Какие занятия студенты охотно посещают (особенно, если они начинаются не с первой пары)? Конечно же, лекции. «Почему?» — спросите Вы. Ответ прост. Именно на лекциях от студента требуется лишь умение слушать и записывать важные моменты. Здесь преподаватель не опрашивает учащихся, а наоборот, сам делится информацией, знаниями и опытом.
Одного присутствия на лекции недостаточно. Важно вникать в сказанное педагогом и конспектировать отдельные фрагменты, моменты. Делать это нужно не ради галочки, а чтобы в дальнейшем по этим записям студент мог сориентироваться вспомнить, о чем говорилось, подготовиться к предстоящим рубежам (написанию контрольной работы, сдаче зачетов или экзаменов и пр.).
Неужели придется записывать каждое слово, чтобы не нарушить ход мыслей и понять тему? Как успеть зафиксировать все, ведь педагог не будет специально диктовать материал? Сегодня мы поговорим о том, как правильно записывать лекции.
Правила грамотного конспектирования материала
Все мы знаем, как проходит лекция. Зачастую педагог «распинается» у доски или кафедры, разъясняя тему, а студенты заняты своими делами. Лишь единицы внимательно его слушают и стараются записывать, что успевают.
Не стоит злоупотреблять добротой преподавателя и думать, что он ничего не замечает. Уже по поведению можно судить, насколько серьезен учащийся и как относится к учебе, каким специалистом он может стать.
Не торопитесь записывать каждое слово. На протяжении 1,5 часов делать это возможно, но слишком утомительно и трудно. Любой конспект должен удовлетворять трем основным требованиям:
- Содержать только ключевые моменты, основные мысли: определения, формулы, краткие пометки о второстепенном (например, названия теорий или законов, авторов и пр.), отражать хронологию событий и пр.
- Материал должен быть читабельным, понятным;
- У студента должно быть приготовлено все необходимое для записей: тетрадь, ручка и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чтобы умело записывать лекции, нужно обладать не только высокой скоростью записи, но и обладать конкретными навыками:
- Преподаватель может иногда отвлекаться от темы, поэтому студент должен отличать важные и второстепенные моменты. Первые следует фиксировать, а вторые – можно опустить, так как они не имеют прямого отношения к теме.
- Старайтесь использовать так называемую «цитатную технику написания». Лекции всегда пишутся вручную. Это одно из обязательных требований в системе образования. В некоторых случаях, преподаватели разрешают набирать материал на ноутбуке. Цитатная техника фиксирования материала предполагает, что студент записывает каждую новую мысль с красной строки. Так будет легче разобраться в записях.
- Обязательно переписывайте все, что преподаватель фиксирует на доске. Обычно там отражаются наиболее важные моменты: формулы, схемы, примеры, упрощающие процесс усвоения нового материала;
- Прощайте процесс записи с помощью цифр и аббревиатур. Можно использовать не только общепринятые сокращения, но и «изобретать» свои. Помечая на полях их расшифровку.
Как успеть записать все или к каким хитростям можно прибегнуть, чтобы конспект получился полным и полезным?
Далеко не всегда студенту удается записать, все, что он хочет и слышит. Основными причинами в этом деле является низкая скорость письма, отсутствие у него разборчивости относительно важности текста (выделять основную мысль), педагог торопится и быстро преподносит тему слушателям.
Чтобы записать по максимуму информацию, сделать лекцию полезной и полной в тетради, достаточно придерживаться следующих принципов:
- Повышайте скорость письма. Делать это можно с помощью сокращений, различных техник или банальной тренировки руки (больше писать дома, стараться увеличивать скорость письма).
- Записывайте лекцию на диктофон. Новые гаджеты и мобильные телефоны практически все оснащены такой функцией. Пользоваться ею следует с умом, например, на лекции. Запишите ее на аудиоустройство, а дома дополните свои записи (после прослушивания материала).
- Пользуемся план-конспектом. Данный термин означает, что во время лекции студент должен записать лишь «ключи»: тезисы, определения, авторов теорий и пр., основные разделы темы, а дома он сможет самостоятельно более полно изучить материал и законспектировать его.
- Графический конспект. Порой уместить большой объем информации можно с помощью графических материалов: схем, графиков, диаграмм таблиц и п. Если Вы умеете быстро ориентироваться в тексте, сказанном, то смело фиксируйте лекцию в «графическом стиле». Так она обретет не только оригинальный вид, но и возьмет в себя больше информации, быстрее усвоится.
- Не пропускайте лекции. Полная посещаемость позволит не только наполнить лекционные записи, но и заслужить достойную репутацию. Более того, посещение всех занятий со временем выработает у Вас собственную технику конспектирования материала.
- Если не успеваете за мыслью преподавателя, то можно сократить слова, пустив в них гласные. Поверьте, нет ни одного слова, которое бы было невозможно понять без главных. Пропускать можно не все гласные, а их часть. Например, «матмтка» — математика, «рзвтие» — развитие и пр.
Чтобы запись лекции была грамотной и полезной, пригодилась студенту при подготовке к контрольному рубежу, самостоятельной работе или сессии, важно уметь выделять основную мысль и второстепенные части. Это в значительной степени упростит процесс конспектирования. Как говорится, опыт приходит с годами. Поэтому старайтесь посещать все занятия и оттачивать свои навыки и мастерство, профессионализм.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Хочу добавить еще один вариант – списать у одногруппника лекцию и не париться) Это шутка. Хорошая статья. Помнится мне, будучи студентом не успевал за преподом записывать, уж больно быстро он читал материал. Где мои студенческие годы? Обязательно бы опробовал ваши методы.