Педагогика – уникальная научная и практическая отрасль, призванная помочь в развитии и воспитании общества, становлении квалифицированных экспертов. В основу данной сферы деятельности ложится теория: законы, правила, особенности предмета (терминология, формулы), которые человек может применять как в повседневной, так и профессиональной жизни.
Основные приемы педагогики основаны на практике. Они позволяют собрать реальные данные, проанализировать текущую ситуацию в системе образования, показатели, выявить актуальные проблемы и нюансы. Более того, педагогические методы призваны не просто диагностировать уязвимые места, но и решать их. Одним их эффективнейших методов по установлению и решению проблем является проведение опытной работы.
Что это такое?
Опытная работа в педагогической и психологической практике представляет собой проведение некоего эксперимента по определенной теме/проблеме. Фактически данный метод позволяет проверить действие существующих законов в актуальных условиях, проверить гипотезу исследователя.
Опытная работа аналогична проведению эксперимента. Здесь важно определить:
- Сроки проведения;
- Цель задачи, предмет и объект, методологию;
- Количество испытуемых, критерии их подбора;
- Программу опытной работы: какие мероприятия запланированы, кто и что должен делать и пр.
- Достаточность материалов для исследования и необходимость получения новых данных;
- Возможность сопоставления полученных данных.
В педагогике, как отрасли по воспитанию и развитию детей, опытная работа занимает длительный период. Притом здесь допустимо использовать одновременно несколько различных эмпирических методик (наблюдение, эксперимент, анализ, контрольные работы и пр.).
Этапы проведения опытной работы в педагогике
Опытная работа предполагает совмещение теории и практики. Исследователь должен проверить действие уже известного или собственно выдвинутого принципа, закона, гипотезы практическим путем. Здесь проводится своего рода «опыт». Обратите внимание, что исследование может периодически повторяться и возобновляться с целью установления соответствия действующих законов и актуальных условий.
В ходе реализации опытной работы важна логичность и последовательность действий, поэтому исследователю необходимо тщательно спланировать сценарий: что, где, когда, как, почему зачем?
Основными этапами метода опытной работы в педагогическом исследовании являются:
- Теоретический этап.
Здесь автору научного изыскания следует ознакомиться с имеющимися на данный момент времени трудами. Необходимо определить, что было установлено, какие способы решения проблемы имеются, какие пробелы остались и пр. На данном этапе происходит выявление противоречий, недостатков и обоснование актуальности выбранной темы исследования.
Фактически здесь автор подчеркивает актуальность изучаемого вопроса, наличие актуальной проблемы, устанавливает объект и предмет исследования, определяет цель и задачи, методологию, значимость.
- Методический этап.
На этой стадии исследователь конкретизирует действующие концепции, выдвигает собственную гипотезу.
- Опытный этап.
Это самая важная часть эксперимента, в ходе которой автора научной работы практическим путем собирает доказательную базу правоты или опровержения выдвинутой идеи. Здесь допустимо сравнение существующих методик, проведение эксперимента с привлечением учащихся (наблюдение, контрольные работы, изменение условий обучения и пр.) и оценка полученных результатов. Важно, чтобы все собранные доказательства и результаты «опыта» были своевременно зафиксированы.
- Аналитический этап.
Это заключительный этап, когда исследователь систематизирует все полученные сведения, анализирует их, сопоставляя материалы с нормами, стандартами и пр. Здесь важно показать, правомерна или нет выдвинутая гипотеза.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чаще всего на практике используется опытно-экспериментальная работа. Такой подход позволяет определить проблему конкретного учреждения или направления собрать достаточную доказательную базу и определить способы решения диагностированных проблем.
В педагогике опытная работа представляет собой поисковый процесс, стремление к совершенствованию образовательной и педагогической отрасли. В ходе реализации данного метода строгих ограничений. Важно лишь обоснованный выбор методов исследования, тотальный сбор и обработка данных.
На сегодняшний день опытная работа в педагогике позволяет изучить особенности развития детей (с разбивкой по полу возрасту и пр.), оценить деятельность образовательных заведений (условия обучения, качество образования, соответствие учебных программ стандартам), проанализировать учебный и воспитательный процесс с целью дальнейшей оптимизации.
По результатам опытной работы исследователь должен разработать рекомендации по устранению выявленных проблем. Все это оформляется отдельным проектом, который в дальнейшем может быть направлен в Минобразования.
Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в организации и поведении опытной работы по педагогике. У нас работают квалифицированные педагоги ведущих ВУЗов, кандидаты и доктора наук. Они готовы поделить собственными наработками и идеями, доказательной базой, а также помочь в выполнении и оформлении нового исследования.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!