
При проведении научного исследования у автора нередко возникает необходимость в оценке ситуации на основе изучения частоты, повторяемости тех или иных событий, действий, явлений для оценки результата и его пояснения. Именно в этих целях задействуют так называемый частотный анализ.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, роль и особенности частотного анализа, сфера применения
В проектной деятельности студенты используют различные аналитические инструменты. Частотный анализ представляет собой один из самых распространённых форматов статистического метода исследования. С его помощью пользователь может легко и просто определить, как часто повторяются или встречаются те или иные элементы, параметры, значения в конкретной выборке или рассматриваемом диапазоне.
Основная задача этого приема заключается в том, чтобы определить устойчивые и самые распространенные тенденции.

То есть для его применения важно соблюдать несколько базисных условий. Во-первых, для его проведения очень важен один показатель – частота или частотность. То есть он основан на повторяемости. Пользователю предстоит внимательно оценить ситуацию и определить, сколько раз воспроизводится тот или иной аспект, параметр и пр.
Во-вторых, для определения частоты потребуется установить четкие и конкретные границы исследования. Для этого пользователю предстоит очертить сроки проведения НИР и выделить соответствующий временной диапазон, а также конкретизировать выборку (уточнить объект исследования и его «местоположение»). То есть анализировать придется не просто тему в целом, а ее определенную часть, в ограниченных масштабах, объемах и пр.
Частотный анализ выполняет ряд существенных функций:
- Общая информационная. Благодаря располагаемой информации пользователь погружается в определенную область исследований, отмечает ее особенности и углубляется в определенный сегмент. То есть на основе анализа частоты возникновения тех или иных ситуаций, он обращает внимание на более узкий проблемный сегмент, выделяет наиболее значимые и существенные вопросы для изучения и урегулирования и пр.;
- Сортирующая. Она состоит в том, что для определения «повторяемости» тех или иных моментов, исследователю предстоит грамотно рассортировать и сгруппировать материал, выделить соответствующие тенденции;
- Аргументационная или уточняющая. На основе показателей частотности и из разбора, детализации, автор НИР собирает мощную доказательную базу, на которой может выстроить свою гипотезу, обосновать полученные результаты и выводы. Сравнив «дублирующийся» эпизоды можно провести сравнительную оценку и понять, что провоцирует их возникновение, что влияет на ход событий, чем схожи и отличны рассматриваемые ситуации и пр.
- Математическая и прогностическая. Без точности в этом деле никуда. Автору как минимум пригодится наблюдательность, внимательность и базовый подсчет тех или иных параметров. Математическая функция состоит в том, чтобы не только оценить текущее положение дел, но и предсказать потенциальные тенденции, перспективы.
- Преобразовательная. Для отражения изменений, оценки ситуации студенту предстоит грамотно преобразовать материал. Чаще всего для интерпретации данных используют графический метод, табличные формы и пр.
- И пр.
Проведение частотного мониторинга требует от автора определённых знаний, разборчивости и владения основными видами частотности. Поэтому следует обратить внимание на базисные типы показателей частоты:
- Абсолютная. Она показывает, сколько раз проявился тот или иной аспект в выборке. То есть это непосредственный подсчет интересуемых значений в избранной плоскости. Для ее определения достаточно просто внимательно изучить ситуацию, отследить наличие конкретных признаков, показателей и пр.
- Относительная. Она рассчитывается в процентном соотношении и показывает долю повторяемых элементов в общей массе или выборке. То есть в данном случае абсолютное значение переводят в процентную оценку (своего рода вертикальный анализ данных).
- Накопительная частота. Она представляет собой суммирование всех частот или сумму определённых видов частот с учетом установленных ограничений (например, суммирование показателей при условии, что их значение не превышает 3 и пр.).
Оценка частотности помогает установить стабильные или устойчивые тенденции, изменения, обратить внимание на повторяющиеся или схожие моменты и выделить особенности ситуации.
Чаще всего рассматриваемый подход используется в следующих областях. Во-первых, показатели частоты важны при проведении экономических исследований. Здесь дублирующиеся тенденции вызывают немало вопросов и могут стать основой для выработки эффективного решения.
Во-вторых, в маркетинге и финансах изучение вопросов частотности помогут минимизировать риски и потери, спрогнозировать результаты, составить более четкий план мероприятий, установить причинно-следственные связи и пр.
В-третьих, в промышленной и технической среде показатели частоты помогают оценивать качество продукции, работать с претензиями и повышать уровень спроса на товар, грамотно и эффективно распоряжаться имеющимися благами, организовать логистику и т.д.
В-четвертых, в естественных науках частотность подчёркивает вероятность того ил иного исхода, то есть позволяет установить причины и следствия, риски и угрозы, оценить перспективы и влияние тех или иных веществ на объект и пр. В-пятых, в IT-сегменте на основе частотности принимают решение относительно применения и распространения разработки, совершенствования продукта и пр.
Таким образом, частотный мониторинг эффективен в самых разных областях. С его помощью пользователи оценивают функционал, возможности применения тех или иных благ, а также обращают внимание на риски и угрозы, перспективы, эффективность. То есть рассматриваемый показатель позволяет составить наиболее безопасную и выгодную траекторию решения в конкретной ситуации, оценить ее со всех сторон и принять грамотное, обоснованное решение.
Порядок построения частотных таблиц (правила, этапы)
Для определения и оценки частотности важно не просто подсчитать повторяемость или периодичности возникновения тех или иных колебаний, действий, результатов. Пользователю предстоит грамотно их преподнести, описать и оценить в своем исследовании. Поэтому важно обратить внимание на тонкости построения так называемых частотных таблиц.
Под ними понимают такие таблицы, в которых отображаются исходные данные или конкретные показатели частотности, необходимые для оценки тематической ситуации (в строго очерченных пределах). Для построения таких элементов исследования важно придерживаться определённых принципов:
- Избирательность. Оценка частотности требует подбора конкретной информации, которая будет всесторонне и точно освещать избранную универсантом тему. То есть пользователю предстоит изначально наметить основные ориентиры, границы проводимой НИР, уточнить объект и предмет исследования, параметры их оценки и подобрать соответствующую информацию, критерии и пр. То есть работать придется не просто над темой в целом, а над ее конкретным сегментом, по определенным правилам, параметрам и т.д.
- Группировка и сортировка. Согласно этому правилу, для определения тех или иных «повторений», особенностей в ситуации, важно грамотно и правильно «воссоединить» собранный материал, перераспределить его с учетом связности, логичности и последовательности. Для подсчета некоторых показателей важно правильно сгруппировать материал, найти недостающие параметры или определить альтернативные пути сбора материалов для описания ситуации и т.д.
- Повторяемость. Определение частотности основывается на подсчете или оценки повторений. Притом автор будет учитывать далеко не все периодические или частые аспекты, замеченные им. Он отберет конкретные итерации-дубликаты с учетом действующих границ НИР, целей, идеи и пр. То есть в центре внимания будут именно повторяющиеся аспекты, их подсчет и обработка.
- Обоснованность и согласованность. Разработка частотных таблиц требует умения правильно организовывать информацию, увязывать и преподносить ее. На основе выявленных стабильных тенденций, частых проявлений тех или иных симптомов, параметров, исследователь сможет сделать четкие, однозначные и аргументированные выводы. Частотность в данном случае будет служить весомым доказательством при описании и обосновании результатов, выводов, предложений. Притом описываемая парадигма должна быть логичной, согласованной с фактами, мнением автора, научными представлениями и пр.
Составление частотных таблиц – процесс планомерный, последовательный. Опытные исследователи выделяют следующий алгоритм.

Первый шаг – подготовительный. Он предполагает выбор и проектирование темы НИР, сбор базовой информации для ее изучения и общей оценки ситуации, конкретизацию выборки и выдвижение основных показателей частотности, на которых будет выстроено исследование, гипотеза, мнение автора.
Второй шаг – структурирование материалов. В данном случае после сбора и изучения первоисточников, студенту предстоит понять, как можно сочетать информацию, преподнести ее с учетом замеченных тенденций, особенностей. В этом случае нужно понять, как будет производиться подсчет и расчет частотных коэффициентов, как лучше объединить или рассортировать располагаемый материал (как проще найти, заметить, показать) и выбрать способ интерпретации: графический, табличный и пр.
В ходе сортировки и группировки данных важно обратись внимание на тип сведений, формат показателей частотности (абсолютный ил относительный и пр.) И пр.
Третий шаг – определение частоты. В данном случае универсант проводит те самые манипуляции: либо базовый подсчет повторяющихся параметров, элементов, либо ряд вычислений (для определения относительной или накопительной частоты и т.п.) И заносит соответствующие результаты в специальную таблицу.
Четвертый шаг – анализ данных. Здесь пользователь переход к обработке и описанию собранной информации и подведению конкретных итогов на ее основе: отмечает наиболее часто повторяющиеся моменты, подчеркивает их влияние на объект, устанавливает причинно-следственные связи и пр.
По результатам этой стадии универсант получает конкретные выводы относительно изучаемой темы, ситуации, данных, формирует четкие и аргументированные выводы, предлагает новые пути по решению проблемы и др.
Пятый этап – оформление частотной таблицы. Здесь индивид «доводит до ума» собранный материал и его анализ. Важно перераспределить его по столбцам и строкам, дать четкое наименование каждому полю, точно и правильно представить соответствующие показатели и сведения. Учитывайте тонкости форматирования материалов.
То есть в целом, процедура разработки частотных таблиц требует умения перераспределять информационный поток, замечать повторения и подсчитывать их, переводить в различные статистические показатели и эффектно преподносить в виде таблицы с последующим разбором-обоснованием. Описанный нами подход считается простейшим и базисным, универсальным.
Инструкция по разработке частотных таблиц вручную
Итак, давайте представим, что студент провел социологический опрос на какую-либо тему или актуальный вопрос. Он имеет на руках ответы, допустим, 1500 респондентов. Как он может распорядиться располагаемыми результатами социологического исследования? Какие выводы сделать? Именно для грамотной обработки результатов и получения итоговой (результативной) информации, важно составить частотную таблицу. Сделать это можно ручным способом.

Первых делом нужно ознакомиться с программой социологического опроса и определить: что нужно было узнать и для чего далее нужно понять, как можно классифицировать собранный материал и как его представить в виде частотной таблицы,
Под ней понимают способ интерпретации данных, где отражается периодичность повторений тех или иных явлений, мнений и пр. То есть с ее помощью исследователь ранжирует собранный материал по определенным основаниям, критериям и затем делает соответствующий вывод.
Вторым шагом является разработка критериев для сортировки данных. Результаты социологического опроса пользователь может представить в виде ранжированной информации. В данном случае частотность можно определить по следующим основаниям:
- Уровень образования: сколько людей с высшим образованием считает (схожие мнение е или одинаковые ответы), как считают люди со средним образованием, без образования и пр.;
- По стажу работы;
- По полу: мужской, женский;
- И др.
После того, как материалы были распределены по группам, нужно провести внутреннюю градацию по ответам: согласны, не согласны, нейтралитет и пр. То есть именно здесь начинает проглядывать та самая абсолютная частотность, которая подчеркнет мнение большинства респондентов в той или иной группе, общей массе.
Далее по мере необходимости в рамках каждой группы можно провести внутреннее распределение: просчитать относительную частотность, накопительную частоту и пр.
Третий шаг – распределение ответов в таблицы. Обратите внимание, что по каждому критерию будет отдельная таблица. Отразить все в одной не удастся. Поэтому будьте готовы распределить материал на группы, ранжировав ответы по убыванию или возрастанию.
Четвертый этап – анализ. Он предполагает описание полученной информации и установлением причинно-следственных связей, обоснования (по возможности). То есть студенту нужно отметить, что считает большинство, о чем такая тенденция свидетельствует, почему она так считает (если располагаемая информационная база позволяет сделать соответствующий вывод).
Пятый этап – прогнозирование или разработка рекомендаций. На основе полученных сведений, исследователь может оценить перспективы, потенциальные пути развития событий.
Следует отметить, что ручной метод – довольно требователен и сложен в воспроизведении. Он требует личного участия в обработке и переработке материалов, результатов социологического исследования. Только представьте, вам предстоит обработать 1500 анкет или ответов респондентов, рассортировать материал, затем провести оценку частотности, сделать соответствующие выводы и постараться спрогнозировать результаты и т.д.
Как грамотно организовать ход заполнения частотной таблицы с помощью современных программ (SPSS, Excel)?
Существует еще один способ по определению частотности с помощью современных компьютерных программ – Эксель или SPSS. Визуально сервисы схожи, так как являются табличными редакторами.

Частотная таблица в Эксель
Обратите внимание, что для обработки данных пользователю потребуется предварительная подготовка. В частности, табличный редактор нужно настроить и оформить должным образом.
Во-первых, нужно дать название строкам и столбцам с учетом критериев распределения данных, располагаемой информации по итогам социологического опроса (если рассматривать ситуацию по нашему примеру).
Во-вторых, необходимо присвоить каждой ячейке определённое значение или систему измерения, то есть настроить ее. Такой ход поможет в дальнейшем корректно воспроизводить необходимые математические, статистические и иные манипуляции, получать достоверные результаты.

В-третьих, пометить строки или поля с искомыми показателями частотности и иными коэффициентами, на основе которых будет производиться расчет.
Затем в подготовленный шаблон пользователю необходимо вбить соответствующие материалы – результаты социологического опроса. То есть обработка, сортировка в данном случае будет проводиться вручную.
Но если результаты исследования находятся в читабельном виде или оцифрован, то можно импортировать их в Эксель и сервис автоматически распределит материал по полям. Главное – после импорта перепроверить корректность заполнения таблицы. Для этого можно воспользоваться функцией Данные – Получить данные – выбрать подходящий вариант и затем загрузить исходник.
Далее для расчета показателей частотности можно воспользоваться соответствующими формулами или самостоятельно указать формулу расчета на основе текущих ячеек и пр.
В Эксель анализ частотности можно воспроизвести с помощью специальной опции. Для начала рассчитаем соответствующие коэффициенты:
- Абсолютную частоту можно подсчитать с помощью функции Счет;

Применение опций Эксель при работе с частотной таблицей - Относительную частоту – формула для вычисления долей или расчет процентных соотношений;
- Накопительная частота – воспользоваться опцией автосуммирования с указанием соответствующих ячеек.
По необходимости можно ранжировать материал также с помощью специальных опций в Эксель: сортировка или фильтрация данных.

В целом, с помощью Эксель пользователь может автоматизировать все расчеты, перераспределение материалов, быстро подготовить результаты исследования к анализу и описанию.
Частотная таблица в SPSS
Редактор SPSS имеет немало сходств с Эксель, но его функционал более узок, специализирован. Работать с частотными таблицами в нем придется немного иначе.
Подготовительная стадия будет сведена к следующим действиям:
- Определение и проработана структуры переменных, предварительное заполнение основных полей, создание меток, форматирование данных;
- Импорт данных из Эксель или иных форматов данных. Иногда пользователям удается вставить материал с помощью простой функции копирования или горячих клавиш.
Далее происходи автоматическое построение частотной таблицы. Для этого пользователю необходимо реализовать следующую команду: анализ – описательные статистики – частоты. Индивиду предстоит оперативно настроить параметры: обозначить переменные, выбрать параметры и статистические показатели для оценки, выделить тип диаграмм или иных способов интерпретации результатов.
После настройки сервиса программа воспроизведет все необходимые манипуляции сама и представит результат в виде соответствующей таблицы. Ее пользователю останется внимательно изучить, перепроверить, проанализировать и описать.
Тонкости интеграции частотного анализа с иными видами анализа (регрессионный, тестирование, ИИ)
Частотный анализ – это не просто оценка повторений и частоты одних и тех же ответов, явлений, действий. На основе частотного мониторинга принимаются серьезные решения в области менеджмента и управления, аналитики, маркетинга, юриспруденции, политики и пр.

Чтобы уточнить и повысить качество частотного мониторинга. Студенты могут полагаться не только на ручной и классический автоматизированный подход, но и интегрировать с дополнительными инструментами.
Частотность+регрессия
Если проводиться комплексный мониторинг, то можно на основе частотности определить наиболее вероятные варианты и сценарии развития событий, а на основе регрессии — понять, почему эти сценарии возможны или реалистичны. Регрессия поможет установить причинно-следственные связи, связность материалов и прояснить ту или иную картину.
Для воспроизведения такой комбинации следует располагать достаточной информацией и инструментарием.
Частотность+тестирование
Данное сочетание чаще всего применяется в педагогике, при проведении педагогических исследований. В частности, показатель частоты здесь позволяет судить об эффективности преподавания, усвоения материала, доступности образовательной программы и пр.
Тестирование – один из способов проверки качества подготовки учащихся. Как правило, результаты предстают в виде конкретного ответа на вопрос. С помощью частотного мониторинга можно установить:
- Соотношение правильных и неправильных ответов (относительная частота);
- Число тестирований с положительными результатами (на отметку 4 и 5);
- Оценка частоты возникновения ошибок в тесте или в определенном вопросе/задании теста;
- И пр.
Частотность и тестирование тесным образом связаны между собой. Такой комплекс сделает ход педагогического (и иного) исследования более точным, обоснованным, целенаправленным.
Частотность+ИИ
Использование современных технологий для проведения мониторинга частоты в значительной степени упрощает работу исследователя. В частности, имея на руках программу и результаты социологического опроса, пользователь может загрузить их в ИИ и попросить сформировать частотную таблицу. Но для воспроизведения такого сценария важно изначально корректно задать параметры сортировки данных (по какому основанию и в каком виде).
Более того, студент может упросить анализ данных. Для этого он может запустить команду «провести анализ частотной таблицы». Тогда искусственный интеллект опишет соответствующие результаты, подчеркнет наиболее распространённые ответы, группу респондентов, по возможности – отметит причины и следствия, сформирует прогнозы и пр.
Грамотное сочетание частотного мониторинга с иными инструментами повышает качество исследования и точность результатов. Главное – грамотно настроить параметры такой НИР и сделать аналитические операции взаимодополняемыми, уточняющими.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по построению таблиц частот
С частотными таблицами в той или иной степени сталкивается каждый индивид. При проведении научных или учебных исследований студентам приходится перераспределять материал, отслеживать возникновение тех или иных явлений, процессов. Притом частота их возникновения – не менее важный показатель. Он позволяет понять и обосновать стабильность ситуации, периодичность и причины возникновения тех или иных событий, доминирование тех или иных параметров и пр. Поэтому обращать внимание на такой критерий все же стоит в любой НИР.
Если объем исходных данных не велик, то можно спокойно построить частотную таблицу вручную. Но если начальная информационная база широка и велика, то лучше всего воспользоваться автоматизированными инструментами.
Оцените информационную базу НИР. Убедитесь, что располагаете достаточным объёмом и качеством данным для того. Чтобы оценить частотность и сделать грамотный вывод на ее основе. Если наблюдается дефицит ресурсов, то постарайтесь его восполнить или найти альтернативные пути для оценки ситуации.
Постарайтесь тщательно отсортировать данные. Оцените программу исследования и выделите наиболее важные показатели, которые нужны для оценки. На их основе постарайтесь сгруппировать материал и выделить соответствующие критерии для сравнения, оценки ситуации. Именно так можно понять, какую именно частоту нужно оценить, какие выборки будут использованы, сколько частотных таблиц будет содержать отчет.
Если вы используете автоматизированные инструменты при разработке частотной таблицы, то не стоит доверять им на 100%. Даже если вы импортировали данные. Визуально – таблица выглядит корректно. Не пренебрегайте качественной оценкой содержимого. Убедитесь, что все сведения корректны, точны. Только так можно гарантировать надежность результатов и выводов.
Отформатируйте частотную таблицу: используйте емкие заголовки для столбцов и строк, полагайтесь на единый стиль оформления, выделяйте наиболее значимые результаты или параметры. Сравнивайте между собой различные показатели частотности, проверяйте статистическую значимость и точность замеченных тенденций.
Обосновывайте все итоги и выводы как с научной, так и практической точек зрения. Ориентируйтесь на цель проводимой НИР.
Описание частотной таблицы применяется студентами при выполнении курсовых и дипломных работ. Поэтому оформление материалов во многом зависит от требований к проекту, гостов. Будьте внимательны и аккуратны при настройке параметров форматирования.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





