Фонд оценочных средств в образовательных учреждениях: как повысить качество оценки знаний?

Обучение в школе, колледже или вузе предполагает погружение в конкретные науки и проведение оценки степени усвоения материалов и развития умений. Проверка качества подготовки учащихся производится не спонтанно и не на основе импровизации, а с помощью специальной шкалы и критериев, которые укладываются в понятие фонд оценочных средств (или сокращенно ФОС).

Фонд оценочных средств в образовательных учреждениях: как повысить качество оценки знаний?

Обучение в школе, колледже или вузе предполагает погружение в конкретные науки и проведение оценки степени усвоения материалов и развития умений. Проверка качества подготовки учащихся производится не спонтанно и не на основе импровизации, а с помощью специальной шкалы и критериев, которые укладываются в понятие фонд оценочных средств (или сокращенно ФОС).

Суть и роль ФОС в образовательном учреждении

Фонд оценочных средств – это комбинированная система, позволяющая анализировать и оценивать подготовку универсантов и иных слушателей в рамках каждой постигаемой дисциплины. Фактически она представляет собой набор показателей и критериев, по которым оцениваются знания и умения студента. Именно на ее основе формируется так называемая академическая успеваемость.

Суть ФОС
Суть ФОС

В каждом учебном заведении действуют определенные требования и правила оценивания успехов среди учащихся. Как правило, общие параметры аттестации и выведения оценки отмечены в уставе организации. В отечественной практике обычно используется либо классическая балльная система оценки уровня подготовки учащихся, либо балльно-рейтинговая система. В некоторых случаях выбор подходящей схемы определяется непосредственно преподавателем предмета. Поэтому данный момент стоит все же утонять, так как принципы работы указанных вариаций разнится.

Обязанность и ответственность за разработку ФОС лежит на преподавателе. Как правило, в составе этого комплекса присутствуют следующие параметры:

  • Качество усвоения теоретического материала и владение терминологическим, понятийным и методологическим аппаратом по дисциплине;
  • Степень овладения специальными техниками и приемами в рамках предмета, умение его применять и определять его уместность, необходимость;
  • Правильность ответов, оценки за контрольные работы и тесты, курсовые работы и пр.;
  • Качество выполнения научно-исследовательских проектов, научных статей и участие в научных конференциях;
  • Соответствие знаний пройденному материалу и учебной программе, ее целям;
  • И пр.

Фонд оценочных средств — это не просто комплекс критериев и показателей успеваемости. Чтобы было что оценивать, студентам предстоит выполнить то или иное задание и показать умение предоставлять полноценный и аргументированный ответ, решение и пр. То есть в основе данной парадигмы лежит набор конкретных учебных заданий для проверки уровня подготовки индивидов в рамках рабочей программы, модуля и пр. Чаще всего в ФОС входят устные вопросы по теме занятия, решение задач, выполнение КСР и прохождение тестов, проектная деятельность, зачеты и сессия. Притом в каждом из описанных вариантов будет действовать четкая градация показателей и критерии их оценки.

ФОС является одним из основных элементов аттестации студентов. С его помощью преподаватели оценивают знания и навыки учащихся согласно постигаемой ими программе и учебному плану. Именно на основе данного пакета контрольно-измерительных заданий можно отследить прогресс или регресс учащегося, понять проблемы в его обучении, а также определить степень эффективности преподносимой информации, ее доступности и ясности, качество преподавания. То есть рассматриваемая оценочная система-комбинация подчеркивает не только уровень подготовки студента, но и качество работы со стороны преподавателя.

ФОС – это не просто бюрократическая формальность в составе любой образовательной программы или рабочей программы по предметам. Это обязательное условие обучения и развития. Только с помощью такого комплекса требований и параметров можно отслеживать успехи и отклонения учащихся от намеченной траектории, целей и задач, оперативно воздействовать на них с целью повышения качества подготовки.

Функции ФОС
Функции ФОС

Среди базовых функций фонда оценочных средств можно выделить:

  • Оценочная. Она призвана показать степень усвоения материала, понимание предмета и умение пользоваться изученным инструментарием. Оценка знаний в этом случае помогает понять степень соответствия освоенных компетенций целям образовательной программы;
  • Контролирующая. С помощью оперативной проверки подготовки учащихся можно выявить проблемы в их обучении или в работе педагога и оперативно отреагировать на них, внести соответствующие правки в учебный процесс и пр.
  • Оптимизационная. По мере необходимости педагог может внести правки в рабочий материал, задания, чтобы сделать учебную программу более понятной и доступной для целевой аудитории, развить у нее соответствующие компетенции и представления, актуализировать знания и навыки с учетом ФГОС и последних достижений НТП и пр. То есть, располагая данными о текущем уровне подготовки пользователей преподаватели принимаю решение о более глубоком погружении в тему, повышении мотивации к учебе и пр.

Таким образом, фонд оценочных средств представляет собой объективную и точную систему определения уровня и качества подготовки учащихся согласно осваиваемой ими предметной и общей программе, степень освоения ими соответствующих теоретических материалов и умений, навыков, соответствие цели обучения. ФОС складывается из самых разных заданий, каждое из которых способно принести определенное количество баллов студенту, формируя тем самым его академическую успеваемость и репутацию.

Как происходит оценка знаний с помощью ФОС?

Разработка пакета ФОС – обязанность преподавателя-предметника, который разработал и реализует рабочую программу в рамках соответствующего направления и в отношении конкретной целевой аудитории. Согласитесь, что требования к знаниям на разных уровнях обучения буду разниться.

Обратите внимание, что в составе ФОС можно выделить как минимум три подвида оценок:

  • Текущая, которая сводится к оцениванию работы учащихся непосредственно на занятии: опрос, проверка домашнего задания, активность, решение заданий, контрольные и лабораторные работы и пр. В этом случае преподаватель самостоятельно оценивает знания и умения слушателей, используя разработанную ими шкалу ФОС;
  • Промежуточная аттестация, которая предстает в виде итоговых контрольных работ, переводных зачетов и экзаменов (сессия), защита курсовой работы и отчета по практике и пр. Здесь оценкой занимается педагог-экзаменатор с учетом общих принципов оценки в учебном заведении и действующего предметного пакета ФОС;
  • Итоговая аттестация (ГИА), которая сводится к оценке общего уровня подготовки выпускникам по мере полного прохождения образовательной программы с акцентом на уровень его профессиональной или общей компетентности, соответствия целям программы и пр. Она предстает в виде государственных экзаменов. Защиты дипломной работы или диссертации, НКР и пр. Проверка «готовности» специалиста занимается специальная аттестационная комиссия, учитывающая общие ориентиры образовательной программы, базовые требования ФГОС и пр.

На сегодняшний день существует масса современных подходов в системе оценки знаний школьников и студентов. На помощь преподавателям спешат It-инструменты: электронные журналы, способные выставить оценку по текущей успеваемости, всевозможные онлайн-тестирования и кейсы и пр. Но при выведении отметки относительно степени усвоения пройденного курса без субъективного мнения педагога не обходится.

Оценка знаний студентов основывается на типичной схеме.

Этап

Суть

Действия

Разработка ФОС и ее внедрение Описание и утверждение системы оценки знаний с учетом правил, принятых в вузе Описание параметров оценивания, условия выставления оценок, показатели и пр.
Сбор данных Проведение промежуточной и текущей проверки знаний Проверка домашнего задания, проведение тестирований, контрольных работ, проектная деятельность, устные опросы и пр.
Анализ данных Соотнесение полученных материалов с критериями оценки Сравнение результатов со шкалой
Выведение отметки Выставление оценки по результатам задания, ее обоснование (по мере необходимости) Отражение отметки в журнале, зачетке и ведомости и пр.

Первый шаг – это разработка или внимательное изучение действующей системы ФОС и правил учебного заведения. Преподаватель должен выделить список критериев, которые будут учтены при выведении отметки по каждому заданию, формату занятия и пр. В данном случае важно учитывать особенности реализуемой программы, учебного плана, календарно-тематического плана и конспекта занятия. Проверять то, что не было охвачено или не поручено в рамках самоизучения невозможно.

Второй шаг – использование соответствующих методов проверки знаний для получения общих сведений относительно понимания материала. То есть здесь происходит сбор информации, на основе которой можно изучить и определить качество подготовки слушателей, умения пользоваться соответствующими данными, решать практические задания и пр. В данном случае в ход идут всевозможные и предусмотренные планом обучения подходы:

  • Устный или письменный опрос;
  • Тестирование;
  • Решение задач;
  • Игровая деятельность по теме занятия или пройденного курса;
  • Проектная деятельность: контрольные и лабораторные работы, написание курсовых работ, отчетов о НИР или практике и пр.

Обратите внимание, что для эффективной оценки знаний важно, чтобы все поручаемые задания и вопросы соответствовали ФГОС и содержанию осваиваемой программы!

Притом если преподаватель уже имеет представления о текущем уровне подготовки, степени владения материала на основе активности и качества выполнения заданий со стороны студента в течение учебного периода, то он может адаптировать часть заданий с учетом его знаний: предоставить несколько примеров повышенной сложности (для наиболее точного определения глубины погружения в предмет и пр.) и пр.

Третий шаганализ информации и выполненных заданий с учетом действующей шкалы оценивания. В данном случае преподавателю следует соотнести полученные сведения с определенными показателями, параметрами. В данном процессе важна непредвзятость и объективность в процессе анализа данных.

Педагогу предстоит подчеркнуть не только корректность ответа, но и особенности хода выполнения задания (специфика использованного инструментария, формул, описаний и пр.), владение общепонятийным и научным аппаратом, степень развития прикладных навыков по теме или курсу предмета, степень соответствия целям занятия и программы в целом, объем правильных ответов и пр.

Четвертый шаг – выведение оценки. В данном случае важно точно соотнести все параметры и показатели с действующей шкалой измерения и вывести итоговую отметку. То есть на данном этапе выводится сугубо формальная оценка по предмету или конкретному заданию. Но преподаватель в силу объективности оценивания может учесть ряд сторонних факторов: активность на занятиях, участие во внеурочной деятельности, НИР, скорость и качество выполнения заданий, информационная ориентация, репутация учащегося и пр. Притом отражение окончательного вердикта учитывает общие правила оценивания и действующие условия в учебном заведении, особенности системы оценки.

В целом, схема оценивания знаний будет идентична и не зависит от используемой тактики: классическая балльная или рейтинговая. В любом случае преподавателю предстоит взаимодействовать с подопечными, изучать их, опрашивать, проверять задания и сопоставлять с действующими регламентами, критериями и параметрами.

Влияние ФОС на качество оценки знаний

От того, насколько точно продуманы критерии оценивания и методы оценки уровня подготовки, может зависеть качество оценки знаний.

Влияние ФОС на оценку знаний
Влияние ФОС на оценку знаний

Если фонд оценочных средств неточен или необъективен, то и итоговая оценка по предмету не будет подчеркивать реальный уровень знаний и умений.

Если же пакет ФОС слишком жесткий и заданы высокие планки, то отметка по результатам обучения также будет несправедливой.

Поэтому важно разработать такой комплекс показателей и условий оценивания, который бы удовлетворял основным требованиям:

  • Прозрачность. Все требования и правила оценивания (что будет оцениваться, как) должны быть разъяснены учащимся. Они должны понимать, что от них требуют и что они могут получить, за что и пр.;
  • Точность. В данном комплексе важно установить границы и определить конкретные условия и параметры, которые будут соответствовать выставлению каждой оценки.
  • Объективность. Преподаватель, который будет оценивать знания и умения студента, должен держать нейтралитет и не поддаваться соблазнам, личным неприязням к нему. Выставляемая отметка должна быть обоснованной и адекватной, справедливой, подчеркивать именно те компетенции и уровень, который продемонстрировал индивид во время аттестации и обучения в целом.
  • Соответствие программе обучения. то есть каждый пакет ФОС будет учитывать не только тематические рамки, но и развитие соответствующий компетенций в рамках образовательной программы, ее целей и задач.
  • Индивидуальность и дифференцируемость. Согласитесь, что у каждого учащегося есть свои способности, достоинства и недостатки. При оценивании его уровня подготовки важно понимать и постараться учесть эти факторы. При таком раскладе справедливая оценка замотивирует слушателя к более глубокому погружению в дисциплину, развитию его сильных сторон и восполнения пробелов.

Таким образом, от корректности и эффективности пакета ФОС и используемых методов оценивания зависит справедливость и объективность выставляемой отметки по результатам обучения. Притом рассматриваемая парадигма способна как занижать, так и завышать соответствующие выводы и знания. Поэтому важно найти «золотую середину», постараться максимально ответственно и честно оценивать теоретическую и практическую подготовку слушателей, пользователей, давать обратную связь им с целью повышения уровня их развития.

Как оптимизировать процесс оценки знаний и ФОС?

Согласитесь, что оценка знаний и практических навыков учащихся – процедура непростая. Она носит комплексный характер и требует не только наблюдательности, но и экспертности в соответствующей области. Оценивать степень понимания материала, развития может только квалифицированный специалист. Притом в данном случае важна не только формальная, но и коммуникационная часть: далеко не всегда студентам легко выполнить письменное задание, в то время как предоставить устный и развернутый ответ – проще. Поэтому важно оценивать успехи подопечных всеми посильными и доступными способами.

Чтобы использование фонда оценочных средств было максимально эффективным, достаточно придерживаться следующих принципов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

 

Во-первых, важно полагаться не на один конкретный прием или задание, а задействовать целый комплекс разных методов и форматов. Притом в идеале можно сочетать устный и письменный вариант проверки знаний, где с помощью устного опроса, наводящих или каверзных вопросов можно понять степень владения материалом, умение ориентироваться в информации и оперировать ей, использовать при решении заданий и пр.

Во-вторых, важно, чтобы и сам преподаватель умел неординарно походить к анализу оценке успеваемости подопечного, раскрывать его потенциал, понимать уровень текущей подготовки, сложности и возможности развития и пр. Заметьте, именно преподаватель прорабатывает детали ФОС в рамках преподаваемого предмета. Поэтому важно разбираться во всех тонкостях оценивания. Для этого важно оперативно проходить курсы повышения квалификации, категорирования, различные тренинги и мастер-классы. С помощью профессионального развития они научатся применять современные технологии в оценке знаний слушателей.

В-третьих, не лишним будет использование современных способов обработки информации и ее анализа. Например, преподаватели могут автоматизировать процесс лингвистической проверки работ с помощью специальных сервисов и платформ. Также допустима проверка рукописей (особенно курсовых и дипломных работ, НИР и пр.) на плагиат. Помимо этого, современные программы с искусственным интеллектом помогут проводить тотальный и обоснованный анализ данных, выносит более объективный и справедливый вердикт. В частности, ведение электронного журнала успеваемости предполагает автоматическое выведение итоговой отметки по текущей успеваемости (средняя оценка), на которую преподаватель может ориентироваться на зачете или экзамене.

В-четвертых, важно четко следовать траектории оценивания и заданным ориентирам, показателям, критериям. То есть анализ успеваемости, уровня теоретической и практической подготовки должен быть четко спланированным, ориентированным на цели реализуемой программы. Притом немаловажно, чтобы экзаменатор был адекватен и объективен. Если учащийся сомневается в справедливости выставленной ему оценки, то он может потребовать «переосвидетельствования» иным экспертом или целой комиссией. Такое чаще всего случается при провале на экзамене.

В-пятых, важно, чтобы оценка уровня теоретической и практической подготовки студентов производилась регулярно и своевременно. То есть преподаватель должен выставлять оценку сразу по мере получения ответа на поставленный вопрос или задание. Не откладывая это на более поздний срок. Согласитесь, что поток студентов у одного педагога огромен. Он может перепутать оценки или людей и пр. Поэтому оперативность играет немаловажную роль.

Регулярность предполагает отслеживание прогресса и регресса, определение причин соответствующих тенденций. Она помогает определить мотивы, результативность, тенденции и помочь учащимся взять ситуацию под контроль, преодолевать проблемы, грамотно давать обратную связь и советы и пр.

Таким образом, проработка и применение фонда оценочных средств должно быть тщательно продуманным, максимально объективным, учитывать особенности освоения образовательной программы и рабочей программы по предметам, личностные качества и способности учащихся.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!