Написание курсовых, дипломных или научных работ немыслимо без использования графических материалов в самых разных проявлениях: обычные графики или диаграммы, гистограммы, схемы и пр. Но важно не только уметь их грамотно и корректно создавать, но и уметь «читать» и анализировать их.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль и необходимость графиков в составе студенческих и научных работ
Многие начинающие авторы, которые испытывают трудности при подготовке и дальнейшем изучении графических материалов, предпочитают сторониться данного способа интерпретации данных и результатов исследования. Но на самом деле обойтись в тексте курсовой или дипломной работы хотя бы без одного графика крайне сложно и чаще всего невозможно.
Роль графических материалов в составе научно-исследовательских и научных работ неоднозначна и велика. Во-первых, графики – отличный способ изменить объем исследования (как в большую, так и в меньшую сторону). С одной стороны, они могут заполонить место, отразив при этом существенные тенденции и моменты в научном исследовании. С другой стороны, с их помощью можно сократить количество страниц в составе курсовой или дипломной работы, перенеся текстовый формат в графический и предоставив емкий анализ по важнейшим параметрам.
Распространенные виды графического материала в составе НИР |
Основные операции на графике |
Линейный график | Анализ тенденций и изменений |
График с несколькими элементами | Определение причинно-следственных связей, оценка изменений, динамика показателей, констатация общей картины по теме исследования |
Диаграммы | Определение долей, сравнение показателей или результатов |
Гистограммы | Сравнение элементов или параметров, результатов |
Во-вторых, наличие графиков и таблиц в составе студенческой или научной работы является одним из обязательных требований. Их миссия в данном случае кроется в визуальной подаче данных, когда взглянув на соответствующий материал, становится очевидным то или иное изменение, связь параметров и пр. Нередко отсутствие графиков и таблиц в составе студенческих проектов считается существенным недостатком, способным снизить итоговый балл на защите.
Сугубо текстовая подача результатов исследования недопустима. Важно грамотно подбирать инструментарий и методы интерпретации данных с акцентом на ясность и простоту.
В-третьих, с помощью графиков автор может повысить уникальность курсовой, дипломной или научной работы. В этом случае графики могут заменить типичную текстовую трактовку, ликвидировав тем самым совпадения. Анализ графиков, как правило, сугубо оригинальная часть исследования, где емко отражается суть отображаемых элементов. В данном случае интерпретация будет носить частный характер, на основе обособленных данных (полученных лично автором).
В-четвертых, проработка и включение в состав НИР графических материалов и способов отображения данных позволяет исследователю в очередной раз оценить «обстановку» по заявленной теме, перепроверить корректность и точность данных, переосмыслить имеющиеся на руках первоисточники и результаты исследований. Также график помогает выделить существенные стороны или ключевые аспекты, точки, требующие особого внимания или имеющие наибольшую ценность для исследования в целом.
Таким образом, графические материалы – это особый инструмент в руках автор студенческой или научной работы, который позволяет грамотно и неординарно преподнести результаты, оптимизировать объем проекта и подчеркнуть навыки по работе с информацией и умение корректно ее доносить до целевой аудитории с учетом действующих требований и правил.
Как правильно работать и читать графики в тексте студенческих и научных работ?
О правилах создания и оформления графиков, диаграмм в составе курсовых и дипломных, научных работ мы писали ранее. Но не менее важно уметь не только их прорабатывать и вписывать в контекст исследования, но и самостоятельно разбираться в графических способах подачи данных: знакомиться с отображаемым форматом и выделять основные тенденции, изображенные на нем.
Первым шагом на пути к изучению графика выступает зрительный контакт. В данном случае пользователю предстоит взглянуть на представленный элемент и постараться понять основные моменты: что на нем изображено?
Как правило, графики – это не просто линии и точки. На них точно будет то или иное обозначение с дальнейшей расшифровкой. Как минимум, важно выделить основные параметры или показатели, отраженные с их помощью.
В рамках первого шага исследователь должен диагностировать перечень аргументов или данных, которые подчеркивает каждый элемент (линия, точка и пр.). Важно не просто выделить их, но и разобраться в значении каждого: что это за аргумент, где применим, для чего используется, на что воздействует, взаимосвязь с иными составляющими и пр. Подобный анализ должен быть произведен в отношении каждого заявленного параметра.
Второй шаг в рамках анализа графических материалов – выделение изменений, причинно-следственных связей, тенденций. График – это не просто линии или схемы. Каждая из составляющих подчеркивает «движение» рассматриваемого аргумента или параметра. Поэтому важно внимательно посмотреть на график и сначала оценить динамику каждого заявленного аргумента: как он изменился (увеличился, сократился) и постараться понять характер динамики (хорош или плохо).
Далее необходимо установить связь рассматриваемых показателей. Для этого особый акцент делается на точках соприкосновения между графиками, а также точки пересечения графиков с осями координат. Каждая из точек будет символизировать об определенном состоянии и наличии или отсутствии связи между заявленными аргументами. Затем необходимо оценить каждую образовавшуюся на фоне пересечений линий блоки или сегменты и оценить, как изменяется каждый из рассматриваемых показателей (что увеличилось, что уменьшилось) и постараться определить причинно-следственные связи тенденций.
Третий шаг – это обобщение результатов выше реализованного анализа данных с акцентом на причинно-следственные связи изменений, а также отражение воздействия выявленной динамики на иные аргументы и процессы с научным обоснованием.
В рамках заключительного этапа важно сделать окончательный и обоснованный вывод, в котором следует подчеркнуть яркие и весомые изменения в обозначенных параметрах, установить причины этих перемен и их влияние на отдельные аргументы и процессы или картину (по заявленной теме) в целом. Также возможно произвести прогноз данных для оценки перспектив развития объекта исследования.
Если исследователь работает с графиком из готовой студенческой или научной работы с целью сбора информационной или доказательной базы по теме, то ему важно сначала произвести анализ наименования графического элемента. В нем будут отражены ключевые моменты (отраженны на соответствующем рисунке) и суть.
Указанные этапы позволяют проанализировать график с точки зрения ясности и информативности. Но не менее важно оценить представленные элементы (линии, черты, схемы и пр.) на точность, достоверность и корректность. То есть необходимо провести дополнительную проверку всех заявленных аргументов:
- Оценить точность и правильность отображения каждого аргумента, факта или показателя на графике;
- Отметить связь рассматриваемых показателей на графике и в научной плоскости, то есть обосновать выявленные тенденции, подчеркнуть их возможность и корректность с научной точки зрения;
- Определить достоверность и обоснованность анализа (представленного в первоисточнике, если материал был взят из НИР другого автора), правильность описания всех тенденций и параметров, разъяснений каждого показателя и пр.
Таким образом, графический анализ (или анализ графических материалов и элементов) – процесс поэтапный и кропотливый, требующий особой подготовки и знаний по теме. Важно не просто оценить ситуацию в целом, но и разобраться в каждом составном элементе, чтобы взвесить каждый параметр, его роль в сложившейся ситуации и определить степень достоверности и корректности отображаемых результатов.
Как грамотно преподнести результаты анализа графиков в составе студенческих и научных работ?
Проанализировать график – половина дела. Далее исследователю важно достойно преподнести результаты аналитической мысли в составе курсовой, дипломной ил научной работы с учетом действующих правил и требований ГОСТ.
Согласно общим принципам подготовки студенческих и научно-0исследовательских проектов, каждый график или графический материал должен быть уместно и умело вписан в общий контекст исследования. То есть у каждого элемента будет свое определенное место в составе студенческой работы: определенная глава, пункт, абзац.
Графики вставляются в текст курсовой, дипломной или научной работы строго с учетом смысловой нагрузки и соответствия раздела описываемым элементам.
Каждый графический материал – индивидуален, поэтому будет иметь соответствующее наименование, подчеркивающее его предназначение, идею или ключевые моменты.
Далее под каждым заявленным графическим элементом должен быть представлен емкий анализ данных. Данная часть – самая сложная и важная. Она предполагает предоставление обоснованного описания отображенных на графике элементов и тенденций. Для этого важно использовать специальные формулировки и термины, учитывать тематические рамки исследования и располагаемую информационную базу.
Чаще всего анализ графических материалов в составе курсовой, дипломной или научной работы сводится к емкому выделению основных изменений и определению их характера, причин и следствий с переходом к следующему этапу исследования.
Под каждым графиком будет присутствовать соответствующее описание и констатация фактов. Без анализа предоставленных элементов не обойдется ни один заявленный «графический продукт». В противном случае аттестационная комиссия сочтет данный пробел за ошибку.
График может быть заявлен как в составе основной части проекта, так и в разделе приложения. Но описание и обоснование обозначенных на нем составляющих элементов обязательно должен присутствовать в соответствующем разделе (параграфе, этапе исследования).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Формулировка результатов анализа графиков в составе курсовых и дипломных работ
Описание графических элементов в тексте студенческих и научных работ предстает в сочетании традиционных клише, стандартных фраз и частных (отраженных на графике) параметров.
Опытные исследователи рекомендуют начинать интерпретацию отраженных на схеме тенденций с помощью вводного слова, которое подчеркнет местоположение соответствующих изменений и суть обозреваемого компонента.
Этапы анализа графического материала |
Ключевые элементы анализа |
Базовые формулировки |
Как начать анализ графика? | Наименование графика и основное содержание, что отображено и где | Согласно графику, по данным графика, график подчеркивает, на графике изображено… |
Основная часть анализа графика | Выделение основных данных и тенденций | Изменение показателя свидетельствует, увеличение/уменьшение показателя связано |
Заключение анализа графического материала | Обобщение сведений и переход к следующему этапу | Таким образом, по итогам (результатам) анализа очевидно |
Если на графике отображено несколько параметров, то не стоит углубляться в разбор каждого из них. Комиссия или научный руководитель полагает, что автор понимает и располагает соответствующими знаниями «по умолчанию», поэтому детально разъяснять каждый параметр не нужно. Анализ графического материала сводится к выделению существенных изменений, определению их характера и по возможности установления причинно-следственных связей.
Обратите внимание, что анализ графиков в составе студенческих и научных работ должен быть емким, четким, однозначным и логичным. Принцип емкости предполагает отражение существенных изменений. Однозначность и четкость аналитической мысли сводится к корректному толкованию отраженных на графике параметров, коэффициентов и их динамики, связи с научным обоснованием. Канон логичности предполагает, что анализ обозначенных данных будет представлен в виде связного и понятного текста, где будет очевидна роль графического материала и отображенных на нем элементов в общей картине, по теме исследования, на определенном этапе изыскания.
Таким образом, графический анализ в составе курсовой, дипломной или научной работы позволяет автору достойно и емко представит результаты исследования с помощью конструктивным «дизайнерских» методов и упростить восприятие полученных результатов, повысить качество проекта и его оригинальность.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!