Современная система обучения в школах и университетах не стоит на месте. С развитием НТП в учебный процесс внедряют соответствующие технологии. Так в Отечественной практике с недавних пор стали активно использовать EdTech технологии.
Далеко не всё пользователи знают о данной парадигме. Предлагаем вам расставить всё точки над ë.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие EdTech
EdTech представляет собой современный инструмент, применяемый в рамках обучения на всех уровнях образования, начиная от школьной скамьи и заканчивая университетом. Чаще всего у простых обывателей и пользователей этот термин ассоциируется исключительно с дистанционных обучением или с онлайн-развитием. Но на самом деле, этап парадигма гораздо шире.
EdTech – это набор современных технологических и информационно-коммуникационных решений. Он представляет собой современные способы коммуникации с целью обмена знаниями и опытом в рамках обучения. Если перевести дословно, то рассматриваемый термин означает «образовательные технологии», то есть становится ясна сфера применения – обучение, образовательная среда.

Сразу отметим, что EdTech и онлайн-обучение – это не одно и то же. Да, понятия близкие, но все-таки разные. Изучив статью, вы это поймете глубже и точнее. Сам по себе новый термин-инструмент предполагает применение новейших компьютерных и цифровых механизмов, подходов, разработок в учебном процессе с целью повышения доступности образования, качества подготовки специалистов и слушателей в целом, повышения удобства и комфорта при изучении новых аспектов и пр.
На сегодняшний день EdTech технологии можно рассматривать как минимум с двух ракурсов. Первый – как инструмент в рамках развития слушателей. В этом случае он представляет в качестве используемых на занятиях интерактивных материалов, презентаций, специального оборудования (интерактивные доски и пр.) и программ и пр. То есть в данной интерпретации этот вариант помогает педагогу разнообразить учебный процесс, привлечь внимание и повысить уровень мотивации, продуктивности пользователей, заинтересовать их и пр.
Второй ракурс – как отдельная ниша в системе обучения. Чаще всего она ассоциируется именно с дистантом или онлайн-программами. В этом случае EdTech помогает изменить непосредственно учебный процесс и перевести его на иной лад, расклад. В данном случае такие технологии следует рассматривать как возможность обучения с комфортом, а также иной подход к организации и реализации учебных программ. То есть здесь будет наблюдаться акцент на самообразовании в сопровождении опытного преподавательского состава или применение новых методов преподавания с использованием интернет-технологий, внедрение на занятиях новейшего оборудования и пр.
То есть можно выделить как минимум 4 основные функции EdTech в рамках образования:
- Мотивационная, помогающая преподавателю повысить интерес к предмету, направлению и повысить активность на занятиях, а вместе с этим и качество подготовки учащихся: расширить их кругозор, повысить уровень эрудиции, развить актуальные навыки и умения и пр.
- Оптимизационная. Внедрение современных технологий потребует и изменений в учебном процессе: пересмотр состава программ, преобразование материалов в новый формат и вид с использованием инновационного оборудования или ПО и пр.;
- Персонализирующая. С помощью таких подходов можно с легкостью адаптировать программу и учебный процесс под возможности и потребности слушателя в развитии и пр. То есть EdTech помогут сформировать четкую и продуманную траекторию обучения, которая удовлетворит потребности целевой аудитории и облегчит ход освоения новых знаний, умений и пр.
- Актуализационная. Внедрение новейших инструментов и сервисов в учебную часть не только привносит разнообразие, но и требует обновления материалов. Преподаватели не просто преобразуют текущие планы и конспекты под новые условия, но и перерабатывают их, дополняя новыми фактами, примерами, корректируя под соответствующие условия и особенности и пр. Благодаря EdTech информационная насыщенность на занятиях становится выше и глубже, современнее.
Таким образом, в образовании все чаще стали применять новейшие походы и способы обучения, основанные на интернет-возможностях и парадигме. Притом новейшие инструменты помогают не только разнообразить учебный процесс и сделать слушателей более самостоятельными, но и вывести новый формат обучения в отдельное русло. Рассматриваемую парадигму следует расценивать, как способ передачи знаний и навыков на базе цифровых технологий и новшеств.
Не спешите рассматривать EdTech технологии как сугубо дистанционное или онлайн-обучение. Данная категория гораздо шире! Она сочетает в себе человеческую деятельность (преподавателя) с компьютерными ресурсами (материалы, презентации), цифровыми возможностями (дистант, специальные сервисы, электронные книги и материалы, консультации), НТП-достижениями (искусственный интеллект и нейросети, виртуальная реальность и пр.).
Современное обучение немыслимо без образовательных технологий. Студенты активно пользуются ИИ и различными сервисами по проверке рукописей на уникальность, качество и грамотность, а преподаватели используют нейросети и иные блага, делегируя им часть своих полномочий. Каждый из участников учебного процесса с помощью EdTech упрощает ход своей работы без ущерба качеству подготовки.
Правила и тонкости применения EdTech
Использовать в рамках обучения целевой аудитории современные подходы и возможности нужно грамотно, с умом. Поэтому при внедрении EdTech следует придерживаться некоторых правил и ограничений.
Все новейшие инструменты будут ориентированы под целевую аудиторию. То есть использование таких возможностей не должно усложнять ход изучения материалов и погружения в выбранное направление. Поэтому использование современных парадигм будет вводиться постепенно, ориентируясь на текущий уровень подготовки и умение пользоваться соответствующими инструментами, программами, техникой и пр.

Инструменты EdTech должны подбираться тщательно. В этом деле важно учитывать предметные особенности, тематические тонкости (как лучше и понятнее раскрывать суть рассматриваемого вопроса или показать ход решения и пр.). Поэтому нужно учитывать возможности преобразования материалов в новый формат, способы интерпретации данных, особенности развития практических компетенций и пр.
Применение образовательных технологий в школах и вузах должно быть обоснованным и тщательно продуманным. То есть перед задействованием того или иного инструмента, следует оценить его эффективность и посильность, эффективность и посильность для целевой аудитории.
Также перед тем, как решить задействовать новейшие инструменты и подходы к обучению, нужно учесть готовность преподавателей к их применению. Поэтому для начала важно подготовить кадры к реформам, и только потом их вводить. То есть сам по себе процесс использования EdTech должен быть осознанными и спланированным. Притом каждый педагог будет подбирать те механизмы и способы, которые посильны и доступны для него.
Обучение школьников и студентов с задействованием образовательных технологий придерживается комплексного подхода. То есть учебный процесс будет более разнообразным и ярким. Преподавателю предстоит пересмотреть ход занятия, объем преподносимого материала и способы его интерпретации. Более того, раскрывать тему или предмет с применением одного инструмента не удастся. Важно подбирать соответствующие способы визуализации, взаимодействия с учащимися. Поэтому здесь важен умеренный системный подход.
Таким образом, внедрение новшеств в учебные программы и условия их реализации требуют избирательности, осознанности и обоснованности, учета индивидуальных навыков педагогов и возможности целевой аудитории. Все перемены призваны повышать качество обучения и делать образование более доступным, эффективными, а не просто интересным и разнообразным. Новшества должны быть эффективными и посильными для всех участников.
Виды EdTech
EdTech технологии – это целый спектр различных методов обучения с применением современных цифровых, компьютерных и технических технологий. Поэтому здесь нельзя говорить о данном подходе, как «универсарии». Это целый комплекс разных по характеру, возможностям и целям задействования способам обучения.

Первым видом EdTech в рамках образования можно выделить всем известные онлайн-курсы и интенсивы. То есть это те самые популярные сервисы и блоги, предлагающие пользователя сети Интернет пройти дополнительное обучение. Чаще всего подготовка реализуется в рамках определенного сайта или платформы, где пользователь получает личный кабинет и доступ к определённым материалам, ресурсам для самообразования.
Вторым видом образовательных технологий считают виртуальные аудитории. Для данного формата важна развитая материально-техническая база. Притом этот вариант развития целевой аудитории имеет узкий спектр действия. Виртуальные аудитории представляют собой симуляционные классы, где условия и задания максимально приближены к реалиям на практике. В этом случае могут использоваться технологии виртуальной реальности с соответствующим оборудованием для перемещения пользователей в «иную реальность и условия задачи». Чаще всего подобного рода инструменты используются при подготовке медиков, лётчиков, космонавтов и пр.
Третий тип EdTech – развитие с помощью онлайн-чатов, видеоконференций. В этом случае пользователи общаются с преподавателями с использованием специальных сервисов и приложений на базе интернет-сообщения. Это может быть лекция с использованием Zoom, запись семинара в виде видеоурока с пояснением основных моментов и поручением определенных заданий и пр.
Четвертый формат – консультационный с привлечением ИИ. В этом случае занятие проводится дистанционно с применением новейших технологий – нейросетей, ИИ, роботизированной техники. Которая поможет учащимся в изучении темы, предмета: предоставит электронные материалы и задания, ответит на поступающие вопросы и оперативно восполнит детали и пр.
Еще одним ярким представителем EdTech в отечественной практике является геймификация. В этом случае педагоги перестраивают ход типичного занятия в игровой формат с использованием соответствующих технологий: специальное оборудование, привлечение ИИ и пр. Посредством такого метода слушатели тщательнее разбираются в материале, лучше его перерабатывают и осознают, оперативно пользуются теорией и вырабатывают практические навыки. Более того, игровая деятельность с использованием современного оборудования повышает мотивацию учащихся, увлекает их.
Не менее популярным способом дополнительного обучения среди школьников и студентов выступают использование специальных развивающих приложений и сервисов предметного типа. Нередко, чтобы подтянуть знания по иностранному языку. Учащиеся устанавливают на телефон соответствующие ПО, с помощью которых они могут расширить словарный запас, изучить базовые правила написания текста. Ярким примером такого формата является приложение Дуолинго и его аналоги.
Таким образом, EdTech – это целая ассоциация разных способов, приемов и условий развития целевой аудитории, где задействуется технический, цифровой, компьютерный потенциал во главе с человеческими возможностями. Выбор типа обучения напрямую зависит от потребностей в развитии и текущего уровня подготовки, владения соответствующими инструментами.
Инструменты и база для применения EdTech
Применение образовательных технологий в рамках школьной или профессиональной программы требует наличия и владения соответствующими инструментами. В их число входит:
- Интернет-технологии. У пользователей должен быть доступ ко всемирной паутине и наличие соответствующих навыков по его применению: умение находить материалы, нужные сайты, писать сообщения и пр. EdTech предполагает использование специализированных учебных и развивающих сайтов-платформ и пр.
- Веб-камера и гарнитура. Чтобы внимательно прослушивать видеоуроки и активно работать в рамках дистанционных занятий, важно располагать соответствующей технической базой. Поэтому пользователю пригодятся как минимум компьютер ил иной гаджет (телефон, планшет), а также дополнительная аппаратура для коммуникации – веб-камера для общения по скайпу или иным приложениям, наушники для тщательного изучения информации и взаимодействия с наставником и пр.;
- Дополнительная аппаратура: очки виртуальной реальности, специальные перчатки (игровые), специальные симуляторы и пр. Такие инструменты нужны. Чтобы перенести пользователя в соответствующие условия и задания, сделать ход развития более реалистичным и т.д.;
- Доступ к электронным библиотекам или специальным личным кабинетам в рамках обучающей платформы, предоставление информации для изучения и пр. То есть у организатора должен быть подготовлен «информационный аэродром», на основе которого целевая аудитория будет получать знания, а слушатели должны уметь работать с такими первоисточниками.
- ИИ и нейросети. Именно эти элементы цифровой и технической революции все чаще стали применяться в образовательном процессе. Благодаря им, преподаватель может легко адаптировать материал под требования и возможности конкретного слушателя, ускорить ход проверки домашнего задания и проектов, помочь в освоении тем и вопросов (ИИ быстро подготовит ответ на любой запрос слушателя, разъяснит все материалы, подберет литературу и преобразует ход занятия с акцентом на возможности учащегося и пр.);
- И т.д.
Таким образом, для использования EdTech в рамках образования важно тщательно подготовиться и иметь при себе соответствующее оборудование, технику, информацию, уметь грамотно ими пользоваться. Только в этом случае можно добиться успеха.
Особенности применения EdTech в школе
Обучение школьников, как правило, проходит в групповом порядке. Здесь очень важен диалог и тесное взаимодействие учителей и подопечных. В отдельных случаях допустимо персональное обучение (чаще по медицинским показаниям). Но методы преподавания на базе школ, гимназий, лицеев не отстает и также успешно использует образовательные технологии.
Рассматриваемая парадигма чаще всего представлена в школьных стенах в следующем виде.
Вид |
Цель применения |
Интерактивные учебные платформы | Расширение кругозора, общее развитие, углубленное изучение предмета или отдельных тем |
Проектная деятельность | Развитие у школьников навыков самостоятельного изучения материалов и их переработки, выполнения базовых исследований и их грамотного описания |
Онлайн-курсы | Проведение дополнительных занятий и секций с целью общего развития или углубленного изучение отдельных наук, направлений |
Дистанционное обучение | Организация беспрерывного обучения школьников, создание комфортных условий для развития |
Индивидуальное обучение | Перевод учащихся на самообразование с гарантией качества |
Итак, самым очевидным и первичным методом EdTech в системе школьного образования является использование интерактивных методов обучения. Сейчас, пожалуй, нет ни одной школы, где бы не было интерактивных досок и экранов, ноутбуков, с помощью которых можно было бы вывод информацию по теме занятия, предмету в новом формате: презентация, картинка, познавательный мультфильм, игра и пр. То есть самым простым и доступным методом образовательных технологий является применение базовой мультимедии и специального экрана, проектора и пр.
Вторым моментом EdTech выступает наличие симуляционных кабинетов для подготовки в рамках программы ОБЖ. Согласно новым правилам, в каждой школе должен быть игровой тир, симуляционный инвентарь (автомат, противогаз, уголок первой помощи, муляжи боеприпасов, модель дрона и пр.). Это тоже своего рода новшество, где важно наличие современного оборудования и подготовленного учителя.
Более того, в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности при школах могут функционировать как классические секции, так и онлайн-курсы. Последние предполагают взаимодействие учащихся с преподавателями посредством интернет=технологий: на базе дополнительных платформ (яндекс, гугл, онлайн-школ и пр.) Или посредством онлайн-встреч через скайп, чаты, zoom и пр.
Также в связи с переходом на семейное обучение учитель может посредством применения нейросетей и ИИ оперативно откорректировать программу под возможности и потребности в развитии учащегося. В данном случае во внимание будут принимать типичные требования ФГОС (затрагивающие качество подготовки слушателя), текущий уровень подготовки подопечного, интересы учащегося, просьба ученика или родителей относительно углублённого изучения (при подготовке к ГИА) отдельных предметов и пр. В этом случае обучение может быть переведено на самообразование с прикреплением к конкретной школе для сдачи экзаменов и переводных аттестаций, а также могут быть предусмотрены онлайн-встречи с учителями для получения консультаций и пояснений по темам, проверка знаний и хода освоения плана обучения и пр.
Таким образом, EdTech позволяет сделать учебный процесс в школьных стенах более ярким, понятным и интересным для учащихся. Прикладные занятия становятся более полезными благодаря применению симуляционных форматов подготовки. Расширение кругозора и общей подготовки становится доступным и неординарным благодаря дистанту и современным технологиям.
Специфика применения EdTech в вузах
Развитие студентов отличается от типичной школьной подготовки. Здесь, целевая аудитория – более осознанная, с определённой подготовкой и целями развития. EdTech больше ориентированы на данный кластер.
Во-первых, университеты более приспособлены к дистанционным программам и онлайн-обучению. Студенты – народ более ответственный и осознанный, нежели школьники. Притом многие отмечают удобство такого формата. В вузах же есть все условия для использования современных технологий: начиная от типичных интерактивных лекций и заканчивая симуляционными аудиториями, современным программным обеспечением и оборудованием.
Во-вторых, пандемия показала потенциал отечественной системы обучения и ее готовность к резким переменам. Сейчас во всех университетах есть доступ к сети интернет, базовая площадка онлайн-обучения, примерные планы обучения на дистанте и пр. То есть основная база для работы уже имеется.
Среди наиболее популярных форм EdTech при вузах России можно отметить следующие варианты:
- Использование личного кабинета студента для онлайн-связи и сдачи материалов на проверку преподавателям. С помощью официального сайта и доступа к личному кабинету, универсанты могут переходить на дистант или оперативно отправлять научным руководителям курсовые работы, научные статьи, отчеты о НИР, отчёты по практике и прочие академические труды на проверку или аттестацию;
- Современные онлайн-платформы и партнеры вуза. Преподаватели могут привлекать учащихся к изучению дополнительных интенсивов, курсов, вебинаров, действующих на сторонних образовательных площадках и пр. В данном случае реализуется программа внеурочной или дополнительной деятельности;
- Работа в базах данных (внутривузовских и внешних) в значительной степени расширяет возможности универсантов и повышает глубину и качество их подготовки, профессиональный и иной кругозор, уровень компетентности в отдельных вопросах;
- Геймификация отдельных предметов или занятий. С помощью современного оборудования VR-реальности и интерактивных вариантов, студенты могут осваивать отдельные моменты в игровой форме. Такой ход помогает быстрее понять теоретический материал, разобраться в инструментарии и научиться пользоваться им на практике;
- Индивидуальное или адаптивное обучение. Данные программы чаще всего реализуются в рамках дистанта (притом большинство программ доступно в этом формате). С помощью ИИ и нейросетей администрация университета корректирует программы подготовки под требования индивида и его уровень подготовки, предлагая вариативные модули и делает акцент на проектной деятельности, самообразовании (теоретическая подготовка), онлайн-встречи с педагогами в чатах или в рамках личного кабинета и пр. ;
- Онлайн-конференции и онлайн-исследования. С помощью такого формата универсанты развивают исследовательские качества и навыки, прокладывают путь к научной карьере, публикуют научные статьи и НИР в заочных и дистанционных сборниках конференций, делятся личным опытом и мнением по отдельным вопросам и проблемам и пр. В этом случае на помощь приходит специальная платформа или электронная почта и пр.;
- Помощь преподавателям и студентам в подготовке материалов: написании текстов. Перевод текста, анализ работ, проверка рукописей, поиск ответов на поставленный вопрос и пр.
То есть с помощью EdTech высшее образование становится более доступными и посильным для учащихся, ориентированным на их возможности и потребности в развитии. С помощью современных цифровых инструментов вузовцы получают возможность изучать материалы в удобное время в удобном для них месте, перемещая акцент в сторону самообразования и самоизучения материалов, самостоятельного выполнения заданий и НИР.
Более того, программы подготовки становятся персонализированными, но при этом учитывающими базовые требования ФГОС. То есть качество подготовки остается гарантированным, а благодаря цифровизации процессов ход погружения в профиль становится более ярким, актуальными, интересным.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Тонкости адаптации программ под EdTech технологии
Применение образовательных технологий в школьных и профессиональных программах подготовки требует грамотного преобразования и переработки, адаптации действующих программ с акцентом на использование новых инструментов, методов и пр. Поэтому педагогам важно подготовиться к корректуре рабочих программ и плана обучения целевой аудитории.
Основополагающими правилами при адаптации программ под EdTech являются:
- Учет норм базовых показателей ФГОС, гарантирующих качество подготовки. Указанные требования будут учтены и соблюдены в полной мере.
- Доминирующая часть материалов будет переложена на самоизучение. Студенты получат рекомендации относительно используемой литературы, дидактических и методических материалов по решению задач, кейсов, упреждений и выполнению проектов;
- Часть материалов буде преобразована в презентации, интерактивы, вебинары, онлайн-лекции и видеоуроки по возможности. То есть педагог будет использовать все посильные и доступные для него целевой аудитории способы коммуникации. Ресурсы, которые невозможно преобразования в современный вид, будут предоставлены вузовцам в виде электронного учебника или лекции;
- Все материалы будут преподноситься на понятном для учащегося языке и ориентированы под его уровень подготовки, развития. По необходимости будут предоставлены четкие инструкции по настройке программ или инструментов для онлайн-обучения;
- И пр.
Образовательные программы при адаптации к EdTech будут тщательно проанализированы и переработаны квалифицированными специалистами. В этом случае учителя полагаются на системный подход и «примерку» новых вариантов преподавания на целевую аудиторию. Посредством образовательных технологий учеба становится более яркой, насыщенной. Углубленной, самостоятельной и осознанной. Но самое главное – непрерывной и независящей от внешних факторов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!