В рамках учебного процесса школьники и студенты сталкиваются с необходимостью решения различных задач. Они могут представать перед ними в разных вариациях: простое задание для ознакомления с темой, выполнение различных операций в целях поиска окончательного решения или решения проблемы, выполнение студенческой или научно-исследовательской работы и пр. Но в любом случае индивиду предстоит разобраться в намеченных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и особенности условия задачи
В рамках любого предмета на каждом этапе его изучения студенты сталкиваются с необходимостью решения задач. Порой кажется, что по каждой дисциплине задания и требования к решению намеченных проблемно-ориентированных и учебных симуляций разнятся, но на самом деле алгоритм выработки решения будет схожим.
Под условием задачи понимают набор параметров и требований, учет которых поможет индивиду ответить на поставленный вопрос и выработать эффективное, корректное и точное решение с четким обоснованием.
Внешне условие задачи предстает в виде текстового, графического, табличного или комбинированного описания конкретной ситуации с определенными данными, которых достаточно для поиска решения. Под решением же следует понимать ход действий, комбинаций и работу с заявленными аргументами для подбора ответа на поставленный вопрос. То есть это своего рода четкая траектория, которая приведет автора к конечному и логическому завершению всех операций и позволит урегулировать обозначенную проблему.
В состав условия задачи входят три базовые категории:
- Известные элементы, на основе которых выстраивается общая картина или ситуация и формируется ключевой вопрос;
- Неизвестные или недостающие компоненты, которые необходимо подобрать, рассчитать или обойти для выработки решения;
- Вопрос или проблема, очерчивающая границы задания и предопределяющая конкретный набор действий в рамках соответствующей дисциплины, темы и пр.
В зависимости от характера известных и неизвестных данных, их взаимосвязей ход решения может разниться. Поэтому важно тщательно разбираться в обозначенных условиях, критериях и особенностях, вырабатывая траекторию по поиску ответа на поставленный вопрос с учетом научных канонов и методических рекомендаций (если они есть).
Если говорить простыми словами, то условие задачи – это то, что изначально известно пользователю. Оно предстает в виде комбинации ряда данных, условий, благодаря которым можно воссоздавать конкретную ситуацию и наметить потенциальный ход решения для предоставления ответа на поставленный вопрос.
Порядок разбора условия задач
Условие задачи подлежит внимательному изучению и разбору. Только после этого индивид может определить траекторию решения или поиска ответа.
Чтобы разобраться в условиях задачи, важно следовать традиционной схеме.
Во-первых, необходимо досконально ознакомиться с заявленным описанием ситуации и выделить все три элемента: известные аргументы и ключевой вопрос. В этом сложностей, как правило, не возникает. Достаточно выписать известные параметры, условия, обстоятельства в одну колонку (в виде «дано»), а вопрос (или конкретный компонент, элемент, проблему), который необходимо определить или решить (найти) – во вторую колонку.
Во-вторых, важно тщательно проанализировать поставленный вопрос и постараться определить общую траекторию следования. Чаще всего она предстает в виде конкретной формулы или действий, для воспроизведения которой необходимо воспользоваться имеющимися параметрами и данными, а также при необходимости выделить недостающие элементы.
В-третьих, необходимо понять, как найти недостающие элементы на основе располагаемых условий и критериев. Также допустим вариант альтернативной замены данных (то есть использование всевозможных комбинаций-аналогов).
В-четвертых, необходимо выделить поэтапный алгоритм действий, который позволит в простом и понятном виде представить задачу и ход ее решения. То есть можно подготовить план по решению задачи в любом удобном виде.
Разобраться в условиях задачи, значит понять:
- Что дано: какие аргументы и факты, показатели, условия, как они описаны или обозначены, как ими можно оперировать и пр.;
- Что необходимо найти или решить – то есть непосредственно вопрос, проблема и пр.;
- Как решить задачу? Определить ключевые элементы для выработки ответа на поставленный вопрос, основные мероприятия и действий и пр.
Притом целесообразно тщательно разобраться во всех заявленных компонентах. Для этого важно:
- понимать значение всех заявленных аргументов, терминов и осознавать, как ими оперировать, для чего и пр.;
- представлять потенциальные или возможные схемы действий с располагаемыми фактами, показателями и пр.;
- представлять описанную картину и понимать суть обозначенного вопроса (что искать).
Самая простая схема разбора условия задачи выглядит как, чтение – внимание – запоминание или краткая выписка условий (формирование «дано») и постановка ключевого (искомого) элемента.
Процесс выработки решения задачи
Решить задачу – значит найти и предоставить точный ответ на поставленный вопрос. Притом он напрямую зависит от тематической и предметной принадлежности задачи, ее характера и типа, располагаемых данных и пр.
На практике выделяют следующие варианты решения задач.
Способ |
Описание |
Сфера применения |
Арифметический | Основан на реализации математических операций над располагаемыми данными | Экономические и математические задачи, точные науки |
Алгебраический | Определение неизвестного элемента или поиск альтернативной схемы решения на основе причинно-следственных связей или взаимосвязи располагаемых данных | Задачи с неизвестными параметрами, недостающими критериями и показателями |
Практический | Проведение конкретных действий с личным участием для воспроизведения ситуации и поиска решения (практическим путем) | Эконометрические, управленческие, юридические, экономические, психологические, технические науки и пр. |
Графический | Воспроизведение и решение задачи с помощью графиков, чертежей, схем и пр. | |
Табличный | Визуальное представление данных в виде структурированной таблицы | Подходит для задач аналитического характера, комбинированного типа, выполнения НИР |
Аналитический | Основан на анализе заявленных условий и установления взаимосвязи компонентов, причинно-следственных связей, поиск недостающих звеньев или их альтернативы | Экономические, математические, юридические, психологические, социологические, естественнонаучные задания и пр. |
Логический | Ориентирован на установление четкой последовательности действий с соответствующим обоснованием на основе располагаемых фактов |
Если в задаче даны числовые значения, то ее решение вряд ли обойдется без арифметических (простых классических математических) операций. Главное знать: что и с чем суммировать, умножать или делить и пр.
Если в намеченных условиях есть «недостающие звенья» общей цепи, то важно определить их. Сделать это легче всего с помощью алгебраических уравнений или метода подстановки (логической, произвольной и пр.).
Ситуационные задачи и кейсы, а также научно-исследовательские проекты (где описываются конкретные условия, и требуется выработка определенного решения) уместен практический подход. В данном случае исследователь воссоздает определенную модель, которая визуально копирует описанные параметры, условия и воссоздает полноценную картину и пр. В этом деле на помощь может прийти метод моделирования, эксперимент и пр. Выдвигаемые решения будут моментально оценены на конкретном примере посредством апробации или прогнозирования данных.
Если в условиях задачи прослеживаются определенные тенденции, взаимосвязи, то можно полагаться на графический метод. Решение может быть выработано и представлено в соответствующей манере, но эксперты отмечают, что лучше всего перепроверять результаты более точным подходом – арифметическим, алгебраическим и пр. Графики склонны к погрешностям и пр.
Табличный подход позволяет грамотно представить условия задачи или связь отдельных показателей. Чаще всего он применим в отношении комбинированных типов, кейсов, научно-исследовательских работ, где с помощью группы параметров и фактов можно представить определенные тенденции и диагностировать проблему, а затем выработать ее решение на основе сложившегося «пазла» (картины).
Аналитический и логический подходы ориентированы на тщательное изучение условий задачи и поиск взаимосвязи, замены известных параметров, поиск недостающих элементов для выработки единой, четкой траектории. В данном случае приветствуется не просто знание правил, но и подключение логики, последовательности мероприятий, связь промежуточных результатов и пр. В этом случае студенту удается не только решить, но и обосновать каждый шаг, убедиться в корректности получаемых результатов и пр.
Чаще всего решение задачи представлено в виде комплекса различных операций, где сочетаются математические, аналитические, логические операции и различные способы представления результатов (табличный, графический, текстовый и пр.). В этом случае решение задачи представит в виде определенных действий над известными данными, их сочетаниями, альтернативными подменами (заменами) и получением конечных результатов.
В общем виде выработка решения представлена в виде анализа данных и определения общей формулы решения, а затем происходит уточнение необходимых параметров, их поиск и подстановка в формулу (или траекторию).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендация по разбору условия задачи и поиску решения
Не стоит торопиться и бегло читать заявленные параметры и требования. Важно вникнуть в суть задания и выделить известные компоненты, определить их достаточность и необходимость дополнительных операций для восполнения дефицита информации.
Обязательно изучите все термины, тенденции, параметры, правила и законы. Важно понимать, о чем идет речь в условии задачи, чтобы корректно подбирать методы и инструменты, способы решения и пр.
Разберитесь во всех правилах и коэффициентах, действующих ограничениях, законах пол теме задачи. Без знания теоретических и научных аспектов решить проблему или найти ответ на поставленный вопрос не удастся.
Полученные результаты тщательно перепроверяйте. Без сверки невозможно обосновать итоги и ход решения. Более того, данный ход позволит оперативно обнаружить и устранить недостатки, погрешности или ошибки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
чтобы понять, как решать, надо тему и предмет в целом знать
Добрый день, Alex! Рады, что данная статья вас заинтересовала. Вы верно отметили, нужно разобратся в теме и обязательно изучите все термины, тенденции, параметры, правила и законы. Важно понимать, о чем идет речь в условии задачи, чтобы корректно подбирать методы и инструменты, способы решения и пр. Советуем также прочитать данную статью: https://disshelp.ru/blog/reshenie-na-zakaz-zadach-po-fizike/
Соглашусь с комментариями выше. Пока не изучишь тему, с которой соприкасается задание, разобраться и решить его не удастся. Так что сначала теория и только потом практика.