Экспертиза образовательной программы: понятие, схема проведения, роль

Освоение каждой специальности сопровождается предварительной разработкой образовательной программы, проработкой учебного плана. В данном деле принимают участие педагоги, администрация учебного заведения, которая формирует перечень дисциплин и определяет формы занятий с учетом действующих регламентов, подготовки преподавателей, материально-технической базы и иных возможностей вуза. Организация и планирование – половина дела, внедрение программы – еще треть успеха, но ведь важен и результат. Поэтому целесообразно проводить экспертизу образовательных программ.

Экспертиза образовательной программы: понятие, схема проведения, роль
Освоение каждой специальности сопровождается предварительной разработкой образовательной программы, проработкой учебного плана. В данном деле принимают участие педагоги, администрация учебного заведения, которая формирует перечень дисциплин и определяет формы занятий с учетом действующих регламентов, подготовки преподавателей, материально-технической базы и иных возможностей вуза. Организация и планирование – половина дела, внедрение программы – еще треть успеха, но ведь важен и результат. Поэтому целесообразно проводить экспертизу образовательных программ.

Что это такое?

Экспертиза образовательной программы представляет собой уникальную и важную процедуру, нацеленную на определение качества обучения, соответствие знаний и навыков (обретаемых в процессе прохождения намеченного плана) выпускниками реалиям, потребностям отрасли и пр.

Экспертиза образовательной программы – оправданный и необходимый процесс, так как в последнее время перемены происходят во всех сферах деятельности, инновации и прогресс не дремлют, провоцируя необходимость в новых компетентных специалистах.

Что подвергается оценке во время проведения экспертизы образовательной программы?
Что подвергается оценке во время проведения экспертизы образовательной программы?

Экспертиза позволяет установить следующие моменты:

  • Провести комплексный анализ состава образовательной программы на соответствие установленных нормам ФГОС и ГОСТам;
  • Определить, какие знания и навыки обретает студент в процессе обучения, их достаточность для работы по профилю, возможности карьерного и научного роста, необходимость дополнительного обучения и пр.;
  • Степень соответствия выпускников требованиям работодателей, владение инновационными приемами и оборудованием;
  • Констатация условий обучения: оснащенность аудиторий, подготовка и квалификация педагогов, возможности и пр.;
  • Определение проблем, возникающих в ходе обучения и определение путей их решения.

Проводить экспертизу образовательной программы посильно и целесообразно только квалифицированному эксперту, имеющему не просто общие, но и узкоспециализированные специфические знания в рамках специализации, знающему тонкости отрасли и пр. Притом основная задача данного процесса — не просто оценить и проанализировать тенденции, черты, особенности, но и констатировать и решить проблемы в обучении. Притом в основе этой «проверочной работы» будут лежать как конкретные факты (то есть объективная сторона), так и мнение эксперта (субъективный момент).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Качество экспертизы образовательной программы напрямую зависит от уровня подготовки и компетентности эксперта, который будет проводить ее.

Объектом экспертизы в системе образования может выступать непосредственно учебный план и основная программа по специальности, условия подготовки (отдельная сторона обучения: оснащённость, профессорско-преподавательский состав, педагогическая работа, анализ занятия (ход, план, активность студентов и пр.)). Чаще всего проверка качества подготовки выпускников и учащихся колледжей и вузов сводится к формальному анализу: изучение документов, рабочих и общих планов обучения, состав образовательной программы, форматы занятий, анализ успеваемости студентов (общая и попредметная и пр.).

На практике выделяют следующие функции экспертизы образовательной программы:

  • Прогностическая: позволяет определить текущее положение дел, основные качества и успехи в обучении, проблемы. А также определить возможности корректировки программы с целью ликвидации выявленных пробелов;
  • Нормативная: заключается в проверке правильности оформления программы, ее описание «на бумаге» (понятность, точность, состав и пр.);
  • Оценочная: основывается на проверке дидактических, раздаточных и иных материалов, необходимых для организации и реализации учебного процесса;
  • Исследовательская: проявляется при изучении научно-исследовательских аспектов в учебном процессе (мотивация студентов, привлечение к науке и научным конференциям, наличие НИР и требования к ним и пр.);
  • Развивающая: определение способов развития студентов, подбор индивидуальной программы или списка литературы для саморазвития, возможности расширения программы и включения новых предметов, углубления в отдельные темы и пр.

Принципы и основные правила проведения экспертизы образовательной программы

Проведение экспертизы – это не банальное сравнение действующей или новоразработанной образовательной программы с утвержденными нормами. Здесь важно придерживаться конкретных принципов:

Виды и цели экспертизы образовательной программы
Виды и цели экспертизы образовательной программы
  • Открытость. Данный постулат означает, что выдвигать на проверку материалы имеют право, как непосредственно разработки плана обучения, образовательные заведения (где реализуется), а также непосредственно педагогами, которые непосредственно реализуют ее;
  • Гласность. Результаты экспертизы сначала озвучиваются в рамках заведения, где реализуется. В случае получения положительной оценки, программа автоматически вносится в банк примерных программ (которые могут служить образцом при разработке подобных планов);
  • Этичность. Результаты сперва доносятся до руководства учреждения с описанием проблем, результатов, рекомендаций, а после уже по согласованию с разработками и реализаторами может выноситься н всеобщее обозрение. Притом делается это тактично, кратко и емко, в рамках цензуры и культуры русского языка.
  • Целенаправленность. Экспертиза призвана проверять конкретное направление на определённый предмет: эффективность, качество, успеваемость и квалификация выпускников, знания и навыки, соответствие требованиям работодателей и ФГОС и пр.
  • Точность и внимательность. Чем детализированнее анализ, внимательнее специалист-оценщик, тем точнее и достовернее будут результаты относительно качества образования и качества сформированной программы обучения.
  • Независимость. Специалисты, реализующие анализ и проверку плана обучения не должны быть заинтересованы в исходе. Чаще всего ими выступают сторонние квалифицированные лица, представители госструктур (Рособрнадзор, Минобрнауки и пр.). Принцип независимости гарантирует достоверность и обоснованность выводов.

Проводить экспертизу уполномочен только квалифицированный и опытный специалист, владеющий всеми необходимыми азами. Навыками в рамках «анализируемого» профиля. При этом важны не только теория или научные представления, но и практика. Поэтому зачастую проверку качества образовательной программы и ее соответствия ФГОС, реалиям проводит целая группа экспертов, каждый из которых уполномочен удостовериться в конкретном разрезе: дисциплинарный состав, методика преподавания, оснащенность и безопасность аудиторий и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы проведения экспертизы образовательной программы

Экспертиза образовательной программы проводится досконально. Можно выделить следующие варианты реализации «проверки»:

  • Формальная проверка или техническая экспертиза, предполагающая изучение документов с описанием состава программы, ее миссии, порядка реализации, анализ подготовки педсостава (образование, опыт, повышение квалификации и пр.);
  • «Пораздельный» анализ данных, когда эксперт детально изучает каждый раздел образовательной программы (целевой содержательный, организационный);
  • Анализ учебного плана (общий, календарный и пр.) с целью определения качества реализации программы: скорость обучения, условия, успеваемость студентов. Здесь важно определить проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и учащиеся, соответствие процесса обучения с утвержденной программой (дисциплины, формат занятий, характер заданий);
  • Анализ результатов обучения: для этих целей могут проводиться специальные контрольные/самостоятельные срезы, опросы выпускников или студентов, опросы работодателей относительно подготовки выпускников, опрос руководителей с места практики и пр.
Алгоритм проведения экспертизы образовательной программы
Алгоритм проведения экспертизы образовательной программы

Общая схема проведения экспертизы образовательной программы будет выглядеть следующим образом:

  • Беседа с администрацией образовательного заведения или инициаторами проверки: констатация цели экспертизы, обсуждение деталей (период проведения, порядок оформления и пр.);
  • Изучение образовательной программы и ее структуры: запрос документов, анализ текущего положения дел (возможно присутствие специалистов на занятиях, проведение срезов и тестирований, беседа со студентами и выпускниками, опросы предприятий-партнеров и работодателей анализ уровня трудоустройства выпускников и пр.);
  • Анализ условий реализации образовательной программы: материально-техническая база, оснащенность аудиторий наличие необходимого минимуму инструментов и лабораторий, оборудования программного обеспечения и пр.;
  • Анализ обеспеченности кадрами, уровень квалификации и опыт преподавателей, наличие в штате ученых и исследователей, практикующих специалистов и пр.;
  • Определение степени соответствия намеченной программы и траектории развития специалистов с требованиями отрасли, работодателей, соответствие инновациям и достижениям НТП, а ФГОС и пр.;
  • Анализ содержания программы: соотнесение дисциплин и заданий с намеченной целью, стандартами и требованиями ГОСТ, а также оценка результатов (подготовка выпускников) и изначально намеченных целей-обещаний;
  • Констатация проблем в системе обучения и реализации программы, выработка рекомендаций по их устранению, оформление результатов экспертизы в форме отчета.

Далее эксперт должен предоставить весь материал по проведенной проверке администрации учебного заведения, обсудить все детали и нюансы, принять решение о гласности итогов (внимание в перечень примерных программ, замечания, публичное освещение результатов и пр.).

Чаще всего экспертиза образовательных программ происходит по инициативе вузов, разработчиков или педагогов накануне аккредитации специальности. Данная мера позволяет быстро скорректировать учебные планы и повысить качество подготовки дипломированных специалистов, повысив уровень их конкурентоспособности и востребованности.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!