Интеллектуальная собственность в образовательной среде

Образовательная сфера напрямую связана с такими услугами, как написание студенческих и научно-исследовательских работ, проведение всевозможных исследований экспериментов с целью оптимизации теоретических концепций и практических (прикладных) процессов, механизмов, облегчения жизни человечества. Притом каждый ново созданный продукт или услуга не всегда имеет вещественную форму или явный вид, но требует признания авторства и соблюдении/защиты его прав. Сегодня мы расскажем об особенностях интеллектуальной собственности в сфере образования: что и кому принадлежит, как умело пользоваться и распоряжаться соответствующими объектами.

Интеллектуальная собственность в образовательной среде
Образовательная сфера напрямую связана с такими услугами, как написание студенческих и научно-исследовательских работ, проведение всевозможных исследований экспериментов с целью оптимизации теоретических концепций и практических (прикладных) процессов, механизмов, облегчения жизни человечества. Притом каждый ново созданный продукт или услуга не всегда имеет вещественную форму или явный вид, но требует признания авторства и соблюдении/защиты его прав. Сегодня мы расскажем об особенностях интеллектуальной собственности в сфере образования: что и кому принадлежит, как умело пользоваться и распоряжаться соответствующими объектами.

Что такое интеллектуальная собственность в системе образования РФ?

По логике вещей, собственность – это конкретная вещь, предмет или определенный вид услуг, созданный конкретным человеком или руководимый им. Интеллектуальная собственность – это же услуга, продукт или проект, которой был создан концертным человеком посредством генерирования идеи, мыслей и пр. Фактически интеллектуальная собственность – это нематериальный объект, полученный в результате умственной работы человека – идея, гипотеза, концепция, проходящая определённую стадию обработки: создание, проверка, внедрение и пр.

Сущность интеллектуальной собственности в образовательной и научной среде
Сущность интеллектуальной собственности в образовательной и научной среде

Специфическими чертами интеллектуальной собственностью в образовательной сфере являются:

  • У каждого новосозданного продукта или услуги будет конкретный автор или целая группа авторов, кому изначально принадлежит триада прав: владение, распоряжение, пользование;
  • Конечный результат может быть как материально ощутимым, так и нематериального характера: бумажный формат, цифровой или электронный вид, который в целом невозможно потрогать, но вполне посильно увидеть, ознакомиться на определенных условиях;
  • Доступ к объектам интеллектуальной собственности определяет и устанавливает автор лично: публикует на открытых ресурсах или размещает в специализированных изданиях, взимает плату за пользование или предоставляет доступ на безвозмездной основе;
  • В образовательной нише интеллектуальная собственность представлена в виде результатов НИР, методических рекомендаций, сборников научных трудов, научных статей, а также студенческих проектов – курсовые, дипломные работы, диссертации и монографии и пр.

Порядок использования и распоряжения интеллектуальной собственностью очерчиваются основными актами: закон «Об образовании», Гражданский кодекс РФ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Интеллектуальная собственность в системе профессионального образования: студенческие и научно-исследовательские работы

Любая литература (научная, художественная, студенческая учебная и пр.) – это объект интеллектуальной собственности. В процессе обучения студенты выполняют небольшие и глобальные (масштабные) исследования: от рефератов, докладов до научных статей, курсовых работ, ВКР и научных проектов. Притом все студенческие и научно-исследовательские работы основываются на определенных источниках – проектах предшественников, то есть на опыте и результатах ранее проведенных изысканий.

Студенты, сами того не подозревая, выполняют письменные работы и создают новые объекты интеллектуальной. Но при этом они будут уникальными и новоиспеченными только при соблюдении определенных условий:

  • Обязательная проверка на плагиат покажет уникальность текста не менее 70-85% (в идеале чем выше уникальность текста, тем лучше), то есть важно, чтобы проведенное исследование было выполнено автором самостоятельно, основывалось на конкретных реальных данных;
  • Доля цитирований и заимствований – минимальна и призвана «рассекретить» существенные моменты по теме исследования: описать суть методики, формулы, терминология, показать степень разработанности проблемы и ее решения и пр. При этом важно правильно оформить все заимствованные фрагменты (цитирование, прямая/косвенная речь, ссылки и сноски);
  • Неправомерное копирование отсутствует, то есть на все задействованные первоисточники обязательно должна присутствовать ссылка в основной части проекта, а также он должен найти отражение в списке библиографии.

Если проект работа (книга, статья или иной письменный фрагмент изыскания) находится в открытом доступе, это не снимает обязанности автора нового НИР указывать первоисточник (данные создателя, ссылку на него и пр.). Использование чужих результатов и работ (мыслей, идеи) считается воровством и мошенничеством.

Какие студенческие и научные работы признаются интеллектуальной собственностью автора?
Какие студенческие и научные работы признаются интеллектуальной собственностью автора?

Любая интеллектуальная собственность в системе образования подопечна со стороны авторского права, которое возникает у автора на этапе генерирования идеи и дальнейшей ее проверке/оформлении. Официальное установление авторского права на реферат, курсовую или дипломную работу не требует обращения в специализированные органы для получения патента. Достаточно просто указать ФИО и данные исследователя: кто провел испытание/анализ и предложил решение рассматриваемой проблемы, на основе какой информации и пр.

Если же на фоне проведения изысканий была получена инновация, то здесь важно оформить ее в виде патента. Как правило, такие НИР носят трудоемкий и исследовательский характер, они выполняются выпускниками магистратуры, аспирантуры и оформляются в виде диссертаций, научных статей и пр.

Автор или создатель интеллектуальной собственности преследует при ее формировании определенную цель:

  • Во время обучения в вузе – выполнение аттестационного проекта или дополнительного исследования для получения определённой отметки, аттестации в рамках конкретной дисциплины;
  • По личным мотивам – ради саморазвития, самоудовлетворения;
  • В научных целях – оптимизаций текущих процессов, совершенствование действующих механизмов и методов и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Студенты, выполняя письменные работы, согласно учебному плану, являются и остаются единственными полноценными правообладателями на проект (в случае тщательного выполнения всех требований, высокой уникальности темы и грамотного ее оформления) даже после сдачи материала на проверку или после его защиты. Вуз в данном случае имеет право лишь размещать результаты НИР в научных изданиях, отмечая при этом авторство студента.

Следует обратить внимание, что под интеллектуальной собственностью следует понимать не просто подготовленный проект (студенческий, научный и пр.), а конечный результат, зафиксированный в нем, и возможности его использования в перспективе. Сам материал будет относиться к авторскому праву.

Непосредственно, как распоряжаться, кому можно будет пользоваться результатами НИР, студент будет решать самостоятельно: продать или оставить «на память», опубликовать в открытом доступе или на специальных площадках и пр.

Сделки с интеллектуальной собственностью в образовательной среде

Каждый автор самостоятельно принимает решение о дальнейшей судьбе его «детища» — исследования, письменной работы, разработки и пр. Важно лишь учесть, основные правила при совершении сделок купли-продажи студенческих и научно-исследовательских работ:

  • Письменная работа переходит новому владельцу по договору купли-продажи вместе с авторством;
  • Качество интеллектуальной собственности проверить заранее (до покупки) бывает крайне сложно, но по закону данный «товар» также может быть возвращён продавцу в случае несоответствия заявленного качества реалиям. Главное – доказать, что оно не соответствует: констатировать изъяны, ошибки противоречие заявленным требованиям и пр. При необходимости можно обратиться в суд с целью защиты собственных прав и интересов;
  • Стоимость интеллектуальной собственности не ограничивается законодательством и определяется только первоздателем, но она все же должна соответствовать разумным пределам;
  • Учтите, что продажа интеллектуальной собственности – это доход автора/продавца, который он должен будет задекларировать и заплатить с него налог в пользу государственного бюджета;
  • Обязательно сопровождайте любую сделку со студенческими и научно-исследовательскими проектами документально, прописывая основные условия использования, условия заказа и пр.

В вузах действует обязательное правило: все курсовые, дипломные работы, НИР проверяются на плагиат. С его помощью не просто оценивается качество текста и уровень самостоятельности студента (сколько материала он тщательно обработал, подготовил собственными силами), но и правила легального заимствования ранее описанных НИР и исследовании, полученных результатов. Да-да именно с помощью программы плагиата можно установить кто, где (в какой работе) и когда воспользоваться материалом, указал ли ссылку на первоисточник (правомерность использования) и пр.

Порядок использования интеллектуальной собственности
Порядок использования интеллектуальной собственности

Учтите, что за банальное копирование (выдача чужих идей за свои) может последовать административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Проверка текста на уникальность позволяет установить реальное авторство, права на интеллектуальную собственность.

При купле-продаже объекта интеллектуальной собственности (в нашем случае студенческой или научно-исследовательской работе) важно изначально установить четкие критерии к ее качеству, структуре и содержанию, заключить официальный договор, где будут отражены ключевые моменты сотрудничества: кто и за что ответственен, сроки выполнения, стоимость услуг, требования к проекту, права и обязанности сторон, авторство и пр.

Прежде чем просто копировать и вставить в свое исследование чужие мысли и результаты, подумайте: о качестве вашего исследования (как копирование скажется на нем), о нарушении прав автора первоисточника и ответственности за плагиат, собственной репутации и пр. Сегодня благодаря достижениям НТП, онлайн-технологий проверить качество НИР и авторство, кому принадлежит интеллектуальная собственность не составит труда.

Объекты интеллектуальной собственности нередко становятся фигурантами сделок по купле-продажи. Автор – это не только тот, кто выполнил исследование и описал его в соответствующем проекте. Автором работы может выступать негласное лицо – покупатель или заказчик соответствующих услуг.

Специалисты Дисхелп при выполнении каждого заказа ориентируются на нормы действующего законодательства, ФГОСы и ГОСТы, регламентирующие отдельные виды работ и частные требования/пожелания клиен та. Наша команда не претендует на право собственности и авторство при совершении сделки купли-продажи прописывая это в специальном договоре. Авторские права заказчик получает вместе с готовым проектом, высоким качеством и конфиденциальностью данных в одной связке!


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

4 комментариев к “Интеллектуальная собственность в образовательной среде”

  • Здравствуйте. Скажите, а как студенту бороться за свои авторские права? Вот написал я курсовую, сдал ее на кафедру и все на этом. По факту, перепродать я ее не могу (она уже принята вузом, проверена на плагиат) или все же могу? И что делать, если вуз без моего ведома разместил курсовой проект на сайте?

    • Во-первых, знать свои права в сфере авторского права и строго соблюдать требования закона. Во-вторых, не бояться отстаивать свои законные права и интересы всеми доступными и законными способами.

  • Здравствуйте. Опубликовал я научную статью и благополучно про нее забыл. А недавно столкнулся с тем, что случайно на нее наткнулся, проверил на плагиат и выяснилось, что ее использовали и не указали ссыль на первоисточник. Вот как мне в этом случае установить «мошенника» и куда обращаться, буду ли этим заниматься правоохранительные органы (полиция, прокуратура и пр.). Если научная работа – понятно, что данные об авторе будут достоверны, а если где-то в банке готовых работ? И что делать дальше, как вот восстановить справедливость: потребовать компенсацию, исправление работы и пр. – только через суд?

    • Здравствуйте. Воспользуйтесь услугами юридической консультации.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *