Правила эффективного и грамотного употребления профессиональной лексики в студенческих и научных работах

Выполнение курсовых и дипломных работ, диссертаций и монографий предполагает проведение исследования в рамках постигаемой профессии или научного направления, где не обходится без специфической терминологии. Она подчеркивает особенности тех или иных явлений в рассматриваемой плоскости. Сегодня мы расскажем о правилах включения профессиональной лексики в состав научно-исследовательских работ.

Правила эффективного и грамотного употребления профессиональной лексики в студенческих и научных работах
Выполнение курсовых и дипломных работ, диссертаций и монографий предполагает проведение исследования в рамках постигаемой профессии или научного направления, где не обходится без специфической терминологии. Она подчеркивает особенности тех или иных явлений в рассматриваемой плоскости. Сегодня мы расскажем о правилах включения профессиональной лексики в состав научно-исследовательских работ.

Понятие и специфика употребления профессиональной лексики в студенческих и научных работах

Под профессиональной лексикой понимают специфические термины, словосочетания, свойственные конкретной профессии, научной области (науке). Их употребление чаще всего встречается в рамках развития научных концепций, а также на практике – во время общения двух профессионалов.

Важно отметить, что профессиональная лексика в разных специальностях и отраслях будет специфична, отличаться. Поэтому специалисты из разных ниш, выражаясь сугубо на профессиональном сленге и манере попросту не поймут друг друга. Отсюда следует, что профессиональная лексика – категория узкая, свойственная конкретной области, деятельности, эксперту.

Употребление профессиональной лексики нередко встречается не только в рамках общения (устном формате), но и при написании курсовых, дипломных и научных работ. В данном случае важно не просто включить в текст тот или иной профессионализм, узкий термин или категорию, но и сделать это грамотно: без ошибок, с учетом значения термина и смысловой нагрузки фрагмента исследования и пр.

Важно отметить, что профессиональная лексика и терминология может отличаться от научного стиля. В данном случае важно уметь отличать специфическую лексику, свойственную конкретной отрасли, и научную лексику. Первая категория чаще всего бытует в устной форме, а вторая – в курсовых, дипломных и научных работах. Но в отдельных случаях исследователи могут включать в состав основной части проекта профессиональную лексику для отражения специфики того или иного процесса, результата и пр.

Особенности употребления профессиональной терминологии
Особенности употребления профессиональной терминологии

Опытные авторы отмечают, что использование профессиональной лексики и научных отраслевых терминов в составе студенческих и научных работ выполняет ряд функций. Во-первых, подчеркивает уровень компетентности и профессиональной эрудиции автора – умение пользоваться узкими терминами.

Во-вторых, придает исследованию более глубокий смысл и оригинальную подачу данных. Применение профессионализмов и научных категорий уточняет и акцентирует внимание определенных тенденциях, фактах.

В-третьих, употребление профессиональной лексики в составе курсовых, дипломных и научных работ задает глубину и ширину изыскания, подчеркивая навыки автора по работе с текстом: умение доносить сложные моменты на простом и доступном языке, грамотно включать в текст сложные обороты и делать их понятными на фоне общего смысла фрагмента и пр.

Таким образом, профессиональная лексика уместна в устном и письменном формате, но требует сознательности, понимания и грамотного употребления в определенной (конкретной) среде – отрасли, научной плоскости, специальности и пр.

Место использования профессиональных терминов в составе курсовых, дипломных и научных работ

Каждое исследование подлежит тщательному проектированию и планированию с акцентом на программу (план) проекта, первоисточники, идею и авторскую позицию, особенности намеченных мероприятий. Проанализировав классическую структуру научно-исследовательской работы, можно выделить следующие способы употребления профессиональной терминологии.

На титульном листе отмечается лишь тема проекта. Как правило, она не содержит узких и специфических категорий. Заглавие формулируется в простой и доступной для аудитории форме, чтобы изначально было понятно: о чем пойдет речь, что будет изучать автор, какая проблема поднимается в тексте и пр.

В оглавлении также употребление профессиональных категорий считается неуместным. Наименование глав и подпунктов должны предоставлять общую картину изыскания, воспроизводить логику исследования. Поэтому специфическим аббревиатурам, узким терминам, научным категориям и профессионализмам здесь нет места.

Возможности использования профессиональной терминологии в студенческих и научных работах
Возможности использования профессиональной терминологии в студенческих и научных работах

Во введении принято описывать научный аппарат. Притом констатация каждого элемента предполагает простое описание хода исследования. В данном случае допускается включение узких категорий при условии их незаменимости и необходимости.

Основная часть – тот самый раздел исследования, где употребление специфических научных, общих терминов, профессионализмов в определенном ракурсе и с правильной подачей уместна. Именно в рамках теоретической главы чаще всего встречаются научные категории, в практическом разделе – научные термины и профессиональная лексика.

Заключение – важнейший элемент исследования, призванный подчеркнуть общую логику и результаты исследовательской мысли и деятельности, эффективность итогов, их новизну и ценность. В данном случае использование научной и профессиональной лексики уместно, но должно производиться предельно точно, уместно и в небольшом объеме.

Таким образом, студенты и исследователи чаще всего используют профессионализмы и специфические отраслевые термины, свойственные конкретной специальности, в основной части НИР, а также менее интенсивно – в заключении.

Принципы употребления профессиональной лексики в студенческих и научных проектах

Использование узких категорий, свойственных определенной профессиональной нише и отрасли, допускается пни соблюдении базовых правил.

Принцип №1. Уместность. Включение в состав основной части исследования профессиональной лексики должно учитывать значение термина и возможности его применения, смысловую нагрузку параграфа и абзаца и его совместимость с планом изыскания.

Принцип №2. Научность. Как известно, все курсовые, дипломные и научные работы пишутся в научном стиле. Поэтому употребление всех специфических категорий и терминов должно укладывать в рамки академического письма. Если привлеченный профессионализм нарушает принципы авторской этики, стилистической окраски, то он не должен быть включен в состав проекта. В данном случае необходимо либо отказаться от его применения, либо постараться найти достойный аналог, перефразировать и пр.

Принципы корректного применения профессиональной лексики в НИР
Принципы корректного применения профессиональной лексики в НИР

Принцип №3. Точность и конкретика значения. Каждый профессиональный термин имеет определенный смысл, значение. Поэтому важно не просто красиво вписать профессионализм или специфическое слово в текст курсовой, дипломной или научной работы, но и сделать это осознанно, правильно с учетом вышеописанных принципов. Употребление профессиональной лексики в переносном значении в составе НИР недопустимо, так как может подорвать общее качество работы, восприятие поданной идеи и мысли, утверждения и пр.

Принцип №4. Оправданность и необходимость, целесообразность. Использование профессиональной лексики в составе НИР должно быть оправданным, то есть подчеркивать конкретные тенденции по заявленной теме, обосновывать авторскую позицию или содействовать проверке гипотезы, формировать качественную доказательную базу или общую информационную основу проекта. Включение в состав студенческой или научной работы профессиональной лексики должна производиться в случае ее неповторимости и незаменимости (когда без этого слова или фразы невозможно передать специфику явления, результата и пр.). Если профессионализм или узкая категория имеет более подходящий аналог, то лучше задействовать его.

Плюсы и минусы от использования профессиональной лексики в составе НИР

Включение в состав студенческих и научных работ узких терминов, свойственных конкретной специализации, привносит в текст исследования ряд достоинств и недостатков.

В числе преимуществ от употребления в тексте курсовых, дипломных и научных работ можно отметить следующее черты:

  • Отражение специфики исследования и его принадлежности к конкретной профессии, отрасли, науке;
  • Подчёркивание мастерства и уровня подготовки, компетентности автора и его навыки по использованию узких категорий в тексте исследования;
  • Констатация масштабов и глубины исследования с учетом специфических черт проекта, темы и хода проектной деятельности;
  • Оригинальная подача выявленных тенденций и фактов, концентрация внимания на определенных моментах и нюансах с помощью профессионализмов и пр.

В то же время в качестве недостатков от употребления специфических и узкоспециализированных терминов можно отметить следующие моменты:

  • Включение в состав НИР новейших категорий или оборотов, свойственных больше устной речи специалистов, способно подрывать качество исследования и нарушать требования научного стиля;
  • Использование профессиональной лексики в студенческих и научных работах способно усложнять восприятие сути подаваемой мысли, фрагмента изыскания, вводить в заблуждение целевую аудиторию и провоцировать дополнительные вопросы на защите;
  • Применение терминологии, свойственной конкретной специальности, невозможно без разъяснения категории. В данном случае могут возникнуть проблемы с корректным отображение сути задействованного оборота и его подаче в рамках академического письма.

Таким образом, включение в состав курсовых, дипломных и научных работ профессиональной лексики способно привнести автору как успех, так и порвал. Поэтому к использованию подобных слов и оборотов следует подходить предельно осторожно.

Ошибки в использовании профессиональной лексики в составе НИР

Применение в студенческих и научно-исследовательских изысканиях узких слов и оборотов, свойственных определённой отрасли, профессии порой вызывает немало проблем и нюансов.

Начинающие исследователи допускают следующие ошибки при использовании профессиональной лексики в НИР:

  • Неуместное употребление в общем контексте из-за некорректного восприятия смысла термина. В данном случае происходит искажение сути отдельного этапа или результата исследования, что способно привести к ложному итогу;
  • Отсутствие навыков по адаптации слов и терминов под требования научного стиля. Использование неподходящих данному жанру категорий (жаргонизмы, эмоционально сокращенные обороты, художественные обороты и пр.) подрывает качество проекта, отмечая несоблюдение базовых параметров. В этом случае материал не будет допущен к защите;
  • Частое употребление профессиональной лексики способно снизить уникальность текста и проекта в целом;
  • И пр.

Чаще всего авторы допускают ошибки, связанные с применением профессиональных категорий в составе студенческих и научных работ, на фоне собственной невнимательности, халатности и слабой подготовки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по включению в состав НИР профессиональной лексики

Перед тем, как включить оригинальный термин в состав курсовой, дипломной ли научной работы, ознакомьтесь с его значением и оцените уместность употребления, его роль и целесообразность в составе исследования. Если есть возможность заменить его более «достойным» и корректным «кандидатом», то лучше выбрать второй вариант.

Перепроверяйте правильность написания профессионализма. Ошибка даже в одной букве способна кардинально изменить смысл предложения и фрагмента в целом, что в конечном счете запутает автора и читателей, приведет к ложным результатам.

Не стоит злоупотреблять профессиональными терминами, специфическими оборотами и категориями. Их избыток не принесет желаемого эффекта, а доставит лишь массу проблем: усложнит восприятие идеи или текста в целом и потребует корректуры и/или редактуры. Лучше всего по минимуму включать специальные термины, чтобы подчеркивать оригинальные идеи, специфические или важнейшие моменты и пр.

Обязательно проводите самоанализ подготовленной работы, чтобы понять ступень уместности и целесообразности употребления профессиональной лексики и иных категорий.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!