Каждый студент СУЗа или ВУЗа в целях обретения реальных профессиональных навыков сталкивается с необходимостью пройти практику в специализированном заведении. Весь процесс становления специалиста проходит под контролем ВУЗа и руководителя с места практики. По результатам данного мероприятия формируется соответствующий отчет.
Чтобы стать воспитателем в ДОУ, важно не просто получить педагогическое образование. Здесь важен акцент именно на работе с детьми определенной возрастной группы, особенностей их развития. Притом важно не просто владеть теорией, но и иметь определенные навыки.
Студенты, обучающиеся по программе «Дошкольное образование», проходят практику в детских садах (частных и государственных), учреждениях дошкольного образования, различных центрах дополнительного образования. Это обязательный этап профессионального формирования будущего воспитателя. Сегодня мы расскажем об особенностях практики студента-воспитателя и выполнения отчета по практике.
Из чего складывается практика студентов-воспитателей?
Практика студентов в сфере дошкольного образования предполагает непосредственное участие в воспитательном и образовательном процессах детей. Они должны заключить договор о прохождении практики с ДОУ.
То есть база (место стажировки) – дошкольные образовательные учреждения. Суровых ограничений здесь нет: это может быть как государственное учреждение, так и частное.
Практика студентов проходит обычно около 2-3 недель. За это время они проходят инструктажи (техника безопасности, охрана труда, пожарная безопасность и пр.). Далее их распределяют по группам, закрепляя за ними конкретно куратора (действующего воспитателя). Под его руководством и контролем учащийся будет осваивать практические азы выбранной профессии.
В начале (примерно первые 3-7 дней) студент-воспитатель будет наблюдать за процессом: как, что и во сколько делают дети, поведение педагога, как он решает конфликтные ситуации, как общается с родителями, особенности поведения детей и пр.
Здесь важно понять суть работы, отметить основные рабочие моменты и процессы (особенности детей, порядок построения взаимоотношений с ними и пр.). Если возникают вопросы по ходу практики, то сразу же ищите на них ответы: уточняйте у наставника и пр.
Далее ему будут поручать конкретные задания: объяснить тему занятия, помочь воспитанникам, научить держать ложку одеваться на прогулку, организовать досуг (продумать игры и пр.) и пр.
Помимо воспитательной и образовательной работы, студент будет проводить и научно-исследовательскую работу. В частности, практикант будет анализировать методы работы с детьми, изучать отечественный и зарубежный опыт, анализировать картину, которая предстает перед глазами (текущий опыт). Притом нередко именно данный формат становится частью отчета. Он отмечается в разделе «индивидуальное задание практиканта».
В целом, за весь период прохождения практики студент проведет несколько открытых занятий. Притом сначала он спроектирует, спланирует соответствующие мероприятия, подберет необходимые материалы, переработает их, подготовит документацию. Затем в назначенный день проведет занятие с детьми. На них будут присутствовать кураторы от ВУЗа и ДОУ, коллеги. По итогам занятий он получит похвалу и замечания, на которые ему следует обратить внимание для совершенствования.
Данный момент также будет отражен в отчете по практике. Именно он позволит оценить качество практической подготовки и умение стажера применять полученные знания в профессиональной жизни.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В целом, практика для студента-воспитателя очень важна. В этот период он учится устанавливать контакты с детьми, находить подход к любому ребенку в зависимости от его характера, поведения, эмоционального состояния и прочих факторов. Важно не просто следить за детьми, но и прививать им определенные знания и навыки, культуру и этику.
Также он замечает и «мотает на ус» сложности и проблемы в профессиональной деятельности, с которыми сталкиваются действующие воспитатели и выделяет используемые ими способы решения.
Отчет по практике студента-воспитателя
Прохождение практики на базе ДОУ – это не просто присутствие студента на территории детского сада. Здесь ему предстоит применить полученные знания, а также сформировать отчет. Без него аттестовать данный период в колледже или вузе невозможно.
Сам по себе отчет по практике будет представлен в виде детального описания всех действий, которые выполнял практикант. Автору нужно лишь понять, как, что и где отмечать, преподносить и оформлять. Ведь к этому файлу предъявляются определенные требования.
Данный документ оформляется согласно методическим рекомендациям ВУЗа. Притом в каждом университете они разрабатываются отдельно, поэтому могут незначительно отличаться.
В целом требования стандартные: объем отчета по практике достигает 30-40 страниц. В нем должны присутствовать: титульник, оглавление дневник по практике, введение, основной материал, заключение, список литературы приложения. К отчету также должна быть приложена характеристика от руководства ДОУ.
Дневник по практике представляет собой календарный план действий практиканта. Здесь он должен отразить в каждый день практики: какие задания он выполнял, чему научился, что понял и пр. Практикант ежедневно кратко описывает каждый стажировочный день: какие действия делал, поручения выполнял, какие результаты получил. Именно этот формат помогает ему сориентироваться и вспомнить все действия, грамотно изложить их в отчете.
В начале дневника отражаются сведения о ДОУ: полное наименование, адрес, ФИО руководства, ФИО руководителя практики от ДОУ, наименование группы. Важно отмечать все сведения без ошибок, согласно актуальным данным, уставу организации. Далее необходимо предоставить подробное писание дел на каждый день.
Далее следует введение, где отражается цель и задачи практики, подчеркивается ее актуальность и необходимость в развитии и становлении специалиста. В этом разделе автор подчеркивает ход и место практики, отмечая ориентиры границы.
В основной части отчета по практике студенту необходимо отразить краткую характеристику ДОУ, а затем предоставить результаты практической работы: провести анализ полученных результатов, описать весь процесс воспитательной и образовательной работы, приложить соответствующие документы-доказательства.
Студент-воспитатель будет поводить научно-исследовательскую работу, что должно найти отражение в отчете. В данном контексте целесообразно проанализировать развитие детей в группе и привести примеры из личных наблюдений за ними. Здесь важно подобрать наиболее подходящую методику, продумать план научно-исследовательской деятельности и учитывать формальные особенности его отражения.
Также студент должен выполнить задание от кафедры ВУЗа. Чаще всего оно складывается из проведения отчетного занятия в группе.
Завершающим разделом отчета является заключение. Здесь практикант должен отметить, что он узнал, получил и понял, какие данные использовал при написании отчета, какие навыки он обрел и пр. В данном разделе можно сравнить ожидание и реальность, оценить степень выполнения описанного во введении научного аппарата (цели).
Характеристика от куратора или руководства ДОУ подтвердит компетентность и обучаемость практиканта. Ее стажер могут получить ближе к концу практики, обратившись к наставнику.
В конце документа должен присутствовать список литературы. Он оформляется согласно общим нормам ГОСТ Р 7.0.5-2008. Здесь должны присутствовать не только учебные пособия, научные статьи и иные материалы, но и определенные документы, на основании которых практикант проводил занятия, занимался с детьми и пр. Внутренние регламенты ДОУ (распорядок дня, список группы, план занятий) следует вынести в раздел приложения. Обратите внимание, что все первоисточники должны быть отмечены не только в библиографии, но и в основной части документа посредством цитирования, ссылок или сносок.
Таким образом, практику студента-воспитателя носит теоретический, аналитический и исследовательский характер. В этот период учащийся знакомится с реалиями выбранной профессии, пытается сопоставить имеющиеся знания с практикой, применить их, совершенствует навыки по общению с детьми, преподаванию.
В отчете по практике он отмечает не только свои наблюдения, но и рабочие процессы, в которых принимал личное участие, а также выделяет проблемы, с которыми он столкнулся в данный период времени.
Все аналитические операции в отчете должны быть грамотными, четкими, понятными и аргументированными. Материал излагается в научном стиле в соответствии с ГОСТами.
Как написать отчет по практике студента-воспитателя?
Чтобы выполнить указанный документ и успешно предоставить его на кафедру, защитить перед руководителями от вуза и места практики, важно продумать каждый шаг.
Для начала следует разобраться во всех тонкостях: где проходить стажировку, что нужно отметить в отчете, из чего он состоит и пр. Все это делается заранее. Для начала стоит изучить методические рекомендации, при наличии вопросов – задать их наставнику от учебного заведения. То есть непосредственно в ДОУ практикант идет с четким осознанием: что ему предстоит делать, зачем и как.
Далее нужно понять, какие материалы пригодятся для написания отчета. Ведь именно он является главным аттестационным моментом. Параллельно практической деятельности, стажеру нужно собрать соответствующие материалы. Как правило, ему нужно скопировать или запросить:
- Устав организации;
- Должностная инструкция воспитателя;
- Расписание группы (за которой он закреплен);
- Дидактические или иные материалы, рекомендации для проведения занятий с детьми;
- И пр.
Обязательно заполняйте дневник по практике. Его своевременное ведение поможет затем вспомнить каждый день, выделить те или иные моменты для отражения в отчете.
Форматирование документа учитывает классические параметры:
- Печатный вид, использование белых листов А4;
- Поля страницы: левое – 30мм, правое – 10 мм, остальные – по 20 мм;
- Отступы и абзацы оформляют на уровне 1,25см;
- Шрифт – TimesNewRoman, 14;
- Интервал между строками – 1,5;
- Нумерация страниц – внизу в правом углу или по центру;
- Текст подлежит выравниванию по ширине страницы.
Основная часть формируется в комбинации текста и таблиц, графиков и пр. Все табличные и графические материалы подлежат озаглавливанию и нумерации.
При оформлении оглавления лучше всего воспользоваться специальными инструментами ворд. При заполнении этой части вручную, важно правильно расположить все элементы: наименование разделов начинают с начала строки без отступов, а номера страниц должны быть отмечены в одной колонке, на едином уровне.
На титульном листе и в списке библиографии, частично в приложении допустимо использование одинарного интервала межстрок.
Несмотря на то, что отчет по практике не подлежит проверке нам плагиат, важно использование актуальных и проверенных данных.
Более того, автор должен грамотно перерабатывать все источники информации и корректно их преподносить, оформлять.
Перед сдачей материалов на проверку, обязательно проведите вычитку или самоанализ. Убедитесь, что все описано доступно, корректно, качественно.
Отчет по практике – индивидуальный документ. Студент должен самостоятельно выполнить этот проект, чтобы доказать свою профессиональную состоятельность. Если у практиканта не хватает времени или сил на оформление отчета, то можно обратиться к специалистам ОЦ Дисхелп, которые гарантируют высокое качество своих услуг.
Мы поможем не только сформировать отчет, но и подготовиться к его защите. С нами написание и оформление отчета по практике воспитателя пройдет легко, а успех практиканта не заставит себя долго ждать.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Доверила Дисхелп выполнение отчета по практике. Учусь в ВУЗе на воспитателя, параллельно работаю аниматором. Дисхелп меня очень выручили, качественно и быстро написав мне отчет! Все грамотно, согласно методичке, а самое главное – в срок!