Каждое исследование независимо от его научной принадлежности, целеполагания и важности должно базироваться на достоверной и качественной информации, предоставляющей конкретные факты, подчеркивающих определенные стороны и позиции, тенденции. В качестве таких весомых аргументов при выполнении научно-исследовательских проектов используют доказательные базы данных.
Педагогика – одна из прикладных отраслей, где действуют определённые правила, комбинации и подходы с целью воспитания цивилизованного и грамотного общества, специалистов, способных развивать инновации и успешно ими пользоваться. Поэтому здесь практикуется использование доказательных подходов и баз данных, подчеркивающих возможности и необходимость применения отдельных приемов, эффективность которых подтверждена реалиями и фактами. Сегодня мы расскажем, как и где искать такую информацию для наполнения педагогического проекта достоверными аргументами.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и роль доказательных баз данных в педагогике
В образовательной среде действуют общие и специфические правила, каноны и теории. Притом найти их в одном своде, книге или «полушарии» невозможно. Все они разбросаны в разным научным уголкам: одни моменты четко освещены на законодательном уровне (что можно, что недопустимо), другие – в научной литературе (методы преподавания, правила этикета, способы воздействия на слушателей и пр.), третьи – добыты опытным или индивидуальным путем и пр. Притом каждый из фактов будет весом при выполнении очередного исследования. Чтобы полученные результаты, успехи не были пустым словом, важно их грамотно зафиксировать и предоставить обществу, а после оценки материалов сведения попадают в специальный «банк доказательного образования».
Фактически, все исследования, которые авторы (ими могут быть как теоретики, так и практикующие преподаватели, ученые и пр.), доказали, отстояли, описали в НИР, выступают в качестве доказательств относительно рассматриваемой темы или проблемы. При этом на каждом этапе развития педагогической науки, одни теории претерпевают крах (их «передоказывают», опровергают и пр.), а другие остаются стабильными и непоколебимыми. Последние – успешно попадают в доказательные базы данных, так как не вызывают сомнений и противоречий в науке и на практике.
Под доказательными базами данных в педагогической науке понимают неопровержимые и актуальные доказательства в рамках исследуемой темы, которые нашли подтверждение в научной литературе, специальных научных площадках и базах данных (местного ил глобального масштаба). Притом все материалы, доказательства прошли экспертизу качества, а значит являются обоснованными и достоверными.
Роль доказательной базы при выполнении педагогических изысканий неоценима. Во-первых, она позволяет изучить проблему с теоретической точки зрения, определив развитие и значение темы, выявить тенденции и симптоматику «уязвимого места», опыт предшественников и подходы к разрешению проблемы. Во-вторых, подчеркивает актуальность выбранной темы НИР и значимость проблематики, предопределяя дальнейшие действия автора: как диагностировать проблему, какими способами ее решать (гипотеза) и пр. В-третьих, изучение и учет доказательной базы данных по теме исследования позволяет выработать конкретный научный аппарат и установить четкие и справедливые границы исследования, учесть ошибки предшественников и разработать индивидуальный план с учетом особенностей сложившейся ситуации и пр.
Доказательная база данных призвана углубить теоретические познания автора курсовой, дипломной или научной работы, а также проверить его гипотезу (обосновать или опровергнуть), не оставив никаких сомнений. Фактически, под данной категорией понимают тот самый научный и практический фундамент, который кладут в основу НИР (в виде основных первоисточников).
Доказательная база данных в педагогике аналогична доказательной базе в медицине: она добывается на основе теории, но в обязательном порядке проверяется опытным (экспериментальным) путем на практике, в реалиях. На ее основе развивается такое направление, как «доказательное образование» (в этом и есть аналогия с доказательной медициной – все проверено в реальных условиях, на практике).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Принцип доказательного образования
Информация, содержащаяся в доказательных педагогических базах данных, попадает в них не просто так. Здесь недопустима голословная теория, суждения и описания, задействование сугубо теоретических первоисточников. Все материалы, включаемые в раздел доказательной педагогики, в обязательном порядке проходят проверку на практике. Поэтому первым и важным принципом включения материалов в доказательные базы данных по педагогике является экспериментальный характер.
Вторым немаловажным правилом информации из доказательных педагогических баз является комбинированный подход в обосновании интерпретации данных. Доказательная педагогика всегда будет проверяться со стороны качественного и количественного подходов одновременно. В первом случае будет оценена эффективность предлагаемого метода или правила, во втором – описание эксперимента с конкретизацией количества объектов, оценивания полученных результатов (статистические, математические методы, моделирование и пр.).
Третьим каноном доказательной педагогики выступает актуальность данных. Доказательные базы постоянно пополняются новыми исследованиями, фактами и аргументами. Поэтому они позволяют корректно оценить текущее положение дел в отрасли, определить отклонения и проблемы, достоинства и недостатки ранних теорий, оперативно отреагировать на перемены и оптимизировать правила с учетом нужд, потребностей отрасли, инноваций и пр.
Четвертое правило при формировании доказательной базы данных в педагогике выступает надежность. Данный параметр означает, что автор не просто выполнил исследование и описал его, но и тщательно перепроверил полученные результаты, обосновал и описал их с научной и практической точки зрения, прошел все стадии проверки (рецензирование, критика и пр.) и сумел отстоять свою позицию, предоставить неопровержимые или устойчивые доказательства.
Пятый принцип педагогических баз данных – конкретика, то есть посвящение проекта определенной проблеме с учетом предельно точных границ: тема, наука, предмет, эксперимент и пр. Все найденные по теме НИР материалы из педагогических баз данных будут строго сегментированы по соответствующим колонкам, рубрикам, проблематике и пр. В данном случае действие этого правила облегчает поиск доказательств для изыскания. Более того, все данные будут подчеркивать определенную тенденцию, условия, воздействующие факторы и иные нюансы по теме.
Шестое правило доказательных баз данных по педагогическим наукам – сопоставимость и проверяемость. Оно означает, что автор может полагаться на собранные материалы в качестве доказательной базы или перепроверить их действие на личном опыте, убедиться в их эффективности или заняться их совершенствованием с учетом новых обстоятельств.
Таким образом, доказательные базы данных в педагогической среде – это важная составляющая любого научно-исследовательского и научного проекта, содействующая диагностике и корректному разрешению проблемы в рамках исследуемой темы с учетом опыта предшественников, современного положения дел и личного опыта автора. Притом использование подобной информации в разы повышает качество новоиспеченных НИР и эффективность полученных результатов.
Где искать доказательные базы данных для педагогических исследований?
В педагогической практике нет каких-либо суровых правил или четких рекомендаций относительно поиска и использования первоисточников по теме исследования. В студенческих работах авторы могут полагаться на посильные для них материалы – учебники, научные статьи, научные журналы, отчеты по практике и пр. Исследователи и ученые обязаны полагаться только на достоверные и тщательно перепроверенные факты, которые можно найти в монографиях и диссертациях, по результатам лично организованного и реализованного эксперимента (личный опыт), в научных журналах и сборниках научных конференций, традиционных подходах и канонах педагогической науки и пр.
Доказательная база данных по педагогике постоянно пополняется новыми фактами и тенденциями, но найти достоверные и качественные материалы бывает непросто.
Где же искать указанные первоисточники для НИР по педагогике? Самый простой и оптимальный вариант – экспериментальный метод, когда исследователь самостоятельно планирует и проводит эксперимент, проверяя выдвинутую им гипотезу (потенциальное решение проблемы). Притом именно прикладной подход считается самым надёжным и обоснованным, ведь исследуются реальные обстоятельства и моменты, актуальные проблемы в текущих условиях с учетом всех факторов и обстоятельств.
Вторым, не менее интересным и популярным способом поиска доказательных баз по педагогике, является изучение научных работ. Но здесь могут быть некоторые нюансы: студентам бывает сложно разобраться в мудреных проектах, сложной терминологии и интерпретации данных. Поэтому им лучше и проще всего изучать авторефераты к диссертациям и монографиям, где изложена только суть и результаты НИР по педагогике. Главное – полагаться на уже защищенные работы! В этом случае риск нарваться на недостоверные или низкосортные материалы маловероятен.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Третья основа доказательных баз данных в сфере образования – научные журналы и научные статьи, ВАК-статьи. Лучше всего доверять публикациям из рецензируемых и престижных изданий, обладающих достойным рейтингом, престижем, зарекомендовавшим себя с положительной стороны и не вызывающих сомнений в научных кругах. Притом лучше всего отдавать предпочтение именно прикладным исследованиям.
Искать доказательные базы данных можно различными способами:
- Следуя рекомендациям научного руководителя: список рекомендованной литературы или авторов, изданий и пр.;
- Поиск в специализированных педагогических изданиях. Например, в научных журналах «Вестник образования России», Педагогический журнал «Учитель», узкоспециализированные педагогические журналы и ВАК-журналы по педагогике и пр.;
- Поиск на научных площадках: eLibrary (РИНЦ), Scopus, WoS и пр.;
- Поиск на официальных сайтах ВАК, вузов опубликованных (предзащищенных и защищенных) монографий и диссертаций и пр.
Притом, чтобы не тратить время впустую, практически на всех сервисах существует фильтр, который позволяет конкретизировать и сузить круг, время поиска доказательных баз для новых исследований. Можно ввести полностью тему НИР, ключевые слова, отметить интересуемых авторов и пр.
Как пользоваться доказательными базами данных в курсовых, дипломных и научных работах по педагогике?
Задействование указанных материалов в студенческих и научно-исследовательских работах допускается практически в любом разделе. Но при этом миссия использованных аргументов и фактов будет разниться.
Использование информации и доказательных педагогических баз данных в теоретическом разделе курсовой, дипломной или иной работы призвано описать устоявшиеся традиции, возможности их использования и подчеркнуть их эффективность в реальных условиях, возможности применения. В данном случае первоисточники послужат опорой для определения методологии дальнейшего исследования, определения последовательности действий при проведении экспериментальной части, установлении причинно-следственных связей и выработки критериев оценки полученных результатов.
Применение доказательных баз данных в педагогических проектах в практическом разделе призвано не просто автору провести эксперимент, но и подчеркнуть выявленные тенденции с учетом опыта предшественников, обосновать значимость исследуемой проблемы и достоверность суждений автора, его позицию, придать весомости проделанным действиям и полученным итогам, найти поддержку и аргументы за/против выдвинутой гипотезы.
Более того, доказательные базы данных позволяют студенту или ученому дополнить свою работу актуальными фактами без проведения дополнительных экспериментов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Задействовать указанные первоисточники можно разными способами:
- Описательный подход для отражения тенденций, правил, канонов в теории или выявления тенденций в отношении полученных результатов;
- Критический подход, позволяющий подкрепить суждения мнением единомышленников относительно исследуемой проблемы;
- Доказательный подход, миссия которого состоит в сопоставлении полученных экспериментальных данных с действующими правилами, нормативами, теориями для определения текущего положения дел и объективного описания тенденций, обоснования авторской позиции.
В зависимости от того, в каком разделе автор задействовал материалы из доказательных баз данных, они могут быт включены на основе простого упоминания цитирования, сравнения и пр. Главное – чтобы они точно и емко освещали одну и ту же проблему, но с разных сторон и позиций. Тогда качество исследования и успех автора будет гарантирован.
Специалисты Дисхелп готовы помочь в поиске и формировании доказательной базы исследований по педагогике, гарантируя актуальность достоверность и высокое качество первоисточников, корректное проектирование педагогического эксперимента и грамотное оформление полученных результатов согласно требованиям заказчика. Достичь намеченных целей авторам Дисхелп помогает их профессионализм, компетентность и опыт, ведь у нас трудятся только дипломированные и ответственные исполнители (выпускники педагогических вузов, практикующие педагогики, исследователи и ученые).
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!