
Одну и ту же тему можно рассматривать при разных ракурсах. В одном случае студент может сосредоточиться на узком сегменте и провести специализированное исследование, в другом – изучить проблему всесторонне, с точки зрения различных наук, парадигм, плоскостей. При столь многогранном подходе шансы выработать комплексное и «многофакторное» решение выше.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки междисциплинарных исследований
Под междисциплинарным исследованием понимают комплексный процесс по изучению темы, вопроса или проблемы, но с позиции разных наук. То есть один и тот же вопрос может лежать в разных предметных плоскостях, затрагивать различные сегменты и стороны жизни. В таком случае важно изучить все доступные материалы и стороны в отношении центрального вопроса, проблемы, чтобы понять, как действовать дальше и влиять на противоречие.
Междисциплинарное исследование проводится на стыке ка минимум 2 наук. Это обязательное условие для проведения таких НИР. Тема и проблема должна будет освещаться и прояснятся с нескольких предметных областей. Притом делается это как обособленно (в рамках одной научной области), так и совместно (обобщенно с учетом всех выявленных научных особенностей).

Основная задача таких проектов состоит в том, чтобы реально и целостно оценить ситуацию, определить факторы и основные «провокаторы» проблемы, установить причинно-следственные связи и возможности решения вопроса комплексно. То есть в центре внимания лежит принцип всеобщности, научности, комплексности.
К характерным чертам междисциплинарных исследований можно отнеси следующие параметры:
- Фокусировка на определенной проблеме, которая находится на стыке нескольких предметных областей. Чаще всего предметные области являются смежными науками или взаимосвязанными в силу определённых обстоятельств. Например, для прогнозирования погоды исследователю предстоит научиться работать с определённой техникой (технические науки), исследовать местность (экологическое, биологическое исследование), просчитать риски и перспективы (математическая наука, статистика и пр.) И т.д.
- Объединение различных подходов и методов, фактов из разных научных областей. В междисциплинарных исследованиях нет конкретного единого инструмента. Здесь автор будет применять то, что подходит текущим условиям, ситуации, требованиям и пр. Поэтому он может воссоединять самые разные приемы для сбора доказательной базы, описания и пр. Программа НИР будет всесторонней и комплексной, но все же автор сможет сделать акцент на одной конкретной науке (основной метод или результат).
- Комплексный понятийный аппарат. Терминология, используемая в составе таких работ, может быть специфичной: затрагивать узкие термины, общие понятия, синонимичные категории и пр. Главное – грамотно и целенаправленно их применить.
- Гибкость и адаптивность. Отобранные инструменты, материалы и методы будут грамотно задействованы для получения конечного результата и вывода. Также данный принцип подчеркивает определение границ исследования с учетом масштабов НИР. Автор сможет выходить за пределы темы (если это обоснованно и необходимо).
Обратите внимание, что междисциплинарные исследования не исключают изучение темы в рамках какой-либо науки, а наоборот допускают продуктивное изучение данных из разных направлений.
Как правило, проекты на основе таких изысканий – более объемные, детализированные, обоснованные.
Таким образом, междисциплинарные исследования представляют собой полинаучную деятельность по изучению темы, проблемы, вопроса с точки зрения нескольких наук. Они носят комбинированный характер и предполагают выработку комплексного решения с учетом массы факторов, нюансов и пр. Для проведения таких НИР требуется привлечение разных квалифицированных экспертов, а также нужна особая организация и база.
Виды междисциплинарных исследований
Междисциплинарные исследования – это не просто совмещение нескольких наук в одном проекте при изучении темы. Такого рода мероприятия могут быть совершенно разными.

В зависимости от того, сколько наук и как они будут раскрывать заявленную тему, можно выделить следующие типы:
- Мультидисциплинарные работы. В них автор будет сначала изучать тему по отдельности в рамках избранных дисциплин, а затем в конце обобщит ситуацию, подведет единый итог.
- Интердисциплинарные проекты. В таких материалах происходит параллельное изучение темы. В этом случае наблюдается «научный обмен» и грамотная комбинация подходов, мнений, фактов в рамках программы исследования. Как правило, гипотеза – комплексная, основанная на сочетании различных подходов, правил и пр.
- Трансдициплинарные НИР. Здесь наблюдается сочетание не только научной литературы, но и практического материала, различных инструментов для проверки гипотезы.
Проводимые изыскания будут комбинированными. Но здесь также можно выделить определенные сочетания наук:
- Естественнонаучные междисциплинарные НИР. В этой области наблюдается сочетание естественных наук с иными сферами, но акцент делается именно на естественных науках (они будут ведущими в раскрытии темы и решении проблемы, обосновании). Примером таких работ может статьи область биофизики, наноинженерии и пр.
- Социальные и гуманитарные. Здесь чаще всего наблюдается «микс» соответствующих предметов: социология+история, социолоигя+экономика, экономика+лингвистика, политология+экономика+социология и пр.
- Технико-естественные комбинации. Они предполагают изучение ситуации с технической и естественнонаучной позиции, но акцент – в техническом срезе. Например, повышение эффективности контроля за выбросами на заводах будет требовать проведения исследований с технической экологической точек зрения. Также к данной области можно отнести вопросы робототехники, биоинженерии и пр.
- Смешанные. В данном случае нет конкретной типичной комбинации. Исследователь задействует самые разные научные приемы и области с целью упрощения НИР, получения более точных результатов, ускорения исследовательской деятельности. В частности, при проведении социологических исследований можно использовать IT-инструментарий для проведения и обработки результатов опроса, привлечь ИИ для анализа ситуации и пр.
Если учесть специфику цели проведения НИР, то междисциплинарные исследования могут быть представлены в следующей классификации. Во-первых, фундаментальные. Данная группа проектов предполагает исследование темы с сугубо научной точки зрения, но с позиции нескольких дисциплин, парадигм и пр.
Во-вторых, изыскание может быть прикладным. При таком раскладе студенту предстоит решать прикладные задачи, кейсы, проводить реальное исследование или эксперимент и пр.
В-третьих, прогностические проекты. Такие материалы направлены на оценку ситуации и моделирование потенциальных способов воздействия на проблему с различных сторон, с привлечением аргументов и фактов из разных наук.
В зависимости от используемого для раскрытия темы и решения проблемы инструментария, исследования бывают традиционные – предполагают проверку новых сочетаний привычных, классических приемов, подходов. Новаторские же нацелены на внедрение новшеств на стыке дисциплин, с учетом из особенностей, возможностей и пр.
Обратите внимание, что в каждой группе междисциплинарных исследований есть не просто основание для их разграничения. Каждый из форматов обладает своими особенностями, тонкостями воспроизведения и описания.
Особенности формирования методологического аппарата в междисциплинарных исследованиях
Ключевая особенность при проведении междисциплинарного исследования кроется в подборе и грамотном применении различных приемов, инструментов и подходов. Как уже ясно из названия, автору придется комбинировать соответствующие парадигмы из разных наук с учетом этапа НИР, научной области (в рамках которой происходит изучение противоречия) и пр.

Разработка системы методов междисциплинарного исследования будет учитывать ряд правил:
- Взаимодополняемость. Все задействованные инструменты и подходы должны исключать дублирование данных, результатов и восполнять имеющиеся пробелы, подчеркивать особенности решения, ситуации, приноси новую полезную информацию.
- Разнообразие. Важно применение неоднородных, а различных методов и инструментов. Такой подход поможет сделать проектную деятельность более современной, индивидуальной, оригинальной.
- Гибкость и адаптация. Любой инструмент должен быть использован целенаправленно, но с учетом специфики рассматриваемого положения дел, правил науки. Притом при сочетании или смене подходов важно учитывать логику проводимого изыскания, связность параметров и пр.
Разработка методологического аппарата междисциплинарного исследования сосредоточена на объекте исследования и проблеме. Здесь не так важно, какая наука приоритетна, как понять: что провоцирует противоречие и как на это можно повлиять. Поэтому исследователь может комбинировать как различные науки, так и традиционные и современные парадигмы, проводить сравнительные итерации и пр.
Помимо этого, важно исключать сомнительные приемы, первоисточники и не стремится сочетать несовместимое. Любая комбинация должна быть обоснованной, надежной, результативной. Интеграция научных подходов и инструментов требует осознанности, взвешенности, критического подхода.
Более того, собранный методический комплекс следует перепроверить на реалистичность (посильность) и адекватность. Убедитесь, что все инструменты приносят конкретный результат, помогают изучить ситуацию и справиться с теми или иными нюансами, получить информацию для переработки. Если цель или задача не достигнута, то стоит задуматься о корректировке методологического агрегата.
Применение избранных методов должно быть либо последовательным, либо совместным. Важно понять, как и когда задействовать соответствующие приемы наиболее эффективно.
Чаще всего студенты при выполнении курсовых и дипломных работ привлекают общенаучные и специальные приемы, последовательно изучают тему и проблему с точки зрения одной плоскости, а затем – со смежной или иной.
Классическими междисциплинарными методами считаются следующие вариации:
- Экономические расчеты – аналитика (лингвистическое описание ситуации) – прогнозирование с использованием IT-инструментов и ИИ;
- Исторический анализ – статистический анализ – обобщение – прогнозирование;
- Литературный обзор – эксперимент – анализ и синтез – моделирование и пр.
Исследователю предстоит отобрать наиболее важные, эффективные в тематической плоскости подходы, инструменты, учесть научные границы и программу НИР, возможности по воспроизведению тех или иных приемов (достаточность информационной базы, владение инструментарием и пр.), сроки проведения изыскания и т.д.
Тонкости применения терминологии в междисциплинарных исследованиях
Междисциплинарное исследование также требует грамотного подбора и употребления лексики. Один и тот же термин в разных научных срезах может означать совершенно разное, иметь свой особый смысл и пр. Поэтому в рамках междисциплинарности следует убедиться в корректном и точном, понятном употреблении данных.

Автору студенческой или научной работы предстоит описывать хо и результаты НИР с учетом следующих правил. Во-первых, однозначность и точность выражений. Этот канон предполагает, что из контекста будет очевиден смысл и значение отдельных парадигм, сложных категорий и пр.
Во-вторых, нужно ориентироваться на тематическую и научную особенность термина. То есть следует понимать, укладывается и допустим ли он при описании темы, ситуации, учитывать контекстуальные особенности подготовленного материала, уместность категории и пр.
В-третьих, нередко наблюдается внедрение иноязычной терминологии в обиход автора. В этом случае важно учесть значение лексической единицы, а также уместность и ясность его употребления в тексте. Если он усложняет ход изучения материала, то лучше всего отказаться от него в пользу привычной лексики.
В-четвертых, логичность и последовательность повествования. Важно, чтобы использованные материалы и термины укладывались в структуру и логику проекта. У каждой категории – своя роль, свое место. Поэтому важно понять, как и для чего будет употреблен тот или иной параметр.
При подборе терминологии для междисциплинарного исследования важно обеспечить простоту и ясность текста, смысловой акцент и нагрузку, акценты по НИР. Автору стоит избегать двусмысленности, ложных и сложных эквивалентов, отклонения от научного стиля.
В каждой науке есть свой специфический словарь, набор терминов. При подготовке междисциплинарного проекта важно грамотно адаптировать отдельные категории под нужды автора, контекст НИР.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по проведению и описанию междисциплинарных исследований
Проведение междисциплинарного исследования требует тщательной обоснованности. Автору следует показать, почему в раскрытии темы важен именно такой подход.
Опирайтесь на проверенную литературу и факты. Не бойтесь привлекать специалистов из соответствующих областей для консультаций, повышения качества НИР.
Отберите базовый терминологический запас, на котором будет выстроен проект. Подготовьте глоссарий с пояснением значения каждой лексемы. Притом стоит понимать, когда и где уместно ее применение.
При подборе синонимов будьте осторожны и аккуратны. Важно, чтобы они вписывались в контекст и не усложняли ход восприятия текущих результатов.
Старайтесь согласовать терминологию. Сложные категории поясняйте. Допустимо отражение его дисциплинарной принадлежности. Избегайте стоп-слов, жаргона и пр.
Задействуйте взаимосвязанные и взаимодополняемые методы. Придерживайтесь наиболее краткого пути по достижению эффекта. Не пытайтесь усложнять ход НИР. Чем проще, тем лучше. Главное – новизна, ценность, результативность.
Структурируйте собранный материал. Разбивайте текст на главы и параграфы согласно обозреваемой научной плоскости. При комбинированном подходе важно разбить текст на смысловые блоки с четкими переходами.
Преподносите ход междисциплинарного исследования разнообразно и просто, преобразовывая материал в соответствующий формат: графики, таблицы, инфографика, аналитика и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





