В век информационных технологий авторы новых контентов, студенческих и научных работ редко страдают от дефицита информации. Сегодня найти первоисточники можно за считанные минуты, но качественно переработать их за столь короткий промежуток времени вряд ли удастся. Поэтому на фоне собственной лени или отсутствия опыта в работе с большим объемом материалов некоторые исследователи и блоггеры прибегают к плагиату – прямому нарушению авторских прав. Сегодня мы расскажем, как бороться с этим «ресурсным недугом».
СОДЕРЖАНИЕ
Как и когда авторы сталкиваются с незаконным использованием их трудов в иных проектах?
Каждого ребенка с детства учат одному важному правилу: без разрешения владельца пользоваться чужим имуществом (неважно каким: игрушка, машина, текст, недвижимость, деньги и пр.) нельзя. Данный канон действует повсеместно и распространяется также на интеллектуальную собственность, авторские права (то есть на тексты, книги и пр.). Притом его нарушение карается законом! Но, к сожалению, далеко не всегда постулат находит себя в полной реализации.Некоторые нерадивые исполнители, студенты, реже – ученые все же копируют «готовое исполнение мыслей» и вставляют без зазрения совести в свои исследования, публикуя и выдавая чужие мысли за свои на сайтах и пр. Именно этот прием называется плагиатом или нарушение авторских прав. Обратите внимание, что нарушение прав – это преступление, за которое последует соответствующее наказание.
В интеллектуальной и образовательной среде категория авторского права появилась давно, но реализуется на общих принципах. Благодаря развитию современных технологий сегодня можно легко и быстро определить качество исследования, самостоятельность автора и уникальность изыскания.
По статистике, студенты и ученые сталкиваются с плагиатом в 30-45% случаев. Притом обнаруживают нелегальное применение собственных трудов другими авторами случайно: наткнувшись на материал в проекте (во время поиска очередной информационной базы для ной НИР) или при проверке текста по программам антиплагиата, где им выдают конкретные ссылки с упоминанием их текста. Если в первом случае авторы могут счесть встречу «похожего текста» за дежавю или банальную усталость, переутомление, то современные программы точно не подведут и даже смогут указать на «вора».
Поверьте, обнаружить копирование и нелегальное использование текстов в современном мире – очень просто. Притом для этого не обязательно прибегать к платным услугам. Найти за считанные минуты и секунды сворованный контент можно с помощью бесплатных сервисов по проверке текста на уникальность! Сегодня их насчитывается более нескольких сотен. Но здесь следует учесть одно правило: каждая программа настроена индивидуально (шаг шингла, набор модулей, масштабы поиска и пр.), поэтому лучше всего перепроверять материал несколько раз на разных сервисах.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что делать, если ваш текст незаконно использовали?
Конечно, в социальных сетях или интернете найти «обидчика» — занятие непростое, а порой кажущееся и вовсе невыполнимым. Злоумышленник может маскироваться под «фейковыми страницами», фальшивыми именами. Но на самом деле оставлять дела на текущем уровне не стоит, ведь банальное копирование чужих работ – это самое настоящее воровство, караемое законом!
Обратите внимание, что в рассматриваемом ракурсе «найти обидчика» — означает установить, кто и/или когда использовал «втемную» Ваш труд. Здесь не учитывается реальное или географическое местонахождение злоупотребившего авторскими правами писателя. Достаточно констатировать факт копирования и место, где это было сделано.
Итак, что же делать, если студент или исследователь обнаружил применение своего труда в чужих целях, проектах, без соответствующего «одобрительного жеста»?
Под «одобрением или разрешением» понимают не согласие автора, а наличие соответствующей метки на принадлежность материала другому лицу. Под последней категорией следует понимать правила заимствования и цитирования. Разрешить ситуацию и установить справедливость в интеллектуальной и информационной среде можно в рамках двух сценариев: мирный и «военный, правовой».
Вариант №1. Досудебное урегулирование вопроса/проблемы. В рамках этой категории, возможно, как минимум два способа урегулирования конфликта.
Первый – обращение непосредственно к автору «новоиспеченного материала», который попросту использовал ваш труд в своих целях без соответствующих пометок, упоминаний и разрешений. Данный вариант уместен, если на сайте есть обратная связь с автором статьи/опубликованного материала. Проще всего установить контакт с блогером, оставив комментарий под текстом или написав ему в социальных сетях личное сообщение. Но в реальности найти контакты для связи непосредственно с лицом, который создал новый контент без упоминания задействованных первоисточников простому лицу нереально. Даже правоохранительные органы порой оказываются бессильными.
Второй вариант – обращение к администрации сайта с указанием вредоносного материала и «ворованных моментов». В данном случае заниматься поиском «нерадивого писателя» будет именно «организатор площадки», который допустил обнародование материала без предварительной проверки его качества. Если администрация сайта будет бездействовать, то можно подсуетиться и потребовать блокировки контента вплоть до устранения замечаний. Согласитесь, если сайт имеет большую целевую аудиторию, подписчиков, то в его интересах сработать оперативно и как минимум «закрыть доступ» к материалам до урегулирования всех нюансов с автором.
В любом из указанных вариантов реальному автору материалов предстоит составить грамотное и корректное обращение. Притом он вправе требовать самые различные изменения: начиная от внесения правок в текст (отражение первоисточника с помощью цитат, ссылок, косвенной речи или простого упоминания (например, исследователь Иванов И.И. полагает, что… и пр.)) и заканчивая блокировкой сайта или удалением текста (притом можно требовать как удаления сугубо личного фрагмента (то есть нелегально использованного), так и полностью всего материала).
Сложность реализации данного сценария состоит в следуем:
- Найти реквизиты автора бывает крайне трудно, поэтому установить прямой контакт с «нелегалом» не всегда оказывается посильным и возможным для автора первоисточника. Но это не означает, что нужно или можно оставить все на своих местах, как есть на текущий момент;
- Администрация сайта может неоперативно реагировать на обращения (а ведь подобных обращений может быть много, из-за чего скорость реагирования также страдает). Здесь важно проявить понимание, попытаться повторно связаться с владельцем электронной площадки или редакцией журнала и пр. Но если Вас постоянно игнорируют, то придется предпринимать более жесткие меры воздействия;
- На сайте не указаны контакты для обратной связи и пр. В этом случае выход один – обращение в Рособрнадзор с просьбой проверить деятельность контента и пометить, что там опубликованы материалы и отмечается плагиат.
Но в любом из сценариев, создателю текста следует сначала попытаться найти данные для связи с виновным лицом или стороной, чтобы обговорить с ним мирные условия разрешения возникшего конфликта. Если этого сделать не удалось или «нелегал» отказывается исполнять требования «первоавтора», то в этом случае следует прибегать ко второму сценарию.
Виртуальная среда уникальна тем, что устроить «самосуд» здесь нереально или крайне трудно. Притом в случае травли пострадать могут невиновные лица, которые просто не сумели сдержать свои эмоции. Поэтому важно действовать цивилизованными и легальными способами.
Обратите внимание, что вариант для связи с автором или администрацией сайта не оговариваемся законом. Сделать это можно любым удобным и доступным способом: личная встреча, по телефону, электронной почте и пр. Главное – установить контакт, обговорить сложившуюся ситуацию и постараться найти компромисс.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Главное – установить контакт, обговорить сложившуюся ситуацию и постараться найти компромисс. При этом рекомендуется фиксировать факт и результат «переговоров»: записывайте разговор на диктофон, скриньте переписку и пр. Данная мера может пригодиться в суде, если ответчик не захочет признавать свою вину и будет отрицать факт проведения мирного урегулирования вопроса.
Таким образом «мирный способ» основывается на личном участии, контакте автора первоисточника со стороной-нарушителем. Основной инструмент – переговоры. Но если они не приводят к должному результату, то придется переходить к более решительным мерам.
Вариант №2. Судебное разбирательство. Данный вариант предполагает обращение реального автора в судебную инстанцию с целью установления первоочередного права (непосредственного авторства) и наказания злоумышленника. Притом незаконного пользователя могут привлечь не только к административной, но и гражданско-правовой, а порой и уголовной ответственности об этом мы писали ранее.
Обратите внимание, что на практике при решении реальных проблем через правоохранительные и судебные структуры зачастую приходится обращаться в суды различной инстанции по месту жительства или прописки ответчика. В случае с плагиатом можно обратиться в местную прокуратуру или суд (по месту прописки/проживания истца). Данный ход вполне обоснован, ведь нарушитель может проживать в другом уголке земного шара.
В ходе судебного разбирательства будут установлены реальные обстоятельства дела: кто и как, когда использовал материалы, в каких целях, правомерно ли это было и пр. Более того, на период «следствия» могут действовать некоторые ограничения в части текста, где наблюдается нарушение авторских прав: блокировка всего контента или закрытие доступа к определенной статье/работе. Притом в данном случае автор первоисточника может потребовать не только наказания и установления факта принадлежащей ему «интеллектуальной собственности», но и возмещения ущерба (от использования его текста в качестве наживы), компенсации за моральный или иной вред и пр.
Притом в рамках судебного разбирательства установление справедливости гарантировано каждому правообладателю, но при условии, что будут предоставлены или собраны соответствующие доказательства. Поэтому важно не просто предоставить ссылку на сайт, но и скрины или фотографии (желательно с датой фиксации факта нарушения). В этом случае нарушителю не удастся отвертеться от наказания.
Как отстоять собственные интересы и текст в урегулировании проблем, связанных с плагиатом?
Перед тем как приступить к «войне или разбирательствам», автору нелегально использованного первоисточника целесообразно подготовиться и собрать все необходимые для защиты своих прав и оспаривания сложившейся ситуации доказательства. Притом они не должны быть голословными. Бывают ситуации, когда найти настоящего автора материалов невозможно. «Нелегал» мог заимствовать фрагмент у такого же нарушителя, который не отразил первоисточник. Но и это не будет оправданием, ведь каждый исследователь должен перепроверять задействованные материалы.
Обратите внимание, если «обидчик» признает свою вину, то он может отделаться минимальным наказанием – «выговор», исправление материала без блокировки или полного удаления контента, минимальный штраф и пр. Притом суровых мер по ограничению его деятельности (например, приостановка писательской активности на определенный срок) в дальнейшем не будет: он сможет продолжить публикационную активность. Но в случае повторного нарушения может лишиться своего контента полностью.
В реализации столь непростой миссии целесообразно предоставить следующие факты:
- Подтверждающие авторство: для этого важно доказать, что создателем конкретной мысли, фрагмента текста являетесь именно Вы. Для этого следует предоставить соответствующий вариант рукописи или копию (ссылку) на публикацию с более ранней датой и отражением ФИО автора и пр. Также подтвердить авторство можно с помощью свидетельских показаний (например, привлечь научного руководителя проекта, предоставить зачетную книжку или иной документ с отражением даты защиты исследования, результаты проверки текста по системе антиплагиат, приложения патентных документов или данных о депонировании рукописи и пр.).
- Подтверждающие факт нарушения: ссылка и/или скрин с незаконно заимствованным текстом, обязательно отражение точного адреса публикации (полная ссылка, данные об издании (где размещен текст) и пр. Не менее важно иметь «дату создания» фотографии, чтобы показать, когда материал находится в открытом доступе. «Хитрые» нарушители могут попросту удалить текст до начала или во время судопроизводства, «замести следы».
Также не забудьте приложить полные контактные данные: начиная от паспортных сведений и заканчивая номером телефона, адреса электронной почты, адресом фактического места проживания (если оно отличается от прописки) и пр.
Указанные материалы – достаточный минимум для начала или инициирования разбирательства. При необходимости дополнить доказательную базу можно будет уже в ходе урегулирования конфликта. При необходимости можно обратиться за помощью к юристам – для консультации, представления интересов в суде, подготовки документов и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как защитить текст от нелегального использования на стороне?
Чтобы любой ваш труд (просто размышления, курсовая/дипломная или научная работа, статья или обзор и пр.) был использован правомерно, важно предпринять всевозможные попытки для установления первоочередного авторства его принадлежности именно к Вам).
Сделать это можно самыми разными способами:
- Под текстом или в начале текста важно предоставлять сведения об авторе. Это можно сделать в «шапке», на титульной странице или в конце материала посредством отражения ФИО создателя. Притом важно отражать либо настоящие сведения (полностью соответствующие паспортным данным), либо официально закрепленный за ним псевдоним с соответствующими документами. Притом прилагать сам паспорт или его данные не нужно. Пометка «автор» также не обязательна;
- Если автор ведет блог, тему следует заполнить соответствующую «анкету» в системе – данные администратора домена, обратиться за помощью к провайдеру или организатору соответствующей электронной площадки. В данном случае важно пройти верификацию, регистрацию, чтобы закрепить за собой право «собственности». Если же текст публикуется в социальных сетях, то достаточно иметь при себе логин и пароль от страницы, с которой был размещен контент (притом лучше всего привязать ее к действующему номеру телефона или электронной почте).
- Добавить знак «копирайта» с ФИО автора и датой публикации или создания текста. Но здесь важно учесть, что этот атрибут не обязателен к исполнению и прямой юридической силы не имеет. Но в случае установления справедливости он облегчит установление факта принадлежности текста к конкретному автора, первенство публикации.
- Водяные знаки. Данный атрибут представляет собой не мешающий чтению или изучению материала дополнительную надпись поверх основного материала. Он может быть выполнен полупрозрачным, но приметным шрифтом. В идеале следует отражать авторские данные – блог автора (где размещен материал), ФИО автора, псевдоним, электронная почта автора и пр. В целом, водяные знаки слабо защищают текст или картинку от воровства. Они больше отпугивают заядлых «копировальщиков», ведь им лень мучиться с удалением или выведением надписи и проще найти альтернативный чистый источник.
- Депонирование рукописи или фиксация уникальности текста на сервисе антиплагиата. Сегодня это можно сделать разными способами на специальных площадках, как платно, так и бесплатно. Притом данный вариант считается одним из самых надежных, экономичных и безопасных.
Как пользоваться чужим контентом, текстом законно?
В данном случае вариантов не так много, чтобы использовать материал в личных целях при выполнении любого проекта (студенческого, научного или иного) достаточно пользоваться правилами «авторской этики»: указывать ссылку на первоисточник, правильно оформлять цитаты или качественно перерабатывать собранные материалы, проверяя уникальность данных. О всех вышеуказанных способах мы писали ранее в нашем блоге.
Не стоит пренебрегать именем автора первоисточника или репутацией контента. Если создатель первоисточника малоизвестен, это не дает права присваивать чужие успехи и заслуги себе. Аналогичная тенденция прослеживается в отношении малоизвестных сайтов с любой репутацией. Неважно, откуда был заимствован текст – научный журнал или социальные сети. У него есть «место» рождения и «родители», которые должны быть отмечены.
Включая чужой материал без разрешения и упоминания реального автора в свое исследование, помните, что это не только некультурно, но и неправомерно. Если «интеллектуальное воровство» не было обнаружено сразу – не стоит радоваться. Срок исковой давности – 3 года. В течение этого времени автор может потребовать установления справедливости. Более того, в отдельных случаях срок обращения в суд может быть неограниченным.
Справедливость может настигнуть плагиатора в любой момент: как на пике научных вершин, так и в начале исследовательского пути. Поверьте, терять лавры и падать с «высоты» неприятно и больно, а реабилитироваться и заслужить вновь доверие – гораздо сложнее.
Специалисты Дисхелп готовы помочь в сборе первоисточников для всех видов студенческих и научных работ, их качественной переработке и оформлении, гарантируя высокое качество услуг, легальность и правомерность использования материалов, безопасность сделки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!