Коллоквиум – это… (что такое, особенности, виды)

Каждый абитуриент и студент знает, что основные виды занятий в СУЗе или ВУЗе представлены в виде лекций и семинаров. На самом деле это далеко не все варианты обучения учащихся среднего и высшего образования. Одной из интереснейших и эффективных форматов обучении является коллоквиум.

Коллоквиум – это… (что такое, особенности, виды)
Каждый абитуриент и студент знает, что основные виды занятий в СУЗе или ВУЗе представлены в виде лекций и семинаров. На самом деле это далеко не все варианты обучения учащихся среднего и высшего образования. Одной из интереснейших и эффективных форматов обучении является коллоквиум.

Что это такое?

В переводе с латинского языка «коллоквиум» означает «беседа, разговор». Коллоквиум проходит в коллективной форме и предполагает, что участники беседы активно обсуждают конкретный вопрос тему или пройденный раздел. Преподаватель задает вопрос, и начинается дискуссия.

Коллоквиум как отдельный вид занятия
Для чего может проводится коллоквиум?

Коллоквиум позволяет не только оценить степень усвоения пройденного материала, но и аналитические, творческие и иные черты учащихся, выявить их сильные и слабые стороны.

Коллоквиум практикуется не так часто как общепринятые лекции, семинары и практикумы. Данный вариант обучения используется 1-2 раза в течение семестра. Чаще всего его организуют по мере изучения конкретного модуля, раздела или обширной темы.

Разновидности коллоквиумов

В зависимости от формы проведение коллоквиума может видоизменяться.

Вариант №1. Учебное занятие.

Данный формат предполагает, что преподаватель заранее предупреждает студентов о намерении повести коллоквиум, отмечая, какие темы им следует освежить в памяти, дополнительно изучить и пр. Затем он разрабатывает план занятия, готовит вопросы для студенческой аудитории.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Непосредственно на занятии он кратко обрисовывает ситуацию или задает вопросы, на которые необходимо ответить (или проанализировать) студентам. В этом случае коллоквиум может проходить как устно, так и письменно.

Использовать лекции и семинары при ответах недопустимо, но в некоторых случаях преподаватель идет на уступки.

Какие бывают коллоквиумы?
Формы проведения коллоквиумов

Вариант №2. Дискуссия.

Это устный вариант проверки знаний учащихся, когда преподаватель задает вопросы или выдвигает некую гипотезу и просит студентов проанализировать ее и предоставить ответ, порассуждать на конкретную тему и пр. В этом случае разворачивается несколько лагерей (например, за и против), начинаются дебаты и каждая из сторон пытается доказать собственную правоту.

Также допустимо выступление студентов с рефератами и докладами, а затем их бурное обсуждение.

По результатам обсуждений, активности учащихся преподаватель делает определенные выводы о том, кто и как усвоил материал, какими навыками они обладают и пр.

Вариант №3. Зачет.

С помощью коллоквиума можно не просто провести «промежуточную аттестацию» учащихся, но и организовать полноценный зачет. Такой формат займет гораздо меньше времени для оценки успеваемости студентов, но в то же время позволит оценить успехи лишь субъективно.

Например, далеко не все учащиеся любят выступать на публике, громко выражать свою позицию или мнение и пр. Из-за стеснительности они могут лишь кратко отвечать по делу, быть пассивными, что непременно скажется на итоговой оценке.

Порядок организации и проведения коллоквиума

О каждом предстоящем рубеже преподаватель предупреждает учащихся, чтобы «уравнять шансы». Поэтому до проведения коллоквиума студенты получают определенное домашнее задание: повторить пройденный материал (определенные модули или темы), изучить дополнительные источник литературы по ним и пр.

Кто участвует в коллоквиуме
Участники коллоквиума

Форма проведения коллоквиума утверждается педагогом. Чаще всего он единолично принимает решение, но в некоторых случаях спрашивает мнение студентов: устно или письменно, опрос или тестирование, рефераты или наводящие вопросы, дискуссия и пр.

Важно, чтобы преподаватель учитывал особенности студентов. Он уже знает, кто и как может отвечать на занятиях, кто стеснителен, а кто наоборот – любимец публики и жаждет стать центром внимания и пр. Не менее важно разработать шкалу оценки ответов студентов (чаще всего она носит рейтинговый характер: правильный ответ, активность студента, качество выступления и пр.).

Нередко на коллоквиумах задания бываю комплексные: ответ на вопросы обсуждения, письменные задания и пр. Такой подход позволяет наиболее полно определить степень усвоения материала каждым учащимся.

Как облегчить подготовку к коллоквиуму?

С одной стороны, студенты – самый активный народ, успевающий в течение 24 часов переделать максимум дел. С другой — они бывают пассивны по отношению к учебе: им лень постоянно перечитывать материал, повторять делать заметки и пр.

Чтобы хорошо подготовиться к коллоквиуму, достаточно соблюдать следующие правила:

  • Начинайте перечитывать темы, которые забыты или проходил давно;
  • Тщательно разбирайтесь в тех моментах, которые даются особенно трудно;
  • Если предполагается выполнение практических заданий, то следует обратить внимание на примеры, отраженные в лекциях, вспомнить, как и что решается, какие формулы и методики, когда применяются;
  • Если у студента развита «письменная память», то лучше всего вспоминать и укреплять материал при помощи написания шпаргалок: и полезно, и может пригодиться на коллоквиуме.

Чаще всего на парах-коллоквиумах учащимся запрещается пользоваться вспомогательными материалами. Поэтому важно досконально подготовиться к этому рубежу или незаметно пользоваться нужными материалами.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Коллоквиум – это… (что такое, особенности, виды)”

  • Был у нас как-то коллоквиум на втором курсе, тогда как раз . В целом глобальных отличий от семинара не увидел. Больше в игровой форме все проходило, но очень интересно. Именно в обсуждениях понимаешь, что реально гипотез и решений может быть не одно, а множество и притом разных. Сколько людей, столько и мнений.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *