В каждом учебном заведении есть не просто строго регламентированная и описанная документально структура управления, но и вспомогательные органы административного характера. Одним из таких ярких представителей «неформального руководящего движения» выступает Студенческий совет.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Студенческий совет (или сокращенно СтудСовет) представляет собой орган студенческого самоуправления, который действует на базе колледжей и вузов. Как очевидно из наименования, он образуется по инициативе учащихся и содействует повышению качества их жизни, пребывания в образовательном заведении.
Студенческий совет – это официальное движение и представительство интересов студентов. Несмотря на то, что в его состав входят учащиеся, данный орган способен помочь в урегулировании серьёзных проблем и неурядиц, оказать поддержку и посильную помощь учащимся. С помощью этого подразделения самоуправления студенты лично и самостоятельно отстаивают собственные интересы и содействуют созданию благоприятных условий как для обучения, так и внеурочной деятельности.
Деятельность СтудСовета неоднозначна и многогранна. В числе приоритетных функций, которые выполняет столь специфический отдел суза или вуза, можно выделить:
- Адаптационная функция. Содействие в преодолении адаптации среди студентов всех курсов, облегчение данного явления и процесса посредством проведения всевозможных встреч, мероприятий и пр.;
- Организационная функция проявляется в создании условий для культурного и полезного проведения досуга, внеурочной деятельности: подготовка и реализация массовых мероприятий, развитие имеющихся или новых секций и кружком по интересам, проведение массовых мероприятий, привлечение внимания студентов к научной деятельности и пр. В данном случае СтудСовет помогает развивать, совершенствовать дополнительные направления при вузе, содействовать созданию и реализации комфортных условий для пребывания студентов и пр.;
- Миротворческая функция проявляется в том, что СтудСовет может принимать участие в урегулировании конфликтных ситуаций, споров и неоднозначных ситуаций, помогать студенту в преодолении различного рода проблем (семейные, учебные, социальные и пр.);
- Познавательно-развлекательная. Данная ниша связана содействием в организации и реализации таких условий обучения и дополнительного развития, воспитания студентов (как первокурсников, так и старших курсов), которые бы привлекли внимание и были полезными для учащихся. Выполнение столь непростой миссии связано с разработкой предложений и инициатив по развитию действующих и созданию новых направлений, кружков, секций, программ, проведении информационных и иных мероприятий для привлечения внимания студентов и пр.;
- Административная и защитная. Реализация этой задачи предполагает, что СтудСовет, как яркий представитель органов внутривузовского или внутрисузовского самоуправления будет оказывать влияние на ход событий: представительство интересов в спорах, защита студента, предоставление характеристики по требованию студента или иных сторон конфликта, поиск альтернативных вариантов урегулирования спорных или проблемных ситуаций с минимальным ущербом для сторон;
- Коллективная функция. Действие Студсовета ярко демонстрирует, что студенты – народ самостоятельный и сплоченный, способный действовать продуманно и осознанно, коллективно, спланированно и структурированно. Действие столь специфического звена в системе самоуправления вуза позволяет каждому учащемуся заручиться поддержкой, получить консультацию и поддержку и пр. Поверьте, порой даже банальный взгляд со стороны на описанный случай может оказать существенное влияние на ход дальнейших событий, причинно-следственные связи и результаты;
- Просветительская, информативная. Реализация этой миссии состоит в том, чтобы донести до студента ключевые аспекты, помочь ему в решении учебных и иных проблем. В частности, Студсовет может стать организатором дополнительных консультаций, тренингов и встреч со студентами по вопросам выполнения курсовых и дипломных работ, прохождения практики, обсуждения отдельных проблем по учебе (поиск достойных путей для конструктивного решения частной проблемы, общей и пр.). С текущего ракурса следует, что Студсовет пояснит, как можно и как лучше сделать учащемуся в определенной ситуации, на что обратить внимание, как исправить ситуацию легально и пр. Информационный аспект также выражается в освещении дополнительных направлений обучения или развития студентов, привлечении их внимания к научным, творческим спортивным и иным секциям при вузе, которые помогут раскрыть их таланты и потенциал, увеличить долю участия в жизни учебного заведения и пр.
Таким образом, Студенческий совет при учебном заведении – это официальный и в то же время оригинальный орган самоуправления, который действует сугубо н инициативной и добровольной основе и помогает вузу в создании достойных и комфортных условий для обучения и пребывания учащихся. То есть его миссия заключается в поиске «золотой середины» между потребностями, интересами студентов и сузом/вузом.
Обратите внимание, что студенческий совет действует только там, где есть студенты!
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Порядок формирования и действия СтудСовета при колледже или вузе
Студенческий совет — это не просто объединение студентов в полноценный административный орган на добровольных началах. Данный компонент в системе управления учебным заведением подлежит соответствующей легализации, утверждению и оформлению.
Фактически, Студсовет – это официальная структурная часть университета. Но согласитесь, за участие в ней студентам вряд ли будут платить или доплачивать к стипендии. Поэтому участие учащихся в ней носит больше «благотворительный» или волонтерский характер, поэтому подойдет не для каждого желающего.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА ПРИ ВУЗЕ |
|
Правило |
Описание |
Активность | Учащийся проявляет инициативу в решении обозначенных вопросов и проблем, предлагая собственную точку зрения или предложение по решению возникших нюансов, оптимизации условий обучения и пребывания студентов и пр. |
Добровольность | Учащийся вуза самостоятельно и лично принимает решение о намерении войти в состав Студсовета |
Избирательность | Студент имеет право самостоятельно выбрать наиболее подходящий для него вид деятельности и «структурный отдел» Студсовета. Где он может быть полезен и удовлетворять собственные потребности в самореализации |
Творческий подход | Индивид предлагает как классические, так и новейшие подходы к решению обсуждаемых вопросов и проблем, полагаясь на личный опыт и представления, подключая фантазию и воображение, но в разумных пределах |
Планомерность, тайм-менеджмент | Деятельность студсовета подлежит тщательному планированию, тщательной оценке, организации (планированию) реализации. Студент должен продумать выдвигаемую гипотезу, обосновать ее, а затем грамотно реализовать (если она одобрена и принята) |
Целенаправленность | Деятельность данного органа самоуправления тщательно проектируется и планируется на весь учебный год, каждое намеченное мероприятие призвано достичь определенной цели: облегчить адаптацию, повысить интерес к научной деятельности, развить навыки софт или хард скилс и пр. |
Студенческий совет, как легальная часть органов самоуправления вуза имеет определенную структуру. В нее будет входить контрольно-надзорный аппарат, а также исполнители. К первой категории относят следующих членов:
- Председатель Студсовета, который осуществляет контроль и надзор за активностью участников, а также координирует их действия с учетом общей политики и возможностей учебного заведения содействует финансированию определенных мероприятий, принимает окончательное решение относительно выдвинутых инициатив и урегулирования споров и пр.;
- Заместители председателя по определённым направлениям, где может быть задействован Студенческий совет. В данном случае выделяются основные функции и полномочия рассматриваемого органа самоуправления и назначается ответственное лицо (куратор, контролер): председатель общежития, председатель научного сообщества вуза, представители научных и иных направлений при вузе (секций, кружков и пр.), деканы факультетов и пр.;
- Секретарь Студсовета, который будет вести протокол и делопроизводство в рамках каждого заседания или совещания данного органа самоуправления: оформление повестки дня, уведомление участников о встрече, оформление результатов заседания документально и пр.
Обратите внимание, что в состав административного аппарата Студенческого совета входят только работники вуза: руководители отдельных звеньев и подразделений, квалифицированные педагоги и руководители секций при институте и пр.
К числу исполнителей и непосредственных участников, «основоположников» студсовета при сузе или вузе являются сами студенты-активисты. В их обязанности входит активное обсуждение всех выдвинутых инициатив и повесток дня, оказание помощи студенту в любой ситуации и поиск достойного решения, обсуждение всех потенциальных путей на собрании, привлечение внимания учащихся и администрации вуза к особенностям и возможностям совершенствования учебного процесса, внеурочной деятельности, организации досуга студентов и пр.
Важно отметить, что все члены Студсовета – это не просто сборище или определённый единый коллектив, решающий «все проблемы и вопросы» и отстаивающий интересы и права студентов. Здесь участники классифицируются на соответствующие группы с учетом основных направлений деятельности данного органа самоуправления:
- Научная деятельность, где студенты предлагают новые пути и темы для исследований, развитие студентов, привлекают их к научной деятельности и участию в научных конференциях и пр.;
- Учебная деятельность, в рамках которой студенты отмечают текущие достоинства и недостатки форматов и видов занятий, выдвигают предложения по их совершенствованию с учетом собственных взглядов и интересов по отношению к учебному процессу и пр.;
- Творческая деятельность, где студенты совместно со своими руководителями по секции предлагают расширить или сузить спектр кружков, привлечь внимание учащихся к ним, задействовать в новых мероприятиях (постановка спектакля, участие в соревновании, организация концентра и пр.);
- Информационная деятельность, которая призвана облегчить процесс адаптации новичков, повысить коммуникационные умения и способности студентов, сформировать прочную систему взаимодействия между педагогами и учащимися, повысить уровень ответственности и сознательности внутривузовского сообщества и содружества;
- И пр.
Обратите внимание, что распределение студентов по соответствующим кластерам внутри Студсовета происходит только по их инициативе. То есть каждый участник самостоятельно определяет, каким видом деятельности он желает заниматься.
Попасть в студенческий совет может далеко не каждый желающий. Одной заявки ил инициативы недостаточно. Потенциальный претендент на место в Студсовете должен иметь положительную характеристику и репутацию среди друзей и преподавателей, иметь за плечами положительную успеваемость (в идеале без академической задолженности), преуспевать в рамках интересующего его дополнительного направления (которое соприкасается с деятельностью Студенческого совета) и пр.
Чтобы стать частью данного органа самоуправления студенту необходимо подать соответствующее заявление в административный аппарат: заместителю председателя, председателю или секретарю. Далее его кандидатура подлежит тщательному анализу и согласованию. Решение о приеме или отказе в приеме в рамки членства студсовета принимает на «коллегиальной основе» посредством голосования. Решает – большая часть голосов. Но окончательное решение остается за председателем или Конференцией студсовета. Итоговое заключение будет оформлено документально с четким обоснованием в рамках протокола или решения заседания Студсовета.
Порядок работы Студенческого совета утверждается на учебный год заранее. Перспективный план работы данного органа внутривузовского или внутрисузовского самоуправления готовит соответствующие предложения и намечает основные ориентиры на предстоящий год в конце учебного года. Все заседания, встречи также подлежат календарно-тематическому планированию, но «форс-мажорные» встречи не исключены.
Выбытие из членства Студенческого совета предусмотрено по различным основаниям: на добровольных началах или в связи с возникшими обстоятельствами. К первой категории относят волеизъявление участника. В этом случае ему предстоит подать заявление об исключении его из Студсовета, отметив любую общую причину. Во втором случае выбытие из «студенческого братства» происходит на фоне снижения репутации и успеваемости наличия проблем в учебе, на фоне отчисления из учебного заведения (по любому основанию).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чем занимается Студенческий совет?
На плечи данного структурного элемента образовательного заведения ложится масса задач, начиная от решения типичных межстуденческих конфликтов и проблем и заканчивая содействием в развитии суза/вуза в целом, совершенствовании его деятельности. Студсовет – хоть и негласный, но очень важный орган, способный оказать влияние на любое событие внутри заведения. Главное, чтобы позиция активиста была четко аргументирована.
В числе ключевых вопросов, которые может и решает Студсовет, можно выделить:
- Оказание помощи и поддержки социально-значимым студентам, которые попали в трудное финансовое или семейное положение, имеют ряд серьезных проблем, угрожающих их обучению, качеству подготовки. В данном случае именно рассматриваемая структура может посодействовать получению учащимся материальной помощи, получить отсрочку платежа (если обучение производится на коммерческой основе);
- Помощь студентам в урегулировании спорных и конфликтных ситуаций содействие в решении ученых проблем. В данном срезе Студсовет может добиться отсрочки в пересдаче экзамена или зачета, помочь учащемуся найти достойный вход из сложившейся ситуации, поговорить с педагогом и выяснить причины провалов/конфликтов и пр.;
- Обсуждение вариантов развития текущих и новых направлений в рамках каждого вида деятельности при вузе: учебная, научная, творческая спортивная и пр. В этом случае студенты выдвигают инициативы и предложения по привлечению внимания учащихся к секциям, обновлении программ при них, необходимость обновления инструментов и материально-технической базы, программа мероприятий (конкурсы, соревнования, концерты, тренировки и пр.);
- Поиск средств финансирования для студенческих инициатив и предложений. В целом, внутривузовский бюджет предполагает выделение средств на развитие деятельности студенческого света. Но чаще всего это небольшая символическая сумма, нацеленная на организационные моменты, приобретение наиболее важного инвентаря и оборудования и пр. Потому для финансирования новы идей студентам нередко приходится искать средства для реализации предложения, предлагать способы «пополнения казны» легальными методами и пр. Чаще всего бюджет Студсовета пополняется за счет продажи билетов на внутривузовские мероприятия (дискотеки, концерты, КВНы и пр.), пожертвования, сертификаты за победу в конкурсах и пр.
- Переизбрание лидера студсовета из числа студентов. Данная мера происходит ежегодно на первом официальном заседании, где уточняются цели и задачи на предстоящий год, утверждается план мероприятий и срок их реализации и пр.
Таким образом, несмотря на инициативный характер рассматриваемого органа самоуправления, он играет немаловажную роль в развитии учебного заведения и жизни студентов, позволяя оптимизировать учебный процесс, разнообразить досуг учащихся, привлечь внимание аудитории к вузу и пр.
Кому подходит участие в Студенческом совете?
Далеко не каждый индивид может стать членом столь специфического структурного элемента учебного заведения. Во-первых, для вступления в членские ряды важно обладать статусом студента конкретного университета или колледжа. Обратите внимание, что Студсовет может действовать в малых масштабах – на территории конкретного образовательного центра, так и в глобальных – например, Студсовет Санкт-Петербурга (города или области).
Во-вторых, претендент на включение в состав рассматриваемого органа самоуправления должен обладать положительной репутацией в ученом и внеурочном процессе. То есть в данном случае важно заручиться поддержкой со стороны кураторы группы, студентов, которые уже являются членами Студсовета, проявить себя в процессе обучения (участие в межвузовских соревнованиях, творческих или иных конкурсах и пр.) и пр. Репутация потенциального претендента в ряды Студсовета будет включать в себя полный анализ его положения и статуса, отношения и пр.
В-третьих, студент желающий стать частью данного административного компонента, должен подать соответствующее заявление, в котором подчеркнет личные данные и особенности, делание заниматься определенным видом деятельности.
В целом, все это формальности. Работа в Студсовете – это деятельность на добровольных и безвозмездных началах. Поэтому каждый желающий и текущий участник должен осознавать, что он будет оказывать помощь всем обратившимся, генерировать идеи для совершенствования и оптимизации работы суза или вуза, то есть во благо студенчества в целом. Никаких коммерческих и корыстных целей быть не должно!
Более того, вступая в ряды Студенческого совета, важно осознавать, что придется самостоятельно искать способы финансирования новых и одобренных идей, выкручиваться из ситуации по мере имеющихся возможностей. Для этого претенденту следует обладать навыками коммуникации, легкой и быстрой адаптации к вновь открывающимся обстоятельствам и ситуациям, переговорным делом, навыками убеждения и мотивации, целеполагания и планирования и пр.
Таким образом, деятельность студентам в составе Студсовета подойдет целеустремленным, активным и инициативным, ответственным и очень общительным индивидам с организаторскими способностями!
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства и недостатки Студсовета в жизни студентов и учебных заведений
Важно отметить, что участие в рамках Студенческого совета не должно усугублять или усложнять учебный процесс для участника. Поэтому важно взвесить все за и против, оценить собственные возможности, соотнести возможности и желания и пр.
Среди явных плюсов действия студенческого сообщества внутри учебного заведения можно отметить:
- Администрация колледжа или вуза тесным образом сотрудничает со студентами, узнает их мнение, позицию относительно обучения, оперативно выявляет учебные и иные трудности, а решение вырабатывает на совместной основе – с помощью компромисса, когда учитывается мнение каждой из сторон. Такой ход в разы повышает степень комфорта пребывания студентов в сузе или вузе, удовлетворяет их цели и желания, потребности, повышает качество образования. То есть связь учебного заведения и студентов укрепляется и становится взаимовыгодной. Студенты получают желаемый вид и качество подготовки, вуз – повышает интерес и репутацию в глазах учащихся и абитуриентов (по отзывам и пр.);
- Студенты и преподаватели устанавливают прочные взаимосвязи, что способствует повышению психологического климата в заведении в целом, а также упрощает процесс адаптации среди учащихся и пр.;
- Вуз находит способы поддержки студентов с учетом сложившийся личных и общих ситуаций, факторов и обстоятельств, демонстрируя не просто готовность обучить, но и прийти на помощь в трудный момент. В данном случае заметно повышение престижа и репутации учебного центра, стремление к социализации общества и развитию коммуникаций;
- На базе колледжей и вузов студите в обязательном порядке обретают навыки «хард скилс» (сугубо профессиональная подготовка), но с помощью Студсовета в типичный учебный процесс включается еще одна не менее важная компонента – «софт скилс» (личностный рост);
- Участники Студсовета развивают навыки тайм-менеджмента и организации мероприятий, лично принимают участие в них в ходе реализации, параллельно совершенствуя дополнительные качества творческого или тематического плана;
- Расширение круга знакомств, деловых и иных коммуникационных связей, обретение новых друзей и единомышленников, наставников, перенятие их опыта и пр. На фоне развития коммуникаций быстрее и легче протекает адаптация, расширяется кругозор и т.п.;
- Развитие творческого потенциала и навыков по определению современных, инновационных способов в решении рассматриваемых проблем и вопросов;
- Студенты могут заработать дополнительные баллы за активность и участие во внеурочной деятельности и жизни вуза, тем самым повысив шансы на получение положительной отметки на экзамене или КСР и пр.;
- Студсовет содействует развитию лидерских качеств студента.
Согласитесь, что деятельность в Студсовете разнообразна и позволяет найти себя развить коммуникационные способности и организаторские таланты. Но на это все требуется дополнительное время и силы, которых студентам зачастую не хватает на учебу или подготовку к предстоящему контрольному рубежу, аттестации (сессии, тестированию и пр.), а также добиться повышения стипендии и пр.
ДОСТОИНСТВА СТУДСОВЕТА В ВУЗЕ |
НЕДОСТАТКИ СТУДСОВЕТА В ВУЗЕ |
Содействует более плотному и тесному сотрудничеству между студентами и педагогами, администрацией вуза, сплочая коллектив для борьбы с конкретной проблемой. Развивает коллективизм, взаимовыручку, доверие | Повышает расходы вуза на обеспечение полноценной деятельности Студсовета и проведение отдельных мероприятий |
Позволяет развить и укрепить лидерские качества среди учащихся, развить в них навыки убеждения и мотивации, повысить мотивацию к учебе через «общественную деятельность» (ведь член Студсовета – пример для подражания) и пр. | Повышает нагрузку на научных работников и педагогов, являющихся членами Студсовета, а также увеличивает нагрузку на студента (помимо учебной добавляется волонтерская, внеурочная деятельность) |
Помогает обрести навыки планирования и организации деятельности, освоить принципы тайм-менеджмента, расстановки приоритетов, самостоятельность в решении проблем и пр. | Стать членом Студсовета может не каждый студент. Он должен удовлетворять требованиям административного органа Студсовета и иметь безупречную репутацию, положительную успеваемость |
Повышает комфорт пребывания студентов в стенах учебного заведения и качество образования в целом | Членство в Студсовете не облегчает учебную участь студента, не дает ему привилегий и никаких льгот, дополнительных выплат и пр. |
Содействует повышению престижа и репутации учебного заведения, учитывая потребности, интересы и предложения подопечных | Наличие и действие данного органа в вузе или колледже не является обязательным |
Среди недостатков деятельности Студсовета при колледже или вузе можно выделить следующие нюансы:
- Далеко не все мероприятия и решения, принятые на заседании Студсовета, могут быть полностью профинансированы вузом. В этом случае возникает финансовая проблема в решении ситуации и студентам предстоит самостоятельно изыскать новые способы финансирования выдвинутых идеи и решений. Притом все должно быть в пределах закона;
- На участие в рамках Студсообщества важно располагать временем и заниматься активностями, волонтерством, творчеством или иными видами деятельности без ущерба учебе. Участие в Студсовете не станет основанием для прогулов, обретения привилегий у конкретных педагогов и снисхождений с их стороны и пр. нередко студенты начинают путать приоритеты, отдавая больше времени и сил деятельности в рамках Студсовета и студенческих движений вместо обучения;
- Несмотря на эффективность и результативность в рамках деятельности студента на базе Студсовета, никаких официальных выплат (зарплаты) для них не предусмотрено;
- При низких показателях эффективности данного органа может быть расформирован без согласия участников.
Таким образом, проанализировав основные черты деятельности студенческого совета, можно отметить, что данный негласный коллегиальный орган способен изменить жизнь студентов к лучшему, но в ходе реализации возложенных на него полномочий сталкивается с массой проблем и сложностей.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!