем |
Сведения о разработчике | Список заданий: для работы в аудитории, домашнего задания | |
Дата применения КТП | Список литературы для изучения предмета: основная, дополнительная | |
Определение вида и формата занятий, инструментария методологии работы | ||
Частота проверочных мероприятий (пакет ФОС и КОС) |
Структура КТП предполагает наличие следующих разделов:
- Титульный лист. Его миссия — представить основную информации об образовательном процессе. На первой странице указываются сведения: образовательная программа или дисциплина, целевая аудитория (то есть кто будет обучаться), разработчик, дата разработки, период реализации.
- Общее содержание КТП на учебный год. В данном разделе целесообразно привести список всех предметов, которые должны изучить учащиеся в течение учебного года, а также прописать в отношении каждой из них общее количество часов (выделенных на весь год!). Допускается уточнение количества лекционных и практических занятий, проверочных срезов и контрольных работ, заданий и пр.
- Детализированный КТП с акцентом на распределение дисциплины на более мелкие временные отрезки: семестр/триместр/четверть/четная или нечетная неделя и пр. На основе данной градации можно построить расписание занятий для целевой аудитории, определив вид и формат занятия, темы (поурочное планирование) и пр. То есть происходит определение каждого отдельного урока/пары с утверждением: темы и количества посвященных на ее изучение занятий, списка заданий и литературы, методы преподавания и взаимодействия с учениками, объем и конкретизация домашнего задания и пр.
Обратите внимание, что детализированный календарно-тематический график обучения преподносится в краткой и емкой форме. Важно представить общее описание каждого занятия: дата проведения, тема, ключевые моменты (термины, правила), формат занятия, материально-техническая база, учебно-методическая база (литература) и пр.
- Отчет по реализации КТП или раздел «Примечания». Данный раздел заполняется педагогом по мере реализации отдельного блока (семестра) и всего учебного года. В данном случае он представляет собой самоанализ педагогической деятельности, где будут отмечены ключевые моменты: какие темы были опущены или пропущены (с обязательным отражением основания), какие темы вызвали затруднения у учащихся (основание для корректировки программы в перспективе), рекомендации по обновлению учебной базы или списка заданий для самостоятельной работы, возможности использования индивидуальных методик и подходов к отдельным подопечным (с учетом их особенностей талантов) и пр.
Разработка КТП занимается преподаватель, который будет обучать детей в рамках соответствующего предмета., но реализовывать намеченную траекторию он сможет только после утверждения со стороны администрации учебного заведения.
Календарно-тематическое планирование относится к категории общего и поурочного проектирования рабочих программ: уточняет глубину погружения в предмет и тему, устанавливает темп изучения заявленного предмета.
Рекомендации по календарно-тематическому планированию образовательных программ
Перед разработкой предметного состава важно ознакомиться с основными документами, регламентирующим образовательный процесс в учреждении: правила ФГОС, устав организации, образовательная программа по специальности (ли ступени образования), учебный план (рабочая программа).
Важно предельно точно планировать учебный процесс. Чем детализированнее будет календарно-тематический план (особенно, если он предусматривает возможности по гибкой адаптации хода освоения программы), тем меньше проблем в ходе его реализации возникнет у педагога. При проектировании тематического и временного плана важно предусмотреть все факторы, обстоятельства, особенности участников учебного процесса.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Производить КТП целесообразно по мере диагностики учащихся, чтобы определить их текущий уровень подготовки, интересы, способности. Чаще всего такая проверка проводится педагогом-психологом или в рамках вступительных испытаний при учреждении. Также допускается предварительная проверка знаний учащихся на первом занятии в ходе простой беседы и пр. Если же педагог уже знаком с подопечными (ранее преподавал у них), то достаточно опираться еще на один вспомогательный документ – самоанализ педагогической деятельности. Где будут выделены проблемы учащихся, сложности в работе педагога и пр. Изучение данных постулатов позволит спроектировать КТП и выделить наиболее «затратные» и трудные места в освоении программы.
Вносить корректировки в календарно-тематический план можно только после согласования с администрацией образовательного заведения, где реализуется учебная программа. В данном случае педагогу важно обосновать необходимость корректив, описать новый план действий и согласовать его с руководством.
Обязательно проверяйте подготовленный документ на грамотность и корректность. Согласитесь, что педагог должен быть компетентным во всем (особенно в рамках своей специальности, профильного предмета и пр.). При затруднениях или проблемах лучше всего консультироваться или обращаться за помощью к квалифицированным и опытным специалистам, коллегам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!