Человека повсюду окружает информация, на основе которой в дальнейшем он развивает новые идеи, технологии, компетенции и навыки. Притом такому росту содействует не просто познавательный процесс, а два основных механизма: памяти и обучения. Указанные инструменты важны как в повседневной жизни, так и в учебе: при решении задач, написании курсовых работ, дипломных проектов, прохождении сессии и пр.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое механизмы памяти?
Память – это уникальная способность человека усваивать и хранить информацию до определенного момента и по мере необходимости вспоминать, возобновлять ее и применять согласно контексту. То есть данная парадигма помогает индивиду удерживать в себе поток или конкретный объем данных, обрабатывать его и использовать по мере надобности.
Под механизмами памяти понимают определенный набор функций и инструментов, которые позволяют человеку осваивать, перерабатывать и сохранять в «кладовой» сведения. Они помогают человеку связать прошлое с настоящим и будущим, установить причинно-следственные связи и извлечь уроки из прошлых событий, развить новшества и пр. То есть память – это своего рода форма отображения действительности на основе имеющихся представлений и соображений, а механизмы – инструменты и способы их воспроизведения.
Механизмы памяти можно рассматривать как минимум с трех научных ракурсов:
- С точки зрения физиологии они представляют собой процесс изучения и сохранения материалов с отражением на психоэмоциональном фоне, вызывании определенных ассоциаций и нервных окончаний;
- С точки зрения биохимии работа таких аспектов вызывает изменения на клеточном уровне с реформированием состава РНК и иных биохимических элементов;
- С психологической позиции таких инструменты подчеркивают связь характера, деятельности человека в зависимости от его личностных особенностей, то есть выделяя определенный набор качеств, свойств, их воздействия на память и уровень подготовки.
Фактически, механизмы памяти представляют собой те самые ниточки, посредством которых человек сначала закладывает во «внутреннее хранилище» новые материалы, а затем по мере необходимости выдергивает их из закромов.
Без механизмов памяти усвоить материал невозможно.
Как работают механизмы памяти?
Использование механизмов памяти происходит поэтапно и связано.
Можно выделить несколько механизмов памяти:
- Кратковременная память, предполагающая хранение информации на протяжении не большого периода времени. Как только индивид перестает использовать определенный багаж знаний, применять его или вспоминать, то он «стирается» из мозговых чертогов.
- Долговременная память. Данный механизм нацелен на длительное (порой пожизненное) хранение сведений, позволяющий вернуться к ней и применять в удобный момент времени.
Данный формат запоминания и периодического применения информации также может быть классифицирован на эпизодический вид (запоминание определенных частей, моменты, эпизодов), процедурный (усвоение определенного набора навыков, умений, процедур), семантический (хранение различных терминов, категорий, правил, понятий и подходов). Притом каждый их указанных видов механизма долгосрочной памяти играет свою роль в развитии человека.
- Рабочая память – это особый механизм по усвоению данных, который позволяет индивиду работать, запоминать информационный поток, правила, техники и методов по мере их изучения и выполнения в рамках практических заданий. То есть в этом случае усвоение материалов происходит на фоне их параллельного погружения: сначала теоретическое изучение и затем практическое применение описанных правил, методов и пр., то есть во время определенной работы над материалом, темой и пр. Именно из данной фазы изучаемый контент постепенно переводится из класса кратковременного в долговременный сегмент хранения.
Таким образом, сначала при освоении новых материалов, тем, предметов индивид подключает краткосрочную память, которая на фоне рабочей памяти в дальнейшем помогает ему лучше запомнить и освоить определенные подходы и приемы, а затем перевести их на долгосрочное хранение.
Важно отметить, что в рамках каждого механизма можно выделить следующие процессы. Во-первых, поступающая информационная база подлежит переработке и дальнейшему запоминанию. Этот процесс может быть произвольным и принудительным. Проще всего усвоить то, что нам уже знакомо, с чем-то ассоциируется, вызывает симпатию или иные чувства. Этот подход свойственен краткосрочной памяти.
Во-вторых, индивид тщательно перерабатывает изученное и переходит к его сохранению. В рамках этого инструмента происходит систематизация и структурирование материала, его обобщение и хранение. Данные действия соответствуют рабочей памяти.
Следующим механизмом является использование материалов, их узнавание, воспроизведение. Именно этот параметр является ведущим, помогая лучше усвоить материал, запомнить его на более длительный срок и пр. Именно на основе этих действий развивается долгосрочная память.
Если же материал индивидом не применяется, то он забывается и подлежит «удалению их хранилища».
Что такое механизмы обучения?
Обучение – это познавательно-развивательный процесс, призванный усовершенствовать уровень подготовки человека. Именно данная парадигма помогает узнавать новое, разрабатывать инновации и пр.
Механизмы обучения представляют собой специальные инструменты, способы, принципы, призванные облегчить ход освоения новой информации, ускорить понимание и дальнейшее усвоение. Указанный инструментарий можно представить в виде градации следующих функций:
- Восприятие информации. Оно предполагает ознакомление и изучение новых материалов посильными способами: через органы чувств в мозги поступает импульс, перерабатываемый в соответствующих областях в материал для дальнейшего применения. То есть после прочтения человек переходит к освоению сути текста.
- Сохранение данных. В данном случае происходит «отложение» материалов в определенных сегментах. Если в последующем индивид полагается на эти материалы, то она подлежит запоминанию.
- Закрепление или консолидация памяти. Она базируется на приемах повторения и периодического применения отдельных аспектов, изученных теорий и правил и т.п. Данный инструмент помогает человек перевести соответствующий багаж знаний в долгосрочный сегмент.
Механизмы обучения напрямую зависят от личностных характеристик индивида. Набор соответствующих параметров и приемов варьируется от особенностей характера, уровня подготовки человека, умений работать с информацией, эмоций и стресса, мотивации и внимания и пр.
Согласитесь, что у каждого индивида свои способности и предрасположенности к работе с материалами: одним легче работать визуально, другим – аудиально, третьим – тактильно и пр. Но в общем набор соответствующих параметров и механизмов будет схож.
Как работают механизмы обучения?
Применение механизмов обучения – процесс непростой и активный в мыслительном и практическом плане. Он предполагает задействование психологических и нейропсихологических параметров.
Чаще всего первичным рецептором реагирования на новопоступающий материал является провоцирование ассоциаций. То есть индивид начинает сопоставлять собственные впечатления и представления с получаемой информацией, проводя между ними параллель. Этот подход помогает установить связи между текущим уровнем подготовки, отметить имеющиеся пробелы и устранить их, а затем спровоцировать следующие реакции им действия: погружение в тему, усвоение, запоминание, закрепление и пр.
Механизмы обучения не просто помогают индивиду грамотно расположить и «уложить на мозговые полки» новые сведения, но и грамотно перестроить мозг под новый объем информации. Именно в процессе обучения происходит преобразование данных в более привычный и доступный формат, легкий тип для переработки и консолидации.
Помимо этого, с помощью новых данных человек адаптируется под окружающую среду, учитывая соответствующие факторы, ситуацию и пр. То есть механизмы обучения помогают ему грамотно справляться над поставленными задачами, полагаясь на имеющийся багаж знаний.
Также среди ключевых механизмов обучения можно отметить нейропластичность – это особая способность мозговых клеток оперативно изменять свою структуру, силу пульсации, функций в зависимости о внешней и внутренней среды.
То есть фактически, механизмы обучения предполагают сначала тотальное погружение в информационное пространство с дальнейшей выработкой определенных представлений, качеств, умений в конкретный багаж компетенций.
Связь механизмов памяти и обучения
Согласитесь, что связь между обучением и памятью очевидна. Притом эти процессы немыслимы друг без друга, ведь узнать материал без обучения невозможно, а его усвоить и запомнить без механизмов памяти – нереально. И наоборот: что запоминать, если новой информации не поступает, нет развития и обучения?
Но давайте немного углубимся и оценим связь именно между механизмами обучения и памяти.
Основание для сравнения |
Обучение |
Память |
Основная миссия | Изучение, переработка и освоение новой информации | Сохранение и дальнейшее применение поступившей информации |
Базовые процессы | Ознакомление (вычитка), переработка (структурирование и систематизация данных) | Внедрение в жизнь (применение), адаптация знаний под реалии, запоминание или удаление |
Работа с рабочей памятью | Ознакомление | Повторение и запоминание |
В рамках учебного процесса студенты (и иные слушатели) изучают большой поток информации, из которого выбирают наиболее важные моменты для дальнейшего применения. То есть в обучении важны такие качества как избирательность, контекст, ясность данных. Далее по мере переработки информационная база поступает на хранение в тот или иной сегмент памяти, где с помощью соответствующих инструментов сохраняется на небольшой или более длительный срок. Если материал не повторяется и не используется, то в последующем он «стирается» из чертогов головного мозга. Но не стоит расстраиваться: пробелы в знаниях всегда можно быстро восполнить.
То есть первая связь: во время обучения индивид узнает новое, а механизмы памяти помогают ему адаптировать полученный материал и научиться применять его в дальнейшем, сохранить в головном мозге на доступном и понятном уровне восприятия.
Важно отметить и сходство основных процессов, происходящих в рамках обучения и запоминания новых сведений. Изначально материал изучают (как в рамках новопоступившего, так и при повторном прочтении), далее выделяют его суть (то есть перерабатывают) и затем принимают решение о применении (находят способ его использования с учетом имеющихся условий, параметров, ситуации).
То есть механизмы обучения и памяти помогают быстро сориентироваться в информационном поле, выработать определенную траекторию действий и грамотно пользоваться материалами для решения поставленных задач: подбирать нужные слова, инструменты подходы, обосновывать авторскую точку зрения и пр.
Оба процесса так или иначе связаны с рабочей памятью. То есть, чтобы с ее помощью происходил «перевод» ресурсов из краткосрочного хранилища в долгосрочный «ящик», преобразование теории в практику или привычку и пр. Без этого невозможно развить новые качества, приемы и усовершенствоваться в профессиональном, личностном плане.
Таким образом, механизмы обучения и памяти взаимозависимы и тесно связаны. Они не могут сосуществовать по отдельности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Советы по развитию механизмов памяти и обучения
Согласитесь, что в современном мире без знаний и навыков – никуда. Именно поэтому важно уметь грамотно эффективно пользоваться механизмами обучения и памяти.
Совет 1. Чтобы ускорить ход изучения новых материалов лучше всего развивать технику скорочтения и скоропонимания. О них мы писали в нашем блоге ранее. С их помощью можно быстрее изучать новые материалы, передавая в рабочую память.
Совет 2. Память требует постоянной тренировки. Если не давать нагрузку мозгу, то скорость перевода данных из краткосрочного в долгосрочный сегмент будет долгой, низкой. Поэтому важно умело переключаться между задачами, давая «пищу для ума» в интеллектуальном, логическим и иных срезах. Важно не только читать учебники им решать задачи, но и тренировать мозг «мыслить» с помощью кроссвордов, головоломок, умственных игр и пр.
Совет 3. Здоровье – основа обучения и памяти. Согласитесь, что на освоение новых горизонтов требуются силы. Для активной работы мозга можно перейти на ЗОЖ, а также дополнить рацион различными БАДами на основе клетчатки, белка, витаминов и минералов. Главное – не переусердствовать. Сочетание режима дня, правильного или рационального питания и равномерной нагрузки в сочетании с отдыхом повышают продуктивность в учебе как минимум на треть!
Совет 4. Контролируйте эмоции и уровень стресса. Ни в коем случае не давайте негативным чувствам, состояниям поглотить вас. Грамотно расставляйте приоритеты, распределяйте нагрузку, старайтесь избегать эмоционального и физического выгорания. В этом деле помогут принципы тайм-менеджмента.
Совет 5. Активное обучение в помощь. Согласитесь, если информация преподносится легко, понятно, то и усвоить ее проще. Разбираться в научной литературе, сторонних трудах, сложных или узких темам в одиночку крайне сложно. Поэтому лучше всего занять активную позиции на занятиях: поддерживайте дискуссию, задавайте вопросы, не бойтесь осуждения, проявите инициативу, установите дружественные отношения с преподавателями и старайтесь минимизировать риск конфликтов и пр. Долой прокрастинацию и вперед лидерство.
Совет 6. Используйте разные методы обучения. Если нужно срочно подготовиться к предстоящим парам, контрольный работам или иным срезам, то в этом случае лучше всего полагаться на привычные для себя подходы и практики. Если же есть время освоить новый прием, технику – то не стоит от нее отказываться. Не исключено, что в перспективе она ускорит и облегчит использование механизмов обучения и памяти.
Таким образом, чтобы механизмы обучения и памяти работали активно и эффективно, нужно не просто ими пользоваться, но и тренировать их, учитывая текущую учебную нагрузку, собственные способности и возможности, интересы и мотивы. Только при грамотном сочетании указанных инструментов студент сможет легко добиться успеха на учебном поприще.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!