Методология и методика социально-педагогического исследования

Социально-педагогическое исследование предполагает изучение поведения учащихся, построения образовательного процесса и возможностей совершенствования педагогической деятельности. Научные работы данного «жанра» нацелены на оптимизацию педагогики, повышению качества образования.

Методология и методика социально-педагогического исследования
Социально-педагогическое исследование предполагает изучение поведения учащихся, построения образовательного процесса и возможностей совершенствования педагогической деятельности. Научные работы данного «жанра» нацелены на оптимизацию педагогики, повышению качества образования.

Проведение социально-педагогического исследования предполагает использование специфических приемов. На профессиональном языке их называют методами. Совокупность всех инструментов, используемых при проведении эксперимента и написании научной работы, составляют методику. Она предполагает проверку выбранных приемов в действии, определение их эффективности и допустимости (возможности применения) в конкретном случае.

Особенности подбора методов при выполнении социально-педагогического исследования

При выполнении любого научного проекта автор должен грамотно подобрать инструменты и приемы, которыми он будет пользоваться: получать информацию, проводить эксперимент, систематизировать данные. В социально-педагогической сфере подбор методов осуществляется с учетом следующих принципов:

Структура и логика педагогического исследования
Особенности проведения научно-педагогического исследования
  • Объективность, который предполагает, что прием позволит установить истину;
  • Научность, предполагающий установление причин и следствий, воздействующих факторов, и доказывающий эффективность или обоснованность явлений;
  • Непрерывность: проведение эксперимента проводится в одном временном периоде, притом полученные результаты должны быть оперативно и своевременно зафиксированы;
  • И пр.

Стандартные методы социально-педагогического исследования

Чаще всего авторы научных работ используют следующие приемы:

  • Изучение и анализ литературы.

Данный прием предполагает изучение проблем «от корней» до настоящего времени. Он способствует установлению конкретных фактов закономерностей, действующих рекомендаций и правил, оценке их эффективности.

  • Наблюдение.

Данный прием заключается в том, что исследователь со стороны наблюдает за конкретным объектом. Делать это он может, как скрыто, так и явно. Главное – наметить цель и фиксировать полученные результаты, а затем анализировать их. Повторить эксперимент повторно не всегда возможно, притом получить один и тот же результат вряд ли удастся.

Наблюдение не предполагает прямого вымешивания исследователя в деятельность объект. Он наблюдает за ним со стороны.

Методы исследования в педагогике
Какие методы наиболее популярны при проведении педагогических исследований?
  • Опрос, анкетирование.

Данный прием позволяет определить степень усвоения учебной программы ил мнение учащихся, их родителей относительно образовательного процесса, деятельности педагога.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этот метод может быть реализован устной форме (например, интервью, беседа) или письменной.

  • Изучение результатов деятельности.

Данный метод предполагает проверку знаний учащихся и деятельность педагога. Он реализуется посредством контрольных срезов, тестирований, которые наглядно показывают уровень знаний и качество обучения. Достоинства и недостатки работы педагога. Самый оптимальный вариант проверки – использование диагностических карт, проведение открытых уроков, анализ успеваемости учащихся и их достижений и пр.

  • Эксперимент.

Этот прием предполагает создание специальных условий и тотальный контроль со стороны исследователя. Он может устанавливать определенные ограничения или правила, создавать специфические или естественные условия для получения нужного результата, разрабатывать собственную шкалу оценки итогов и пр.

Особенности проведения социально-педагогического исследования

Социально-педагогическое исследование предполагает изучение результатов учебной деятельности. Без участия людей оно немыслимо.

Социально-педагогическая научная работа должна иметь четкую цель и быть грамотно, подробно спланирована. Сплошная импровизация не приведет к хорошему или достоверному результату. Здесь важно установление границ: сколько будет длиться наблюдение (эксперимент), количество испытуемых, конкретизация мероприятий (кто и что будет делать) и пр.

Организация педагогического исследования
Планирование педагогического исследования

Исследователь может использовать не один конкретный метод. Для получения качественного результата, аргументированного и обоснованного, он может сочетать в одном исследовании несколько разных методов. При этом он должен доказать, что предложенная им методика будет эффективна и всесторонне отразит изучаемую ситуацию.

Методология социально-педагогического исследования призвана помочь автору научной работы определить актуальную проблему и предложить максимально эффективный, оптимальный план по ее решению с учетом особенностей оцениваемых обстоятельств.

Команда Дисхелп готова помочь в проведении социально-педагогического исследования, а также грамотном подборе методологии и инструментов для получения достоверного и обоснованного результата. В нашем штате трудятся высококвалифицированные эксперты: педагоги ведущих ВУЗов страны, кандидаты и доктора педагогических наук, практикующие эксперты, опытные авторы научных и студенческих работ. Мы гарантируем высокое качество услуг, соблюдение заявленных клиентов сроков выполнения заказа, индивидуальный подход и конфиденциальность данных. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!