Эмпирические методы исследования в педагогике: метод диагностирующих контрольных работ

В процессе обучения педагог должен не только делиться знаниями и опытом, разъяснять предмет, учить детей, но и контролировать их достижения и успехи. Ни одна образовательная программа школы, СУЗа или ВУЗа не обходится без аттестационных рубежей, призванных проверить уровень подготовки учащихся и степень усвоения пройденного материала.

Эмпирические методы исследования в педагогике: метод диагностирующих контрольных работ
В процессе обучения педагог должен не только делиться знаниями и опытом, разъяснять предмет, учить детей, но и контролировать их достижения и успехи. Ни одна образовательная программа школы, СУЗа или ВУЗа не обходится без аттестационных рубежей, призванных проверить уровень подготовки учащихся и степень усвоения пройденного материала.

Одним из самых популярных и надежных педагогических методов исследования позволяющих оценить работу учащихся, а также применить полученные данные в научном изыскании, является метод диагностирующих контрольных работ.

Сущность эмпирического приема

Метод диагностирующих контрольных работ предполагает письменную проверку знаний учащихся с целью определения степени усвоения пройденного материала, а также для оценки качества работы педагога.

Данная практика применима на всех ступенях образования. Метод диагностирующих контрольных работ предполагает подготовку специальных заданий (по определенной теме, модулю, предмету). Учащиеся во время занятия (в строго назначенный, запланированный день) должны будут выполнить их самостоятельно, без каких-либо дополнительных материалов и подсказок. Также контрольные работы могут носить лабораторно-практический характер (в отношении прикладных дисциплин).

Зачем пишут контрольные работы?
Для чего применяют метод диагностирующих контрольных работ?

Этот прием позволяет получить следующие сведения:

  • Оценка подготовки учащегося по конкретному предмету, модулю или теме;
  • Наличие определенных навыков и знаний: умение пользоваться формулами и полученной информацией, разбираться в теме, рассуждать, определять главные и второстепенные моменты и т.д.;
  • Честность испытуемого: самостоятельное выполнение задания, списывание, помощь друзей и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какими бывают диагностирующие контрольные работы?

Диагностирующие контрольные работы призваны получить максимум объективных и справедливых сведений об учащемся: подготовка к предмету, понимание темы (модуля или предмета в целом), умение справляться с поставленными перед ним задачами и пр.

Задания в контрольных работах должны быть сформулированы простым и понятным языком, иметь определенный уровень сложности (от простого к более изощренному). Среди упражнений могут присутствовать как тесты, так и подробное решение задач, письменный ответ на определенный вопрос, сопоставление терминов и их определений и пр. Важно, чтобы количество заданий было оптимальным, не перегружали учащегося, было возможно выполнить их в течение занятия.

Разновидности контрольных работ
Виды контрольных работ

Эксперты выделяют следующие виды диагностирующих контрольных работ:

  • В зависимости от учебного процесса: тематические (по пройденной теме), четвертные (по окончании обучения четверти/триместра/семестра), годовые.
  • По форме проведения: письменная, тестовая, лабораторная, экспериментальная и пр.
  • По объему заданий и структуре: комплексная (содержит различные виды заданий), тестовая, письменная;
  • В зависимости от предложенных заданий: от простого к сложному, от сложного к простому, случайный разброс и пр.

Подготовка к реализации метода диагностирующих контрольных работ

Для применения указанного педагогического способа необходимо тщательно продумать ход занятий. Преподавателю предстоит определить:

  • Какие темы будет захватывать контрольный рубеж;
  • Какие типы заданий уместны?
  • Сколько времени потребуется на выполнение отдельного упражнения и контрольной работы в целом?
  • Уровень сложности заданий, порядок их расположения, возможность творческого подхода (например, задание в форме кроссворда, сопоставления терминов и определений и пр.);

Метод диагностирующих контрольных работ предполагает подготовку нескольких вариантов заданий, чтобы минимизировать вероятность списывания, использования современных гаджетов для решения заданий и пр.

Этапы подготовки к проведению контрольной работы
Планирование и проведение контрольной работы

Оценкой результатов может заниматься только квалифицированный эксперт, разбирающийся в предмете. Важно не просто проверить работы учащихся, но и сформировать диагностическую таблицу, в которой будут отражены:

  • Статистические данные: количество работ, выполненных на отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно;
  • Анализ заданий и результатов: с какими упражнениями чаще всего не справлялись воспитанники, какие сложности возникли;
  • Оценка корректности заданий: насколько грамотно сформулирован вопрос, понятен его смысл и пр.;
  • Сопоставление результатов и текущей успеваемости;
  • И пр.

Обратите внимание: контрольные работы могут проходить очно (непосредственно на занятии) и заочно (например, студенты могут выполнять ее дома, оформляя согласно ГОСТам). В любом случае важно правильно выполнить максимум заданий и своевременно сдать ее на проверку.

Результаты метода диагностирующих контрольных работ призваны усовершенствовать методы преподавания, образовательные программы и стандарты. Педагог, ориентируясь на подведенные итоги, может откорректировать текущий план обучения: дополнительно разобрать «проблемную» тему для разъяснения нюансов и сложных заданий, периодически возвращаться к пройденному материалу для закрепления, изменить тактику ведения занятия (сменить формат с официального на деловой, теоретического на практический и пр.).


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!