Написание любого исследования должно проходить постепенно с учетом предъявляемых к нему требований и параметров. Одними из обязательных постулатов при выполнении научного изыскания является соблюдение принципов логичности и последовательности. Давайте разберемся в них, определив место в студенческих работах, их проявление и роль.
Логика исследования: понятие, параметры, и инструменты
Под логикой при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ понимают определенную схему действий, каждое из которых взаимосвязано с предыдущим и не имеет противоречий, нестыковок.
Логика исследования основывается на следующих принципах:
- Упорядоченность, то есть конкретные тенденции и действия, комбинация которых призвана привести к конкретному результату;
- Обоснованность – каждый шаг исследователь должен делать осознанно, понимая важность и роль, целенаправленность;
- Структурированность, под которой понимают четкую последовательность действий в рамках выбранной темы и ракурса;
- Вид исследования: каждое изыскание учитывает особенности научной отрасли и области, специфику задействованного инструментария и пр.
Логика в студенческих и научных работах выступает в качестве основного ориентира (план работы) и конкретных ограничений, способствующих более тотальному погружению в проблематику, тему, достижению изначально намеченной цели.
Данный инструмент зарождается в любом исследовании независимо от масштабов деятельности автора, темы, вида работы. Он свойственен как реферату, докладу, эссе, так и полноценным изысканиям (курсовым, дипломным, научным работам). Поэтому логичности уделяется особое место в системе оценок если материал не будет учитывать данный принцип, то он не сможет пройти нормоконтроль.
Логика материала начинается с первых шагов и видения исследователя. Эксперты выделяют три основных этапа разработки и конструирования логики исследования:
- Постановочный. В рамках данной стадии происходит «профессиональное выделение»: выбор темы, постановка проблемы и выдвижение гипотезы, выбор объекта исследования и определение предмета, констатация цели и задач проекта. Логика исследования на данном этапе проявляется в планировании основной программы с ответом на существенные вопросы: что изучать, как это делать, что класть в основу работы, к чему стремиться. Принцип логичности на постановочной стадии проявляется в грамотной и корректной политике с пониманием сути: что и для чего необходимо.
- Исследовательский. Здесь формально описанный механизм переходит на стадию реализации, притом логика исследования может быть вариативной и зависеть от различных факторов и обстоятельств, а план исследования (при условии обоснованности и необходимости) подвергаться коррективам, но все перемены должны укладываться в общий план, характер проекта совпадать с намеченной целью. Логика исследования на данном этапе призвана адаптировать возможности автора изыскания с ключевыми аспектами (проблема, объект, цель) и добиться желаемого результата – выработки конкретного и эффективного решения.
- Заключительный. В данном ракурсе студенту предстоит проверить полученные результаты и выработать план мероприятий на перспективу (рекомендации по внедрению) и оформить его с учетом всех требований, предоставить на обозрение комиссии или целевой аудитории и достойно защитить.
Основными инструментами логики исследования выступают следующие компоненты:
- Интересы автора: важно выбирать то, в чем вы разбираетесь и что вам интересно, тогда исследовать проблему будет приятнее, появится дополнительная «личная мотивация» преобразить проект, дополнить его неординарными, но качественными фактами;
- Уровень подготовки: не стоит торопиться и прыгать через голову. Выбирайте посильные методы исследования (лучше привычные или как минимум знакомые), чтобы на пути не возникало дополнительных преград;
- Устанавливайте рациональные границы и ограничения. В данном ракурсе важно понимать не только научные критерии (предмет, объект, цель, уникальность текста и пр.), но и временные (сколько времени может быть затрачено на изыскание, проведение эксперимента и оформление полученных результатов) и пр.
- Старайтесь выполнять действия по мере необходимости, чтобы каждый последующий шаг был связан с предыдущим, опирался на уже имеющиеся результаты и достижения и пр. В данном случае логика позволит понять, насколько тщательно проработан механизм и тема/проблема в целом, что осталось нерешенным и чего не хватает и пр. Важно, чтобы по окончании изыскания новых вопросов было мало или они были незначительными.
Логика исследования позволяет следовать действующим правилам, концепциям, а также актуализировать их с учетом реалий.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Последовательность исследования: понятие, правила построения, роль
Логика тесным образом связана со вторым понятием – последовательность, которая подразумевает четкую структурированность и поэтапность изыскания. Фактически последовательность выступает детализацией логики студенческого или научного труда.
Последовательность курсовой, дипломной или научной работы проявляется в следующих аспектах:
- Структурированность проекта с учетом заданных параметров и требований;
- Постепенное (поэтапное) погружение в тему от изучения основных терминов, приемов и возможностей до их реализации на практике, оценки на современном этапе научного развития и пр.;
- Планирование каждого шага: от выбора темы до защиты проекта. Важно понимать, когда и что следует предпринимать, изучать как пользоваться в дальнейшем полученными результатами. Например, после освещения теоретических моментов важно показать и действие, то есть использовать описанные приемы, понятия в практической главе и пр. Отклонения от намеченных планов должны быть строго обоснованными и минимальными, не доставлять неудобства автору и минимизировать погрешности в результатах.
Последовательность исследования напрямую зависит от сформированного плана, который описывает что и когда должно быть предпринято, какие материалы задействованы и пр. Фактически последовательность студенческой или научной работы представлена в виде четкой программы мероприятий, утвержденной в виде «оглавления», отклоняться от которой либо вовсе запрещено, либо допустимо, но с минимальными отклонениями и погрешностями ив строгом соответствии с выбранной темой, проблемой и намеченной целью.
В качестве основных инструментов в ходе утверждения последовательности исследования можно выделить:
- ГОСТы и методические рекомендации, очерчивающие объем, общую схему проведения исследования, правила реализации и оформления;
- Интересы автора: здесь важно понять, что хочет показать автор, как он намерен раскрыть тему, какими творческими и профессиональными талантами обладает, видение и представление исследователя;
- Плавный переход от теории к практике или науке;
- Обоснованность каждого шага и взаимосвязь с предыдущим действием.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Роль логики и последовательности действий при выполнении НИР
Недооценить весомость указанных категорий в студенческой и научной среде невозможно. С одной стороны, требования по формированию логичного и последовательного текста является обязательными для каждого автора. Отсюда следует, что в случае подготовки несвязного текста, неясных перемещений по категориям и правилам быть не должно. Каждый шаг подлежит тотальному планированию с учетом заявленных требований, возможностей автора и намеченных целей.
Последовательность НИР представлена в виде утвержденного плана работы, то есть формирования глав и подпунктов с конкретизацией мыслей в каждом из них. Отклоняться от заданной траектории не рекомендуется.
Логика исследования позволяет адаптировать последовательность изыскания с учетом реалий: располагаемых первоисточников, ограничений, факторов, инструментарий и оборудования, опыта и пр. Фактически логика исследования призвана «систематизировать» и «доструктурировать» намеченную последовательность (план программу мероприятий).
Очевидно, что без соблюдения правил логичности и последовательности добиться успехов не удастся ни в одной научной области. Действие одного и того же правила должно быть адаптировано под реалии и возможности автора, поэтому со временем корректировка плана становится неизбежной и необходимой. Например, исследователь не располагает достаточными данными для использования выбранной методики анализа, тогда у него есть несколько вариантов для продолжения изыскания: выбрать другую (подходящую) методику или продолжить поиск недостающих первоисточников. Первый сценарий предполагает вполне обоснованное изменение плана мероприятий с учетом располагаемых ресурсов, а второй – продолжение изначально очерченной последовательности, но с дополнительными этапами (поиск дополнительной информации, достаточной для анализа).
Последовательность можно представить в виде «стандартного плана действий», а логику – адаптированного механизма. От логики и последовательности автора, научного исследования зависит качество и эффективность получаемых результатов, «продолжительность» успеха (количество инструментов и мероприятий, шагов длина траектории). Поэтому важно тщательно продумать каждый шаг, оценить его «затратность» и «эффективность», взаимосвязь с темой, проблемой и целью, предыдущим действием.
Команда ОЦ Disshelp готова помочь в конструировании логики и последовательности студенческое или научного исследования с учетом действующих стандартов, мотивации и желания автора, гарантируя успех на защите. Оформить заявку можно на сайте или лично посетив офис.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!