Проведение любого исследования требует определения четких границ и ориентиров. Так при выполнении курсовой или дипломной работы, написании диссертации в центре внимания исследователя находится объект исследования, а основным ограничивающим фактором выступает предмет исследования.
Далеко не каждый студент замечает разницу в постановке и в работе с объектом и предметом в разных проектах. Сегодня мы поможем отличить данные параметры в курсовой и диссертационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое объект и предмет исследования?
Самый запутанный или проблематичный атрибут научного исследования у студентов – это объект и предмет. В 70% случаев универсанты путают данные категории. Более того, в 85% случаев их формулировка в составе учебной или исследовательской работы вызывает сложности и проблемы. Притом доминирующая часть ошибок в описании научного аппарата НИР связана именно с характеристикой этих элементов.

Под объектом понимают конкретную область, явление или процесс, систему, которая подвергается непосредственному изучению. Чаще всего это конкретный пример или определенная тематическая область с акцентом на значимый момент, параметр, сегмент, где лежит проблема.
Под предметом исследования понимают конкретную область, ограниченную научными, теоретическими, дисциплинарными (предметными) параметрами. То есть данный элемент призван уточнить объект НИР и конкретизировать допустимые границы по изучению исследовательского вопроса: в каких пределах, на какой основе будет проводиться раскрытие темы и решение проблемы.
Например, в курсовой по педагогике объектом исследования может быть исследовательская деятельность первокурсников в вузе. То есть в качестве объекта будут выступать именно студенты первого курса и вопросы, связанные с организацией или проведением исследованиями ими. В качестве предмета может быть заявлено изучение методов проведения исследования.
Объект |
Предмет |
Абстрактная категория | Конкретизирующий параметр НИР |
Лежат в одной тематической плоскости |
|
Сосредоточен на проблеме, исследовательском вопросе | Устанавливает четкие границы по изучению решению. Проблемы, исследовательского вопроса |
Взаимодополняемы являются частью научного аппарата |
Фактически, объект и предмет научного исследования являются взаимодополняемыми параметрами, которые уточняют направление НИР и помогают сосредоточиться на узком сегменте, наметить четкие границы и требования.
Суть и миссия рассматриваемых категорий во всех типах проектных работ будет одна и та же. Их формулировка полностью зависит от темы и осваиваемой образовательной программы, интересов студента (автора).
Особенности постановки объекта и предмета курсовой работы
Курсовая работа – небольшое учебное исследование, проводимое в рамках конкретной дисциплины и специальности. Масштабы такой НИР довольно скромны и чаще всего ограничены рядом факторов: располагаемая теория или литература, тонкости изучаемой проблематики (симптомы, сложности изучения и решения. Техники решения и пр.) И т.д.
Формулировка объекта и предмета курсовой работы – щепетильный и лаконичный процесс. Само по себе описание каждого из указанных элементов отражается во вводной части. Притом на их характеристику отводится буквально 1-2 сроки.

Чтобы поставить объект курсовой работы, достаточно проанализировать избранную темы и обозначить круг вопросов, которые автор намерен рассмотреть в своем проекте. Основной акцент будет сделан на проблематике. Чаще всего такого рода НИР носит теоретический или эмпирический характер. В качестве объекта выступают конкретные системы, области знаний, на примере которых будет показано действие конкретного правила или механизма.
В качестве предмета – уточнение научной или предметной области, дополнительных параметров, сужающих ход исследования до максимума.
Например, индивид выполняет курсовую работу по управлению персонала. Тема его проекта – оптимизация системы мотивации в управлении персоналом. В качестве объекта будет выступать система управления персоналом, а предметом является меры и инструменты мотивации персонала.
Фактическим, объект и предмет курсовой работы ограничены теоретическими параметрами, научными положениями в рамках изучаемой дисциплины и направления (профессии). Чаще всего они носят либо абстрактный (общий) характер, либо сосредоточены в частном порядке (на примере конкретной выборки, организации и пр.). То есть их «величина», масштабы действия скромны.
Специфика постановки объекта и предмета диссертации
Диссертация представляет собой научную работу, в которой описывается серьезное. Глубокое научное исследование с акцентом на новизну, ценность полученных результатов и выводов, оригинальность гипотезы и ее состоятельность.
Постановка объекта и предмета в данном случае будет отличаться от аналогичного процесса в рамках курсовой работы. На данные категории влияет не только тематическая область. Но и масштабы НИР, характер научного исследования.
В диссертационной работе объект становится более глобальным, всеобъемлющим, ориентированным на конкретную область знаний. То есть это будет некая комплексная система или внушительное по влиянию явление, оказывающее массовое давление или имеющее частое проявление в социуме, на производстве или иных общих плоскостях.

Предмет диссертации призван конкретизировать особенности исследования и подчеркнуть научные, теоретические параметры и критерии, ограничивающие практическую деятельность диссертанта. То есть это те самые научные и посильные прикладные критерии, очерчивающие возможности автора и его стремление в конкретных масштабах решать проблему.
Формулировка рассматриваемых элементов научного аппарата диссертации будет более развернутой, но одновременно с этим емкой, информативной.
Например, тема диссертации – механизмы управления оборотным капиталом предприятия. В данном случае объектом выступает оборотный капитал, а предмет – способы управления и воздействия оборотным капиталом. Притом исследоваться они будут н глобально, на примере различных предприятий мирового масштаба, в рамках общей практики или частных случаев, но выдвигаемая гипотеза будет иметь место во всеобщем масштабе с рекомендациями по ее применению, адаптации и пр.
Описание рассматриваемых категорий в составе диссертации – более развернутое, подчёркивающее не просто тему, но и границы, масштабы НИР, ее характер и особенности, авторское мнение и подход к решению заявленной проблемы.
Сравнительная характеристика объекта и предмета в курсовой работе и диссертации
Давайте все же сравним объект и предмет исследования, преподносимые в рамках курсовой работы и диссертации, чтобы понять. Чем же они могут отличаться и в чем проявляется особенность их разработки.
Основание для сопоставления |
Курсовая работа |
Диссертация |
|
Характер исследования | Обобщенный. Больше теоретический или эмпирический | Прикладной, глубокий | |
Объект | Более абстрактный, согласован с общей и тематической областью исследования | Более точный комплексный компонент, позволяющий оценить проблему и принять решение о ее регулировании в неограниченных масштабах | |
Предмет |
Уточняет ход исследования и устанавливает научные границы |
||
Ориентация | Конкретная область, исследовательский вопрос | Научная область и исследовательский вопрос вместе | |
Формулировка | Емкая. Краткая | Емкая, информативная, подчеркивающая особенности исследования, более детализирована | |
Детализация категорий | Базовая. Минимальная | Комплексная, многоаспектная |
В курсовой работе масштабы исследования скромны и сильно ограничены темой и требованиями программы. Чаще всего в таких документах студентам доводится проводить теоретическое, эмпирическое, аналитическое или сравнительное исследование. Практика здесь минимальна и больше преобладает в рамках преддипломного проектирования. В диссертации же исследование больше ориентировано на практику и развитие теорий одновременно. Поэтому спектр их действия будет более широким, комплексным.
В курсовой работе «площадь исследования» минимальна. Она затрагивает определённую предметную часть, тему, вопрос. В диссертации же допустим междисциплинарный подход, глобальная оценка процессов и явлений, распространение выдвинутого решения на обширную выборку или всеобщее обозрение и применение с четкими рекомендациями.
Описание и формулировка объекта и предмета в курсовой работе минимальна. Достаточно просто отметить – что является объектом, в чем проявляется предмет. В диссертации же эти понятия расписываются детальнее, с пояснением особенностей и цели НИР. Также в научной работе важно обосновать выбор объекта и предмета, а в курсовой такая надобность отсутствует (здесь их формулировка – формальность, нормативное требование).
Фактически, рассматриваемые категории на базе студенческого проекта будут максимально сжатыми, обобщенными, а в научной работе – детализированными, конкретными, развернутыми и ориентированными на инновации. В диссертации важно показать и обосновать выбор объекта и предмета, в то время как в курсовой достаточно просто упомянуть эти элементы для отражения рамок НИР. Но в любом случае для их проработки потребуется качественный сбор информации и ее переработка.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Ошибки при формулировке предмета и объекта исследования
Студенты и аспиранты при выполнении курсовой или диссертационной работы нередко допускают огрехи. Чаще всего они затрагивают формулировку и постановку объекта и предмета проводимого исследования. Среди наиболее распространенных недочетов можно выделить следующие:
- Подмена категорий. Нередко универсанты попросту путают значение рассматриваемых элементов научного аппарата и некорректно их описывают во введении. Они выдают объект за предмет, и наоборот. В данном случае важно понять, что объект – это то, на чьем примере вы изучаете проблему или исследовательский вопрос, а предмет – в какой области знаний, дисциплине и масштабах вы будете это делать.
- Формальные нарушения. Они чаще всего связаны с тем, что при описании указанных параметров исследования невозможно заметить их связи между собой. Важно понимать, что объект — понятие более широкое, а предмет – детализирующее. Они в любом случае должны укладываться в тематические рамки и подчёркивать уникальность НИР. Они взаимосвязаны и взаимодополняемы, не дублируют друг друга. Зачастую студенты и аспиранты этого не понимают и попросту синонимизируют их значения.
- Формулировка противоречит или не соответствует теме проекта. При таком раскладе чаще всего объект связывают больше с методами изыскания, а предмет не учитывает специфику темы и осваиваемой программы. Также может страдать актуальность и значимость НИР.
- Проработка каждого из рассматриваемых параметров может страдать: недостаточное обоснование или полное отсутствие теоретической обработки объекта, отсутствие связи между предметом и новизной проекта, размытость границ или их нарушение с формальной точки зрения.
- Непоследовательное отражение и описание параметров. Студенты полагают, что порядок отражения рассматриваемых параметров неважен. На само деле изначально указывают «общую площадь исследования» — объект, а заем конкретизируют его с помощью предмета. Обратный или иной порядок повествования — грубая ошибка.
- И пр.
Таким образом, от корректности и грамотности при постановке и описании объекта и предмета студенческой или научной работы зависит ее качество и успех автора. Поэтому нужно быть предельно внимательным и точным при их отражении.
Рекомендации по работе с объектом и предметом исследования
Для начала тщательно разберитесь, что такое объект и предмет. Посмотрите, как их отражают в аналогичных проектах. Важно понять, что есть что и как их правильно описать. Помните: объект шире предмета, а предмет конкретизирует объект и ход НИР. Тематическая и логическая связь категорий обязательна.
Приступайте к формулировке и постановке указанных параметров только после ознакомления с темой. Подробный литературный обзор упростит разработку научного аппарата. Важно понимать, с чем предстоит работать. Учитывайте цель НИР.
Будьте лаконичны и точны в выражениях. Не допускайте размытостей, двузначности. Описание рассматриваемых парадигм должно быть предельно ясным.
Опирайтесь на новизну и ценность проводимого изыскания. Учитывайте особенности изучаемой дисциплины и направления в целом, формальные требования к формулировке и постановке критериев.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!