Как облегчить ход фактчекинга?

Проведение любого исследования, изучение той или иной темы, написание студенческой или научной работы сопровождается погружением в множество первоисточников. Притом использовать в рукописи целесообразно только качественные ресурсы. Чтобы проверить материалы на надежность и достоверность, необходимо владеть соответствующими приемами фактчекинга.

Как облегчить ход фактчекинга?

Проведение любого исследования, изучение той или иной темы, написание студенческой или научной работы сопровождается погружением в множество первоисточников. Притом использовать в рукописи целесообразно только качественные ресурсы. Чтобы проверить материалы на надежность и достоверность, необходимо владеть соответствующими приемами фактчекинга.

Общая характеристика процесса фактчекинга

Фактчекинг – это специфический процесс по проверке источников информации на предмет достоверности и точности, надежности. То есть с помощью такого комплекса действий авторы оценивают подобранные материалы и определяют степень их соответствия реальному положению дел в науке или отрасли, приверженности к заявленной тематике и проблематике, их актуальность и пр.

Сама по себе процедура проверки первоисточников на достоверность и надежность протекает по «накатанной траектории». Сперва автор выбирает тему для изучения и приступает к сбору информации по ней. На этой стадии качество материалов не играет существенной роли. Важно получить общие представления об исследуемом явлении, определить основные моменты и акты, результаты и выводы и пр.

Этап

Действие

Сбор информации Поиск информации по теме исследования с учетом утвержденного или потенциального плана работы
Анализ данных Определение уместности и необходимости каждого ресурса, их функции в составе проекта, сравнение материалов с целью определения их соответствия базовым критериям качества
Сортировка Отсеивание лишней и некачественной информации
Систематизация Формирование тезисного плана с учетом включения первоисточника, распределение проверенных материалов

Далее важно наметить план исследования и определить: о чем будет говориться в каждом разделе, какие материалы понадобятся для описания и раскрытия темы, обоснования идеи и авторской проблемы и пр. То есть происходит предварительная сортировка.

Непосредственный фактчекинг – это третий шаг в исследовательской деятельности. Именно здесь автору академической или иной работы предстоит убедиться в следующих аспектах:

  • Тематическое совпадение материалов;
  • Актуальность первоисточников;
  • Достоверность и точность;
  • Уместность и необходимость употребления в составе проекта.

То есть фактчекинг в исследовательской деятельности – это комплексная процедура, которая позволяет определить соответствие данных реалиям, их роль в новом исследовании, корректность описания и изложения информации, возможности их употребления в составе студенческого или научного проекта.

Рассматриваемая процедура предполагает сортировку материалов по таким критериям, как надежный и ненадежный ресурс, актуальный и неактуальный, достоверный и недостоверный, уместный и неподходящий, полезный и бесполезный.

Только после проверки качества первоисточников и определения места в новом документе, студент или аспирант может приступить к проведению собственного исследования, использованию информационной подборки для описания ситуации или обоснования результатов, идеи и авторской позиции.

Сама по себе процедура фактчекинга сводится к следующим махинациям:

  1. Поиск информации;
  2. Сопоставление данных;
  3. Сортировка материалов по критериям качества;
  4. Оценка данных;
  5. Определение роли и места для каждого ресурса в проекте.

Казалось бы, схема фактчекинга простая и ясная. Но далеко ен каждый студент способен совладать с нею. В ходе этого процесса возникает немало нюансов и вопросов, требующих незамедлительного ответа.

Типичные вопросы и проблемы фактчекинга информации

Итак, первый и самый очевидный вопрос: «С чего начать фактчекинг?». Но поиск ответа на него предполагает, что у исследователя под рукой имеется уже определенная база данных. Также следует продумать общий план исследования.

Тонкости при проведении фактчекинга
Тонкости при проведении фактчекинга

Итак, первыми шагами по проверке первоисточников будет поиск ответов на такие вопросы, как:

  • Соответствует ли материал теме исследования? Какие проблемы они освещают?
  • Как давно был опубликован материал? Какие рукописи можно отсеять в силу устаревания и дезактуализации?
  • Какие ресурсы вызывают вопросы, сомнения? Сравнение каких ресурсов подчеркивает наличие противоречий?
  • Насколько грамотно и корректно описаны основные результаты, выводы? Совпадает ли их интерпретация из разных первоисточников?
  • Как можно использовать первоисточник в проекте?

Второй не менее популярный вопрос относительно фактчекинга: «Как проводить фактчекинг?». Здесь однозначного ответа нет. Каждый исследователь выбирает наиболее посильные для себя инструменты и приемы, исходя из специфики выбранной темы и располагаемой информационной базы.

Ход фактчекинга при написании курсовых, дипломных и научных работ складывается следующим образом. Сначала пользователь внимательно изучает собранный материал и сортирует его согласно плану исследования. Затем он приступает к проверке качества информации. Для этого достаточно сопоставить факты между собой, сравнить данные об одном и том же явлении из разных ресурсов, определить степень актуальности данных.

В целом ход фактчекинга можно представить как критический или сравнительный анализ данных целью отсеивания устаревших, сомнительных и недостоверных утверждений.

Третий вопрос, затрагивающий траекторию оценки качества первоисточников: «как пользоваться результатами фактчекинга?». Как правило, после проведения этой процедуры у автора остается не так много источников информации. Порой информационная база заметно скуднеет, связать между собой этапы и результаты исследования становится все сложнее, а обосновать итоги и выводы – невыполнимая миссия на фоне дефицита информации.

Но на самом деле, все не так сложно. Проверенные материалы нужно грамотно соотнести с планом исследования, текущим контекстом (если он есть), определить их роль и цель применения (для описания, обоснования, подтверждения или опровержения, сравнения и пр.).

Помимо вопросов, у студентов также могут возникать проблемы при проведении фактчекинга. Чаще всего они связаны с объемом информации по избранной теме исследования. На фоне дефицита данных порой невозможно сопоставить материалы и определить степень их достоверности, корректности и точности. Избыток первоисточников также усложняет ход «инфоэкспертизы», так как пользователю приходится изучить и переработать все ресурсы, сопоставить их между собой, проанализировать их, определить дату публикации, необходимость и роль в проекте и пр.

Еще одной проблемой на пути при проверке материалов выступает компетентность и экспертность. Автор должен иметь представления по теме, понимать, где «правда и ложь», знать авторитетные издания или авторов и пр. Если студент впервые сталкивается с темой, слабо разбирается в ней, то проводить фактчекинг становится сложно.

Но непреодолимых сложностей не бывает. Главное – понять принципы и правила фактчекинга, знать базовые шаги и разобраться в теме.

Инструментарий и методология эффективного фактчекинга

Итак, как же организовать и провести экспертизу качества материалов для написания академической работы рационально и эффективно? Для этого нужно оценить «фронт работы» и спланировать ход действий, то есть подобрать необходимый и достаточный инструментарий и методы.

Стратегии качественного фактчекинга можно представить в следующем виде.

Способ

Характеристика

Методы

Сортировка Отсеивание сомнительной или спорной информации, распределение информации согласно плану проекта или исследования Сравнение, критический анализ, техника отсечения
Структурирование и систематизация Распределение информации по мере ознакомления, вычитки согласно логике исследования с определением ее функции или роли в проекте Вычитка, сопоставление с планом исследования или проекта, комбинирование данных, обобщение или выделение, дедукция или индукция и пр.
Авторитетность издания или автора Оценка престижа и репутации автора, качества публикуемых материалов в нем. Оценка престижа автора и качества проводимых им исследований Аналогия, сравнение, экспертная оценка, анализ
Автоматическая проверка Использование специальных сервисов и платформ по проверке качества материалов. Автоматическая обработка и анализ ресурсов.
Контекстуальный анализ Определение корректности описания фактов, результатов, мнения, идей и пр. Вычитка текста, логическая обработка данных, установление причинно-следственных связей, проверка достоверности и точности выводов и результатов
Кооперация, делегирование Привлечение квалифицированных специалистов в рамках предметной области исследования Совместная работа с преподавателем или научным руководителем, привлечение сторонних экспертов, групповая работа и пр.

Первая стратегия предполагает распределение информации. В данном случае фактчекинг состоит в установлении хронологии событий и достоверности, точности, корректности описываемых моментов. То есть автору достаточно убедиться, что такое явление, идея, подход или результат имеет место, авторство, тематически совпадает с миссией проекта и пр. Здесь же можно перепроверить отдельные детали по исследуемому вопросу: дата, точность высказывания или идеи, надежность результатов, актуальность публикации и пр. То есть студент или аспирант отсеивает из информационной базы ненужное, бесполезное и сомнительное.

Вторая тактика нацелена на упорядочивание имеющейся информации с акцентом на ее качество. То есть автор по мере изучения первоисточников сразу же будет отсеивать сомнительные и устаревшие сведения, отбирать пригодные для своего проекта фрагменты с учетом их надежности, логичности и точности в описании, необходимости в составе НИР и пр. То есть организация и систематизация материалов предполагает не только определение их качества, но и роли в составе нового проекта в рамках конкретного этапа, раздела, цель применения и пр.

Третья вариация предполагает акцент на авторитетности либо издания, либо автора рукописи. В данном случае фактчекинг производится не конкретно по первоисточнику, а по месту его «происхождения» или публикации. Как правило, требовательные издания тщательно проверяют предоставляемые им рукописи на базовые критерии качества. Поэтому, если журнал, разместивший соответствующий материал обладает хорошей репутацией, выставляет жесткие требования к рукописям, то можно не сомневаться в соответствующих первоисточниках и их достоверности. Аналогично – если исследовать престиж и качества исследований конкретного автора.

Еще одна стратегия основывается на автоматизации хода проверки первоисточников. Такой функцией обладают современные сервисы – нейросети, программы на базе искусственного интеллекта. Они сопоставляют материалы с располагаемой базой данных (их знаниями по предметной области). Если имеются противоречия, нестыковки – они будут помечены и выделены. Притом именно этот подход считается самым оперативным, но результаты такой экспертизы – не всегда точны и надежны.

Пятый способ фактчекинга основывается на аналитических операциях с опорой на контекст. В этом сценарии необходимо определить логичность освещаемых моментов и результатов, корректность и однозначность их восприятия. То есть по мере изучения первоисточника должна воссоздаваться конкретная картина, не вызывая излишних вопросов. Сначала оценивается один конкретный первоисточник, далее по мере ознакомления с остальными – проводится сравнительный анализ меду ними (в отношении одного того же момента). Если наблюдаются расхождения, то лучше всего отказаться от использования таких материалов.

Еще одним распространенным подходом в сфере фактчекинга выступает кооперация. Он предполагает объединение усилий автора проекта с экспертами с целью проверки качества результатов, первоисточников, выводов, эффективности результатов, выделения сильных и слабых сторон исследования и поиска способов оптимизации. В данном случае можно поучить простую консультацию, провести рецензирование, обсудить те или иные моменты и пр. Важно лишь, чтобы привлекаемое лицо было компетентно в предметной области исследования.

Также можно отметить комбинированную стратегию, где студент или аспирант сначала самостоятельно проверяет информацию посильными способами, затем использует автоматизированные системы. Обращается за помощь к наставнику и принимает окончательное решение относительно основной информационной базы, доказательной основы и пр.

Каждая из стратегий требует тщательного изучения всех первоисточников и определения степени надежности каждого из них.

Способы упрощения фактчекинга информации

Итак, как же можно упростить проверку качества материалов?

Для начала важно разобраться, по каким критериям автор намерен оценивать первоисточники и продумать шкалу их измерения. Как правило, в такие параметры входит:

  • Актуальность материалов. Обычно требуют задействовать источники информации, которые вышли в свет не более 5 лет назад. Притом границы актуальности целесообразно уточнять на месте.
  • Корректность. Все описания, результаты, факты должны преподноситься однозначно и понятно, грамотно, на доступном для пользователя языке. Возникают сложности с восприятием материалов – лучше отказаться от него или при наличии свободного времени тотально ознакомиться и восполнить пробелы.
  • Достоверность и точность. Важно оценить, насколько точно заявлены факты, соответствуют ли они действительности. По возможности нужно сопоставить с аналогичными проектами или провести эксперимент и убедиться в их надежности лично.

То есть, если автор изначально понимает, какой должна быть информационная и доказательная база, каковы критерии ее качества, то ему будет проще самому быстро оценить соответствующие материалы.

Как упростить фактчекинг?
Как упростить фактчекинг?

Также чтобы облегчить ход фактчекинга можно по мере сбора информации проводить как минимум поверхностную вычитку и отсеивать сложные, странные, противоречивые материалы. То есть достаточно делать для себя пометки относительно основных моментов. Пригодных для включения в проект и по мере изучения каждого последующего материала проводить сравнительный анализ интересуемых фрагментов, явлений, тенденций и пр. Параллелизация сбора и ознакомления позволит оперативно отсеять лишнее, бесполезное, вторичное и ненадежное и сформировать более прочную информационную основу для своего исследования.

Помимо этого, ускорить и повысить эффективность оценки первоисточников поможет использование современных сервисов на основе ИИ. Здесь, главное – не доверять им на 100%. Они помогут ускорить проверку данных на предмет корректности. Логичности, достоверности. Но не всегда такие итоги оказываются надежными. Поэтому важно лично оценивать выделенные «проблемные участки», проводя дополнительные исследования, сравнения и пр.

Но самый надежный способ, который поможет облегчить ход «информационной экспертизы» — привлечение квалифицированных специалистов по теме исследования или в соответствующей научной области. К кому можно обратиться за консультацией или помощью? Чаще всего студенты заручаются поддержкой как минимум научного руководителя, рецензента, опытного редактора или корректора, лингвиста, переводчика (если искомый материал написан на иностранном языке и пр.). Наша команда также готова помочь в организации и проведении фактчекинга информации в любой научной плоскости.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по проведению и упрощению фактчекинга данных

Итак, оценка материалов перед их использованием в научно-исследовательской деятельности предполагает определение их качества, уместности и необходимости. Не каждый универсант способен выполнить столь важную миссию.

Итак, вы начали собирать информацию по теме исследования. Уже на данной стадии стоит определить для себя: какие именно материалы вам нужны и в какой роли вы их будете использовать. То есть важно понимать, что искать и для чего. Это тоже своего рода фактчекинг.

Во-вторых, пользователь должен уметь оперативно сопоставлять данные. Изучили материал – провели параллель с другими известными или ранее изученными ресурсами, собственными представлениями и знаниями по теме. Есть сомнения относительно корректности или достоверности – исключаем материал и не тратим на него свое время. Появляются вопросы – либо их восполняем, либо отказываемся от материала. Он здесь важно следить за объемом «отсекаемой» базы и располагаемых ресурсов, степень их достаточности для полного раскрытия темы, обоснования идеи, результатов и выводов.

Старайтесь отдавать предпочтение авторитетным изданиям и авторам. В этом случае наткнуться на некачественный материал риски минимальны.

Если сомневаетесь в качестве информации, то подвергните ее критическому анализу или опровержению. Удалось опровергнуть – значит она не настолько сильная, точная и достоверная. Если же сомнения были развеяны – то смело «хватайте рукопись» и вписывайте ее в контекст своего исследования.

Если были найдены интересные факты, но они не связаны с основными результатами исследования, но способны красиво и ярко дополнить ход НИР, то постарайтесь найти им подходящее место. Если такого не нашлось, не стоит расстраиваться. Используете их в другой раз: дополните в заключении, добавите новый раздел, впишите в выводах, подчеркнете особенности исследования в рамках сравнительного анализа и пр.

Не бойтесь делегировать полномочия. Главное, чтобы вашим союзником был надежный, ответственный и компетентный помощник.

Не стоит пренебрегать правилами фактчекинга. Перепроверяйте каждый ресурс, факт. Только так можно добиться точного и безоговорочного результата, успеха и заработать хорошую репутацию в профессиональных и научных кругах.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!