Как из курсовой работы сделать дипломный проект: рекомендации по переработке материала

Студенческие работы выступают обязательным условием развития будущего специалиста. Они учат работать с текстом, анализировать большие массивы информации, вычленять главные мысли, систематизировать данные и это далеко не все. Такие форматы, как курсовые и дипломы приняты практически в любом ВУЗе, не считая отдельных специальностей и направлений подготовки.

КАК ИЗ КУРСОВОЙ РАБОТЫ СДЕЛАТЬ ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ МАТЕРИАЛА
Студенческие работы выступают обязательным условием развития будущего специалиста. Они учат работать с текстом, анализировать большие массивы информации, вычленять главные мысли, систематизировать данные и это далеко не все. Такие форматы, как курсовые и дипломы приняты практически в любом ВУЗе, не считая отдельных специальностей и направлений подготовки.

Во многом они довольно схожи: и то, и другое — изучение конкретной темы или отдельного, узкоспециализированного предмета. И то, и другое предполагает анализ источников при глубокой творческой переработке материала и т.д. Но все же это различные форматы. Курсовые в основном используются для перевода с одного курса на другой. Помогают освоить азы научной деятельности. А диплом выступает выпускным материалом, который защищают в конце полного периода обучения. Кроме того, он куда более объемный.

В некоторых случаях диплом имеет смысл писать с нуля. Но чаще всего это необоснованный расход сил и времени. В качестве материалов, которые можно взять за основу создания дипломной работы, выступают преддипломная курсовая и отчет по практике. Они настолько тесно соприкасаются с выпускной работой, что могут покрыть до 70% объема необходимой информации, если правильно переработать исходники.

Как это сделать и чего делать точно не стоит — далее.

Особенности и виды курсовых работ

Курсовая работа — это студенческий материал, который выступает результатом научной деятельности учащегося. В отличие от многих других форматов, он предполагает глубокую проработку определенного вопроса, темы. Не такое глубокое, как в дипломе или магистерской диссертации, но и не столь поверхностное, как в реферате.

Курсовые выступают базой для отработки исследовательских навыков, учат иметь дело с информацией, данными, анализировать и интеллектуально перерабатывать узнанное из сторонних источников.

Существует несколько видов курсовых по характеру информации, исследования, заложенного в основу:

  • Расчетно-графическая. Предполагает разработку проекта с чертежами, математическими расчетами, а также пояснительной запиской. В большей мере они ориентированы на практику. Такие курсовые не годятся для превращения в диплом. Разве что нужно спроектировать объект схожего назначения, но чаще всего приходится пересчитывать все с нуля. Смысла в такой работе, трате времени мало.
  • Отчетная. Зачастую представляет собой обзорный материал по теме. С некоторыми вкраплениями собственного мнения, обоснованной авторской позиции, с опорой на источники. Отчетные курсовые готовят на первом-втором курсах гуманитарных и иных специальностей. Практической части они лишены. Из-за довольно скудного информационного наполнения, отчетные работы не подходят для переработки в диплом. Разве что, можно взять некоторые мысли, тезисы.
  • Комплексная курсовая. Требует, чтобы учащийся использовал знания нескольких смежных направлений. Зачастую включает в себя теоретическую и практическую части, если по характеру специальности это возможно.
  • Исследовательская курсовая. Представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую работу с глубокой проработкой материала и большим объемом самостоятельных изысканий. Напоминает диплом, однако отличается объемом и широтой тематики. Такие труды пишут на старших курсах университетов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Из всех названных видов только комплексные и научно-исследовательские курсовые имеют шансы превратиться в дипломный проект. При условии, что информацию удастся дополнить и изменить характер повествования, чтобы не получалась полная калька с собственного оригинала.

Курсовые пишут на каждом году обучения. Студентом настоятельно рекомендуется с самого начала выбирать направление, интересующее с исследовательской точки зрения. А затем год за годом работать по смежным, близким темам. Ни в коем случае не стоит выбрасывать или удалять текст работы. При грамотном подходе к диплому будет 2-3 курсовых, из которых можно взять основной массив информации и не задумываться о проработке текста с нуля.

В чем состоят особенности дипломной работы

Дипломная работа — это еще один формат проверки знаний студента. Своего рода итог обучения на факультете, определенной специальности. Подготовка диплома начинается на финальном курсе. Студент должен продемонстрировать широкие знания выбранного предмета, а также смежных дисциплин, поскольку такой формат редко опирается только на одну вузовскую дисциплину. Обычно требуются все знания и навыки.

Для дипломной работы типичны следующие особенности:

  • Узость темы. Как правило, диплом посвящен одному определенному вопросу. Хотя бывают исключения. Все зависит от специальности, направления подготовки. И личных предпочтений самого студента.
  • Глубина проработки. Чтобы написать грамотный диплом, студент должен ознакомиться с темой, всеми доступными источниками, досконально изучить предмет исследования. Поверхностные рассуждения тут не сгодятся. Написанную абы как работу «завернут» еще до защиты, вынудят готовить по-новой.
  • Полнота и логика изложения. Дипломная работа требует тщательного изложения материала, описания предмета исследования. Плюс, важно не перескакивать с мысли на мысль, подводить все рассуждения к единому итогу, делать текст на логические блоки и так до самого конца.
  • Актуальность. Важно, чтобы исследование, его результаты были актуальны и полезны.
  • Практическая ориентированность или фундаментальная ценность. Дипломная работа должна иметь практическую ценность. То есть помогать решать определенные практические задачи. Примером может быть алгоритм, который по-новому решает старые вопросы и экономит ресурсы устройства при компиляции и запуске. Фундаментальная ценность требуется, если практическое применение результатов исследования пока невозможно. Речь идет о продвижении определенного вопроса, темы вперед. Конечно же, никто не ожидает, что студент-старшекурсник будет рассуждать на уровне светила науки.

Диплом, как и курсовая, может иметь различные формальные свойства. Некоторые дипломные работы представляют собой текстовое изложение материала. Другие имеют как теоретическую, так и практическую части. Третьи же полностью посвящены расчетам, графическому содержанию. Например, те же дипломы по энергетическим или инженерным специальностям. Они в большей мере направлены на привитие студентам навыков грамотного проектирования, чем на сугубо научную работу. Задачи скорее прикладные.

Сходства и отличия курсовой и диплома

Как было сказано ранее, дипломная и курсовая работы имеют много общего и еще больше отличного.

Среди схожих черт можно выделить:

  • И то, и другое — форма отчетности студентов. Курсовая позволяет проверить качество освоения материала по ключевым специальностям (например, у юристов на первом курсе — это теория государства и права, на втором и далее — предмет специализации: будь то уголовное, гражданское право или иная отрасль).
  • Обе разновидности — это письменные труды. Они готовятся по определенной схеме, к ним предъявляют требования с точки зрения оформления и т.д.
  • Структура. Дипломы и курсовые имеют похожую структуру. Внутреннее строение диктуется особенностями научного стиля, который используют для подготовки студенческих работ. Всегда есть введение, разбивка на главы, заключение. В некоторых случаях идет разделение на теоретические и практические части, зависит от специальности и направления подготовки.
  • Требования к оформлению часто определяются одним и тем же ГОСТом.
  • И курсовую, и диплом нужно защищать. Студент проводит краткую презентацию своего труда, после чего отвечает на вопросы экзаменатора или комиссии.

В числе отличий:

  • Объем. В среднем, курсовая насчитывает от 20 до 30 листов. Дипломная работа — от 50 до 70. Хотя возможны индивидуальные корректировки, расхождения, в зависимости от конкретного ВУЗа.
  • Защита курсовой проводится перед одним экзаменатором. Обычно это сам научный руководитель. Если проверяющий считает возможным, защита курсовой засчитывается автоматом, без презентации и ответов на вопросы. При защите диплома послаблений нет. На презентации присутствует несколько преподавателей, они входят в состав комиссии.
  • Имеются особенности оформления.
  • Курсовая не предполагает глубокого и всестороннего анализа информации. Хотя, конечно, поверхностный текст никто не примет. Все же диплом требует, чтобы студент проработал все доступные источники: от аналитических статей, монографий и до собственного опыта, полученного на практике или в ходе работы.
  • Уникальность курсовой работы ниже. Она составляет 50-70%. Показатель для диплома начинается от 70%.
  • Количество источников. При подготовке курсовой достаточно 15-20. При написании диплома это количество увеличивается до 40-50. А иногда еще больше.
  • Курсовые — это варианты промежуточной проверки знаний, умения работать с научными источниками. Диплом — выпускная работа.
  • Перед написанием выпускной работы студенты проходят т.н. преддипломную практику. Отчет по ней используется при подготовке текста диплома.
  • Курсовая требует знаний по одной, максимум нескольких дисциплин. Диплом — знания по всем предметам, большинству курсов специальности.

Дипломная работа — более глубокое, всестороннее и серьезное исследование.

Как курсовую превратить в диплом

Теперь, когда черты дипломов и курсовых понятны, можно говорить о трансформации малой работы в больший формат.

При переработке курсовой в диплом, нужно придерживаться нескольких принципов:

  • Для начала, составить четкий план дипломной работы. Введение можно скомпилировать из нескольких курсовых, после чего подвести мысль к актуальности и пользе диплома, возможности практического применения информации или дальнейшей проработки исследования. Когда план будет готов, окажется проще подыскивать материалы.
  • Далее следует провести ревизию своих старых курсовых. Если студент на протяжении всего обучения придерживался единого научного интереса, работал по схожим, близким темами, это отличное подспорье. Следует использовать несколько курсовых, заполняя сведениями отдельные разделы. Заниматься самоплагиатом не рекомендуется. Разделы нужно заполнять по очереди, проставляя ссылки и дополняя свои прежние исследования, тезисы новыми фактами, которые появились за время дальнейшего обучения. Также не стоит забывать, что оформление ссылок в дипломе отличается от оформления сносок в курсовой работе.
  • Хорошим дополнением к диплому станет отчет преддипломной практики. Там достаточно информации, которая пригодится для дополнения текста.

После проработки этого этапа, дипломная работа будет готова примерно на 60-70%. Третья глава выпускной студенческой работы традиционно имеет исследовательский, прикладной характер, где автор описывает полученные данные, опыт, дает рекомендации по решению вопроса, заявленного в теме. Или же речь идет о графической, практической части, которую придется готовить с нуля собственными силами. Тут старые курсовые вряд ли помогут.

Важно проверить всю информацию на предмет актуальности, логики изложения. Потому как вполне может быть, что на ранних курсах имелись проблемы с последовательностью из-за недостатка опыта. В курсовой такое прощалось, в дипломе — можно натолкнуться на серьезные проблемы и провалить выпускную работу еще до защиты.

А не проще ли написать с нуля?

Дипломная работа — это как минимум 50 листов формата А4 с подробным, всесторонним изложением материала по выбранной теме. А еще — поиск огромного количества источников, их органичное использование для подтверждения своих мыслей, опоры для исследований. При этом на нее дается всего год. И это есть учесть, что текущую нагрузку тоже никто не отменял. Помножить эти факты на то, что студенты старшекурсники чаще всего работают. Выходит, что времени на диплом остается не так много.

Написать с нуля выпускную работу, конечно, можно. Но смысла в этом мало. Потому как на что-то опираться все равно проще. В этом случае опорой выступают старые научные работы, которые человек выполнял на прежних курсах. Не воспользоваться преимуществом, подспорьем было бы просто на рационально. Хотя заниматься самоплагиатом и копировать фрагменты старых трудов слово в слово все-таки не стоит. Необходимо творчески переработать все написанное ранее, опираясь на обновленные данные и личный, профессиональный опыт. Знания, полученные на практике.

О преимуществах переработки

Вариант переработки курсовой работы в диплом имеет несколько преимуществ:

  • Готовые источники. Можно брать информацию из старых источников, дополняя новыми для точности, полноты картины и достоверности.
  • Меньшие затраты времени. Писать выпускной труд с нуля — сложно и долго. Переработка может сэкономить немало времени, сил и нервов. Особенно, если тексты курсовых изначально написаны достаточно грамотно и исследования несут пользу несмотря на прошедшее время. Особой ценностью обладает т.н. преддипломная курсовая. Чаще всего она вплотную соприкасается с темой дипломной работы. А значит из нее можно немало почерпнуть.
  • Высокая скорость работы. Поскольку теоретическая база уже имеется в готовом виде.
  • Меньше усилий. Все по тем же причинам.

Студенты технических специальностей преимущества лишены. Чаще всего расчетно-графические работы — это сугубо практические труды, которые используются для обоснования конкретного объекта, проекта. Но некоторые фрагменты все же можно использовать.

О недостатках превращения курсовой в диплом

Есть у такого подхода, как переработка курсовой работы в дипломную и несколько недостатков:

  • Первые и главный — высокая вероятность морального устаревания информации. А это значит, что сведения, как и факты, утверждения, тезисы придется писать с нуля, проводя дополнительное исследование.
  • Второй — риск увлечься и подготовить не самостоятельный материал, а компиляцию из ранее высказанных мыслей. Но без творческой переработки получится каша с нагромождением случайных ссылок лишь для того, чтобы добить их до нужного количества.

Если подойти к решению вопроса осторожно и с умом, эти недостатки становятся не такими существенными.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!