Специфика проектирования, планирования и разработки программ дистанционного обучения (для полного и частичного дистанта)

В настоящее время дистанционное образование сумело завоевать доверие учащихся на всех уровнях обучения. Эффективность нового способа обучения была выявлена резко на фоне пандемии, что позволило оперативно внедрить новый вариант получения знаний повсеместно. Теперь от школьников до абитуриентов и студентов индивиды имеют право добровольного перехода на дистанционное обучение. Любая педагогическая деятельность тщательно планируется и регулируется всевозможными ГОСТами, нормами, внутренними правилами учебного заведения и пр. Сегодня мы расскажем об особенностях проектирования и разработки программ для дистанционного формата.

Специфика проектирования, планирования и разработки программ дистанционного обучения (для полного и частичного дистанта)
В настоящее время дистанционное образование сумело завоевать доверие учащихся на всех уровнях обучения. Эффективность нового способа обучения была выявлена резко на фоне пандемии, что позволило оперативно внедрить новый вариант получения знаний повсеместно. Теперь от школьников до абитуриентов и студентов индивиды имеют право добровольного перехода на дистанционное обучение.

Любая педагогическая деятельность тщательно планируется и регулируется всевозможными ГОСТами, нормами, внутренними правилами учебного заведения и пр. Сегодня мы расскажем об особенностях проектирования и разработки программ для дистанционного формата.

Специфика проектирования и планирования дистанционных программ (полный и частичный дистант)

Сами по себе программы для дистанционного обучения обладают рядом выделяющих их черт. Во-первых, в данном случае отсутствует прямой и живой контакт преподавателя и учащегося. Основной акцент на освоении каждой темы и в целом траектории делается на самообразовании. Педагог лишь предоставляет материалы к изучению, задания для закрепления, а также контролирует ход погружения в тему с помощью дополнительных контрольных или аттестационных рубежей.

Во-вторых, дистанционные программы предполагают погружение в предмет в определенной последовательности. То есть в учебном процессе будет сохранена логика изучения по принципу «от простого к сложному», поэтапности.

Что влияет на процесс разработки программ дистанционного обучения?
Что влияет на процесс разработки программ дистанционного обучения?

В-третьих, рассматриваемый формат свойственен далеко не всем направлениям подготовки. Например, ряд прикладных дисциплин или отдельных тем невозможно вынести в рамки нового варианта обучения, так как требуется личный контроль, тщательное разъяснение темы или нюансов, работа с конкретным специализированным оборудованием и пр.

В-четвертых, образовательный процесс, основанный на дистанционном взаимодействии преподавателя и подопечного, строго регламентирован действующими законодательными нормами и рекомендациями, затрагивающими учебный процесс в целом, а также конкретные дисциплинарные особенности и тонкости.

Проектирование и планирование (то есть непосредственная разработка) образовательных программ дистанционного вида укладывается в рамки двух основных сценариев:

  • Полный дистант, когда весь учебный процесс проходит в данном формате, то есть абсолютно все предметы переведены в дистанционный режим: студент получает задания, разъяснения, выполняет порученные ему задания и сдает их в электронном виде посредством использования современных технологий. Посещение учебного заведения в данном случае не требуется, но сроки освоения материалов и выполнения заданий при этом ограничены;
  • Частичный дистант. Данный сценарий чаще всего используется по принципу необходимости и предполагает перевод отдельных дисциплин или занятий на новый лад. В данном случае не исключается посещение учебного заведения и освоение отдельных тем или предметов в рамках дистанта с предоставлением соответствующих материалов.

Дистанционные образовательные программы проходят ряд стадий: от проектирования и планирования до внедрения, корректировки, обновления и пр. Притом каждый шаг по созданию и применению данного формата обучения базируется на классических принципах:

  • Единство, означающее использование единой системы и формы обучения, преподнесения информации в рамках всего учебного процесса. Чаще всего программы дистанта реализуются в рамках модульной системы: разбивка материала по уровням сложности, темам, справочный и практический и пр.;
  • Ограниченность, предполагающая определение четких сроков для постижения всей программы или ее части, выполнение и сдачу проверочных материалов, прохождение аттестации и пр.;
  • Логика обучения, основанная на поэтапном изучении наиболее важных моментов программы. То есть каждый учащийся будет соблюдать конкретную последовательность действий: изучение вводной информации по теме, основной разъясняющей информации (получение новых знаний), выполнение заданий по теме (закрепление темы) и прохождение контроля (контрольная работа, тестирование и пр.);
  • Разнообразие форм дистанционного обучения, предполагающее повышение мотивации и интереса к учебному процессу через способы подачи информации: электронные учебники, видео-уроки, презентации, кейсы, тесты, онлайн-лекции и пр.;
  • Посильность программы. Все темы и задания должны быть изложены на простом и понятном для учащегося языке с учетом особенностей его развития и текущего уровня подготовки, миссии дисциплины или программы в целом.

Сегодня мы остановимся подробнее на первых шагах создания соответствующих комплексов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что учитывать при проектировании и планировании дистанционных образовательных программ?

Перейти на дистанционный формам в образовательном заведении так-то просто. Далеко не всегда представляется возможным переложить специальность или отдельный предмет на новый лад. Поэтому при проектировании и планировании дистанционных программ важно учитывать конкретные факторы.

Первое – вид дистанционного обучения: полный и/или частичный. В данном случае важно уточнить, какой объем информации необходимо перевести на новый лад, какие предметы могут быть перекроены или заменены, опущены и пр., на каких темах следует остановиться подробнее и пр.

В случае полного переноса программы обучения (как по специальности, так и в рамках определённой дисциплины) важно переоценить роль и характер погружения в каждую тему, переработать материал в рамках простого и понятного языка, изложения, сформировать четкую систему заданий и критерии оценки и пр. В случае с частичным дистантом важно грамотно сократить программы и предусмотреть иные формы взаимодействия(то есть очные встречи не будут исключены).

Второе – особенности осваиваемой специальности. В данном случае необходимо учесть такие аспекты, как характер профессии, ее принадлежность к определенной научной области (чтобы понять, на каких науках и дисциплинах делать акцент, какие навыки и как отрабатывать, развивать). Согласитесь, экономистам ни к чему погружаться в химические дисциплины. Для них важны математические, экономические, управленческие, юридические и социальные предметы.

Ключевые параметры при разработке программ для дистанционного обучения
Ключевые параметры при разработке программ для дистанционного обучения

Третье – ступень образования, на базе которой планируется реализация программы или предмета. От данного фактора зависит глубина погружения в предмет и отдельные темы, серьезность и уровень сложности заданий. Погружение в каждый предмет происходит поэтапно. При всем желании невозможно сразу постичь высшую математику без знания азов. Поэтому важно сформировать корректную последовательность освоения программы.

Четвертое – продолжительность обучения и примерный календарный план специальности (что и в каком количестве должны изучать студенты). Чаще всего в дистанционный формат перекладывают уже действующие (очно и заочно) программы. Поэтому можно проанализировать их особенности и перенести соответствующие дисциплины на новый лад. Главное – пересмотреть график обучения, общую нагрузку на студентов (объем материалов по темам, модулям, объем заданий для освоения и закрепления навыков и пр.).

Пятое – способ взаимодействия студентов и педагогов. Полный дистант предполагает самоизучение предметов на основе предложенных материалов и рекомендаций. В этом случае посещение вуза не требуется, а все инструменты для обучения предоставляет вуз, отмечая: как и когда должны быть сданы проверочные работы, пройдены аттестации (сессии) и пр. Чаще всего взаимодействие педагогов и студентов происходит либо на отдельной специальной образовательной платформе, где материалы будут выложены в виде онлайн-курса или в рамках личного кабинета студента (на сайте вуза).

Обратите внимание, что обратная связь должна присутствовать в обязательном порядке. Она необходима для преодоления трудностей, возникающих на пути студентов – получение разъяснений или консультаций, сдачи материалов, общения с педагогом (консультации по выполнению НИР, тестирования и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Шестое – способ подачи информации. Данный фактор в большей степени от предыдущего пункта, а также особенностей, характера и глубины погружения в предмет и отдельные темы, творческих и иных возможностей педагога. Лекции чаще всего предстают в виде электронных конспектов, видеоуроков (если тема носит более прикладной характер), допускается онлайн-лекция с помощью чата или видеосвязи. Письменные работы предстают в виде списка тем и методических рекомендаций к их выполнению. Практическая часть занятий сводится к решению задач, кейсов. Притом теория и практика преподаются параллельно (одновременно), то есть студент получает полный пакет заданий и информации по теме/модулю/предмету. Притом подача информации предполагает прохождение ряда стадий: вводный – постановка цели и задач (что будут изучать и для чего, какие навыки развивать и пр.), информационный блок – описание или разъяснение темы, практическая часть – задания для развития определенных качеств и навыков, контрольный блок – для проверки степени усвоенного материала и пр.

В зависимости от принадлежности к блоку информация может разниться: задания могут быть нацелены на развитие новых навыков или закрепление ранее пройденных модулей, «напоминание», контроль знаний. Информация же может носить обзорный характер (для повторения) или глубокий (постижение конкретных научных моментов и постулатов, навыков). Притом глубина погружения напрямую зависит от роли предмета в составе образовательной программы, направления подготовки.

Седьмое – учет общих требований к составу программы. В отношении каждого направления подготовки или предмета (с учетом его соотношения с направлением подготовки и пр.). Минобрнауки утверждает определенные границы по изучению предметов: количество академических часов, список тем или обязательные темы и модули, перечень примерных заданий и пр. Если план обучения не соответствует заявленным требованиям, то он не способен развить необходимые знания и качества, а сама программа не будет соответствовать действующим нормам и требованиям и не сможет быть аккредитованной.

Таким образом, проектирование и планирование дистанционной программы обучения учитывает массу требований и факторов. Притом обратите внимание, что проектирование предполагает постановку общего ракурса обучения, а планирование – конкретизация изучаемых предметов, модулей, тем и пр. По мере прохождения данных стадий дистанционная программа подлежит внедрению, после чего при необходимости корректируется, периодически обновляется и пр.

Классические требования и элементы программы дистанционного обучения
Классические требования и элементы программы дистанционного обучения

Проектированием образовательной программы занимается административный или методический персонал вузов, а конкретизацией учебных дисциплин и их планированием – педагоги.

Классическая схема проектирования и планирования программ или предметов в рамки дистанта предполагает реализацию следующей последовательности действий:

  • Определение роли и места дисциплины в общем направлении подготовки;
  • Определение возможности по переносу модулей или предмета в целом в рамках интернет-обучения;
  • Переработка учебного плана с учетом новых возможностей: определение способа взаимодействия с учащимися, способа подачи информации, разработка заданий для практического воспитания и методических рекомендаций по их выполнению, разработка критериев оценки и пр.;
  • Определение сроков обучения в рамках дистанта с конкретизацией сроков сдачи письменных работ и заданий, прохождения аттестации и пр.;
  • Порядок итоговой аттестации выпускников: способ проведения ГОСов, требования к дипломной работе, порядок ее онлайн- или очной защиты и пр.
  • Констатация требований к материально-технической базе дистанта: программы, ПК, регистрация на сайте и пр.

После формирования детальной программы дистанционного обучения происходит ее внедрение и апробация по результатам которой возможны корректировки (в целях устранения проблем, сложностей, нестыковок и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности проектирования и планирования для полного дистанта

Полное дистанционное обучение предполагает самообразование в рамках заранее намеченной траектории и утвержденного плана с учетом особенностей выбранной профессии (направления подготовки).

В данном случае важно грамотно перевести традиционную программу обучения в дистанционный режим, перекроив формат занятий, пересмотрев способ подачи информации и характер заданий, варианты взаимодействия и пр.

Проектирование полного дистанта предполагает прохождение следующих этапов:

  • Анализ требований в рамках специальности: навыки, знания, состав обязательных предметов, ГОСТы и пр.;
  • Продолжительность обучения для планомерного и поэтапного распределения предметов, построения логики обучения, определения примерного объема заданий и пр.;
  • Технические требования и возможности обучения: работа посредством внутренних ресурсов вуза, разработка специального дистанционного курса на сторонней площадке, использование специального приложения и пр.;
  • Переработка каждой темы: постановка цели и задач занятия, простое и понятное разъяснение темы с акцентом на ключевые моменты (понятия, правила, методы и пр.), подборка заданий (для понимания и усвоения, закрепления, проверки и пр.). В данном случае важно ориентироваться на «среднестатистического студента» с соответствующей скоростью и уровнем подготовки, чтобы понимать: сколько времени в среднем уходит на изучение темы и выполнение заданий и пр. Данный момент важен для полноценного проектирования посильной дистанционной программы;
  • Оформление темы/дисциплины/курса или программы: текстовая информация (электронная), видеоматериалы, инструкции, кейсы, тесты, письменные работы (НИР, контрольные работы), проверочные задания;
  • Аттестация по мере прохождения модуля/темы или в строго очерченные сроки: сдача письменного проекта, прохождение онлайн-тестирования, решение кейсов и пр. В данном случае важно проработать не только сами упражнения, но и критерии их оценки.

Программа полного дистанта предполагает полное самоизучение намеченной траектории и предоставленных материалов с обязательным прохождением промежуточной и итоговой аттестации.

 

Полный дистант

Частичный дистант

Предметный состав  

Полный

 

Акцент на наиболее важных моментах, посильных для самоизучения
Сроки обучения  

Утверждены в отношении всей программы, по модулям

 

Действуют на период внедрения программы, чаще всего краткосрочны
Способ взаимодействия  

Интернет-технологии без посещения вуза и живого контакта

 

Не исключено очное обучение в вузе, применение онлайн-технологий частично
НИР

присутствуют

Сессия, аттестация, проверка знаний

присутствует

Обучение в рамках полного дистанта будет содержать подробное описание каждого модуля/предмета/темы, методические рекомендации и инструкции по выполнению практических заданий и письменных проектов, возможности получения онлайн-консультирования у научного руководителя и педагога-предметника.

Проектирование и планирование обучения в рамках полного дистанционного формата будет учитывать ряд особенностей:

  • Возраст учащихся и их текущий уровень подготовки;
  • Направление подготовки и его предназначение, общие требования к обретаемым знаниям и навыкам, исходя из этого будет очерчен круг обязательных и вспомогательных предметов;
  • Материально-техническая база вуза и учащихся: какие программы и приложения понадобятся для обучения, способ взаимодействия и подачи материала с учетом доступности и ясности материала и пр.

Полный дистант должен развивать все основные компетенции дипломанта, специалиста, предоставлять полную и качественную подготовку учащегося.

Специфика проектирования и планирования программ частичного дистанта

Программы частичного дистанта предполагают не полное самоизучение в рамках заявленной специальности или предмета, а лишь частичный переход на самообразование. Данный вариант применяется преимущественно по инициативе учащегося или на фоне внешней обстановки и необходимости в данном вар анте подготовки. Его очевидной отличительной чертой выступает то, что лишь часть программы переходит на дистанционное обучение, потребность в очном/заочном освоении (то есть посещение вуза) также будет присутствовать.

Чем отличаются традиционные и дистанционные программы обучения?
Чем отличаются традиционные и дистанционные программы обучения?

Проектирование и планирование частичного дистанта предполагает проведение следующих операций:

  • Анализ текущих программ по специальностям или предметам и определение обязательных моментов, уровень сложности и пр.;
  • Возможности по выносу тем или предмета на самоизучение, дистанционный формат с подготовкой соответствующих материалов разъяснительного, методического, практического плана;
  • Определение возможности по дистанционному освещению предмета или модуля. Если тема носит более глубокий характер, требует тщательного разъяснения, отработки конкретных навыков, то лучше всего оставить ее для очного/заочного освоения. Также перенести обучение на частичный дистант невозможно, если для работы требуется специфическое оборудование, технологии и пр.;
  • Переработка традиционной программы с частичным переходом на дистант, при этом важно сохранить точность и глубину погружения в основные модули, снизить нагрузку на общеразвивающие или вспомогательные предметы и задания, отказаться от малозначительных предметов или тем и пр.
  • Продолжительность частичного дистанта с акцентом на выделение определенного объема времени и задания для каждого модуля/темы или предмета;
  • Проработка способов оценки пройденного материала на базе частичного дистанта и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по проектированию и планированию дистанционных программ

Заниматься проектированием, планированием образовательной программы или ее части должна целая команда, состоящая из квалифицированных экспертов: преподавателей, методистов программистов, администрации вуза и пр. При этом на каждого из участников будут возлагаться определенные права и обязанности.

Программа полного дистанта предполагает не просто перенос традиционных форматов подготовки на новый лад с использованием современных приемов, техники и методов, но и предварительную проверку индивида – предварительное тестирование для определения уровня его текущих знаний и навыков, оценки программы на предмет посильности для него и определение возможностей группового или индивидуального обучения.

Программа частичного дистанта призвана перенести часть занятий в интернет-формат с акцентом на самообразование студентов или учащихся. В данном случае важно учесть возможности по переходу на дистант (возможно ли трансформировать программу, тему, предмет и пр.), сохранив при этом качество подготовки на уровне не ниже прежнего или не ниже действующих минимальных требований ГОСТ.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *