Феномен гимназии МГУ: как школьники пишут работы уровня бакалавриата?

Казалось бы, бакалавриат – начальная профессиональная ступень в рамках среднего и высшего профессионального образования. Осваивать ее можно только на базе колледжей и вузов. Но на самом деле в некоторых топовых школах освоение бакалаврской программы начинается в старших классах. Такая тенденция отмечается в гимназии МГУ.

Феномен гимназии МГУ: как школьники пишут работы уровня бакалавриата?

Казалось бы, бакалавриат – начальная профессиональная ступень в рамках среднего и высшего профессионального образования. Осваивать ее можно только на базе колледжей и вузов. Но на самом деле в некоторых топовых школах освоение бакалаврской программы начинается в старших классах. Такая тенденция отмечается в гимназии МГУ.

Краткая характеристика и правила поступления в гимназии МГУ

На базе МГУ действует не только масса корпусов вуза, но и современный образовательный центр – университетская гимназия. Она появилась в 2016 году. На ее базе предусмотрено обучение для учащихся 8-9 классов и 10-11 классов.

В рамках каждого учебного звена выделено по несколько профильных направлений. В зависимости от этого в учебном процессе делается акцент на определенных дисциплинах. В частности, 8-9-классники могут осваивать физико-математическое, гуманитарное или химико-биологические направление. Гимназистам 10-11 классов доступно 6 направлений обучения: естественнонаучное, социально-правовое, историко-филологическое, информационно-математическое, индустриально-технологическое и технолого-физическое.

Кто может учиться в гимназии МГУ?
Кто может учиться в гимназии МГУ?

Чтобы стать гимназистом, важно пройти конкурсный отбор. Приемная кампания организована следующим образом. Первый этап – дистанционное тестирование. Оно проходит по профильному предмету. Для участия в нем важно заранее направить соответствующую заявку. Приемная комиссия вышлет ответное письмо. В нем поступающий будет уведомлен о дате проведения теста, а также сможет ознакомиться с инструкцией по его прохождению.

По результатам тестирования абитуриент зарабатывает определённое количество баллов. Если он проходит установленный правилами минимум, то он переходит на следующий этап.

Второй этап приёмной кампании – подготовка письменной работы по трем предметам. Эта часть поступления проходит в очном формате. Поступающим поступает уведомление о проведении экзамена на одной из действующих площадок. В определенные сроки он должен направить документы для регистрации.

Письменная часть заданий предполагает: решение задач, кейсов, предоставление письменного ответа на вопрос по дисциплине, написание эссе (по гуманитарным дисциплинам) и пр.

Порядок поступления в гимназию МГУ
Порядок поступления в гимназию МГУ

По итогам второго этапа абитуриент также зарабатывает определенное количество баллов, тем самым формируя свой рейтинг в общей массе. Если минимальный порог был «побит», то конкурсант переходит на третий — финальный отборочный этап.

Он представлен в виде очной летней школы. Эта часть поступления предполагает, что в обозначенный период конкурсанты будут жить на территории гимназии. При учебном заведении будут проводить консультации и очередные вступительные испытания по профилю или основным предметам. На выполнение заданий отводится ограниченный объем времени 60-230 минут.

Затем по результатам третьего этапа формируется окончательный список конкурсантов. В столь серьёзной борьбе побеждает сильнейший. Количество мест для обучения ограничено.

Формат подготовки при МГУшной гимназии – школа-пансионат. Учащиеся переезжают на полное обеспечение заведения на период обучения. Им предоставляется бесплатное обучение, доступ к библиотеке, спортивному залу, проживание, питание, возможность развивать хобби в рамках действующих внеурочных секций. Гимназия имеет свой обособленный кампус.

Основная задача этого подразделения заключается в выявлении талантов, развитии и практическом закреплении способностей учащихся, обладающих повышенным интересом к обучению и глубокими образовательными, «эрудиционными» запросами.

Жизнь гимназистов посвящена не только углублённой учебе, зубрежке. В стенах этого заведения часто проходят всевозможные конкурсы, фестивали, тематические квесты и вечера, конференции, мастер-классы и семинары, викторины и пр. Поэтому скучать здесь не придется.

Таким образом, МГУшная гимназия – это дополнительная ветвь по подготовке выпускников с повышенным уровнем образования, равносильным бакалавриату. Чтобы стать частью этой команды, нужно преодолеть поэтапный конкурсный отбор с прохождением вступительных испытаний, а также предоставить полный пакет документов (аналогично абитуриентам МГУ, но с письменным разрешением на поступление от официальных представителей или опекунов несовершеннолетнего лица).

Особенности образовательного процесса в гимназии МГУ

Учебный процесс в стенах МГУшной гимназии построен специфическим образом. Во-первых, все программы обучения здесь индивидуализированы и учитывают не только действующие стандарты образования, но и потребности в развитии ученика. Помимо обязательной части, ученики могут выбрать углубленное изучение дополнительных предметов.

Как построен учебный процесс в гимназии МГУ?
Как построен учебный процесс в гимназии МГУ?

Реализация образовательной программы происходит на модульной основе. К каждому гимназисту прикрепляется наставник. С его помощью формируется программа обучения на семестр.

Сам по себе учебный процесс отличается от классической школы. Он больше похож на смешанный тип: вуз и школа. На первом курсе действует больше лекционно-урочный подход, а затем с каждым последующим семестром происходит перевод на самообразование с промежуточными сессиями.

В начале учебного года каждый ученик выбирает тему проекта, над которым он будет трудится на протяжении 2 лет. Тема исследования буде напрямую соприкасаться с осваиваемым направлением. Подготовка учебного проекта может быть как индивидуальным, так и командным, но под руководством опытного педагога-наставника.

Модульная система обучения при гимназии сосредоточена на следующих блоках:

  • Обязательная часть предметов согласно ГОСТ;
  • Вариативная часть предметов – по инициативе, желанию учащегося;
  • Дополнительные предметы для общего развития;
  • Углубленное изучение профильных предметов.

В конце семестра гимназисты проходят промежуточную аттестацию в виде зачетов, тестирований. Притом важно своевременно получить допуск к ней: отработав все пропуски, сдав все письменные работы (контрольные и лабораторные работы, проверочные материалы, тесты и пр.).

Проектная деятельность в гимназии МГУ

Существенным моментом в обучении гимназистов при МГУ является выполнение ими проекта. Проект здесь воспринимается не просто как письменная работа или небольшое исследование по избранной теме. Это уникальный метод развития учащихся с акцентом на самообразование, самостоятельность, научный подход.

Важно выделить особенности проектной деятельности гимназистов-мгушников. Во-первых, сам по себе проект носит исследовательский характер и в целом его можно приравнять к полноценной работе бакалавра. То есть учащемуся предстоит тотально разбираться в теме на конкретном примере.

Тонкости проектной деятельности в гимназии МГУ
Тонкости проектной деятельности в гимназии МГУ

 

Во-вторых, для проведения исследования гимназист может пользоваться вузовским оборудованием, лабораториями. То есть ему предстоит проводить эксперименты, изучать тонкости тех или иных процессов, явлений по профилю.

В-третьих, работа над проектом носит комбинированный характер. Гимназисты учатся работать в группе, коллективно, распределяя задачи и роли между каждым участников в рамках определённого этапа исследования. Научный руководитель курирует ход исследовательской деятельности и координирует действия подопечных, проводи консультации и отвечает на вопросы.

На первом курсе исследование проводится коллективно, а н втором – проект переходит в разряд персонализированных, где каждый гимназист развивает собственную гипотезу, стараясь ее доказать или опровергнуть.

Важно отметить, что в стенах гимназии МГУ можно выполнять один из 2 видов проектов:

  1. Образовательный или базисный. Его задача углубить знания и уровень подготовки учащегося, развить основные компетенции по профилю. Чаще всего они ориентированы на совершенствование педагогической и образовательной среды.
  2. Инновационный. Он предполагает разработку новой идеи, способа, подхода к решению актуальной профильной проблемы с ее экспериментальной апробацией, описанием, рекомендациями и пр. Инновационные проекты выполняются по личной инициативе учащегося или по заказу со стороны МГУ (какого-либо его подразделения) или его партнера.

Фактически, гимназисты при поступлении уже в первом семестре (как аспиранты или универсанты) выбирают тему своего аттестационного проекта и развивают ее по мере освоения образовательной программы, направления.

Проектная деятельность здесь носит эмпирический или прикладной характер. Она предполагает не только научное описание и обоснование идеи, но и проверку собственной гипотезы на базе внутривузовских лабораторий. Именно благодаря столь жесткому подходу и правилам гимназисты фактически следуют уровню бакалавриата.

Тонкости выполнения НИР в гимназии МГУ

Школьники при МГУ в обязательном порядке привлекаются не просто в классической «урочной» учебе. Они также должны выполнить как минимум 1 серьезный проект в рамках осваиваемого направления. К нему предъявляются следующие требования:

  1. Проект носит исследовательский характер и призван решать конкретные вопросы и проблемы: совершенствовать существующие подходы, инструменты или разрабатывать кардинально новый вариант воздействия;
  2. Тема проекта укладывается в рамки действующих направлений и призвана подчеркивать уровень подготовки учащегося, особенности постигаемой программы. Важно отметить, что тематика носит междисциплинарный характер, но с акцентом на профильный предмет или направление;
  3. На первом курсе работа над проектом предполагает тесное сотрудничество с научным руководителем и командную работу по теме, а на втором курсе автор конкретизирует направление НИР и разрабатывает собственную гипотезу самостоятельно, в индивидуальном порядке. Но также допустима сдача коллективной работы при условии, что каждый участник сможет показать, описать и обосновать свой вклад, роль в НИР, подчеркнуть свой результат-достижение;
  4. Содержание документа – сугубо исследовательское, результат – конкретное предложение, продукт или разработка, теория. Но выполнение исследования без изучения программы МГУ невозможна. Проектная деятельность – процесс поэтапны и параллельный теоретической подготовке, обучению;
  5. Научный руководитель координирует действия автора или исследователей, консультирует их по тематическим и организационным вопросам. Школьник также имеет право получать консультации от других педагогов-предметников с целью конкретизации методов, разработки гипотезы и пр.;
  6. Каждый проект должен быть уникален. К документу предъявляются определённые требования по оформлению: плагиат недопустим, доля цитирования и заимствований не должна превышать 15-30%, объем документа – около 60-100 страниц, стиль повествования – научный и пр.
  7. В конце каждого семестра команда или автор защищает промежуточные результаты исследования перед комиссией. Для этих целей ему потребуется подготовка доклада, презентации.

Таким образом, школьники при МГУ пишут не просто рефераты или доклады. Здесь они осваивают навыки исследовательской деятельности и научного письма, а параллельно с этим развивают исследовательские, личностные и метапредметные компетенции в рамках избранного направления. Проектная деятельность на этой ступени обучения выступает своего рода методом профессиональной ориентации для дальнейшего роста и обучения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

 Секреты успеха гимназистов МГУ

Проектная деятельность является частью образовательной программы, но она проходит параллельно теоретическому погружению в выбранный профиль или направление. Поэтому школьнику важно грамотно распоряжаться свободными ресурсами, особенно временем. Тайм-менеджмент в помощь!

Не менее важна дисциплина и ответственность. При проведении исследования нужна тщательность, внимательность. За каждый шаг и действие индивид несет ответственность.

Программа подготовки в гимназии учитывает возможности и способности учащихся, их интересы и предоставляет право выбора (вариативный модуль).

Научное исследование подлежит тщательному проектированию и планированию.

Проверяйте информационную базу. Грамотно выстраивайте аргументу при обосновании результатов и выводов.

Для проведения НИР школьникам доступны лаборатории вуза (по предварительному согласованию) с уникальным оборудованием, инструментарием.

Любые вопросы лучше всего решать совместно с тьютером или научным руководителем.

Текст проекта должен быть корректным, однозначным, грамотным и достоверным.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!